ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Елена Подлевских Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
УРОК ОСЗ ПО ТЕМЕ «АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ)».
Файл:

урок ОСЗ ароматические углеводороды.doc - УРОК ОСЗ ПО ТЕМЕ «АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ)».


Все файлы публикации > урок ОСЗ ароматические углеводороды.doc
УРОК ОСЗ ПО ТЕМЕ «АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ)».

УРОК ОСЗ ПО ТЕМЕ «АРОМАТИЧЕСКИЕ
УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ)».
Подлевских Елена Владимировна, МОАУ СОШ с УИОП № 37 г.Кирова, учитель
химии, город Киров Кировской области
Предмет (направленность): химия.
Возраст детей: 10 класс.
Место проведения: класс.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Комплексная дидактическая цель:
 обобщить и систематизировать знания по тем е, акцентируя внимание на

основных вопросах;
способствовать овладению основными способами мыслительной
деятельности (сравнение, анализ, умение выделять главное);
 формировать умение владеть грамотной химической терминологией,
развивать самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;
 поддержать интерес к учебному материалу и познавательной
деятельности.
Структура урока: I – Организация начала занятия
II – Формулировка целей урока
III – Актуализация знаний
IV – Обобщение и систематизация знаний
V – Итоговый контроль
VI – Рефлексия
VII – Информация о домашнем задании
Формы организации познавательной деятельности:
 фронтальная;
 индивидуальная;
 парная;

групповая.
Методы организации познавательной деятельности:
 перцептивные (словесные);
 логические (индивидуальные, аналитические);
 на основе познавательной деятельности (репродуктивный, эвристический).
Технология: развивающего обучения.
Ситуационные переменные: количество присутствующих.

УРОК ОСЗ ПО ТЕМЕ «АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ)».

Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Ароматические
углеводороды (арены)».
Цель: обобщение и систематизация знаний о строении, химических свойствах бензола и
его гомологов. Знать формулы, названия, свойства бензола и его гомологов. Уметь
выявлять особенности химических свойств гомологов по сравнению с бензолом как
результат проявления взаимного влияния атомов в молекулах. Уметь писать уравнения
химических реакций.
Оборудование: проволочная модель бензола, шаростержневая модель бензола и
толуола, таблица «Строение молекулы бензола», карточки с тестовым заданием для
проверки знаний учащихся, карточка­конспект по теме «Ароматические углеводороды».
Ход урока.
I.
II.
(3 минуты) Организация начала занятия и формулировка целей урока.
(25 минут) Работа с классом по заполнению сводной таблицы свойств
бензола и толуола (приложение 1).
Фронтальный опрос:
1. Что такое ароматические углеводороды?
2. Какой углеводород является простейшим представителем
ароматических углеводородов?
3. Какую структурную формулу бензола предложил Кекуле? Что не
могла объяснить эта формула?
4. Каковы современные представления об электронном строении
молекулы бензола?
(Ответ ученика I варианта по таблице «Строение молекулы бензола»,
ученик II варианта у доски – строение толуола: влияние атомов в
молекуле).
Дополнительные вопросы: 1) Что называется бензольным кольцом
(ядром)?
2) Почему при изображении
структурной
формулы бензола не следует
указывать
двойные связи?
3) Вспомните соответствующее
положение теории А.М.Бутлерова.
5. Каков вид гибридизации и химической связи в молекулах бензола и
толуола?
6. У доски три ученика готовят ответ на вопрос получения 1) бензола
из ацетилена; 2) толуола из хлорбензола; 3) толуола из бензола.
7. Каковы физические свойства бензола и толуола (ответы с места)?
8. Какие типы реакций характерны для аренов?
9. У доски пять учеников отвечают на вопрос: 1) взаимодействие
бензола с хлором при реакции замещения и присоединения; 2)
взаимодействие толуола с хлором при реакции замещения и
присоединения; 3) нитрование бензола; 4) нитрование толуола; 5)
окисление толуола раствором перманганата калия.
III. (10 минут) Тестовая работа и самопроверка. (приложение 2)
Ответы: вариант I – 1) г; 2) б; 3) в; 4) г; 5) в.

УРОК ОСЗ ПО ТЕМЕ «АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ)».

вариант II – 1) б; 2) б; 3) г; 4) б; 5) а.
IV. (2 минуты) Информация о домашнем задании: 1. Завершить таблицу,
начатую в классе. 2. Повторить § 14­15. 3. Написать уравнения реакций, которые
являются примерами девяти превращений, показанных на схеме:
Алкины Алкены Алканы Циклоалканы Арены
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Ароматические
углеводороды».
Приложение1.
Цель: обобщение и систематизация знаний о строении, химических свойствах бензола и его
гомологов. Знать формулы, названия, свойства бензола и его гомологов. Уметь выявлять
особенности химических свойств гомологов по сравнению с бензолом как результат
проявления взаимного влияния атомов в молекуле. Уметь писать уравнения химических
реакций.
Характеристика
1. Состав и строение:
 Молекулярная
формула;

 Структурная формула
(показать
влияние
метильной группы на
бензольное ядро в
молекуле толуола);
Вид гибридизации;
Химическая связь.


2. Получение (указать тип и
условия реакции):
 Из алканов (Д/з);
 Из циклоалканов (Д/з);
 Из ацетилена для
из
для
бензола,
хлорбензола
толуола;


 Получение толуола из
бензола (через оба
столбика).
3. Физические свойства:
Агрегатное состояние;

 Цвет и запах;


Растворимость в воде;
Токсичность.
Химические свойства
4,
(указать тип и условия
реакции):

с

Взаимодействие
хлором;
 Нитрование;



Гидрирование (Д/з);
Реакция горения (Д/з);
Реакция окисления
раствором
перманганата калия.
Бензол
Толуол
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1. а)
б)
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1. а)
б)
2.
3.
4.
5.

УРОК ОСЗ ПО ТЕМЕ «АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ)».

Применение
5.
задание).
(домашнее
1.
2…
1.
2…

Домашнее задание: 1. Завершить таблицу, начатую в классе.
2. Повторить § 14 ­15.
3. Написать уравнения реакций, которые являются примерами девяти
превращений, показанных на схеме:
Алкины Алкены Алканы Циклоалканы Арены
Тест по теме «Ароматические углеводороды».
Вариант I.
Приложение 2.
1. В молекуле бензола атомы углерода связаны:
а) тремя простыми и тремя двойными связями;
б) шестью ­связями;
в) шестью ­ и шестью ­ связями;
г) шестью ­связями и единой системой из шести ­ электронов;
д) правильного ответа нет.
σ
σ
σ
π
π
2. Сколько существует изомерных диметилбензолов?
а) 4; б) 3; в) 2; г) 1; д) правильного ответа нет.
3. Бензол, как и предельные углеводороды, вступает в реакции:
а) гидрирования;
б) изомеризации;
в) замещения водорода на галоген;
г) присоединения галогена;
д) правильного ответа нет.
4. Как можно отличить толуол от бензола?
а) по цвету пламени;
б) по растворимости в воде;
в) по действию бромной воды;
г) по действию раствора перманганата калия;
д) правильного ответа нет.
.
hv
?


t
акт
уголь
,
5. Какое вещество является продуктом цепочки превращения?
СН4 t …

а) 1,2­дихлорэтан;
б) хлорбензол;
в) гексахлорциклогексан (гексахлоран);
 
Cl ,
3 2

 

УРОК ОСЗ ПО ТЕМЕ «АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ)».

г) гексахлорбензол;
д) правильного ответа нет.
Приложение 2.
Тест по теме «Ароматические углеводороды».
Вариант II.
1. Электронные облака атомов углерода в бензольном кольце:
а) sp­гибридизованы;
б) sp2­гибридизованы;
в) sp3­гибридизованы;
г) не гибридизованны;
д) правильного ответа нет.
2. Сколько существует изомерных триметилбензолов?
а) 4; б) 3; в) 2; г) 1; д) правильного ответа нет.
3. Бензол, как и непредельные углеводороды, вступает в реакции:
а) полимеризации;
б) гидрогалогенирования;
в) окисления раствором перманганата калия;
г) гидрирования;
д) правильного ответа нет.
;

катализато
р
4. В какой из перечисленных реакций образуется бромбензол?
а) С6Н6 + Вr2  hv

б) С6Н6 + Вr2
в) С6Н12 + Вr2  hv
г) С7Н8 + Вr2  hv
;
д) правильного ответа нет.
;

;
5. Какое вещество является конечным продуктом цепочки превращений?

УРОК ОСЗ ПО ТЕМЕ «АРОМАТИЧЕСКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ (АРЕНЫ)».

3000 …  2Br ?

PtC ,


2,6­дихлоргексан  Na …
а) бромбензол;
б) 2,4,6­трибромбензол;
в) 2­бромтолуол;
г) 2,4,6­трибромтолуол;
д) правильного ответа нет.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. Органическая химия. 10 класс. М.:
Просвещение, 2008.
2. Репетитор по химии / под ред. А.С.Егорова. Ростов­на­Дону: Феникс, 2005.
3. Пустовалова Л.М., Органическая химия. Ростов­на­Дону: Феникс, 2005.
4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А., Начала химии. М.: Экзамен,
2005.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ