Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология) и презентация к уроку
Оценка 4.9

Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология) и презентация к уроку

Оценка 4.9
Работа в классе +1
docx
Междисциплинарный 3
4 кл—11 кл +1
08.04.2019
Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология)   и презентация к уроку
урок 11 02 2019.docx
Гажала Ольга Георгиевн.            педагог дополнительного образования   МБУ ДО ЦТРиГОШ МР «Олекминский район» РС(Я)  город Олекминск Р С(Якутия) СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ В рамках занятий кружка «Я  Исследователь» (Окружающая природа) Тема: Среда обитания животных  Тип урока: Урок «открытия» нового знания Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах. Цель: формирование новых умений и знаний о средах жизни и их обитателях, Задачи урока: Образовательные: знакомится с понятиями «среда обитания», различает  особенности  и указывает на факторы её формирующие,  указывает на особенности   приспособленность к жизни в   среде.   Планируемые результаты:         Предметные: ­сформировать представление  о понятии «среда обитания»;   умение отмечать отличия разных сред обитания животных,  указывать  на приспособленность животных  к жизни в его среде . Метапредметные: ­ устанавливать причинно­следственные связи  и       обобщения   о влиянии   комплекса факторов среды на приспособленность животных  к обитанию;  Личностные: ­ понимать  необходимость приобретения знаний о природе в решении задач   эстетического, рекреационного и потребительского значения природы; Основные   понятия   и   термины:  среда     обитания;   факторы   неживой   природы; приспособление к   факторам неживой природы. Оборудование  и  материалы:  ноутбук,   видеопроектор,   экран;     презентация   «Среда обитания», карточки: «животные», «описание приспособительных признаков животных к воздействию внешних факторов»,   «факторы среды», «название разных сред обитания», «рефлексия». I этап: мотивация к учебной  деятельности Деятельность учителя:  ­ Здравствуйте ребята!  Я рада видеть ваши умные и добрые лица!   Сегодня на занятии мы с Вами отправимся открывать новые знания.   Для начала     воспользуемся своими  умениями и разрешим ситуацию. …Я оставила   на столе         листочки с описанием животных,   сейчас листы перепутаны.    Необходимо разобрать   картинки и соответствующие им описания. Начнем! Педагог зачитывает описания животных   (текст описания трех животных обитающих в разных средах). Подбадривает к  активному участию всех детей. Деятельность учащихся:   Дети высказывают свои версии (крот, стрекоза, сом) II этап: актуализация и пробное учебное действие. Деятельность учителя: ­ Ребята  как вы оцениваете, имеются ли в тексте подсказки указывающие на выбор того или иного живого организма? Приведите примеры в доказательство ответа. Поразмышляйте над вопросом ­ «Что влияет на животного, определяя его внешний облик?». Деятельность учащихся:   Описывают порядок своей деятельности: ­ необходимо  просмотреть все картинки и внимательно выслушать текст. ­   вспомнить   и   представить,    что   окружает     животное   –   способное   к   полету,  либо передвигающемуся на коротких, но сильных лапах. ­ высказать краткое  суждение,    приводя пример – (..стрекоза – крылья – полет над озером; крот  ­ короткие лапы ­  проход в почве; сом – плавники – плывет в реке...)  ­ ответить на поставленный вопрос  ­ (каждый из представленных животных приспособлен к особым условиям жизни) Деятельность учителя:  ­  Мы с вами на примерах тоже отметили что, условия обитания   влияют   на   внешний   вид,   внутренне   строение,   особенности   поведения существ.  ­ Молодцы!  Условия и места где обитают разные животные – это есть их среда обитания. Среда обитания – тема нашего занятия. Демонстрация слайда1. («Среда обитания – условия, окружающие организм»). Запись определения  понятия. III этап: систематизация знаний. Деятельность учителя:    ­ Сейчас мы проведем  свое  исследование. Педагог  раздает карточки с изображением животных, обитающих в разных средах и бланк для заполнения результатов исследования, подводя детей к определению видов сред. Алгоритм: 1. Рассмотреть карточки 2. Сгруппировать карточки,  учитывая среду обитания 3. Дать название среды, где обитает данная группа животных. Деятельность учащихся:   Дети работают индивидуально.     Классифицируют карточки по основанию. Заполняют бланк исследования. Деятельность учителя:  ­ А теперь ребята     самостоятельно проверим   результаты своего исследования. Сравните ваши результаты  с  информацией на слайде и оцените, на сколько, вы успешно выполнили исследования. Демонстрация слайдов 2­4 (животные и среда обитания) Деятельность учащихся:   Дети проверяют результат своего исследования и  оценивают свою успешность, используя позицию в карточке ­ «Шкала успешности». II этап: построения проекта выхода  из затруднения Деятельность учителя:  ­ В самом деле, условия обитания влияют на внешний вид, внутренне строение, особенности поведения существ.  Что же такое среда обитания? Среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все необходимое для жизни и в нее же выделяют продукты обмена веществ.        Педагог предлагает перечислить названия сред обитания, опираясь на демонстрируемые слайды 2­4.  Стремится  вовлечь каждого ребенка в предложенную деятельность. Запись на доске  («Среда обитания – условия, окружающие организм»)  Деятельность учащихся:   Дети активно поднимают карточку с соответствующей надписью:   («водная», «наземно­ воздушная», «почва») Физ. Минутка:   Деятельность учащихся:   Выполняют  несколько движений, повторяя за педагогом. IV этап:   включение  системы знаний в учебную деятельность. Деятельность учителя: ­  Мы провели исследование и выяснили, что существует три среды   обитания.   Жизнь   в   каждой   среде   имеет   свои   особенности.   Важнейшие факторы неживой природы для любого организма – свет, тепло и влага. С детства нам знакомо: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»     Каково же влияние каждого из них на живые организмы? Попробуем охарактеризовать влияние факторов неживой природы на      среду обитания. Демонстрируется слайд 5.  (Факторы среды:  влажность.)    Педагог   формирует группы. Каждая   группа получает:     конверт   с   фишкой     ­ обозначающей среду обитания,  карточки с изображением животных, карточки, на которых указаны приспособления живых организмов к среде обитания. свет;  температура;   наличие   кислорода, Педагог демонстрирует слайды 2­4. Обращает внимание на карточку с обозначениями «влияние факторов неживой природы».  Деятельность учащихся: (жирным шрифтом указан пример) Каждая группа      вынимает  фишку  и рассказывает  о соответствующей среде обитания: (1 группа – «водная среда»;  2 группа – «наземно­воздушная среда»; 3 группа – «почвенная»).  Для обоснования своего ответа дети  выбирают и демонстрируют   карточки       животных соответствующей  среды обитания.  В карточке   знаком (+) отмечают  приспособленность живого организма к обитанию в  данной среде.   Карточка 1.  Обтекаемая форма тела, органы передвижения – плавники, приспособления для рытья, наличие слизи на поверхности тела, чешуя, орган дыхания – жабры, хорошо развитые органы слуха и осязания, орган чувств – боковая линия, приспособления для сохранения воды, плавательный пузырь, защитная окраска.  Карточка 2.  Способность передвижения под землей, чешуя, умение экономно использовать кислород воздуха,   большое   и   сильное   сердце,   хорошо   развитые   органы   слуха   и   осязания, сопротивление сдавливанию, прочность скелета, наличие жабр, способность совмещения копания и питания, приспособления для рытья, обтекаемая поверхность тела.  Карточка 3.  Приспособления   для   полета,   органы   передвижения   –   плавники,   малая   масса   тела, обтекаемая   форма   тела,   большое   и   сильное   сердце,   мощные   мышцы,   способность совмещения   копания   и   питания,   приспособления   для   очистки   и   смачивания   глаз, приспособления   для   регуляции   температуры,   приспособления   для   сохранения   воды, бегательные,  ходильные, лазательные приспособления. Совместно обсуждается вопрос о факторах природы, заносится в таблицу.   Итог работы – демонстрируется  слайд 6. (Характеристика сред)           ­  Молодцы! У вас хорошо получается.   V этап: закрепление системы знаний с формулированием проблемы. Деятельность учителя: Предлагаю провести аукцион.  Каждая группа может выставить «Лот». Идет его продажа ­ кто больше знает об объекте, тот его и «покупает».   Лоты     в виде:  «название среды обитания»,   «название   животного»,   «указание   приспособительного   признака     живого организма к обитанию в среде».  Деятельность учащихся:    Каждая группа называет как можно больше признаков определяющих объект.     VI этап: рефлексия учебной деятельности. Деятельность учителя:   ­ Сегодня мы с вами узнали, что такое среда обитания и почему она бывает разной.  А сейчас предлагаю вам выбрать утверждение соответствующее вашему настроению.  (Сегодняшнее занятие для меня: а) Я могу выбрать правильный ответ из предложенных… b) Я могу самостоятельно приводить пример и объяснять…)

Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология) и презентация к уроку

Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология)   и презентация к уроку

Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология) и презентация к уроку

Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология)   и презентация к уроку

Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология) и презентация к уроку

Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология)   и презентация к уроку

Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология) и презентация к уроку

Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология)   и презентация к уроку

Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология) и презентация к уроку

Урок «открытия» нового знания на тему: "Среда обитания животных" (4 класс, экология)   и презентация к уроку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2019