Урок памяти, посвященный 100-летию К.Симонова «Наше время еще занесут на *скрижали…» (7 класс)
Оценка 5
Культурные мероприятия
docx
русская литература
7 кл
08.05.2017
Давным – давно отгремели залпы победного салюта, пожелтели фотографии и треугольные письма с фронта, но в нашем сердце хранится память о минувшей войне. Она учит и предостерегает, дает силу и внушает веру. В последнее время термин «горячие точки» прочно вошел в политический словарь, в наш обиход и ежедневно присутствует в средствах массовой информации. Cтихи К.Симонова – это утверждение красоты и высоты жизни, которая на первый взгляд может показаться неприметной, красоты и высоты истинной человечности и гражданственности.
урок - памяти по творчеству Симонова.docx
Урок памяти, посвященный 100летию К.Симонова
«Наше время еще занесут на *скрижали…»
Слово учителя.
1 ведущий: Помню, студентами третьего или четвертого курса, в те удивительные дни,
когда естественно и счастливо, как необходимое откровение, сердце выбирало в себя
нехитрый рекламный афоризм, что «книга лучший подарок», мы отправились большой
компанией в общежитие на день рождения к студентке из Германии.
2 ведущий: Ее звали Гертруда, она была голубоглазым, желтоволосым ангелом,
разговаривала тихим голосом, с чудовищным и милым акцентом, играла на губной
гармонике, была любима нами от нашей полудетской доброты, от страстного желания
перечеркнуть ею недавнее прошлое ее страны.
1: Гертруде надарили много подарков, главным образом, книг, а среди них томик
стихов Константина Симонова. Я знала стихи Симонова с детства, любила их, во многом
именно им поняла, что стихи это действительно «для души», а не атрибут во многом еще
чужого и далекого мира взрослых и не один из тех «предметов», которыми нас подчас так
мучили в школе.
2: Но в тот вечер меня вдруг совершенно поособому затронуло, поразилодо мурашек
по коже, как будто я впервые все это слышала, когда ктото из наших, открыв наугад
книгу, прочел:
Настанет день, когда свободу
Завоевавшему в бою,
Фашизм стряхнувшему народу
Мы руку подадим свою.
1: Мы верим в это, так и будет.
Не нынче завтра в бой,
Не нынче – завтра нас разбудит
Горнист военною трубой.
2: И если гром великий грянет
Над сворой псов и палачей,
Для нас все так же солнце станет
Сиять огнем своих лучей.
Песня «Служу России»
1: От сорок пятого года отделяло нас почти десятилетие, и еще на великую и страшную
войну и четыре предвоенных года отстояли мы от времени, когда были написаны эти
строки. Мы все, как по команде, посмотрели на именинницу. Нами владело одно чувство:
казалось, чтото большое, весомое, равно убедительное и для нас, и для нее, присоединилось к нашей вере в эту девочку, в ее будущее и в будущее ее страны,
подтвердило правоту необходимость такой веры.
2: В тот вечер мы открыли для себя одну из самых дорогих нам граней симоновского
таланта. Как это назвать? Есть высокое, обязывающее слово «пророчество». Есть
понятиепопроще бытовое, знакомое: «предчувствие». Правильнее всего, пожалуй, будет
определить это качество Симонова поэта, этот дар, с моей точки зрения вообще
исключительно ценный и не так часто встречающийся, как точное чувство времени, почти
сиюсекундное ощущение его бега, цвета, вкуса, запаха. Такое чувство времени и рождает,
собственно, точность суждений, безoшибочнoе понимание того, чем живет сегодня человек
и что ему нужно будет завтра. Можно обойтись без апельсинов, но без черного хлеба не
обойдешься.
1: Стих. «Родина»
Сколько раз слышала я от людей самых разных профессий, в самых разных
обстоятельствах, в разные временалюбовно уложенные в памяти строки симоновского
«Генерала», «Дома в Вязьме», «Ты помнишь, Алеша…», « У огня», «Дом друзей»,
обжигающе откровенные и такие человечные стихи о любви, о немногословной мужской
дружбе стихи посолдатски скупые, негромкие, искренние.
2: Стих. «Жены»
Кто из нас не повторял в трудные минуты: «Ничто нас не может вышибить из седла!»
1: Баллада «Сын артиллериста»
Кто из нас не приникал к симоновской «Первой любви», не вчитывался в «Пять
страниц», уловив необычайную близость того, о чем писал поэт! Мы читали Симонова,
чтобы разобраться в себе, понять, как же это все так в жизни получается, сверить,
поразмыслить, светло и взросло проститься со вчерашним.Мы читали Симонова, чтоб
дальше идти было хорошо. А со стихами Симонова и впрямь хорошо было идти дальше.
2: В чем тут дело? Почему стихи Симонова рождают, если говорить не
языкомлитературоведения, а тем языком, который помогает нам каждый день связывать
себя с миром, доброе чувство, хороший настрой души?
1: Наверное, во многом потому, что мы сами, если под этим «мы» понимать всю нашу
дорогу от семнадцатого года, всю необходимость ежедневной большой работы миллионов,
героизм которой – обыденность, а не исключительность, тихаясолдатская песня у костра, а
не оглушительный крик фанфар, чувство долга, а не желание славы.
Стих. «Мальчик»
2: Стихи Симонова – это утверждение красоты и высоты жизни, которая на первый
взгляд может показаться заурядной и неприметной, красоты и высоты истинной
человечности и гражданственности. Это – то, как мы живем и чувствуем, как хотим жить
и чувствовать, как должны. 1: Есть какаято мера, которая отмеряет линию симоновских стихов, перед тем как
выпустить их в плавание, в жизнь на страницы и в сердца.
2: Вероятно, это не чисто эстетический критерий, хотя без него и не обходится ни одно
искусство. Это и не острота гражданского мироощущения и не глубина познания страстей
человеческих, хотя есть, конечно, в стихах Симонова и то и другое.
1: Мне трудно найти слово, определяющее эту меру. Пожалуй, тут легче определить
Симонова самим Симоновым. Я все хожу и твержу строки из «Дома на Вязьме»:
И если ктонибудь из нас
Рубашку другу не отдаст,
Хлеб не поделит пополам,
Солжёт, или изменит нам,
Иль, находясь в чинах больших,
Друзей забудет фронтовых,
Мы суд солдатский соберём
И в этот дом его сошлём.
2: Пусть посидит один в дому,
Как будто завтра в бой ему,
Как будто, если лжёт сейчас,
Он, может, лжёт в последний раз,
Как будто хлеба не даёт
Тому, кто к вечеру умрёт,
И палец подаёт тому,
Кто завтра жизнь спасёт ему.
1:Пусть вместо нас лишь горький стыд
Ночь за столом с ним просидит.
Мы, встретясь, по его глазам
Прочтём: он был иль не был там.
Коль не был, значит, круг друзей,
На одного ещё тесней. 2: Но если был, мы ничего
Не спросим больше у него.
Он вновь по гроб нам будет мил,
Пусть честно скажет: Я там был.
1:Это «Я там был» со всем, что за ним стоит, ощущается мною как нравственная мера
поэзии Константина Симонова. И видимо, именно это определяет Симонова как поэта
остро современного. Чем же еще мерить человека в наше время?..
2: Стих. «Майор привез мальчишку на лафете»
1: И демократическая одежка симоновского стиха, вызывавшая нередко упреки
критики, шокированной прозаизмом поэтического языка Симонова, обыденностью
ситуаций, строящих стихотворения, представляется подчиненной той же мере,
зафиксированной формуле «Я там был».
2: Я думаю, что для того, чтобы выразить в стихе правду внешнего мира и своего
внутреннего мира со всей надеждой,со всей горестью,со всей радостью и печалью,со всем
прошедшим и будущим, необходима не то что простота, а, так сказать, обыденность.
1: Простота, обыденность, прозаичность симоновских стихов делают их
ещедостовернее, еще больше приближают их тому, что есть наша жизнь и мысами.
Незаметно стихи становятся частью окружающих нас предметов, явлений, событий, частью
самой нашей жизни.
Они не дают нам повода сомневаться в себе. А не это ли качество настоящих
товарищей?
Стих. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» Брюшков Михаил,Смыслов
Савелий, 7 б класс.
2: Стихи Симонова стали нашими товарищами, нашим насущным, нашим ежедневным,
необходимым.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди...
Когда в четвертом году приехал к нам на побывку мой раненый отец, у него, человека
не сентиментального, довольно безразлично относящегося к стихам, старого кадрового
военного, в кармане гимнастерки на желтом, стертом на сгибах листке были торопливо
переписанные эти знаменитые стихи Симонова.
1: Песня «Жди меня»
2: Стихи Симонова стали моими товарищами и товарищами моих товарищей с тех пор,
как мы узнали их. Годы показали, что на них можно положиться.
И если ты тоже нуждаешься в настоящих товарищах, протяни руку: теплые, твердые,
верные руки найдут ее. Слово учителя: Сегодняшний урок продемонстрировал, что стихи К.Симонова – это
утверждение красоты и высоты жизни, которая на первый взгляд может показаться
неприметной, красоты и высоты истинной человечности и гражданственности.
*Скрижаль – доска, плита с письменами
Урок памяти, посвященный 100-летию К.Симонова «Наше время еще занесут на *скрижали…» (7 класс)
Урок памяти, посвященный 100-летию К.Симонова «Наше время еще занесут на *скрижали…» (7 класс)
Урок памяти, посвященный 100-летию К.Симонова «Наше время еще занесут на *скрижали…» (7 класс)
Урок памяти, посвященный 100-летию К.Симонова «Наше время еще занесут на *скрижали…» (7 класс)
Урок памяти, посвященный 100-летию К.Симонова «Наше время еще занесут на *скрижали…» (7 класс)
Урок памяти, посвященный 100-летию К.Симонова «Наше время еще занесут на *скрижали…» (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.