Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»
Оценка 4.7

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
05.03.2018
Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»
Урок чувашской литературы в 11 классе. На уроке рассуждаем о смысле и ценностях чувашей в 19 веке. Обращаем внимание на осмысление жизни. Проникаем в сложные психологические коллизии. Отвечаем на вопрос, что является семейными ценностями. Мы сделаем выводы, какие дороги выбирают героиУрок литературы в 11 классе
Конкурсная работа.План-конспект урока.docx
План­конспекта урока Предмет: чувашская литература Класс: 11 Тема урока: «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб» Тип урока: урок открытия нового знания. Цели:  1. Устанавливать причинно­следственные связи исторических событий с жизнью семей, описываемых в романе «Черный хлеб» М. Ильбека; 2. Оценить значение творчества писателя и его литературный талант. 3. Научиться делать нравственный выбор. Планируемые результаты:  Мотивация   учащихся   к   активному   приобщению   к   дальнейшей   познавательной деятельности. Учащиеся должны оценивать поступки героев романа, выявлять нравственные качества.  Оснащение урока: таблицы, иллюстрации, мультимедийное оборудование. Ход урока: I. Мотивационно­целевой этап. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации.  На уроке мы рассуждаем о смысле и ценностях жизни в чувашской деревне 19 века и о современных   общечеловеческих   приоритетах;   обратим     внимание   на   высшие   ценности; подумаем   об   осмыслении   жизни,   постараемся   проникнуть     в   сложные   психологические коллизии героев в романе Н. Ильбекова «Чёрный хлеб». Мы ответим на вопрос, что является семейными   ценностями.   Рассматривая,   анализируя   поступки   героев,   мы   сделаем   выводы, какие дороги выбирают  герои.  II. Этап   организации   познавательной   деятельности,   которая   ориентирована   на получение информации учащимися из различных источников. 1. Слово учителя: ­ В своем романе М. Ильбек обратился к сложному периоду родного народа, когда во всей России разгорался революционный пожар. И все же в эпическом произведении писателя главное ­ не в описании историко­революционных событий, а в реалистическом отражении человеческих судеб, в глубоком проникновении во внутренний мир героев, в психологической убедительности   воссозданных   автором   характеров,   а   также   в   показе   чувашского   быта, обычаев. 2. Слово ученика.  ­   Чтобы лучше понять   творчество писателя, познакомимся   с биографией Николая Ильбека.  В Шемуршинском районе Чувашской АССР раскинута несколькими улицами деревня Три­избы­Шемурша. В этом старинном чувашском селении в 1915 году в бедной крестьянской семье родился будущий народный писатель Чувашии Николай Филиппович Ильбеков. Детство Мигулая Ильбека было нелегким. Ему было пять лет, когда умер отец. И на плечи мальчиков легло бремя тяжелого крестьянского труда. Ему приходилось выполнять всякую работу в домашнем хозяйстве, сажать и убирать картофель, косить, жать, возить сено, плести лапти. Но несмотря на трудности, мать старалась дать любознательному сыну образование. Начальное   образование   получил   в   родном   селе,   затем   продолжил   учебу   в   Хорновар­ Шигалинской   школе   второй   степени   Дрожжановского   района   Татарской   АССР.   Школа находилась далеко, а ходить приходилось и в стужу, и в пургу, и в пору весенних паводков. В эту пору Мигулай часто еды вдоволь не видал, нередко даже голодал. Но желание учиться было настолько велико, что он перенес и эти невзгоды лишения.    Многообразны были интересы мальчика в школе. Он не только усердно учился, но и принимал активное участие в художественной самодеятельности: участвовал в спектаклях, посещал хоровой кружок, декламировал стихи.    В 1931 году Ильбек окончил Батыревский педагогический техникум и был направлен на   работу   в   Больше­Буяновскую   неполную   школу   Шемуршинского   района.   В   литературу Ильбек пришел в 30­е годы. Его первые произведения были напечатаны в республиканских газетах «Молодой колхозник», «Клич пионера».  Проработав до 1934 года в школе учителем, затем инспектором РОНО в Шемурше, Ильбек приезжает в Чебоксары, работает в комитете радиоинформации   при   Совете   Министров   Чувашской   АССР,   редактором   литературно­ драматических   передач,   учится   заочно   в   Чувашском   педагогическом   институте   им. И.Я.Яковлева. В середине 30­х годов на страницах газет «Канаш», «Молодой колхозник», в журналах «Капкан», «Сунтал» публикуются рассказы и очерки Ильбека о тружениках села. В   них   молодой   писатель   старается   верно   передать   характер   земледельца,   одержимого стремлением дать стране больше хлеба. В 1937 году Ильбек был призван в Красную Армию. По возвращении из рядов Красной Армии Ильбек работает в Чувашском государственном книжном издательстве редактором. Однако   недолго   довелось   ему   работать:   началась   Великая   Отечественная   война.   И   не дожидаясь   повестки,   подает   заявление   и   в   августе   1941   года   получает   назначение   на должность   редактора   дивизионной   газеты   «На   разгром   врага».   С   этой   дивизией   Ильбек прошел   путь   от   Сталинграда   до   Балкан:   участвовал   в   боях   под   Харьковом,   освобождал Запорожье, Никополь, Одессу. За образцовое выполнение боевых заданий командования был награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2­й степени, медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Болгарии», «За победу над   Германией   в   Великой   Отечественной   войне   1941­1945   гг.»,   многими   юбилейными медалями.   Уже   в   первые   месяцы   войны   были   созданы   стихи,   рассказы   и   очерки, рассказывающие о ратных подвигах чувашских сыновей и дочерей в боях против немецко­ фашистских захватчиков. К числу таких писателей принадлежал и Ильбек. В рассказах и очерках «Горячий день» (1942г.), «В госпитале» (1942г.), «Маленькая Клавдия», «Маринка» (1944г.), «Мы ­ советские солдаты» (1945г.) он изобразил напряженные оборонительные и наступательные   бои   и   вместе   с   тем   раскрыл   духовное   богатство   советских   воинов,   их беспредельную любовь к отчизне. Вернувшись   в   Чебоксары,   Ильбек   в   течение   десяти   лет   (до   1958   года)   работает редактором Чувашского книжного издательства, ответственным секретарем правления Союза писателей Чувашии и целиком отдается художественному творчеству. Значительную работу проводил   он   и   среди   населения   города   и   республики,   часто   выступал   с   лекциями   перед учащейся молодежью как ветеран войны. До конца своих дней Ильбек оставался активным общественным деятелем, несущим в массы слова правды. 23 февраля 1981 года, будучи уже тяжело   больным,   он   выступил   перед   молодежью.   Это   было   его   последнее   публичное выступление.  Рассказ сопровождается слайдами презентации. 3.Прием графической организации материала. Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».            .   (франц   Что мы знаем Роман ­ roman), литературный   жанр,   эпическое произведение   большой   формы,   в котором повествование сосредоточено   на судьбах отдельной   личности   в   ее отношении к окружающему миру, на   становлении,   развитии   ее характера и самосознания. Социально­психологический роман ­   литературный   жанр, который прозаический, развернутое предполагает повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный/нестандартный   период его   жизни,   раскрываются   его психологические   характеристики и психология его взаимодействия с  окружающими;   в таком  романе отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора. Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что раскрывает типический характер своих героев и   выражает   свое   идейное отношение   к   ним   через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. Психологизм   в   литературе   –   это (от греч. psyche ­ душа и logos ­ понятие, способ изображения   душевной   жизни человека   в   художественном произведении: воссоздание внутренней   жизни   персонажа,   ее   смены   душевных динамики, состояний,   свойств личности героя. Реализм ­ в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах. направление писатель анализ слово)                   Что мы хотим узнать 1.С   какого   эпизода   начинается роман. Что мы узнали из текста 1. Роман начинается с пролога. В старом деревенском доме родные собрались   вокруг   умирающего старика   Сямаки,   надеясь,   что   он откроет тайну. Мы знакомимся с героями романа. 2.Что   обозначают     эпиграфы, данные к прологу и к первой части романа?   Раскрывают   ли   они причину   подобного   названия романа?   3.Характеристики основных героев романа? (Шеркей, Элендей, Сайдэ,   Селиме,   Тухтар,   Тимрук, Ильяс,   Кандюк   и   пр.).   Описание героев по тексту. Анализ каждого героя,   художественных   средств, использованных автором. 4.ОбразТухтара. Краткая история трагическй   любви   Селиме   и Тухтара. Кто или что всему виной (отец   Селиме   или   прежний традиционный   уклад   жизни чувашей)?     через 2.   «Жизнь   прожить   –   не   поле перейти»; «Того не насытила беда, кто   ел   черный   хлеб.(чувашская   «И   будь   вовек пословица);   хлеб   ржаной, благословенен, просоленный   потом»   (Митта Васлее). Анализ эпиграфов. 3. Главный герой романа Шеркей проходит большие жизненные   испытания.   Сгорает дом, умирает жена, кончает жизнь самоубийством   единственная дочь, сам он в позорных связях с ворожеей­колдуньей   обесчестил свое имя. Казалось бы, ничего не осталось  в душе человека,  кроме черной   тоски.   Шеркей   выдержит еще   и     не   в   такой   борьбе, неиссякаемая   сила   крестьянина заключена  в  неразрывной  связи   с землей.   Теперь   нам   становится ясным,   почему   роман   назван “Черным хлебом”.  Иной путь выбирает себе Элендей. Правда,  живется  ему нелегко,  он зарабатывает     своим   честным трудом   черный   хлеб.   Ему   не нравится,   что   его   брат   Шеркей начинает   якшаться   с   богачом Кандюком. Элендей видит в этом хитрую   уловку   каштана­кулака, решившего   путем   сговора   и подкупа   забрать   в   свои   руки лучшие утламышские земли. 4.Рядом   с Элендеем стоит образ батрака   Тухтара.  C  малых   лет оставшись   круглым   сиротой, Тухтар   рос   ”в   людях”   ­   летом вместе   со   странным   дедом Тиммой   пас   стадо,   а   зимой батрачил   где   попало.   Через ”седьмое   колено”   он   приходится ”родней”   и   Шеркею.   Пользуясь куда отвечает этим,   Шеркей   беззастенчиво заставлял его работать на себя, и как родственнику, конечно, ничего не платил. Первое время Тухтар и сам считал, что это так и должно быть ­ ведь его кормили. Вскоре в сердце юноши вспыхивает чувство любви  к дочери  Шеркея  Селиме, которая   ему взаимностью. Достойным любви Тухтара встает со страниц романа образ Селиме, решившей   лучше   умереть,   чем жить рабыней в ненавистном доме богача.   Одну   половину   избы заперли Кандюка, похищенную   Селиме,   она превратила   в   неприступную крепость,   здесь   она   за   несколько дней,   совершенно   поседела,   но никто не смог сломить ее волю, и погибла она непокоренной.  Так   чувашская   девушка   с героическим   самоотвержением идет   на   великие   муки   ради истинной любви.  отсутсвует 5.В   Шеркее иммунитет, нравственный мудростью подпитываемый народа,   питательными   соками земли,   черного   хлеба,   которым обладает   его   младший   брат Элендей.   Жажда   обогащения привела   к   краху   не   только Шеркея, но и его семью.       5.Сопоставительные характеристики   Шеркея   и Элендея. трагедии случились в семье Шеркея?   Какие   4.Групповая работа. Работа в группах с использованием приема «Кластер». 1 группа.  Смысл названия произведения 2 группа. Семья Шеркея. 3 группа. Линия Элендея. 4 группа. Твердость Тухтара. 5 группа. Стойкая Селиме. Смысл  названия Семья  Шеркея Богач  Кандюк Линия Элендея Твердость  Тухтара Стойкая Селиме III.   Этап закрепления и включения в систему знаний. Систематизация материала урока. Учащимся   предлагается   заранее   подготовленный   материал,   содержащий   ошибки   разного рода.   Необходимо   найти   и   исправить   все   ошибки.   Работа   проводится   в   группах.   По окончании работы составляется связный текст о романе. (Приложение 1). IV. Итоги урока. Используется прием рефлексии «Пять пальцев».  М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания и опыт мы получили? Б (безымянный) – близость цели. Что мы сегодня делали и чего достигли? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня преобладающее настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Чем каждый из нас сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал. Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было физическое состояние? Карточка 1 Приложение 1      В романе «Черный хлеб» изображены события почти двухстолетней давности. Здесь писатель правдиво воссоздал один из значительных этапов. В характерах Элендея,   Имеда, Тухтара   воплотилась   идея   правды   народа.   Им   присущи   такие   черты,   как   прямота, бескорыстие, неподкупность, способность постоять за свои права и свою семью.      На пепелище Шеркей находит сгоревшее бревно, оно легко подгибается в середине. «Даже бревно  не выносит огня, что выдержит? Что же выдержит? – рассуждает про себя этот мужик. ­ Шеркей выдержит. Он не думает еще протянуть руки».      шишки, а ты старайся прожить еще три дня. Так отцы учили нас.  ­ Рыдать не надо. Чувашам не идут слезы. Будь как сокол, брат. Пусть вывалятся Карточка 2             С Шеркеем связана основная идея романа, и как раз в связи с переживаниями этого героя у автора вырываются лирические раздумья: «Самое худшее для человека – потерять деньги. Когда есть деньги, он осуществит мечту свою. Не таков ли наш народ?»           «Черный хлеб» оптимистичен и близок к истине народной жизни. В нем много светлого, обнадеживающего во взгляде на национальный характер трудового чувашского народа.   Не забитым представлен народ в романе – он силен духом, твёрд в воле. Карточка 3              Жизнерадостно звучит речь семидесятилетнего старика Эжелема: «Отцу я закрыл глаза,   когда   ему   было   восемьдесят   три   года.   Надеюсь   и   я   собрать   ещё   десяток   годов». Древний старец ещё крепок здоровьем: в праздник он плясал с полным графином молока на голове и не выплеснул ни капельки. В речи Эжелема часто слышится мечта о справедливости: «Издревле чуваши мечтали жить в мире и согласии между собой. Когда они не ссорились, называли себя сильными», ­ говорит он. Под стать отцу стройный в свои шестьдесят лет сын Савандей. При всей своей чувашской мягкости, отец и сын оба правдивы и непреклонны в решениях.                   Роман   «Черный   хлеб»   ценен   не   только   тем,   что   в   нем   широко   представлено послереволюционное   прошлое   русского   народа.   Но   еще   более   важно   другое:   в   романе Карточка 4 показано как под влиянием российской действительности конца XХ и начала XXI столетия и благодаря   работе   либералов   среди   рабочих   развивалось   самосознание   и   независимость чувашского   крестьянина.   Народ   и   отдельные   наиболее   яркие   люди   показаны   в   романе одновременно.   Рост   сознания   Тухтара,   Элендея   положительно   сказывается   на   других горожанах. Карточка 5         Эпиграфы к прологу и первой книге говорят не только об ужасной и страдальческой стороне   дореволюционной   жизни.   Черный   хлеб   сладок,   он   пропитан   радостью   и   потом чувашских семей. Но он же и корни крестьянина. Титанический труд воспитывал в народе выносливость, честность и другие положительные черты.                                                                                                            Приложение 1 (Исправленный вариант) Карточка 1                      В романе «Черный хлеб» изображены события почти  столетней  давности. Здесь писатель   правдиво   воссоздал   один   из   значительных   исторических   этапов.   В   характерах Элендея,   Имеда, Тухтара воплотилась идея правды народа. Им присущи такие черты, как прямота, бескорыстие, неподкупность, способность постоять за свои права и свою семью.         На пепелище Шеркей находит сгоревший гвоздь, он легко подгибается в середине. «Даже гвоздь железный не выносит огня, что выдержит? Что же выдержит? – рассуждает про себя этот мужик. ­ Шеркей выдержит. Он не думает еще протянуть ноги».                ­ Рыдать не надо. Чувашам не идут слезы. Будь как  рябчик, брат. Пусть вывалятся шишки, а ты старайся прожить еще три дня. Так отцы учили нас.  Карточка 2            С Шеркеем связана основная идея романа, и как раз в связи с переживаниями этого героя у автора вырываются лирические раздумья: «Самое худшее для человека – потерять надежду. Когда есть надежда и вера, он силой души осуществит мечту свою. Не таков ли наш народ?»          «Черный хлеб» оптимистичен и близок к истине народной жизни. В нем много светлого, обнадеживающего во взгляде на национальный характер трудового чувашского народа.   Не забитым представлен народ в романе – он силен духом, твёрд в воле. Карточка 3          Жизнерадостно звучит речь девяностолетнего старика Эжелема: «Отцу я закрыл глаза, когда ему было сто три года. Надеюсь и я собрать ещё десяток годов». Древний старец ещё крепок здоровьем: в праздник он плясал с полной чаркой водки на голове и не выплеснул ни капельки.   В   речи   Эжелема   часто   слышится   мечта   о   справедливости:   «Издревле   чуваши мечтали   жить   в   мире   и   согласии   между   собой.   Когда   они   не   ссорились,   называли   себя сильными», ­ говорит он. Под стать отцу стройный в свои шестьдесят лет сын Савандей. При всей своей чувашской мягкости, отец и сын оба правдивы и непреклонны в решениях.               Роман   «Черный   хлеб»   ценен   не   только   тем,   что   в   нем   широко   представлено дореволюционное  прошлое  чувашского  народа.   Но   еще   более   важно   другое:   в   романе Карточка 4 показано как под влиянием российской действительности конца XI   XX столетия и  Х и начала    благодаря   работе  социал­демократов  среди   рабочих   развивалось   самосознание   и независимость чувашского крестьянина. Народ и отдельные наиболее яркие люди показаны в романе одновременно. Рост сознания Тухтара, Элендея положительно сказывается на других поселянах. Карточка 5         Эпиграфы к прологу и первой книге говорят не только об ужасной и страдальческой стороне   дореволюционной   жизни.   Черный   хлеб  горек,   он  просолен   слезами  и   потом чувашских семей. Но он же и корни крестьянина. Титанический труд воспитывал в народе выносливость, честность и другие положительные черты.

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»

Урок по чувашской литературе на тему «Семейная мысль в романе М. Ильбека «Черный хлеб»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018