Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"
Оценка 4.6

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
4 кл—6 кл
06.01.2017
Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"
Данный урок предназначен для учащихся 4-6 классах; в рамках курса «Финансовая грамотность», разработан в соответствии с ФГОС. Продолжительность проекта: (1 час). Цель проекта: - получить базовые экономические понятия по данной теме; - научиться принимать решения, учитывая экономические аспекты и факторы, -исследовать и проанализировать конкретные жизненные ситуации; -приобрести практический опыт правильного расходования семейного бюджета; - освоить методы сбора и анализа информации, как экономической, так и социологической.Урок-проект направлен на социально-экономическую адаптацию учащихся в современных экономических условиях и выполняется по самостоятельным исследованиям учащихся семейных бюджетов их семей и семей знакомых и родственников. Для этого учащиеся проводят анкетирование и анализ полученных данных по группам доходов и расходов. В результате исследования мы должны получить ответы на различные вопросы. Проект позволит сделать акцент на таких экономических понятиях, как "бюджет", "доходы" и "расходы" с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни.
Цели урока.docx
Тема урока: «Бюджет семьи» Пояснительная записка: Целевая группа: Данный урок предназначен для учащихся 4­6 классах; в рамках курса  «Финансовая грамотность», разработан в соответствии с ФГОС. Продолжительность проекта: (1 час). Цель проекта:  ­ получить базовые экономические понятия по данной теме; ­ научиться принимать решения, учитывая экономические аспекты и факторы, ­исследовать и проанализировать конкретные жизненные ситуации; ­приобрести   практический   опыт   правильного   расходования   семейного бюджета; ­  освоить методы  сбора и  анализа  информации,  как  экономической,  так и социологической.  Планируемые результаты:  Личностные:  помогать родителям в разработке и анализе семейного бюджета.   каким образом можно увеличивать доходы или сокращать расходы в семье. Метапредметные:  познавательные:  перечислять основные статьи доходов и расходов семьи; регулятивные:  составлять бюджет семьи и определять вид бюджета (используя  условный пример). коммуникативные:  совершенствование работы в группе, коллективе. Предметные:  доходы семьи, расходы семьи, налоги, бюджет, виды бюджета. Проект направлен на социально­экономическую адаптацию учащихся в современных   экономических   условиях   и   выполняется   по   самостоятельным исследованиям учащихся семейных бюджетов их семей и семей знакомых и родственников.   Для   этого   учащиеся   проводят   анкетирование   и   анализ полученных   данных   по   группам   доходов   и   расходов.   В   результате исследования   мы   должны   получить   ответы   на   различные   вопросы.   Проект позволит сделать акцент на таких экономических понятиях, как "бюджет", "доходы" и "расходы" с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни.  Оценивание формирующее, итоговое и рефлексивное по пятибалльной системе. Основополагающий вопрос ­Чем строже, тем экономнее? Проблемные вопрос «Нажить много денег­ храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать­ искусство».                                                  Бертольд Авербах ­Как вы понимаете слова немецкого философа? Какова тема нашего урока? Учебный вопрос:  ­ Что такое бюджет семьи, из чего он состоит?   ­Как правильно составить семейный бюджет? Ответы Рефлексивное оценивание Вопросы Какими источниками информации  вы пользовались при решении  задачи? Легко ли ты решил задачу? Тебе лучше было бы работать  одному или в группе и почему? Где ты можешь применить  полученные знания? Где еще тебе может потребоваться  умение сотрудничать со  сверстниками? Хотел бы ты работать над сетевым  проектом? (общаться со  сверстниками из других городов и  получать от них нужную  информацию)? Формирующее оценивание Фамилия, имя участника урока Определение цели, задач, плана  работы на уроке. Распределение обязанностей. Подбор теоретического материала  по теме. Выполнение практической части  решение задач Оформление результатов:  заполнение таблицы,  формулирование выводов. Представление, защита работы. Итоговое оценивание Кроссворд по теме (на отдельных листочках) или в программе.   и   Учебно­методическое материально­техническое обеспечение: компьютер,   проектор,   проекционная   доска,   презентация “Бюджет   семьи”,   карточки   с   заданиями   для   практической   работы (Приложение 1), Основные понятия:  доходы семьи,   расходы семьи, налоги, бюджет, виды бюджета. Навыки и умения: перечислять основные статьи доходов и расходов семьи; составлять   бюджет   семьи   и   определять   вид   бюджета  (используя   условный пример). Форма проведения урока: исследование по теме «Бюджет семьи», работа в группах. Оснащение урока: компьютер, проектор, проекционная доска, презентация “Бюджет   семьи”,   карточки   с   заданиями   для   практической   работы (Приложение 1    ,2,3) Тип: изучение материала с применением информационных технологий. План урока 1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 2. Изучение нового материала. Объяснение нового материала с использованием презентации, решение  задачи. 3. Закрепление нового материала. Проверка усвоение основных понятий путем выполнения практического  задания. 4. Подведение итогов урока. 5. Домашнее задание. 1. Организационный момент ХОД УРОКА Дети выходят на свободную площадку, встают в круг, рассчитываются  на 1­5. И формируется 5 групп. На столах таблички с номерами групп и  папка с материалами для урока. 2 Разминка. Собери пословицу: Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет. Дурак легко с деньгами расстается. Кто долго спит, тот денег не скопит. Кто рано встает, у того копейка растет. Хуже всех бед, когда денег нет. (Приложение 1) ­Объясните смысл пословицы и попробуйте сформулировать тему нашего  урока.  3. Новая тема Слайд «Бюджет семьи». ­Что вы ожидаете от урока? Чему вы хотите научиться? Прежде чем приступить к самому понятию бюджет семьи, давайте с вами  вспомним о том, что для удовлетворения многочисленных потребностей нам  необходимы товары или услуги. При помощи чего мы приобретаем товары или услуги? (Предполагаемый  ответ: при помощи денег). Каким образом в семье появляются деньги? (Предполагаемый ответ: люди  получают зарплату, пенсию). 1. 2. проанализируйте их и ответьте на вопросы: Групповая работа Ребята, вам предлагаются материалы (Приложение 2) по нашей теме,  Что такое доход? Какие существуют виды доходов в семье,  приведите свои примеры. Это тоже доход Что такое расходы? Какие расходы называются постоянными? Что относят к особым видам расходов? На что тратят деньги Ваши родители? Что такое бюджет?   Вывод! Доходы – это все денежные и не денежные поступления в семью. Решение задачи (все вместе) Задача.       В апреле папина зарплата составила 30000 рублей, а мамина – 20000 рублей. Кроме того, папе выдали премию за хорошую работу – 5000 рублей. Дедушка получил пенсию 15000 рублей, а бабушка – 10000 рублей. В семье трое детей­школьников. На них выплачивают пособия в размере 1500 рублей на одного ребенка. Бабушка выиграла в лотерее 500 рублей. На питание семьи ушло 25000 рублей. На оплату коммунальных услуг и услуг связи – 10000 рублей. На мелкий ремонт мебели и покупку хозяйственных товаров  ­  5000 рублей. На содержание автомобиля и транспортные услуги – 5000 рублей. Оплата за секции и кружки составила 6000 рублей. Обувь и одежду в апреле не приобретали. На услуги парикмахерской и химчистки ушло 3000 рублей. На лекарства потрачено 2000 рублей. На досуг – 9000 рублей. Составьте бюджет семьи за апрель. Определите вид бюджета и сделайте вывод. ВИД ДОХОДА Зарплата папы Зарплата мамы Решение (для учителя). СУММА (РУБ.) ВИД РАСХОДА СУММА (РУБ.) 30000 20000 Питание Ком. услуги и связь 25000 10000 Хоз. расходы Транспорт Пенсия дедушки Пенсия бабушки Пособия на детей 5000 5000 6000 3000 2000 9000 65000 Ответ: бюджет избыточный. Избыток в размере 20000 рублей отправляют в  накопление. Секции и кружки Бытовые услуги Лекарства Досуг ИТОГО 15000 10000 4500 5000 500 85000 Премия  Выигрыш ИТОГО Практическая часть Самостоятельно в группе составить семейный бюджет для решения задач Группы представляют свои проекты и определяют вид бюджета семьи  (Приложение 3). А что мы будем делать с излишком денег? (Предполагаемый ответ:  положим в банк, в копилку). Действительно, излишек денег отправляют в  накопления. Накопления порой делают и намеренно, если хотят получить в  будущем дорогостоящую услугу или покупку. Второй случай, если доходы меньше расходов, то такой бюджет называется  дефицитным. Что мы будем делать, если нам не хватило денег до  зарплаты? (Предполагаемый ответ: возьмем кредит в банке, достанем  деньги из копилки). Действительно, если денег не хватает, то их берут в долг  или используют предыдущие накопления. Иногда берут в долг намеренно,  приобретая что­то важное в данный момент. Но любой «долг платежом  красен». И его необходимо возвращать. Третий случай, если доходы равны расходам, то такой бюджет называется  сбалансированным (от слова «баланс», что значит равенство). Запишите  формулу в тетрадь.   Сбалансированный и избыточный бюджеты самые хорошие. Можно смело  сказать, что семья не испытывает финансовых затруднений. И как следствие  этого, в такой семье больше денег можно тратить на образование, спорт,  отдых и так далее. 4. Подведение итогов урока рефлексия и итоговое оценивание Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы  познакомились на уроке? (Предполагаемый ответ: доходы, расходы, налог,  бюджет, виды бюджета). Итоговое оценивание Кроссворд по теме (на отдельных листочках) или в программе. Активным учащимся за правильные ответы выставить оценки. Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими элементами семейной   экономики   –   видами   доходов   и   расходов   семьи,   научились составлять семейный бюджет, определять его вид и делать выводы.  Надеюсь, что   вы   поняли,   как   важно   составлять   бюджет,   и   теперь   будете   помогать родителям в его разработке и анализе. На следующем занятии мы поговорим с вами о том, каким образом можно увеличить доходы или сократить расходы в семье. 5. Домашнее задание   (Можно предложить учащимся составить  бюджет на примере  своей семьи.   При   этом,   конечно,   недопустимо   просить   школьников   выяснять конкретные суммы семейных доходов и расходов. Эти показатели могут быть условны или приблизительны).   Москва,       для     –   М.:   Учитель,   Волгоград:   МЦЭБО,   преподавателя.   Воронина.  – Список литературы: 1. Ермакова И.В., Протасевич Т.А. Начала экономики. Учебно­методическое пособие 1999. 2. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.­сост. М.М. 2008.  3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В.   Карамова;   под   ред. Н.Н.   Думной.   –   М.:   Интеллект­Центр,   2010. 4. Достижения молодых. Личная экономика. Методическое руководство для учителя   и   консультанта.   –   Junior   Achievement   Russia.   МОО   «Достижения молодых», 2004. 5. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для   7­8   классов   общеобразоват.   учрежд.   Образовательная   область «Технология». 2002. 6. Экономика для 3­5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т. Равичевой, под ред. С. Равичева.  МЦЭБО, 2006. Интернет­источники 1. http://www.7budget.ru –     «Семейный   бюджет»; 2. http://ekonomica.org –   сайт   по   основам   финансовой   грамотности; 3. http://ekonomica.info –   сайт   по   основам   финансовой   грамотности   с видеоматериалами; 4. http://www.mirkin.ru – библиотека по финансово – экономической тематике; 5. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности. Приложение1. Задача №1. сайт   журнала Вита­Пресс,   –   М.:     Многодетная семья (папа, мама домохозяйка, старшая дочь 1 курс студентка, 1   школьник,1   детский   сад).   Сможет   ли   семья   приобрести   телевизор стоимостью 30000 рублей?          Ежемесячная папина зарплата составила  30000 рублей, а мама­ домохозяйка, получает ежемесячно пособие на троих детей – 1500 рублей на каждого, а на третьего ребенка 6740 рублей, ежемесячную компенсационную выплату   на   возмещение   расходов   в   связи   с   ростом   стоимости   жизни многодетным   семьям­600   руб.,   на   2­го   ребенка­школьника   ежемесячную компенсационную   выплату   на   возмещение   расходов   по   оплате   за   жилое помещение   и   коммунальные   услуги   многодетным   семьям­522   руб., ежемесячную   компенсационную   выплату   за   пользование   телефоном многодетным семьям­230 руб. Старшая дочь – студентка, 17 лет, получает стипендию 1500 рублей. На питание семьи ушло 18000 рублей. На оплату коммунальных услуг и услуг связи – 7000 рублей. На мелкий ремонт мебели и покупку хозяйственных товаров  ­  2000 рублей. На содержание автомобиля и транспортные услуги – 2000 рублей. Оплата за секции и кружки составила 1500   рублей,   за   детский   сад­1800   руб..   На   услуги   парикмахерской   и химчистки ушло 950 рублей. На лекарства потрачено 800 рублей. На досуг – 2500 рублей. Составьте бюджет семьи. Определите вид бюджета и сделайте вывод. Сколько   времени   потребуется   семье,   чтобы   купить   телевизор стоимостью 30000 руб. Решение  ВИД ДОХОДА СУММА (РУБ.) ВИД РАСХОДА СУММА (РУБ.) ИТОГО Ответ:    ИТОГО Задача №2.      Среднемесячная папина зарплата составляет 40000 рублей, а мамина –   20000   рублей.   Кроме   того   папе   в   конце   года   выдали   премию   за хорошую работу – 15000 рублей, маме – 5000 рублей. В семье один ребенок­школьник. На питание семьи ежемесячно уходит 20000 рублей. На оплату коммунальных услуг и услуг связи – 9000 рублей. На мелкий ремонт мебели и покупку хозяйственных товаров   ­   3000 рублей. На содержание автомобиля и транспортные услуги – 5000 рублей. Оплата за секции и кружки составила 2000 рублей. Обувь и одежду в декабре не   приобретали.   На   услуги   парикмахерской   и   химчистки   ушло   3000 рублей. На лекарства потрачено 2000 рублей. На празднование Нового года и покупку новогодних подарков на семейном совете было решено потратить  – 9000 рублей. Смогут ли в семье накопить деньги на 10 дневный отпуск в Крыму при условии, что общие расходы (проезд авиа сообщением, проживание в пансионате составят ­120 000).  Решение  ВИД ДОХОДА ВИД РАСХОДА СУММА (РУБ.) СУММА (РУБ.) Ответ:  Задача№3 Семья   из   двух   человек  (пенсионеры).  Смогут   ли   оказывать   ежемесячно помощь внуку студенту, обучающемуся в Санкт­Петербурге? Пенсия дедушки­17 000 рублей Пенсия бабушки – 12 000 рублей Оплата коммунальных услуг – 3 000 рублей Покупка лекарства – 4 000 рублей Покупка продуктов – 10 000 рублей  Покупка одежды – 2 000 рублей Хватит ли бабушке и дедушке денег, чтобы отправлять внуку студенту в Санкт­Петербург ежемесячно 5000 рублей? Решение  ВИД ДОХОДА ВИД РАСХОДА СУММА (РУБ.) СУММА (РУБ.) Ответ: Задача№4.      Папина зарплата ­  35000 рублей, а мама  ­  не работает, но  вяжет чудесные носочки и варежки и реализует их через свою тетю на рынке, имея доход 4000 рублей в месяц. Папе выдали  ежемесячно премию за хорошую работу – 2000 рублей.  В семье один ребенок ­ школьник. На него выплачивают пособие в размере 1500 рублей. На питание в месяц уходит 15000 рублей. На оплату коммунальных услуг и услуг связи – 7000 рублей. На мелкие расходы и покупку хозяйственных товаров   ­ 3000 рублей. Ежемесячно на содержание автомобиля и транспортные услуги – 3000 рублей. Оплата за секцию  составила 2000 рублей. Обувь и одежду в этом месяце  не приобретали.На лекарства потрачено 1500 рублей. На досуг – 2000 рублей. Парикмахерские услуги­2000 рублей. Есть ли возможность у семьи съездить в Светлогорск на два  отдохнуть  в пансионате за 7000 рублей?  Решение ВИД ДОХОДА СУММА (РУБ.) ВИД РАСХОДА СУММА (РУБ.) ИТОГО Ответ: Задача№5. Мама   –   учитель,   зарплата   ­17500   рублей.   Пособие   на   ребенка   –   1500 рублей Единовременная выплата к 1 сентября – 500 рублей. По соцзащите – бесплатное питание.  Подработка репетиторством – 4000 рублей. На   коммунальные   расходы   –   4000   рублей.   Питание   –   4500   рублей. Хозяйственные нужды – 500 рублей. На   косметический   ремонт   кухни   потребуется   45000   рублей.   За   какой период семья соберет нужные средства на ремонт исходя из дохода данной семьи? Решение ВИД ДОХОДА СУММА (РУБ.) ВИД РАСХОДА СУММА (РУБ.) ИТОГО Ответ:

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"

Урок по финансовой грамотности "Бюджет семьи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017