ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Антонина Алтынник Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Урок по Искусству в 9 классе  по теме: "Портрет  в  искусстве России. Портреты наших великих соотечественников".
Просмотр файла:

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников..doc


Все файлы публикации > Портрет в искусстве России. Портрет....doc
Урок по Искусству в 9 классе  по теме: "Портрет  в  искусстве России. Портреты наших великих соотечественников".

Разработка урока по Искусству в 9 классе
Тема урока. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих
соотечественников.
Цель: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, познакомить с историей
возникновения портрета; формировать умение находить прекрасное во внутреннем и внешнем
облике человека; развить понимание того, что в портретном изображении должен выражаться
характер человека.
Рассмотреть произведения художников Рокотова и Боровиковского, изображающих женские
портреты. Прочитать стихи, написанные к женским портретам. Воспитывать интерес и любовь к
искусству.
Оборудование: Презентация, план конспект, учебник.
Ход урока
Орг.момент. Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих.
Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы,
именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России
называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.
Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.
В середине ХVIII в. портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью,
утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.
Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова
(1735—1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатлений
зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и
таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность
душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живописных новшеств, художник
открывает новые возможности камерного интимного портрета в выражении душевного
мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов
наделял модели своей собственной одухотворенностью.
Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является
ярким примером поэтизации образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера
письма создает ощущение легкости тканей и бездонности фона. С помощью света Рокотов
мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое
целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской
Джокондой».
Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819—
1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной,
написанный русским художником Владимиром Лукичом
Боровиковским (1787—1825). Портрету к тому времени
тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в
задумчивости перед небольшим холстом. Он практически

Урок по Искусству в 9 классе  по теме: "Портрет  в  искусстве России. Портреты наших великих соотечественников".

ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего­то сложилась
несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо — живопись! Все
давным­давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца. . .»
И в голове его начали складываться стихи:
Она давно прошла — и нет уже тех глаз.
И той улыбки нет, что молча, выражали
Страданье — тень любви и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела.
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать. . .
Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали,
кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравился или меньше трогал? Конечно, нет!
Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал прекрасный образ
женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы.
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова.
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают.
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
• Поделитесь своими впечатлениями от женских портретов, написанных русскими
художниками.
• Подберите музыкальные произведения русских композиторов (романсы, камерно­
инструментальная музыка), которые можно использовать как фон, способствующий
более глубокому восприятию портретной живописи.

Урок по Искусству в 9 классе  по теме: "Портрет  в  искусстве России. Портреты наших великих соотечественников".

• Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с
особенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их
роднит, что различает?
• Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Каким образом
они усиливают восприятие образа А. Струйской?
Портретный жанр занимает значительное место в творчестве
русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844—1930).
Обращение к портретной галерее этого художника дает
возможность современным зрителям узнать о его многочисленных
творческих связях с деятелями отечественной науки, культуры,
искусства — учеными, писателями, живописцами, музыкантами,
меценатами, которые внесли свой вклад в культурное наследие
России.
Знаменитые люди на портретах изображены Репиным в разных
душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А.
Бородин), активного действия (композитор, пианист, дирижер,
И.Репин Автопортрет основатель Петербургской
консерватории А. Рубинштейн),
спокойного размышления (писатель Л. Толстой), глубокого
раздумья (коллекционер картин, меценат, создатель собрания Государственной Третьяковской
галереи П. Третьяков).
На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми
предметами, которые составляют суть их профессиональной
деятельности, — писатель с книгой в руках, музыкант­исполнитель у
дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в
окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.
И.Репин А.Г.Рубинштейн дирижер

Урок по Искусству в 9 классе  по теме: "Портрет  в  искусстве России. Портреты наших великих соотечественников".

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы.
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова.
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают.
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий
Она давно прошла — и нет уже тех глаз.
И той улыбки нет, что молча, выражали
Страданье — тень любви и мысли — тень
печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так, часть души ее от нас не улетела.
И будет этот взгляд и эта прелесть тела.
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, мечтать. . .

Урок по Искусству в 9 классе  по теме: "Портрет  в  искусстве России. Портреты наших великих соотечественников".

Яков Петрович Полонский
Признание
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда­то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Не веселая, не печальная,
Словно с темного неба сошедшая,
Ты и песнь моя обручальная,
И звезда моя сумашедшая.
Я склонюсь над твоими коленями,
Обниму их с неистовой силою,
И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую.
Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые.
Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется...
Отчего же ты плачешь, красавица?
Или это мне только чудится?
Николай Заболоцкий

Урок по Искусству в 9 классе  по теме: "Портрет  в  искусстве России. Портреты наших великих соотечественников".

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл