Урок по истории России "Москва - центр объединения русских земель" (6 класс, история России)
Оценка 4.8

Урок по истории России "Москва - центр объединения русских земель" (6 класс, история России)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
6 кл
19.01.2017
Урок по истории России "Москва - центр объединения русских земель" (6 класс, история России)
Урок разработан для обучающихся 6 класса. Предмет история России. Рассчитан на 2 урока, включает в себя различные формы работы на уроке: творческие задания, работа с документальными материалами, работа с картой и др. Для реализации поставленных задач требуется проектор и экран.
Урок Москва -центр.doc

Урок № 22-23  Тема: «Москва – центр объединения русских земель».

Слайд № 1

В наши дни, когда понятие «патриотизм» так востребовано в обществе, особенно среди молодежи, осознанное отношение к тому, что происходило много веков назад, крайне важно. Прошлое ушло безвозвратно, но оно оставило нам ценнейшее наследие. Дети должны знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея.

Предлагаемая тема проблемного урока, рассчитанного на 2 часа.

Цели урока:
    сформировать представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы  и об основных направлении политики московского князя Дмитрия;
    выявить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы, особо подчеркнуть при этом роль Москвы;
    на примере деятельности Сергия Радонежского показать роль Русской православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле, способствовать воспитанию у школьников гордости за свой народ, вставший на защиту Родины;
    содействовать формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.

Слайд № 2



Оборудование урока: карты Русь в 12 в. и Русь в 13-14 вв., портреты князя Дмитрии и Сергия Радонежского, картины, схемы, документы, раздаточный материал (карточки).

Слайд № 3



Основные понятия: политическая раздробленность, централизованное государство, монголо-татарское иго.

Слайд № 4

План урока (записан на доске или в презентации):
1. От Ивана Калиты до Дмитрия Донского. 
2. Сергий Радонежский.
3. Сражение на Куликовом поле.
4. Причины и историческое значение победы русских войск.
Слайд № 5

Ход урока:

1.     Учитель вспоминает вместе с учащимися положение во Владимиро – Суздальской Руси конца 13 века: великое Владимирское княжение и образование Московского княжества. Вместе с классом вспомнить, как обычно объясняются причины возвышения Москвы. Подчеркнуть, что частое упоминание в качестве факторов возвышения центральное географическое положение, в действительности не могли иметь решающего значения, поскольку сходным положением обладали и другие княжества (например, то же Тверское); истинные причины этого процесса – это политика московских князей и внешняя угроза (Литовская и Ордынская). Внимание учащихся обращается на тот факт, что быстрое возвышение Москвы сдерживало процесс дробления Северо-Восточной Руси, позволяло собирать эти земли в единое целое. Само Московское княжество избежало процесса раздробления, который подорвал мощь других великих княжеств, что в итоге позволило Москве стать центром объединения русских земель.

Слайд № 6

Слайд № 7

Учитель кратко описывает события борьбы между князьями за обладание ярлыком на Владимирское княжение. Объясняет успехи Ивана Калиты в достижении этой цели. Вспомнить, почему князь получил такое прозвище и как оно отражало его тактику по отношению к Орде.

Учитель предлагает учащимся самостоятельную работу с учебником, чтобы показать, как Иван Калита стал признанным лидером Московско-Владимирской Руси.

Слайд № 8

Учитель делит класс на две группы и предлагает выполнить следующие задание. (Задания изложены на карточках)

  Задание 1. Используя карты «Русь в 12 в.»  и «Русь 13-14вв., подготовьте сравнительный анализ состоянии Руси в 12 и во второй половине 14 в. Проследите все произошедшие перемены.

Слайд № 9

Задание 2. Перечислите в хронологической последовательности имена известных вам московских князей.

Слайд № 10

Задание 3. Найдите ошибки в тексте;
В 1204 г. младший сын Александра Невского Даниил отвоевал Рязань. С этого момента началось возвышение Москвы. В 1370 г. Иван Калита подавил антимонголъское восстание в Новгороде и получил ярлык на владимирское великое княжение. Его сыновья Семен Гордый и Дмитрий Иванович продолжили политику отца».

Слайд № 11

Ответы: 1) 1301 г; 2) Коломну; 3) 1327 г.; 4) Твери; 5) Иван Красный.

 После происходит заслушивания ответов учащихся.

Слайд № 12

Учитель предлагает всем классом проработать следующие аналитические задания: 

1. Москва обязана своим величием ханам, — подтверждают некоторые историки, обращая внимание на тот факт, что Орда покровительствовала московским князьям — потомкам Даниила. Так ли это? Кому или чему обязана Москва своим возвышением?    

 Учащиеся приходят к выводу о том, что возвышение Москвы стало возможным, прежде всего благодаря умелой политике московских князей. В качестве примера они приводят деятельность Даниила Александровича (присоединил Коломну, Переяславское княжество), Юрия Даниловича (присоединил Можайск, женился на дочери хана Узбека), Ивана Калиты (получил ярлык на великое княжение, расширил территорию Московского княжества, собирал дань с других русских княжеств, оградил Москву от ордынских набегов). Дмитрия Ивановича (присоединил новые земли, попытался освободить Русь от ордынского ига).

2. Летописи сообщают, что в царствование Ивана Калиты на Руси наступила «тишина велика». Однако тишина эта была обманчивой. Почему?

Тишина была обманчивой, поскольку Русь собиралась с силами для дальнейшей борьбы с ордынцами.

3. Есть мнение, что Иван Калита, отправляясь вместе с ордынской ратью карать Тверь, спасал таким образом от нашествия Москву, Владимир, Суздаль. Были ли у него другие причины?   

Учащиеся подводятся к выводу о том, что Ивану Калите нужен был ярлык на великое княжение.

4. Существовали ли в первой половине ХIV в. иные способы борьбы с Ордой, чем те, которые использовал Иван Калита?

По всей вероятности, нет. Русь еще не была готова померяться силой с Ордой. Руси необходимо было копить силы и средства, крепить единство, а для этого требовалась жесткая и хитрая политика, которую и проводил Иван Калита. При этом не исключаем, что ответ на этот вопрос может вызвать дискуссию в классе.

Итак, с получением московскими князьями ярлыка на великое княжение Москва стала медленно, но верно укреплять свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись все русские земли. Сыновья Ивана Калиты Семен Гордый и Иван Красный продолжили его политику по отношению к Орде.

2.     Заслушивается заранее подготовленный доклад о Сергии Радонежском.

Слайд № 13

    3.   Учитель формулирует проблемный вопрос: почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?
В 1359 г. московским князем стал старший сын Ивана Красного Дмитрий. Именно с его именем связано начало решительной борьбы за освобождение Руси из-под власти Орды (10 из 30 лет своего княжения он воевал). Заслушивается сообщение о Дмитрии Донском, подготовленное одним из учеников.

Слайд № 14



Подводя итоги, следует отметить, что именно князь Дмитрий: 

·         отобрал ярлык на великое княжение у суздальско-нижегородских князей;

·         расширил территорию княжества, присоединив Ростов, Брянск, Звенигород;

·         силой заставил тверского князя отказаться от ярлыка в пользу Москвы;

·            заменил деревянные стены Кремля белокаменными;

·         в 1374 г. принял решение бросить вызов Орде.

Слайд № 15


Учитель предлагает учащимся с помощью текста учебника разобрать этапы и тактику войск Д. Донского. Затем, вызвав двух хорошо успевающих учеников к доске, учитель поручает начертить им схему Куликовской битвы и рассказать о тактике Д. Донского.

Слайд № 16

Остальные учащиеся перерисовывают схему битвы в свои тетради.

С учащимися обсуждаются вопросы:
1. Почему местом для сражения князь Дмитрий выбрал именно Куликово поле? Ведь оно такое неровное, изрытое оврагами, перелесками, речушками?

 Главной ударной силой монголов была конница, которой трудно развернуться на такой местности.
 
2. Почему князь Дмитрий принял решение переправиться через Дон?

  В случае поражения войску некуда бы было отступать.

3.Какое событие и почему можно считать генеральной репетицией Куликовской битвы? Когда и при каких обстоятельствах оно произошло?

Сражение на р. Воже в 1378 г. Тогда русские впервые не дали монголо-татарам ударить в тыл и выиграли сражение.

4. Какую уже знакомую вам тактику мог использовать князь Дмитрий? Какое сражение напоминает Куликовская битва?

Учащиеся, делают предположение, что князь Дмитрий уже сталкивался с ордынцами на р. Воже и изучил тактику ордынской конницы в бою. Он учел ее при расстановке своих сил и снова использовал засадный полк в самый трудный момент сражения.

5. Рязанский князь обещал помочь хану Мамаю. Как вы оцениваете позицию рязанского князя Олега? Можно ли ее как-то оправдать?

Предательство рязанского князя Олега трудно оправдать, но, может быть, он поступил так еще и потому, что хотел спасти от нового разорения Рязань, которая соседствовала с Ордой и чаще других русских княжеств подвергалась нападениям.
Зачитывается описание финала сражения из поэмы «Задонщина».

6. Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни одного меча?

Слайд №17



Мечи стоили тогда дорого, и их не бросали на поле боя.

Итак, Куликовская битва закончилась сокрушительным разгромом ордынской рати.

7. Чем вы объясните успех русского войска?

 В своих ответах ученики выделяют такие причины: 1) умелые действия князя, его авторитет среди воинов; 2) мужество и храбрость рядовых воинов; 3) объединение сил русских княжеств; 4) ослабление  Орды и усиление Московского княжества; 5) поддержка Русской православной церкви.

4. Каково значение Куликовской битвы?

Учащиеся говорят о надежде на окончательное освобождение от ига, о том, что Москва показала себя способной объединить русские силы и  многие князья осознали необходимость этого объединения. Победа над Ордой не привела к немедленному восстановлению независимости Русского государства, поскольку соотношение сил с Ордой в ХIУ в. все же было не в его пользу.

 В. О. Ключевский писал: «Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке. Ивана Калиты». Согласны ли вы с этим утверждением?
   Обсуждение этого вопроса может также пройти с элементами дискуссии. В принципе можно согласиться с мнением Ключевского, так как Куликовская битва сделала Москву о6щепризнанным центром объединения Руси, произошел важный для народа идейно-психологический перелом, отразившийся как в политической, так и в культурной жизни Русского государства. Но и сундуки Ивана Калиты сыграли определенную роль, поскольку с них всё и началось.

  Как вы можете объяснить тот факт, что, когда через два года Тохтамыш взял Москву, ярлык на великое княжение все равно достался московскому князю?
   Хан напал внезапно, воспользовавшись отсутствием князя и ослаблением Москвы, понесшей большие потери на Куликовом Поле. Но после Куликовской битвы Орда вынуждена была признать первенство Москвы и ее силу, поэтому Тохтамыш и отдал ярлык московскому князю.

Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что Русь за время своего существования не раз переживала трудные времена и на ее долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее.

Слайд № 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок № 22-23  «Москва – центр объединения русских земель».

 

 

 

 

 

 

Учитель: Мещанкина Е. В.


Урок № 22-23 Тема: «Москва – центр объединения русских земель »

Урок № 22-23 Тема: «Москва – центр объединения русских земель »

Основные понятия : политическая раздробленность, централизованное государство, монголо-татарское иго

Основные понятия : политическая раздробленность, централизованное государство, монголо-татарское иго

Литовская и Ордынская). Внимание учащихся обращается на тот факт, что быстрое возвышение

Литовская и Ордынская). Внимание учащихся обращается на тот факт, что быстрое возвышение

Задание 1. Используя карты «Русь в 12 в

Задание 1. Используя карты «Русь в 12 в

Слайд № 12 Учитель предлагает всем классом проработать следующие аналитические задания: 1

Слайд № 12 Учитель предлагает всем классом проработать следующие аналитические задания: 1

Красный продолжили его политику по отношению к

Красный продолжили его политику по отношению к

Учитель предлагает учащимся с помощью текста учебника разобрать этапы и тактику войск

Учитель предлагает учащимся с помощью текста учебника разобрать этапы и тактику войск

Учащиеся, делают предположение, что князь

Учащиеся, делают предположение, что князь

Русского государства. Но и сундуки

Русского государства. Но и сундуки

Урок № 22-23 «Москва – центр объединения русских земель»

Урок № 22-23 «Москва – центр объединения русских земель»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017