Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".
Оценка 4.6

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
10 кл
14.05.2018
Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".
Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя". Данную тему можно рассмотреть как в в контексте изучения истории Крымской войны 1853-1856 гг., так и выделить отдельным уроком. Показать героизм защитников Севастополя, провести заочную экскурсию по городу славы.
Слава и горечь Севастополя.doc
Тема урока: «Слава и горечь Севастополя»  ( проблемный урок с использованием ИКТ и элементами театрализации) Подготовила: учитель истории МКОУ Межевская СОШ Межевского муниципального района Костромской области Петриченко Н.Е. Цели и задачи: 1) сформировать представления учащихся о состоянии экономики России и  влиянии ее на общее развитие страны; 2) показать отсталость феодально­крепостнической России от стран Западной Европы;  3) воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за русский народ,  за его волю к победе в сложных условиях.  Основные даты:  Персоналии: П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Э.И.Тотлебен,  Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов. Оборудование: ­ карта,                           ­ атлас­карта «Крымская война»,                            ­ схема «Оборона Севастополя»,                            ­ иллюстрации: портреты героев войны,     репродукции картин и  гравюр,                                     изображающих сцены обороны Севастополя.   План урока:  Проверка выполнения домашнего задания.  Изучение новой темы.       Вступительное слово учителя (постановка проблемы).        Укрепление Севастополя – подготовка к обороне.        Оборона Севастополя.        Севастополь – памятник Славы.       Причины поражения русской армии (решение проблемы).       Парижский мир: решения.  Закрепление, домашнее задание.   I. II. 1. 2. 3. 4. 5. 6. III. Ход урока:  I. Проверка домашнего задания проводится по следующим  вопросам:  1) Назовите основные направления внешней  политики Николая I.  ­ присоединение Кавказа,  ­ борьба с революциями в Европе,  ­ решение восточного вопроса (Крымская война).        2) Каковы цели участников Крымской войны, и, исходя из этого,            сделайте     вывод о характере войны. ­   Россия   –   распространение   влияния   на   Ближнем                     ­   Франция,   Англия   –   ослабление   России,   распространение   Востоке,   присоединение                         территорий,   контроль   над   проливами   Босфор   и   Дарданеллы, расширение Черноморской торговли.            ­ Турция – ослабление России, захват Крыма и Закавказья.   экономического и политического влияния на Ближнем Востоке.             ­ следовательно, характер войны несправедливый, захватнический.         3) Сравните готовность к войне России и ее соперников.            Россия: ­ рекрутская система,                           ­ неразвитость военной промышленности,                           ­ парусный флот,                           ­ устаревшее гладкоствольное оружие.            Англия, Франция: ­ всеобщая воинская повинность,                                            ­ паровой флот,                                           ­ новейшие образцы нарезного оружия.       4) Назовите даты 1 периода Крымской войны и его итоги. (октябрь 1853 – апрель   1854   –   против   России   выступают   Турция,   Франция,   Англия, Сардинское   королевство,   военные   действия   переносятся   на   территорию России. )      5) Назовите крупные сражения (этапы войны, его итоги).  II.1.  Сегодня мы поведем речь о том, как разворачивались военные действия на   втором   этапе   Крымской   войны,  о   героической   обороне   Севастополя,   о причинах поражения в Крымской войне. Итак, тема урока «Слава и горечь Севастополя».  Образная игровая ситуация и постановка проблемы: представьте, что вы находитесь на учебных занятиях в военном училище по подготовке командных кадров «Тактика ведения боя. Героические и трагические страницы истории». Вам предстоит разрешить следующую проблему. «Севастополь ­ слава или горечь». Участник кампании П.В.Алабин писал:  «Способы   ведения   войны   при   защите   Севастополя   до   чрезвычайности разнообразны. Мы боремся с врагами на воде, в поле, посредством земляных работ на поверхности и под землей. Дня почти не проходит, чтобы не было  с кем­нибудь   из   жителей   несчастного,   случая,   а   между   тем   остальные   не обращают   на   это   внимания,   ­   совершенно   привыкли   к   близости   смерти, сдружились с нею… «здесь, говорят, родились мы, здесь мы и умрем, здесь погибают наши мужья и братья, с ними, если будет угодно Богу, погибнем и мы!» Своим присутствие в Севастополе женщины не уменьшают мужества его защитников,   нет!   Видя   твердость   женщин   в   самые   опасные   мгновения, укрепляется даже слабейший духом. Мысль, что шаг назад перед неприятелем есть шаг к погибели любимой семьи, одушевляет солдата и приковывает его к месту, ему указанному начальством, к месту, которое он не покинет до смерти».  А вот его другая запись:  «Право,   грустно   становится,   когда   подумаешь,   как   вообще   мы   дурно вооружены   –  и   солдаты,   и   офицеры.  Саблю   нашу   совестно   обнажить:   она гнется,   как   проволока,   пистолеты   у   нас   только   у   верховых,   и   то   своей тяжестью   и   неуклюжестью   отвращают   от   изучения   искусства   цельной пистолетной   стрельбы.   У   наших   врагов   дело   другое:   они   с   особенной ловкостью владеют своим оружием, тогда как у нас едва в целой дивизии едва найдется   один   офицер,   который   ушел   бы   рубиться,   и   едва   найдется   пять человек, которые бы хорошо стреляли из пистолетов… Ружья у нас были гладкоствольные, французские   пули Минье, введенные у нас   во   время   осады,   после   двух   или   трех   выстрелов   не   входили   в   дуло. Солдаты загоняли пулю, ударяя камнем по пистолету, шомпол гнется в дугу, а пуля не поддается… Солдаты приносили сальные огарки, смазывали пулю, но все не помогало…  Немудрено, что в таком положении офицеры приходили в отчаяние, а солдаты бредили изменой».  Итак: «Севастополь – слава или горечь»?  Решить это вы должны будете в конце урока.  Помогут   нам   в   этом   разобраться   наши   опытные   офицеры­командиры (учащиеся класса одеты в стилизованную офицерскую форму.)  2.       1   офицер   объясняет   вопрос   подготовки   Севастополя   к   обороне. Первый   вопрос,   который   мы   рассмотрим,     это   подготовка   Севастополя   к обороне. Союзники направили свои главные силы на Севастополь, так как это крупнейший морской порт России, база Черноморского военного флота. В сентябре 1854 года главнокомандующий русской армией престарелый князь Меньшиков собрал свои войска в районе Бахчисарая,  чтобы сохранить связь с внутренними   губерниями   страны.   В   Севастополе   остался   лишь   гарнизон крепости   (около   45   тысяч   солдат   и   офицеров),   которому   предстояло встретиться со 140­тысячной армией врага.   Оборону возглавили генералы: Корнилов, Нахимов, Истомин. В строительстве укреплений выдающуюся роль сыграл Эдуард Иванович Тотлебен (военный инженер).  Говоря об укреплении Севастополя, нужно отметить следующее.  С   моря  Севастополь   был   хорошо   укреплен:   по   обеим   сторонам Севастопольской   бухты   располагалось   восемь   береговых   батарей.   Чтобы обезопасить бухту от вторжения неприятельских судов, при входе в нее было затоплено 7 кораблей. В дальнейшем, когда шторм разрушил эту преграду, было затоплено еще 6 кораблей. Мощные береговые батареи и затопленные суда сделали Севастополь почти недоступным с моря. Но с суши город был защищен плохо, особенно его южная сторона. На всем семиверстовом протяжении оборонительной линии с южной стороны начато было в спешном порядке строительство укреплений. Всего было создано  7   бастионов  и   укреплен   господствовавший   над   городом  Малахов   курган. Укрепления Малахова  кургана имели подковообразный вид, перед ними был выкопан ров. В центре кургана стояла двухъярусная башня с бойницами.  Во   время   первой   бомбардировки   Севастополя   на   Малаховом   кургане   был смертельно     ранен   начальник   штаба   Черноморского   флота   вице­адмирал В.А.Корнилов,   принявший   фактическое   руководство   обороной.   После   его гибели оборону возглавил вице­адмирал Павел Степанович Нахимов.  Предсмертные   слова   Корнилова:   «Отстаивайте   же   Севастополь»!   стали девизом   защитников   города.   Вот   таким   образом   готовилась   оборона Севастополя.  3.      2 офицер ведет рассказ об обороне. Как же сражались защитники города? Как проходила оборона? В   начале   сентября   1854   года   англо­французский   флот   высадил   десант   у города Евпатория. Армия англичан, французов и турок (62 тысячи человек) двинулась   по   побережью   к   Севастополю.   На   реке   Альме   русские   войска, встретив   противника,   превосходящего   их   по   численности   и   артиллерии, отступили.   Неприятель   направился   к   Севастополю,   надеясь   взять   его совместным   ударом   с   суши   и   моря.   Но   натолкнувшись   на   затопленные корабли и убедившись, что флот не может участвовать в штурме Севастополя, союзники обошли город с восточной стороны и расположились южнее его, захватив  Балаклаву.  13   сентября   1854   года  началась   героическая   оборона Севастополя.  В начале октября союзники предприняли генеральный штурм Севастополя. Штурм закончился неудачей, и союзники перешли к длительной осаде. Зимой 1854 года военные действия не прекращались. Ожесточенная борьба шла не только на земле, но и под землей. Это была подземно­минная война. Главный удар   осаждающих   был   направлен   на   4   бастион.   Не   сумев   его   захватить, французы стали подводить под него минные галереи, чтобы разрушить   его взрывом. Русские саперы и минеры в свою очередь, рыли подземные галереи для  проведения контрминных операций. Эти операции разрушали вражеские подкопы,   что   способствовало   продлению   осады,   по   меньшей   мере,   на   5 месяцев.  В   1855  году   русские   минеры   впервые   применили   электричество   для одновременного подрыва мин.  Весной 1855  года Севастополь подвергается сильным   бомбардировкам,   идут   бои   за   обладание   траншеями   впереди оборонительной линии, они не раз переходят из рук в руки.  6 июня 1855  года союзники начали общий штурм города. После неудачных попыток захватить 4 бастион направление главного удара противников было перенесено на Малахов курган. За  сутки   до   общего   штурма   Севастополя   город   был   подвергнут   жестокой бомбардировке (так называли в то время артиллерийский обстрел).  Севастополь   горел,   но   тушить   пожары   было   некому,   почти   все   жители помогали восстанавливать разрушенные укрепления.  Но оборона продолжалась.  27   августа   1855   года  начался   последний   штурм   полуразрушенного   города союзниками.   Восемьсот   орудий   беспрестанно   громили   город.   Русская артиллерия лишь могла отвечать одним выстрелом на три неприятельских. Неся   огромные   потери,   союзники   сумели   захватить   Малахов   курган. Дальнейшая   осада   стала   безнадежной.   В   этой   обстановке   было   решено оставить руины Севастополя.  Вечером 27 августа 1855 года частью по понтонному мосту, частью на судах, русская   армия   организованно   переправилась   на   северную   сторону Севастополя. С оставлением южной стороны города закончилась героическая оборона Севастополя, длившаяся 349 дней. Разделенные бухтой, обе армии простояли друг против друга еще несколько месяцев до заключения  Парижского мира в марте 1856  и окончания войны. Активных   военных   действий   больше   не   велось.   Союзники   не   могли использовать Севастополь  как базу для своего флота и были не способны перейти в наступление.  4.       3 офицер проводит экскурсию­презентацию. И, наконец, третий вопрос нашего занятия «Севастополь – памятник славы». Многое в облике города говорит о его героической обороне в годы Крымской войны.  1) Вот   возвышается   над   Севастопольской   бухтой   памятник затопленным кораблям (скульптор Адамсон). Он был воздвигнут в 1904 году к 50­летию обороны Севастополя.  2) А это памятник защитникам знаменитого 4 бастиона. 3) Ряд   скульптур   посвящено   выдающимся   руководителям   и участникам обороны Севастополя: П.С.Нахимову, Э.И.Тотлебену, Л.Н.Толстому,   так   как   он   являлся   участником   обороны Севастополя   и   позднее   написал   свои   «Севастопольские рассказы»,   памятник   матросу   Петру   Кошке   –   отважному разведчику.  4) И   одним   из   самых   главных   памятников   является   панорама «Оборона   Севастополя   1854­1855   года»   ­   замечательное произведение живописи, раскрывающее перед нами героическую страницу   отечественной   истории.   Размеры   огромного живописного   полотна  14  метров  на 115  метров.  Открыта  была панорама   в   1905   году   к   50­летию   обороны.   Во   время   второй обороны Севастополя, уже в годы Великой Отечественной войны здание   панорамы   в   результате   прямого   попадания   в   него снарядов, запылало. Спасенные обгоревшие фрагменты панорамы погрузили на последний корабль, прорвавшийся в город.   После войны   панорама   была   воссоздана,   и   вторично   открыта   к   100­ летию первой героической обороны Севастополя, в 1955 году.  5) Вот фрагменты панорамы: на брустверах Малахова кургана. 6) После ночной вылазки возвращаются разведчики Петр Кошка и Федор Зайка. Они ведут пленного француза.  7) Перевязочный пункт знаменитого русского хирурга Пирогова. Его заслуга очень велика. Именно здесь впервые в условиях военно­ полевой   хирургии   Пирогов   применил     в   большом   масштабе гипсовые повязки и наркоз.   8) Большую роль сыграла в обороне Севастополя  помощь населения города.   Женщины   и   дети   помогали   восстанавливать   земляные укрепления,   носили   на   передовые   позиции   воду,   стирали солдатское   белье,   ухаживали   за   ранеными.   Большая   часть панорамы   именно   посвящена   подвигу   населения   Севастополя   в период обороны. Вот один из фрагментов: истомленный жаждой солдат   припал   к   ведру   с   водой,   которое   принесла   Дарья Александрова. Это была первая медицинская сестра, принявшая на   себя   тяжелый   труд   по   уходу   за   ранеными.   Она   вошла   в историю города под именем Дарьи Севастопольской.  Надолго   оставляет   и   панорама,   и   другие   памятники   скульптуры воспоминания   о   величественном   подвиге   русских   воинов   под стенами Севастополя.  Далее ­ слово учителя: ­ Спасибо нашим доблестным офицерам. Есть ли у кого­то вопросы? Тогда   нам   предстоит   решить   проблему,   поставленную   в   начале занятия. «Севастополь: слава или горечь?»  Обоснуйте свою точку зрения.  (Идет обсуждение проблемы, учитель делает выводы).   Ну а теперь, исходя из всего вышесказанного, можно ли выделить причины   поражения   русской   армии   в   ходе   Крымской   войны? Назовите их.  (высказывания   учащихся   по   поводу   причин   поражения,   выводы учителя).  5. Причины поражения России: 1. Экономическая и военно­политическая отсталость (кремневые  ружья, стрелявшие на 300 шагов, нехватка снарядов, старые  недальнобойные пушки). 2. Отсталость русского флота (медленное строительство паровых  судов, существование еще парусных). 3. Плохая организация медицинского обслуживания и снабжения  армии. 4. Господство в царской армии рекрутской системы.  5. Малая протяженность железных дорог. Перевоз боеприпасов и  продовольствия осуществлялся на лошадях или волах, что  занимало очень много времени.                           6.    Парижский мирный договор. ­ Вопрос об условиях Парижского мира дома разберите  самостоятельно, выпишите их в тетрадь и разберите по карте.   ­ Домашнее задание параграф №10, доклады по желанию о героях  Крымской войны. Н.П.Нахимов – от Синопа до Севастополя. В.А.Корнилов – организатор обороны Севастополя.  Э.И.Тотлебен – гениальный военный инженер.  Н.И.Пирогов – новатор военной хирургии.  Л.Н.Толстой – очевидец событий и т.д.

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".

Урок по истории России XIX в. "Крымская война. Слава и горечь Севастополя".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2018