Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Оценка 5

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
6 кл
10.01.2017
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Цели: - дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации; - выяснить роль ислама в объединении арабских племён, познакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке. - продолжить формирование умения работать с картой - познакомиться с новыми понятиями
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад..doc

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

 

Цели: - дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации;

         - выяснить роль ислама в объединении арабских племён, познакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

         - продолжить формирование умения работать с картой

         - познакомиться с новыми понятиями

 

                            Ход урока.

1. Организационное начало урока.

2. Актуализация

3. Сообщение темы и целей урока.

 

( сл. 4)  План:

1.Природа и занятия населения Аравии.

2.Племена бедуинов

3.Муххамед – основатель ислама.

4.Завоевания арабов.

5.Правление Аббасидов.

6.Халиф Харун ар – Рашида.

7. Распад халифата.

 

( сл. 5) Задание на урок.

Почему распалась такая великая держава – арабский халифат?

Слайды современного Арабского государства

 

4. Изучение нового материала.

         4.1 Работа в парах с текстом «Природа и занятия населения Аравии», работа с картой.

- Покажите на карте Аравийский полуостров.

- Найдите и покажите государства, которые были соседями арабов к началу 7 века ( Византия, Франкское государство, Хазарское царство)

- Какими морями омывается Аравийский полуостров? ( Красным, Аравийским, Средиземным, Каспийским)

З.П. - Арабы издавна жили на Аравийском полуострове в Юго – Восточной Азии. -  Можете ли вы, глядя на карту, описать природные особенности и занятие населения?

( сл. 6)

1.     Климат Аравии? /Сухой и жаркий/

2.     На какие группы делилось население Аравии? /Оседлых земледельцев, кочевников –скотоводов/

3.     Занятия Арабов? /Скотоводство, земледелие в оазисах/

4.     Кто жил в оазисах? /Оседлые арабы/

5.     Кто такие бедуины и их занятия? /Кочевые арабы передвигались со своими стадами. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. /

6.     Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?

( Они питались его молоком и мясом, одевались в ткани из верблюжьей  шерсти, укрывались в палатке из верблюжьего войлока от зноя. Из кожи верблюда шили обувь, сёдла. Сбрую. При переходе на новое место  верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество.

Месторасположение торгового пути? /./

4.2 Быт Арабов Рассказ учителя. Племена Бедуинов.

 Самым крупным был город Мекка. Состоятельные граждане жили  в больших каменных домах, а бедные в лачугах. Богачи скупали у кочевников товар  и дважды в год снаряжали караваны в Сирию и Йемен.  Зимой и летом они снаряжали караваны в соседние страны. Каждую весну 4 месяца  в Мекке проходили ярмарки  ( ежегодные или сезонные торги). Бедуины пригоняли скот и обменивали его на оружие, хлеб, ткани, посуду. Вдоль берега Красного моря  пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию

( сл. 9)  В Мекке было расположено древнее святилище – храм Кааба ( « куб »), служивший святым местом для всех арабов. Знать Мекки руководила религиозными обрядами, снабжала паломников пищей и одеждой.

( сл. 10)  Давайте поближе познакомимся с племенем бедуинов.

Бедуины делились на несколько племён, очень часто между ними возникали стычки из-за недостатка земли. Ожесточённые схватки вызывали у них  обычаи кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род или даже племя. Войны длились иногда десятилетиями. Во главе племени стояли вожди, которые выбирались из богатого рода.  Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 70 п 2.

 

- Какую функцию выполняли вожди?

         1) руководили воинами во время набегов

         2) выбирали места для кочевий

         3) разбирали споры между членами племени

         4) выкупал пленников

         5) кормил бедняков

- Постепенно среди арабов возникает стремление объединиться. Почему?

         1) прекращение вражды племён между собой

         2) борьба с внешними врагами

         3) упадок торговли

         4) знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

4.3 ( сл. 11) Муххамед – основатель ислама.Рассказ учителя.

 Объединению арабских племён способствовала новая религия – ислам. Основателем ислама является  житель Мекки – Мухаммед. С 6 лет он остаётся сиротой, его берут на воспитание родственники, у которых он пасёт овец и коз.  Его посещали видения – он говорил, что слышал голос Бога.  Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме Аллаха, а себя называл « посланником Бога» - его Пророком.

- Он обличал « несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным, выкупать на волю и освобождать рабов. Все, кто принимали его веру, стали называть себя мусульманами, т.е. «покорными богу»

( сл. 12)

Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, названный в его честь -  Медина. Год переселения ( хиджра) – стал начальной датой мусульманского летоисчисления.

( сл. 13) В Медину стали стекаться сторонники новой религии. В 630 году знать подписала договор с Мухаммедом и большинство арабов приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Мекка и Медина превратились в священные города, а Кааба – их главное святилище

( сл. 14)  Речи Мухаммеда записывали его ученики на пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После его смерти эти записи были переработаны и составлена священная книга мусульман - Коран

( сл. 15)  Коран включает в себя 114 глав, первая из них выполняет ту же роль что и христианская молитва «Отче наш».  Первые суры Корана представляют собой целые трактаты, а последние занимают всего несколько строчек. Содержание сур крайне разнообразно —  и пересказ библейских историй, и изложения основ мусульманского права и описания реальных исторических событий периода противостояния Мекки и Медины.

 

_ Главные ценности новой религии:

         1) покорность богу

         2) частная собственность

         3) нравственные заповеди

( сл. 16)  В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за 6 дней, он создал Адама и Еву. А седьмой день – у мусульман пятница – стал днём отдыха.

                            - Чему учит Коран?

 

         4.4. Работа с историческим документом в парах             самостоятельная работа:

- Прочитайте самостоятельно пункт « Мораль и право» ( стр. 73) и будьте готовы ответить на вопросы:

- Продолжите предложения:

1) Государство не должно издавать законы, т.к. …( все законы изложены Мухаммедов, государство должно только их выполнять)

2) Правила поведения мусульман называются ( шариатом)

3) Мусульманская мораль приписывала: ( не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей)

4) Мусульманам запрещалось… ( пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством )

5) Мусульманам разрешалось.. ( иметь 4 жены )

( сл. 17 ) Запишем новые термины

u        Шариат – правила поведения мусульман

u        Кади – знатоки Корана, духовные судьи.

 

                   4) рассказ учителя:

( сл. 18)  После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы                             ( заместители пророка)При них многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова и обрушились на Византию и Иран. Многие города сдавались с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество.

( сл. 19) В начале VIII века арабы возобновили наступление. Подчинили племена берберов. В 711 г. переправились через Гибралтарский пролив.  В 751 году нанесли китайскому войску поражение.

( сл. 20)  Аббасиды расправились с народом и облагодетельствовали иранцев -из них стали назначать Визиров. Завоевания почти прекратились. В халифат вошли Сицилия, Кипр, Крит и Юг Италии. Земля принадлежала халифам, а эмиры(наместники),жили за счет налогов. Ислам распространялся за счет налоговых льгот. Но потом эту льготу отменили. Тем не менее практически во всех завоеванных странах в качестве единой религии был утвержден ислам. Новая династия создала новую столицу-Багдад, на р. Тигр. Здесь пересекались торговые пути. Государство стало  называться Багдадский халифат.

 

                   5) работа по учебнику:

( сл. 21 – 22)

Расцвет халифата пришелся на правление Халифа Харун  ар-Рашида -героя «1000 и 1 ночи»,где он показан мудрым и справедливым политиком. Но он был деспотом.

Опасаясь жить в городе халиф поселился в соседней крепости. Его визирь был казнен из-за зависти к его богатству. Харун хотел продолжить войны, но потерпел неудачу. Борьба покоренных народов подрывала власть арабов. Из  жителей Средней Азии халифы набирали гвардию, но скоро ее начальники стали назначать халифов. Наместники-эмиры передавали свои престолы по наследству и не подчинялись халифам. В 8 в.возник Кордовский халифат, в 9 веке отделились Египет, Северная Африка, Иран и Афганистан. В  1055 г. Турки-сельджуки захватили Багдад и халиф короновал их предводителя титулом султана.

 

5. Подведение итога урока.

         Вопросы на стр. 83

 

6. Домашнее задание:

         Параграф 13, вопросы, записи.


Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: «

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: «

Кто такие бедуины и их занятия? /Кочевые арабы передвигались со своими стадами

Кто такие бедуины и их занятия? /Кочевые арабы передвигались со своими стадами

Он обличал « несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным, выкупать на волю и освобождать рабов

Он обличал « несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным, выкупать на волю и освобождать рабов

После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы ( заместители пророка)При них многочисленные отряды арабов вышли за пределы

После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы ( заместители пророка)При них многочисленные отряды арабов вышли за пределы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017