Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Цели: - дать представление о возникновении, ценностях и особенностях исламской цивилизации;
- выяснить роль ислама в объединении арабских племён, познакомиться с характерными чертами феодального строя на Ближнем Востоке.
- продолжить формирование умения работать с картой
- познакомиться с новыми понятиями
Ход урока.
1. Организационное начало урока.
2. Актуализация
3. Сообщение темы и целей урока.
( сл. 4) План:
1.Природа и занятия населения Аравии.
2.Племена бедуинов
3.Муххамед – основатель ислама.
4.Завоевания арабов.
5.Правление Аббасидов.
6.Халиф Харун ар – Рашида.
7. Распад халифата.
( сл. 5) Задание на урок.
Почему распалась такая великая держава – арабский халифат?
Слайды современного Арабского государства
4. Изучение нового материала.
4.1 Работа в парах с текстом «Природа и занятия населения Аравии», работа с картой.
- Покажите на карте Аравийский полуостров.
- Найдите и покажите государства, которые были соседями арабов к началу 7 века ( Византия, Франкское государство, Хазарское царство)
- Какими морями омывается Аравийский полуостров? ( Красным, Аравийским, Средиземным, Каспийским)
З.П. - Арабы издавна жили на Аравийском полуострове в Юго – Восточной Азии. - Можете ли вы, глядя на карту, описать природные особенности и занятие населения?
( сл. 6)
1. Климат Аравии? /Сухой и жаркий/
2. На какие группы делилось население Аравии? /Оседлых земледельцев, кочевников –скотоводов/
3. Занятия Арабов? /Скотоводство, земледелие в оазисах/
4. Кто жил в оазисах? /Оседлые арабы/
5. Кто такие бедуины и их занятия? /Кочевые арабы передвигались со своими стадами. Они разводили верблюдов, овец и лошадей. /
6. Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?
( Они питались его молоком и мясом, одевались в ткани из верблюжьей шерсти, укрывались в палатке из верблюжьего войлока от зноя. Из кожи верблюда шили обувь, сёдла. Сбрую. При переходе на новое место верблюд перевозил бедуина с семьёй и его имущество.
Месторасположение торгового пути? /./
4.2 Быт Арабов Рассказ учителя. Племена Бедуинов.
Самым крупным был город Мекка. Состоятельные граждане жили в больших каменных домах, а бедные в лачугах. Богачи скупали у кочевников товар и дважды в год снаряжали караваны в Сирию и Йемен. Зимой и летом они снаряжали караваны в соседние страны. Каждую весну 4 месяца в Мекке проходили ярмарки ( ежегодные или сезонные торги). Бедуины пригоняли скот и обменивали его на оружие, хлеб, ткани, посуду. Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию
( сл. 9) В Мекке было расположено древнее святилище – храм Кааба ( « куб »), служивший святым местом для всех арабов. Знать Мекки руководила религиозными обрядами, снабжала паломников пищей и одеждой.
( сл. 10) Давайте поближе познакомимся с племенем бедуинов.
Бедуины делились на несколько племён, очень часто между ними возникали стычки из-за недостатка земли. Ожесточённые схватки вызывали у них обычаи кровной мести: за убийство или оскорбление родича мстил весь род или даже племя. Войны длились иногда десятилетиями. Во главе племени стояли вожди, которые выбирались из богатого рода. Самостоятельная работа с текстом учебника стр. 70 п 2.
- Какую функцию выполняли вожди?
1) руководили воинами во время набегов
2) выбирали места для кочевий
3) разбирали споры между членами племени
4) выкупал пленников
5) кормил бедняков
- Постепенно среди арабов возникает стремление объединиться. Почему?
1) прекращение вражды племён между собой
2) борьба с внешними врагами
3) упадок торговли
4) знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
4.3 ( сл. 11) Муххамед – основатель ислама.Рассказ учителя.
Объединению арабских племён способствовала новая религия – ислам. Основателем ислама является житель Мекки – Мухаммед. С 6 лет он остаётся сиротой, его берут на воспитание родственники, у которых он пасёт овец и коз. Его посещали видения – он говорил, что слышал голос Бога. Примерно в 610 году Мухаммед выступил с проповедью новой религии. Он утверждал, что нет других богов, кроме Аллаха, а себя называл « посланником Бога» - его Пророком.
- Он обличал « несправедливо наживающих богатство», призывал богачей помогать бедным, выкупать на волю и освобождать рабов. Все, кто принимали его веру, стали называть себя мусульманами, т.е. «покорными богу»
( сл. 12)
Опасаясь за свою жизнь, в 622 году Мухаммед со сторонниками переселился в соседний оазис, названный в его честь - Медина. Год переселения ( хиджра) – стал начальной датой мусульманского летоисчисления.
( сл. 13) В Медину стали стекаться сторонники новой религии. В 630 году знать подписала договор с Мухаммедом и большинство арабов приняли ислам и признали власть Мухаммеда. Мекка и Медина превратились в священные города, а Кааба – их главное святилище
( сл. 14) Речи Мухаммеда записывали его ученики на пальмовых листьях и камнях, заучивали наизусть. После его смерти эти записи были переработаны и составлена священная книга мусульман - Коран
( сл. 15) Коран включает в себя 114 глав, первая из них выполняет ту же роль что и христианская молитва «Отче наш». Первые суры Корана представляют собой целые трактаты, а последние занимают всего несколько строчек. Содержание сур крайне разнообразно — и пересказ библейских историй, и изложения основ мусульманского права и описания реальных исторических событий периода противостояния Мекки и Медины.
_ Главные ценности новой религии:
1) покорность богу
2) частная собственность
3) нравственные заповеди
( сл. 16) В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за 6 дней, он создал Адама и Еву. А седьмой день – у мусульман пятница – стал днём отдыха.
- Чему учит Коран?
4.4. Работа с историческим документом в парах самостоятельная работа:
- Прочитайте самостоятельно пункт « Мораль и право» ( стр. 73) и будьте готовы ответить на вопросы:
- Продолжите предложения:
1) Государство не должно издавать законы, т.к. …( все законы изложены Мухаммедов, государство должно только их выполнять)
2) Правила поведения мусульман называются ( шариатом)
3) Мусульманская мораль приписывала: ( не убий, не укради, не лги, люби ближнего, уважай родителей)
4) Мусульманам запрещалось… ( пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством )
5) Мусульманам разрешалось.. ( иметь 4 жены )
( сл. 17 ) Запишем новые термины
u Шариат – правила поведения мусульман
u Кади – знатоки Корана, духовные судьи.
4) рассказ учителя:
( сл. 18) После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы ( заместители пророка)При них многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова и обрушились на Византию и Иран. Многие города сдавались с условием, что жителям сохранят жизнь и имущество.
( сл. 19) В начале VIII века арабы возобновили наступление. Подчинили племена берберов. В 711 г. переправились через Гибралтарский пролив. В 751 году нанесли китайскому войску поражение.
( сл. 20) Аббасиды расправились с народом и облагодетельствовали иранцев -из них стали назначать Визиров. Завоевания почти прекратились. В халифат вошли Сицилия, Кипр, Крит и Юг Италии. Земля принадлежала халифам, а эмиры(наместники),жили за счет налогов. Ислам распространялся за счет налоговых льгот. Но потом эту льготу отменили. Тем не менее практически во всех завоеванных странах в качестве единой религии был утвержден ислам. Новая династия создала новую столицу-Багдад, на р. Тигр. Здесь пересекались торговые пути. Государство стало называться Багдадский халифат.
5) работа по учебнику:
( сл. 21 – 22)
Расцвет халифата пришелся на правление Халифа Харун ар-Рашида -героя «1000 и 1 ночи»,где он показан мудрым и справедливым политиком. Но он был деспотом.
Опасаясь жить в городе халиф поселился в соседней крепости. Его визирь был казнен из-за зависти к его богатству. Харун хотел продолжить войны, но потерпел неудачу. Борьба покоренных народов подрывала власть арабов. Из жителей Средней Азии халифы набирали гвардию, но скоро ее начальники стали назначать халифов. Наместники-эмиры передавали свои престолы по наследству и не подчинялись халифам. В 8 в.возник Кордовский халифат, в 9 веке отделились Египет, Северная Африка, Иран и Афганистан. В 1055 г. Турки-сельджуки захватили Багдад и халиф короновал их предводителя титулом султана.
5. Подведение итога урока.
Вопросы на стр. 83
6. Домашнее задание:
Параграф 13, вопросы, записи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.