Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Оценка 4.9

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
изобразительное искусство
5 кл
14.02.2017
Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Оборудование и материалы: 1. Слайд-фильм «Кижи. Музей-заповедник деревянного зодчества». 2. Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема. 3. Шаблоны-развертки для выполнения модели избушки (раздаточный материал). 4. Художественные материалы для выполнения эскиза, изготовления и росписи модели избушки. 5. Музыкальный эпиграф: свадебные колокольные звоны. 6. Схема-таблица с изображением русской избы. ПЛАН УРОКА 2 1. Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба» с демонстрацией слайд-фильма «Кижи». 2. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. 3. Постановка художественной задачи. 4. Практическое выполнение задания. 5. Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе.Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Уроки 5.docx
Методическая разработка учебного занятия по изобразительному искусству «ЕДИНСТВО КОНСТРУКЦИЙ  И ДЕКОРА В НАРОДНОМ ЖИЛИЩЕ. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА.  ПРОЕКТ: «ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ» 5 класс У р о к и   2 – 3  ЕДИНСТВО КОНСТРУКЦИЙ  И ДЕКОРА В НАРОДНОМ ЖИЛИЩЕ. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА «ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ» Цели:  1. Познакомить учащихся с понятием  изба как традиционного  русского жилища, единством ее конструкции и декора. 2. Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре. 3. Развивать творческую и познавательную активность. 4.   Формировать   практические   навыки   работы   в   конкретном   материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне). 5. Развивать умение работать в коллективе. О б о р у д о в а н и е   и   м а т е р и а л ы : 1. Слайд­фильм «Кижи. Музей­заповедник деревянного зодчества». 2.   Иллюстрации   к   русским   народным   сказкам   с   изображением   избы, терема. 3.   Шаблоны­развертки   для   выполнения   модели   избушки   (раздаточный материал). 4.   Художественные   материалы   для   выполнения   эскиза,   изготовления   и росписи модели избушки. 5. Музыкальный эпиграф: свадебные колокольные звоны. 6. Схема­таблица с изображением русской избы. ПЛАН УРОКА 2 1.   Беседа   о   традициях   русского   зодчества,   понятии   «изба»   с демонстрацией слайд­фильма «Кижи». 2.   Знакомство   с   основными   элементами   русского   жилища,   их символическим значением. 3. Постановка художественной задачи. 4. Практическое выполнение задания. 5. Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе. ПЛАН УРОКА 3 1. Постановка художественной задачи. 2.   Индивидуальная   работа   по   изготовлению   и   росписи   избушки   по собственному эскизу. 3.Оформление   коллективной   композиции   «Вот   моя   деревня»   с использованием индивидуальных работ учащихся. 4.   Подведение   итогов   и   выбор   экскурсоводов   для   беседы   в   начальных классах с демонстрацией своей работы. Ход урока Музыкальный эпиграф. В в о д н а я   б е с е д а   учителя. У ч и т е л ь. С давних времен голос колокола сопровождал весь жизненный путь человека. Он созывал новгородцев и псковичей на вече, предупреждал о появлении врагов и звал на бой. Случись где пожар, особый колокольный звон позовет на помощь. Заблудился в непогоду в лесу – колокольный звон выведет тебя к жилью. Кижи О каком же событии в жизни человека рассказывают эти перезвоны? 14   октября  –   праздник   Покрова   Святой   Богородицы.   К   этому   дню увозились   с  полей  последние  снопы  и  складывались  на  риге, где  уже   шла молотьба,  убирались   овощи   с   огородов,  заканчивалась   вспашка   зяби.  Села наполнялись   обычным   в   эту   пору   многолюдьем,   с   отходных   промыслов возвращались домой сельские мастеровые. Достаток входил в каждый дом. С Покрова наступало время веселых игрищ и гуляний. Покров был непременной порой сельских свадеб. Семьи   на   Руси   были   большие,   патриархальные,   под   одной   крышей собирались   и   отцы,   и   деды,   и   внуки.   Скопом   легче   дом   держать,   в   поле работать, на промысел ходить. А если приходила необходимость раздела (изба становилась   тесной   для   всех),  отделяли   младшего   сына   с  молодой   женой, старший продолжал род и принимал после отца семью. Младший создавал основы своего рода. Знакомство с основными элементами жилища. Новая жизнь – новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить устой – не будет тебе житья в новом доме. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек   при   этом   уподобляется   богам,   создавшим   Вечную   Вселенную. Человек   же   строил   свой   мир,  создавая   из   разрозненных   частей   на   пустом месте что­то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род. Как же представляли себе свой мир языческие славяне? Они делили его на три части: верхний мир – ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей – «хляби небесные». В хлябях небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира. Средний мир – ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний мир – НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К покойникам   на   Руси   относились   двояко.   Своих   родных   мертвых   уважали, называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей семье. Были и чужие мертвые – «навьи души» – это иноплеменные души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что­то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией, самоубийцы).   Эти   навьи   души   на   «злых   ветрах»   прилетают   в   Живой   мир человека,   неся   смерть   и   болезни.   Напасть   на   человека   они   могут   везде   и отовсюду. Но есть у человека надежная защита – его мир, его дом. «Мой дом – моя крепость»,   –   говорили   на   Руси.   И   для   обеспечения   этой   крепости недоступности   при   строительстве   дома   большое   значение   придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов;   каждый   этап   строительства   был   подчинен   особому   ритуалу, корни которого – в преданиях наших далеких предков. После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда­ то пожар, где случалась поломка или – всего хуже – пролилась кровь. Ясно же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку лучше всего не находиться, а жить – и подавно! После   выбора   участка   молодой   хозяин   «очищал»   его   и   освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг – замкнутая линия, бесконечность,   символ   солнца),   обозначал   внутри   круга   квадрат   усадьбы, делил   крестообразной   фигурой   на   четыре   части.   Потом   глава   дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый камень­валун,   эти   камни   клались   под   углы   дома.   Тысячелетиями обкатываемые   льдами,   обдуваемые   ветрами,   эти   камни   будут   крепким основанием для нового дома. Русская изба:     1 – тесовая кровля;           2   –   охлупень (шелом, конек);      3 – слеги;      4 – причелина;      5 – слуховое окно;      6 – волоковое окно;      7 – красное окно;   (фронтон);      9 – курица;      10 – сливень   8   –   щипец       В   мир   человека   есть   две   лазейки:   окно   и   дверь,   они   требуют дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог – это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром. Несравненно   больше   внимания   уделялось   окнам,   сквозь   которые   могли проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все, что могло причинить болезнь, – все это преображалось в сознании древних людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление   окон, обычно   насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем – это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно. Посмотрите, ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с какой любовью и мастерством они выполнены! Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей – ходить под одним небом». Ее завершал  «охлупень»,  или  «конек». Резная доска, закрывающая выход слег на фасад – причелина. Причелина   с   левого   края   кровли   содержала   символы   восходящего утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, – полотенце – полуденное солнце в зените. Причелины «Хляби небесные» Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков, освященный   специальным   магическим   обрядом,   защищенный   символикой солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом готов принять новую семью и положить основу новому роду. Постановка художественной задачи. У ч и т е л ь .   А   теперь   давайте   посмотрим   ваши   иллюстрации   к   сказкам. Найдите избы или терема. Решите, какой из них вы нарисуете, а на следующем уроке сделаете его объемную модель из бумаги. Кто­то выберет дом «трех медведей», кто­то дом из сказки «Колобок», «Снегурочка», «Гуси­лебеди», а кто­то «избушку на курьих ножках» Бабы Яги. Выбирайте.                                  «Колосок»                                            «Лисичка со  скалочкой»                    Практическое выполнение задания. На   3­м   уроке   учащиеся   работают   над   изготовлением   модели   своей избушки. При работе используются шаблоны, а вот декоративное решение ими выбирается самостоятельно. Работа   носит   индивидуальный   характер,   но   учитывая   возрастные особенности   учеников   класса,   может   выполняться   в   малых   группах   (2–3 человека). Развертка для изготовления модели избушки Оформление коллективной композиции В конце   урока  на  заранее   подготовленном  учителем  фоне  (формат  А1) ученики   строят   из   своих   избушек   деревню.   Придумывают   ей   название («Сказочная», «Загадочная», «Пряничная» и др.). Фоном можно выбрать лесную опушку, берег реки, зимний пейзаж и т. п. Подведение итогов. Готовые   работы   можно   использовать   для   проведения   экскурсии   в начальных классах с рассказом о русском народном деревянном зодчестве.

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)

Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2017