Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
изобразительное искусство
5 кл
14.02.2017
Оборудование и материалы:
1. Слайд-фильм «Кижи. Музей-заповедник деревянного зодчества».
2. Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема.
3. Шаблоны-развертки для выполнения модели избушки (раздаточный материал).
4. Художественные материалы для выполнения эскиза, изготовления и росписи модели избушки.
5. Музыкальный эпиграф: свадебные колокольные звоны.
6. Схема-таблица с изображением русской избы.
ПЛАН УРОКА 2
1. Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба» с демонстрацией слайд-фильма «Кижи».
2. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением.
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной работе.Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Уроки 5.docx
Методическая разработка учебного занятия по изобразительному искусству
«ЕДИНСТВО КОНСТРУКЦИЙ
И ДЕКОРА В НАРОДНОМ ЖИЛИЩЕ.
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА. ПРОЕКТ: «ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ»
5 класс
У р о к и 2 – 3
ЕДИНСТВО КОНСТРУКЦИЙ
И ДЕКОРА В НАРОДНОМ ЖИЛИЩЕ.
КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА «ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ»
Цели:
1. Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского
жилища, единством ее конструкции и декора. 2. Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.
3. Развивать творческую и познавательную активность.
4. Формировать практические навыки работы в конкретном материале
(бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на
доступном для данного возраста уровне).
5. Развивать умение работать в коллективе.
О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы :
1. Слайдфильм «Кижи. Музейзаповедник деревянного зодчества».
2. Иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы,
терема.
3. Шаблоныразвертки для выполнения модели избушки (раздаточный
материал).
4. Художественные материалы для выполнения эскиза, изготовления и
росписи модели избушки.
5. Музыкальный эпиграф: свадебные колокольные звоны.
6. Схематаблица с изображением русской избы.
ПЛАН УРОКА 2
1. Беседа о традициях русского зодчества, понятии «изба» с
демонстрацией слайдфильма «Кижи».
2. Знакомство с основными элементами русского жилища, их
символическим значением.
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Подведение итогов и получение задания для подготовки к коллективной
работе.
ПЛАН УРОКА 3
1. Постановка художественной задачи.
2. Индивидуальная работа по изготовлению и росписи избушки по
собственному эскизу.
3.Оформление коллективной композиции «Вот моя деревня» с
использованием индивидуальных работ учащихся.
4. Подведение итогов и выбор экскурсоводов для беседы в начальных
классах с демонстрацией своей работы.
Ход урока
Музыкальный эпиграф.
В в о д н а я б е с е д а учителя. У ч и т е л ь. С давних времен голос колокола сопровождал весь жизненный
путь человека. Он созывал новгородцев и псковичей на вече, предупреждал о
появлении врагов и звал на бой. Случись где пожар, особый колокольный звон
позовет на помощь. Заблудился в непогоду в лесу – колокольный звон выведет
тебя к жилью.
Кижи
О каком же событии в жизни человека рассказывают эти перезвоны?
14 октября – праздник Покрова Святой Богородицы. К этому дню
увозились с полей последние снопы и складывались на риге, где уже шла
молотьба, убирались овощи с огородов, заканчивалась вспашка зяби. Села
наполнялись обычным в эту пору многолюдьем, с отходных промыслов
возвращались домой сельские мастеровые. Достаток входил в каждый дом. С
Покрова наступало время веселых игрищ и гуляний. Покров был непременной
порой сельских свадеб.
Семьи на Руси были большие, патриархальные, под одной крышей
собирались и отцы, и деды, и внуки. Скопом легче дом держать, в поле
работать, на промысел ходить. А если приходила необходимость раздела (изба
становилась тесной для всех), отделяли младшего сына с молодой женой,
старший продолжал род и принимал после отца семью. Младший создавал
основы своего рода.
Знакомство с основными элементами жилища.
Новая жизнь – новый дом. И строительство его спешки не терпит, всему
свой черед и свой порядок, который установили деды и прадеды, нарушить
устой – не будет тебе житья в новом доме. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь
человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную.
Человек же строил свой мир, создавая из разрозненных частей на пустом
месте чтото новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать
весь род.
Как же представляли себе свой мир языческие славяне? Они делили его на
три части: верхний мир – ПРАВЬ, мир добра и богов, где хранятся запасы
живой воды, неиссякаемый источник дождей – «хляби небесные». В хлябях
небесных есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда
улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира.
Средний мир – ЯВЬ, живой мир, мир людей и домашних животных. Нижний
мир – НАВЬ, мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К
покойникам на Руси относились двояко. Своих родных мертвых уважали,
называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей
семье.
Были и чужие мертвые – «навьи души» – это иноплеменные души врагов и
недоброжелателей, души людей, которых за чтото покарали силы природы
(души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией,
самоубийцы). Эти навьи души на «злых ветрах» прилетают в Живой мир
человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могут везде и
отовсюду.
Но есть у человека надежная защита – его мир, его дом. «Мой дом – моя
крепость», – говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости
недоступности при строительстве дома большое значение придавалось
времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных
материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу,
корни которого – в преданиях наших далеких предков.
После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не
оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из
дома достаток и жизнь), на месте, где раньше стояла баня, там, где был когда
то пожар, где случалась поломка или – всего хуже – пролилась кровь. Ясно
же, что подобное может произойти только в «худом» месте, где человеку
лучше всего не находиться, а жить – и подавно!
После выбора участка молодой хозяин «очищал» его и освящал
специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг – замкнутая линия,
бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы,
делил крестообразной фигурой на четыре части. Потом глава дома
отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил матерый
каменьвалун, эти камни клались под углы дома. Тысячелетиями обкатываемые льдами, обдуваемые ветрами, эти камни будут крепким
основанием для нового дома.
Русская изба:
1 – тесовая кровля;
2 – охлупень
(шелом, конек);
3 – слеги;
4 – причелина;
5 – слуховое окно;
6 – волоковое окно;
7 – красное окно;
(фронтон);
9 – курица;
10 – сливень
8 – щипец
В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют
дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью
обязательно есть порог. Порог – это граница между мирами, миром живых и
миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает
прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая,
что пришли в этот дом с добром. Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли
проникнуть вездесущие навьи. Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод, все,
что могло причинить болезнь, – все это преображалось в сознании древних
людей в образы невидимых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой
важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон,
обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем – это не
только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для
чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь
внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся
увидеть в окно.
Посмотрите, ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с
какой любовью и мастерством они выполнены! Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной
крышей – ходить под одним небом». Ее завершал «охлупень», или «конек».
Резная доска, закрывающая выход слег на фасад – причелина.
Причелина с левого края кровли содержала символы восходящего
утреннего солнца; с правого края – вечернее заходящее солнце. Резная доска,
крепящаяся на пересечении двух причелин, – полотенце – полуденное солнце
в зените.
Причелины «Хляби небесные»
Строительство дома завершено. Построенный на священной земле предков,
освященный специальным магическим обрядом, защищенный символикой
солнца и небесных сил, находящийся под покровительством домового, дом
готов принять новую семью и положить основу новому роду.
Постановка художественной задачи.
У ч и т е л ь . А теперь давайте посмотрим ваши иллюстрации к сказкам.
Найдите избы или терема. Решите, какой из них вы нарисуете, а на следующем
уроке сделаете его объемную модель из бумаги. Ктото выберет дом «трех медведей», ктото дом из сказки «Колобок»,
«Снегурочка», «Гусилебеди», а ктото «избушку на курьих ножках» Бабы
Яги. Выбирайте.
«Колосок» «Лисичка со
скалочкой»
Практическое выполнение задания.
На 3м уроке учащиеся работают над изготовлением модели своей
избушки. При работе используются шаблоны, а вот декоративное решение ими
выбирается самостоятельно.
Работа носит индивидуальный характер, но учитывая возрастные
особенности учеников класса, может выполняться в малых группах (2–3
человека).
Развертка для изготовления модели избушки Оформление коллективной композиции
В конце урока на заранее подготовленном учителем фоне (формат А1)
ученики строят из своих избушек деревню. Придумывают ей название
(«Сказочная», «Загадочная», «Пряничная» и др.).
Фоном можно выбрать лесную опушку, берег реки, зимний пейзаж и т. п.
Подведение итогов.
Готовые работы можно использовать для проведения экскурсии в
начальных классах с рассказом о русском народном деревянном зодчестве.
Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Урок по изобразительному искусству на тему " Единство конструкций и декора в народном жилище"( 5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.