Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)
Оценка 4.7

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
Взрослым
21.02.2018
Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)
Создание условий для духовно-нравственного развития личности, формирование умений планировать свою творческую деятельность, содействие эстетическому воспитанию учащихся. Учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке; умеют планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя.Конспект урока для 6 класса по теме "Сатирические образы человека".
6 кл. Сатирические образы..doc
ТЕМЕ «САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА». Класс: 6 Тип урока: Комбинированный. Цель урока: Создание условий для духовно­нравственного развития  личности, формирование умений планировать  свою творческую деятельность, содействие  эстетическому воспитанию учащихся.  Задачи урока: Образовательные    :  познакомить   обучающихся   с   понятием «сатирический   образ»   человека   в     искусстве:   поговорить   о   понятии «карикатура»,   об   истории   создания   карикатуры   и   шарже;   повторение   и закрепление знаний по жанру портрета;  Развивающие   Воспитательные    :   :  развитие   искусствоведческих   знаний   и   творческих способностей,  развитие   познавательных   потребностей,   интересов   и склонностей;  совершенствование умений последовательного ведения работы; воспитывать   интерес   к   произведениям изобразительного   искусства,   к   собственному   творчеству,   самовыражению средствами   изобразительного   искусства;   воспитывать   у   обучающихся самостоятельность в учебной работе, усидчивость, аккуратность. Тип урока – комбинированный. Планируемые образовательные   результаты: Предметные  УУД:  Научатся  владеть   художественными   материалами   и художественными   средствами   рисунка   для   выражения   своего   замысла, правильно владеть художественными терминами. Метапредметные УУД. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью), излагают свое мнение в диалоге,   делают   выводы;   планируют   деятельность   в   учебной   ситуации; самостоятельно создают способы решения проблем творческого характера. Регулятивные:  принимают   и   сохраняют   учебную   задачу;   учитывают выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном   материале; оценивают свои достижения на уроке; умеют планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя.  Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (излагают свое мнение в диалоге, корректируют свое мнение в соответствии с мнениями товарищей); задают вопросы;   формулируют   свои   затруднения;   предлагают   помощь   и сотрудничество. Личностные УУД: Оценивают   собственную   учебную   деятельность,   свои   достижения; анализируют   и   характеризуют   эмоциональное   состояние   и   чувства 1 окружающих; умеют слушать и понимать речь других, умеют  с достаточной полнотой и точностью выражать  свои мысли, имеют мотивацию к учебной деятельности. Зрительный   ряд:  О.   Домье   «Законодательное   чрево»,   «Адвокаты»,   «Дон Кихот»; Э.Мордмилович шарж на В.Мейерхольда, фото В. Мейерхольда; П. Корин   «Портрет   Кукрыниксов»,   Кукрыниксы   ­   политическая   карикатура; А. Жеребко, шаржи на артистов; К. Шредер. Карикатурный шарж; К. Куксо, шаржи на артистов; авторская презентация «Сатирические образы человека», детские работы. Литературный ряд: Н. Заболоцкий «Портрет»; В. Гафт, шуточная эпиграмма на Э. Рязанова. Музыкальный ряд: И.С. Бах «Шутка». Материалы   и   принадлежности   к   уроку:   бумага,   простой   карандаш, фломастеры, краски, учебник. Новые понятия: «карикатура», «шарж», «лубок», «гротеск». Этап организации урока Ход урока Этап сообщение темы и целей урока I. Создание доброжелательной обстановки. Проверка готовности обучающихся к уроку. II. Вначале урока мы посетим с вами нашу картинную галерею, вспомним: ­ Какие виды, жанры ИЗО вы знаете? ­   Какой   жанр   изобразительного   искусства   мы   изучаем   в   этой   четверти? (Портрет) ­ Что такое портрет? (Изображение конкретного человека). ­ Какие виды портрета вы знаете? Звучит отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет». Подумайте,  что, прежде всего, старается передать художник в портрете? Любите живопись, поэты Ведь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором художник, достаточно точно, передает сходство с внешним обликом человека.            Попытайтесь сформулировать цель нашего урока.  Существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее,   передается   более   остро,   и   тогда   возникают   новые   образы   – сатирические. Тема урока «Сатирические образы человека» тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идёт об изображении человека. Остаётся 2 только   выяснить,   о   каком   именно   изображении   идёт   речь.   Вам   предстоит узнать   о   новых   формах   изображения   человека,   существующих   в изобразительном искусстве.   Сегодня   будем   знакомиться   с   сатирическим   жанром,   его   видами, возможностями и своеобразием. IV. Этап изучение нового материала Из истории сатирического жанра.  Карикатура  ­   изображение,   намеренно   подчеркивающее   и   комически преувеличивающее   отрицательные   черты   отдельного   человека   или   какой­ нибудь группы людей с целью их разоблачения и осмеяния. Элементы карикатуры существовали уже в античном искусстве, отчасти в Средневековье, а также в искусстве Возрождения (рисунки Аннибале Караччи и Леонардо да Винчи), но в то время они были сравнительно редки.    начале XIX в. во Франции. Как особый сатирический жанр карикатура сложилась в конце  XVIII ­ Жанр   получил   развитие   в   графике   и   стал   острейшим   орудием политической   борьбы   и   агитации.   В   периоды   революций   и   общественных потрясений   всегда   расцветало   искусство   карикатуры.   Язык   художников   – карикатуристов был понятен народу: ведь они боролись против зла и насилия. Это политическая карикатура. Наибольший   подъём   и   расцвет   политической карикатуры   наблюдался   во   Франции   в   период революционного   подъёма   –   Великой   французской революции 1789 г. и революции 1848 г. Блестящим мастером политической карикатуры был французский   художник  второй   половины  XIX  в. Оноре   Домье.  В   своих   произведениях   он   обличал алчность и духовную пустоту правительства. (Выступление: индивидуальное задание ученика ­ сообщение о творчестве одного из карикатуристов.)  Карикатура — один из древнейших видов рисунка. Она отображает проблемы общества и с ранних времен служила определенным методом самоутверждения над   обидчиком.   Так   насмехались   над   врагами,   так   народ   насмехался   над   своими властителями или поработителями. Обычно это был рисунок с грубыми искажениями черт обидчиков или пририсованными рогами, хвостом и т. д. Зарождение карикатуры в России произошло в XVII в. с народных лубочных картинок.                                                 Известно, что император Наполеон очень остро реагировал на карикатуры про себя. В России в 1812 году во   время   Отечественной   войны   разгорелась   целая   полномасштабная   карикатурная кампания   против   французского   императора,   а   главнокомандующий   русской   армией Михаил   Кутузов   для   распространения   даже   образовал   при   своем   штабе   особую типографию[2].   Во   время   войн   и   военных   конфликтов   всегда   широко   используется   так называемая   плакатная   карикатура,   поднимающая   патриотизм   и   боевой   дух   и оскорбляющая противоположную сторону.) 3 В   России   после   1917   г.   карикатура   становится   одним   из   ведущих жанров   политической   наглядной   агитации.   Исключительная   роль принадлежала карикатуре в годы Великой Отечественной войны: в плакатах, листовках,   фронтовых   газетах   художники   –   карикатуристы   бичевали   и жестоко высмеивали врага.  Ведущими   мастерами   этого   жанра   были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрынисты. Сложную   обстановку   во   внешней   и   внутренней политике   они   отражали   в   карикатурах.   Их произведения, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу. Б.Е.Ефимов ­ советский художник­график, мастер  политической карикатуры. Последний год жизни (в  возрасте 107—108 лет) был главным художником  газеты «Известия». Имя Бориса Ефимова занесено в  Книгу рекордов Гиннесса. В Ростове­на­Дону 4 марта 1902 года родился Константин Павлович Ротов.  Констанстин родился в многодетной казачьей семье. В популярном  сатирическом журнале «Крокодил» регулярно появляются с 1923 года  рисунки К.Ротова. Его замечательные рисунки к книгам К.Чуковского, Ильфа и Петрова, С.Михалкова знают многие поколения читателей. Умер в 1959  году.  Виды карикатуры: политическая, сатирическая, юмористическая.  Другая форма сатирического жанра – шарж.   Шарж  – карикатурный портрет, где остро и резко преувеличены такие черты внешности человека, в   которых   особенно   чувствуется   его   характер. Обычно   это   портретное   изображение.   Внешнее сходство   соблюдается,   но   наиболее   характерные черты специально подчёркиваются и выделяются. В   шарже   не   позволяется   никакое   подчёркивание   физических   недостатков, ничего   задевающего   личное   достоинство.  Шаржи   и   карикатура   не   должна слишком   отличаться   от   оригинала,   он   должен   оставаться   узнаваемым.   За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж.   В шарже: 4 • Должно   сочетаться   полное   портретное   сходство,   точная   и   меткая характеристика   с   остроумным   и   комическим   преувеличением характерного. • Необходимо соблюдать чувство меры, а главное ­ чувство правды.   основанный   на   фантастике,   Гротеск   –  это   художественный   образ,   стиль   или жанр,   смехе, причудливом   контрасте фантастического   и   реального.   Он   появился   в культуре Древней Греции и широко используется в различных видах искусства по настоящее время. сочетании и         называемые Лубок  ­   это   народная  (фольклорная)  картинка.   С середины 17в. на Руси впервые появились печатные картинки, «фряжскими» (иностранными).   Затем   эти   картинки   называли «потешными листами», во второй половине 19 в. их стали   называть   лубками.   В   лубке   никогда   не   было горя   или   плача.   Он   только   радовал   и   веселил,   да иногда   обличал,   но   это   делал   с   большим   юмором   и   достоинством.   Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. В  лубке  никогда не было горя или плача.   Он   только   радовал   и   веселил,   да   иногда   обличал,   но   это   делал   с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. VI.   Этап   закрепления   материала  (викторина,   слайд   24   –   35   «угадай разновидности сатирического жанра») 1. Что общего между карикатурой и шаржем? 2. Какова цель карикатуры? 3. Чем отличается шарж от карикатуры? VII. Этап художественно­творческой деятельности обучающихся. Задание: 1.   выполнить   дружеский   шарж   на   товарища,   литературного   героя   или артиста. Можно к дружескому шаржу написать юмористическое четверостишие: Переосмысливая заново 5 Картины Элика Рязанова, Скажу: талант его растёт, Как и живот. Им нет предела, Но вырывается вперёд Его талантливое тело. В. Гафт В шарже легче показать характерные особенности модели, чем в портрете (работа учащихся сопровождается музыкальным оформлением). 2. Придумай и нарисуй в нескольких линейных рисунках юмористический рассказ – весёлую историю из жизни ребят во дворе или в гимназии. Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. VIII. Этап анализа работ, подведения итогов и оценивания детских работ ­ Сегодняшний урок был посвящен сатирическому жанру.   ­О каких его видах мы говорили? ­   Карикатура   и   шарж   помогают   понять,   что   портрет   не   сводится   к изображению   только   лица   или   фигуры   человека.   Портрет   –   не фотографическая копия, а результат творчества. IX.   Домашнее   задание.  Подобрать   иллюстрации   из   газет   и   журналов   с изображением   сатирических   образов,   описать   их,   придумать   к   ним   текст соответствующего   содержания;   индивидуальное   задание   по   желанию: подготовить сообщение о творчестве одного из карикатуристов. X.   Рефлексия.  У   каждого   из   Вас   на   столе   лежат   кружочки.   Если   урок понравился, все удалось  – поднимите желтые кружочки, если нет – красные.  6

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)

Урок по изобразительному искусству "Сатирические образы человека" ( 6 класс, ИЗО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018