Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская этика", на тему "Нравственные идеалы" 4 класс
Оценка 5

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская этика", на тему "Нравственные идеалы" 4 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
10.01.2017
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Светская этика", на тему  "Нравственные идеалы" 4 класс
Данная методическая разработка раскрывает методику проектирования современного урока комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики в 4-м классе с использованием УМК системы «Школа России» согласно требованиям ФГОС НОО. Материал организован в виде технологической карты урока, что позволяет показать виды учебной деятельности учителя и обучающихся по достижению планируемых результатов – личностных, предметных, метапредметных – и по формированию универсальных учебных действий. ение. Представленная в разработке тема «Нравственные идеалы» стимулирует активность и внимание обучающихся на уроке, способствует расширению образовательного кругозора обучающихся, подводит к пониманию нравственных идеалов, способствует формированию такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор, способствует формированию представления о нравственных идеалах. Урок строится на принципах деятельностного обучения, и включает практическую работу, работу в группах, самостоятельную работу.Разработка урока
ОРКСЭ урок.docx

Российская Федерация

Иркутская область

ШЕЛЕХОВСКИЙ РАЙОН

АДМИНИСТРАЦИЯ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА

 

 

III районный заочный конкурс методических разработок современных уроков среди педагогов начального общего, основного общего, среднего общего образования

«Проектирование урока в соответствии с требованиями к личностным, метапредметным, предметным результатам»

Номинация: «Реализация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»»

 

 

Методическая разработка урока по ФГОС НОО

Нравственные идеалы

ОРКСЭ, Модуль «Основы светской этики»,

4 класс,  система Школа России

Шубина Марина Ивановна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

 

 

 

Аннотация

Данная методическая разработка раскрывает  методику проектирования  современного урока комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики    в 4-м классе с использованием УМК  системы «Школа России» согласно требованиям ФГОС НОО. Материал организован в виде технологической карты урока, что позволяет показать виды учебной деятельности учителя и обучающихся по достижению планируемых результатов – личностных, предметных, метапредметных – и по формированию универсальных учебных действий.

Введение

Представленная в разработке тема «Нравственные идеалы» стимулирует активность и внимание обучающихся на уроке, способствует расширению образовательного кругозора обучающихся, подводит к пониманию нравственных идеалов, способствует  формированию такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор, способствует формированию представления о нравственных идеалах. 
Урок строится на принципах деятельностного обучения, и включает практическую работу, работу в группах, самостоятельную работу.

 

Тема урока: Нравственные идеалы.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Цели урока:  формирование знаний обучающихся о нравственных идеалах на примере исторических персонажей и современных людей, формирование способности обучающихся оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу,  создание условий для формирования УУД:

Личностных: мотивация учения, обогащение духовного мира личности, воспитание патриотизма путём приобщения к нравственным ценностям истории, литературы и культуры;

Познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение нужной информации, анализ с целью выявления признаков, синтез, как выявление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификация объектов, установление причинно - следственных связей;

Коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и обмене информацией, оценка действий одноклассников;

Регулятивных: целеполагание, планирование работы, контроль за выполнением порученного задания, коррекция работы, оценка;

Метапредметные: формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности. Развитие умений давать аргументированную оценку разным явлениям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Предметные: обобщить и углубить знания обучающихся о русских богатырях, рассказать о нравственном идеале на примере богатырского образа

Задачи урока:

1.  Познакомить обучающихся с понятием «правила честного поединка»,  на примере образов русских богатырей.  

2. Развивать умения работать в микрогруппах, аргументировать свой ответ.

3. Обучать детей самостоятельному добыванию знаний.

4. Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения, формировать самосознание  обучающихся на основе исторических ценностей.

Виды деятельности:   работа в  группах, беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, работа с иллюстративным материалом, слушание музыкальных произведений, самостоятельная работа с источником информации.

Основные термины и понятия: богатырь, правила честного поединка, идеал, былина.

Оборудование: презентация, мультимедиа проектор, фрагменты из опер А.П. Бородина "Богатыри", «Богатырская симфония», М.П.Мусоргского «Богатырские ворота» 
Н.А.Римского - Корсакова «Симфoниeтта нa руccкие тeмы» (В поле), репродукция картин  В. Васнецова «Богатыри», П Корина «Александр Невский».

Используемые технологии: Информационно – аналитическое обеспечение; Здоровьесберегающие  технологии Педагогические методы: Словесный,  наглядный, практический - частично-поисковый (самостоятельный отбор информации).

Педагогические приёмы: прием контроля, самоконтроля, синквейн

Межпредметная связь: Литературное чтение, ИЗО, музыка

Принципы:

Учёт возрастных и физиологических особенностей

Наглядность (демонстрация репродукций, иллюстраций)

Научность (применение понятийного аппарата, введение новых понятий, их осмысление)

Доступность (использование презентации)

Системность и последовательность (методически обоснованный переход от одного этапа к другому, их взаимосвязь и взаимозависимость

Основная часть

 

п/п

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1

Организация деятельности учащихся

Цель:

-подготовка обучающихся к работе

 

Организует деятельность обучающихся, создаёт положительный настрой на урок.

  На доске высказывание «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»(Ж.Ж.Руссо)-  Ребята, я хочу начать урок словами выдающегося французского философа, мыслителя Ж.Ж. Руссо. Как вы понимаете смысл этого высказывания? На протяжении многих уроков мы с вами стремились к самосовершенствованию, самопознанию, и сегодня нам предстоит сделать ещё один шаг.

- Я предлагаю вам разбиться на группы, приготовить для работы листы бумаги, фломастеры, ручки.

Проявляют эмоциональную отзывчивость к словам учителя, пробуждающим любознательность. Самооценка  готовности к уроку.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, анализируют высказывания

 

Класс разбивается на 5 групп

Личностные: оценка своей деятельности, воспитание  интереса учению,

Регулятивные: развитие мотивации к учебной деятельности; развитие умения слушать в соответствии с целевой установкой.

Коммуникативные: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга.

2

Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности

 

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности

 - создать  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

 

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию к высказыванию своего мнения. Мотивирует обучающихся, заостряет внимание на значимости темы урока.  Создаёт условия для фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии, подводит к формулированию темы, цели и постановке задач урока.

Звучит фрагмент из оперы А.П. Бородина «Богатыри», на фоне музыки учитель читает отрывок из стихотворения  И.С. Никитина «Русь».

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью

Стать за честь,

Против недруга,

За тебя в нужде,

Сложить голову!

- О чём это стихотворение? - Что такое Русь?

- Как сейчас называется наша страна? - Чем Россия для нас является?

Что вы представили, слушая музыку?  Как вы думаете, что нужно, чтобы наша Родина всегда была сильной?

Звучит музыка, игра на гуслях   

-Послушайте музыку. Что исполняется? (Былина – особая песня, рассказывающая о героических событиях, которые произошли давным-давно). О ком сказывалось в былине? А как называли на Руси  воинов, сильных, храбрых, одерживающих победы?

- Да, в народе говорят: «Славится богатырями земля русская» Кто такие богатыри? Какими качествами они обладали?

О ком будем говорить на уроке? 

Организует формулирование темы урока обучающимися

– Возьмите листы, прочитайте задание и попробуйте  ответить на вопросы: Кого можно называть богатырем? Какими нравственными качествами должен обладать богатырь (Приложение№ 1)

Богатырь - герой русских былин, защитник земли русской, отличающийся  необычайной силой, удалью, мужеством и умом.

Озвучьте результаты своей работы.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

-Ребята, а можем ли мы сказать, что богатыри являются примером для подражания? Как, по – другому,  можем сказать? (идеал). Как вы понимаете значение слова идеал? - Давайте прочитаем точное значение этого слова в словаре Ожегова. ИДЕАЛ - Совершенное воплощение чего-нибудь.

-Назовите тему урока. (Нравственные идеалы).  Какова цель нашего урока?

Самостоятельно выделяют  и формулируют  цели; выдвигают  гипотезы  и обосновывают.

 

 

 Слушают музыку и стихотворение.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, анализируют высказывания

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах, выполняют задание, анализируют

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока, ставят цель урока.

 

 

 

 

 

Личностные: определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива

Регулятивные:  осмысливать практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний, принимать учебную задачу урока.

Коммуникативные: развивать навыки делового партнёрского общения; Познавательные:  строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из учебника, словарей

 

 

 

3

Актуализация  знаний

 

 Цель: актуализация опорных знаний и способов действий

 

 Актуализирует опорные знания, подводящие к первичному  усвоению знаний.

 

Ребята, вспомните, какие поступки мы называем нравственными? Каковы их признаки? Можем ли мы назвать человека, совершающего нравственные поступки считать идеалом, примером для подражания?

 

 

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

принимать ценности: «добро», «мужество», Регулятивные: определять цель задания, оценивать.

Познавательные: формулировать высказывания; уметь находить ответ, анализировать, выделять существенные признаки.

Коммуникативные:  участвовать в диалоге;

высказывать свою точку зрения, сотрудничать со сверстниками.

4

 Первичное усвоение знаний

 

Цели:

-обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

 

Устанавливает осознанность восприятия. Учит выбирать рациональные способы решения учебной задачи.

-Сегодня мы поговорим о смелых и сильных защитниках Отечества - богатырях, познакомимся с правилами честного поединка, выясним, есть ли богатыри в настоящее время, почему мы их считаем нравственными идеалами.

Откройте учебник на стр.50 и прочитайте первые три абзаца. Прослушайте фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Симфoниeтта нa руccкие тeмы»  (В поле). Что вы представили, слушая музыку? Рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова «Богатыри». Извечную мечту русского народа о непобедимом и справедливом защитнике воплотил в своей картине Виктор Михайлович Васнецов в образе трех богатырей. Над этой картиной художник работал около 25 лет. Кого изобразил художник? - Художник изобразил на картине трех былинных богатырей - Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов-кочевников. 
Каждого из персонажей картины Васнецов наделил характером, каждому придал индивидуальные черты. В центре Илья Муромец, в кольчуге и шлеме, вооруженный железной палицей, копьем и щитом. Зорко всматривается богатырь в степные просторы. Могуч Илья Муромец, могуч его вороной конь. Справа от Ильи - любимец русского народа Добрыня Никитич. Он одет очень нарядно: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающие доспехи, червленый щит, меч. Богатырь нетерпеливо сжимает рукоятку меча.  Слева от Ильи самый младший из трех богатырей - Алеша Попович. Юный богатырь держит наготове лук, снаряженный стрелой. Но не только воин Алеша Попович - на боку у него гусли. В краткие минуты отдыха Алеша радует побратимов веселыми звонкими песнями.

Таким образом, Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы встать на защиту своей Родины.

Богатырской теме посвятили свои произведения и великие композиторы, послушайте отрывок из «Богатырской» симфонии Александра Бородина. Определите характер музыки. Какие интонации услышали? "Богатырская" симфония Бородина наполнена могучей силой. Мужественно, сурово, мощно звучит главная тема, вызывая представление о неодолимой, "великанской" силе легендарных героев.

Что общего между музыкой Бородина и картиной Васнецова? Что их роднит?

Рассмотрите репродукцию картины П. Корина «Александр Невский». Кто знает, чем прославился этот человек?  В 15 лет Александр принял участие в успешном походе отца против немецких рыцарей-крестоносцев. В 16лет Александр стал князем города Новгорода. Новгородцы во главе с князем Александром разбили шведов в битве на Неве, а князь с того времени получил почетное прозвание - Невский. Угрожали Руси и немецкие рыцари-крестоносцы. Александр Невский снова встал во главе войска и немецкие рыцари были разбиты на льду Чудского озера. Умного и храброго князя очень почитали в народе. Можем мы назвать его богатырём? Огромная заслуга богатырей в том, что они ввели определённые правила в применении силы, провозгласили правила честного поединка.

Организует проверку умения работать с информацией

- Откройте учебник на странице 51, найдите эти правила, давайте прочитаем.

 

Физкультминутка

Обеспечивает смену деятельности, активный отдых, переключение внимания

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

Работают со словарем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по учебнику. Читают  текст.

Прослушивают музыкальный фрагмент

 

Работают с репродукцией

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают и анализируют фрагмент  симфонии А.Бородина. Рассматривают репродукции.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом учебника

 

 

5

Первичная проверка понимания

 

Цель:

- обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

 

Организует работу над описанием образов богатырей

- Прослушайте фрагмент из оперы М.П.Мусоргского «Богатырские ворота». Выберите слова, которые характеризуют музыку, рисующую образы богатырей (стр. 51), отметьте на своих листах. Зачитайте свои ответы.

Какая добродетель воинской дружины является самой важной? Какому понятию богатыри придавали особое значение? Какие правила честного поединка вы запомнили?

Слушают и анализируют  музыкальный фрагмент  

 

Работают по вопросам и заданиям  учебника

Выделяют главные понятия

(верность, честь).

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

- дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовывает деятельность по применению новых знаний. Дает самостоятельную работу. Организует самопроверку

Как вы думаете, какой смысл сегодня вкладывают в слово «богатырь»? В современном понимании богатырь - это человек большого роста, крепкого телосложения, очень сильный. Сейчас среди нас живут богатыри? Кто они? Давайте рассмотрим фотографии в учебнике на с.51. Кто это?  Можем мы их назвать богатырями? Почему? (Эти люди сильные, мужественные).  В чем же идеал нравственности богатырей? (В мужественности, в готовности в любой момент встать на защиту родины). Я предлагаю вам найти дома информацию об этих людях и записать в тетрадях.

Каким перед вами предстает  нравственный образ богатыря?  В  наши дни мы можем  сказать такие слова: "Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую!"? 

Дополните предложения: Богатыри-защитники Родины,  они поднимали... (воинский дух), поддерживали ... (веру, силу, мужество и стойкость) русского народа.  Служили ... ( примером) всем людям.  Главным для богатырей является... (любовь к родной земле). Давайте вернёмся к вашему первому заданию. Посмотрите на свои листы с ответами и скажите,  все ли нравственные качества богатырей вы указали? Отметьте те, о которых вы узнали на уроке. Выполнили ли вы поставленные на уроке цели?

– Ребята, в заключение нашего урока, мне хочется пожелать вам стать такими же доблестными, преданными Родине, настоящими защитниками Отечества, о каких вы узнали сегодня на уроке.

Работа с иллюстрациями учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополняют предложения

 

 

 

 

 

Возвращаются к поставленной в начале цели, сопоставляют, анализируют

Личностные: формирование умения правильно оценивать ценности: «мужество», «верность», «честь». Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

 

Регулятивные: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей, оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности

формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.

формировать адекватную самооценку.

 

Познавательные:  извлекать необходимую информацию из учебника, словарей, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

 

Коммуникативные: использовать речевые средства, строить монологическое и диалоговое высказывание, критично оценивать себя, принимать коллективные решения,  находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель:

- обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

 

Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. 

Ещё раз прочитайте текст учебника на стр. 50-51  письменно ответьте на вопросы

- Есть ли в легендах и мифах Древней Греции герой, равный по силе и своим подвигам русскому богатырю Илье Муромцу? 

-Назовите современных богатырей. Почему вы считаете, что он богатырь?

- Если мальчик в вашем окружении, которого можно назвать богатырем? Какими качествами он обладает?

Творческое задание:

1.Рассказать родителям кто такие богатыри и узнать были ли богатыри в вашем роду.

2) Нарисовать рисунок  богатыря.

Записывают задание в дневники, прослушивают инструктаж

 

Выбирают уровни:

- стандартный;

- творческий.

 

Личностные: положительное отношение к урокам

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

Цель:

-прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует фиксирование содержания. Организует самооценку учебной деятельности. Мобилизует обучающихся на рефлексию своего поведения(мотивации, способов деятельности, обобщения)

Составьте синквейн со словом  «богатырь».

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

Воин.

-Подведем итог урока. Выскажите свое мнение, используя фразы на доске.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я научился…

Я попробую…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Оценивание собственной деятельности, фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности

 

Составляют синквейн

 

 

 

 

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительная часть

Изучение данной  темы посредством былин и образов богатырей вызывает у детей стремление к нравственным идеалам,  подводит обучающихся к пониманию сущности нравственных идеалов; 
формирует  такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор, способствует воспитанию чувства гордости за наших предков.

 

Список  литературы для учителя:

1. УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». А.Я. Данилюк (учебник, программа).  Москва,  «Просвещение», 2012г.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. А.Я. Данилюк.  Москва. «Просвещение», 2010г.

3. Электронное приложение к учебнику «Основы светской этики». Москва, «Просвещение».

4.   Толковый словарь русского языка.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Москва, 2002 г.

5. Нестандартные и интегрированные уроки.  Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е. Москва,  ВАКО, 2004

Интернетресурсы:

https://infourok.ru/

https://kopilkaurokov.ru


 

Скачано с www.znanio.ru

Российская Федерация Иркутская область

Российская Федерация Иркутская область

Аннотация Данная методическая разработка раскрывает методику проектирования современного урока комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики в 4-м классе с использованием

Аннотация Данная методическая разработка раскрывает методику проектирования современного урока комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики в 4-м классе с использованием

Метапредметные: формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности

Метапредметные: формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности

Системность и последовательность (методически обоснованный переход от одного этапа к другому, их взаимосвязь и взаимозависимость

Системность и последовательность (методически обоснованный переход от одного этапа к другому, их взаимосвязь и взаимозависимость

Постановка целей и задач урока

Постановка целей и задач урока

О ком сказывалось в былине? А как называли на

О ком сказывалось в былине? А как называли на

Какова цель нашего урока? Самостоятельно выделяют и формулируют цели; выдвигают гипотезы и обосновывают

Какова цель нашего урока? Самостоятельно выделяют и формулируют цели; выдвигают гипотезы и обосновывают

Виктор Михайлович Васнецов в образе трех богатырей

Виктор Михайлович Васнецов в образе трех богатырей

Родины. Богатырской теме посвятили свои произведения и великие композиторы, послушайте отрывок из «Богатырской» симфонии

Родины. Богатырской теме посвятили свои произведения и великие композиторы, послушайте отрывок из «Богатырской» симфонии

Организует проверку умения работать с информацией -

Организует проверку умения работать с информацией -

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия Цель: -прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Рефлексия Цель: -прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества

Заключительная часть Изучение данной темы посредством былин и образов богатырей вызывает у детей стремление к нравственным идеалам, подводит обучающихся к пониманию сущности нравственных идеалов; формирует…

Заключительная часть Изучение данной темы посредством былин и образов богатырей вызывает у детей стремление к нравственным идеалам, подводит обучающихся к пониманию сущности нравственных идеалов; формирует…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017