Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера в романе «Мастер и Маргарита»..docx
Давыдова Елена Игоревна,
учитель русского языка и литературы
МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №13
г.Новотроицка оренбургской области»
Предмет: литература
Класс:11
УМК: Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 511 классы. Под ред.
В .Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
«Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных
заведений (авторы – В. П. Журавлев и др., М. «Просвещение», 2005г.).
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера в романе
М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Количество часов, отведенное на изучение темы – 1 час.
Место урока в системе уроков по теме 5.
Цель: выявить многоплановость повествования и показать трагическую судьбу художника;
сочетание реальности и глубокого психологизма; определить роль детали в
художественном произведении.
Задачи:
1)образовательная: показать трагическую судьбу художника, сопоставить образ
Мастера, Иешуа и судьбу М.Булгакова. Показать соотношение таланта и бездарности.
2)развивающая, общедидактическая: продолжить работу над формированием
умения понимать текст, используя исследовательский метод, сравнительный анализ
3) воспитательная: продолжить работу над воспитанием обучающихся как вдумчивых,
внимательных читателей.
Планируемые результаты:
предметные: адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой
анализ, интерпретировать прочитанное; проследить трагическую судьбу художника,
сопоставить образ Мастера и судьбу М.Булгакова, показать соотношение таланта и
бездарности.
личностные: осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена
общества, признание для себя общепринятых моральноэтических норм, способность к
самооценке своих действий, поступков; возможность воспитания в себе устойчивого
познавательного интереса к чтению, к совершенствованию собственной речи.
метапредметные:
регулятивные: постановка учебных задач на уроке, оценка своих знаний; планирование и
направление своей деятельности.
коммуникативные: формулирование собственного мнения и позиции, аргументация и
координация её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности. познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную
информацию, а также самостоятельно находить её в тексте.
Используемые технологии: развитие критического мышления в соответствии с
трехфазовой технологической цепочкой: вызовосмыслениерефлексия.
Оборудование урока: текст романа, компьютерная презентация.
Методическое и дидактическое обеспечение урока: текст романа М.Булгакова «Мастер
и Маргарита», В.Акимов «На ветрах времени. Размышления о книгах». Ленинград
«Детская литература», 1991г.
Содержание урока:
1. Орг.момент. Психологический настрой на урок.
2. Целеполагание. Определение задач урока.
3. Вступительное слово учителя.
4. Создание проблемной ситуации (вызов).
5. Работа по теме урока. Беседа – исследование.
6. Подведение итогов.
7.
8.
Рефлексия.
Домашнее задание
Ход урока.
Эпиграфы:
1. Талант — это вера в себя, в свою силу…
М. Горький
—
начало,
даюшее
Творчество
Всегда оставаться неудовлетворенным:
2.
Ж. Ренар
3.
Р. Роллан
4. Одно только и есть счастье: творить. Живой лишь тот, кто творит. Остальные — это
тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни — радости творческие…
Р. Роллан
в этом суть творчества.
человеку
бессмертие.
1. Орг.момент. Психологический настрой на урок.
2. Целеполагание. Определение задач урока.
Чтение эпиграфов. (Слайд 2)
Сформулируйте основную тему высказываний?
С чьими образами соотносимы мысли, высказанные в эпиграфах? (М.А.Булгаков, Мастер)
О каком герое булгаковского романа сегодня пойдёт речь? (Слайд 1)
3. Вступительное слово учителя. В течение двух десятилетий творчества Булгаков переживал заметную эволюцию в
отношении к миссии художника в 20ом веке. И он пришёл к убеждению, что художник
орган, созданный человечеством для выполнения чрезвычайно ответственной
миссии. Его судьба, его назначение – быть одной из главных сил духовного
выживания.
Поэтому Булгаков так напряжённо размышлял многие годы над судьбой художника.
Пушкин, Мольер, Максудов из «Театрального романа», Мастер, Берлиоз, Бездомный
Понырёв – эти разные пути и судьбы постоянно в поле зрения Булгакова.
В их судьбах всё более остро выражается созревающая мысль писателя об особой
ответственности таланта перед историей и человечеством, о том, что нет ему
снисхождения, как бы сурово ни складывались обстоятельства его существования.
Он не имеет права замыкаться в личной добродетели, отказываться от борьбы,
он обязан действовать. « Не имеет права отвёртываться», говорил Ф.М.Достоевский.
«Никогда не убегайте крысьей побежкой в неизвестность от опасности», призывал сам
Булгаков.
Современному человеку, особенно человеку культуры, жить трудно. Он окружён
неизвестным. Но у него есть великое благо – сознание, знание, исторический опыт, память.
Он зряч, дееспособен. И, преодолевая все ситуации, он обязан продолжить традицию
очеловечивания стихийных сил в мире и в себе.
Вывод: продолжите фразу «Художник, по мнению Булгакова, – это….. Он должен ……
(запись фразы с многоточиями на доске).
4. Создание проблемной ситуации (вызов). (Слайд 3, 4)
Задание к классу: Вспомните то место в романе, где Левий Матвей, посланник
высшей божественной силы (Света), предстает перед Воландом(Тьмой, Мраком) с
просьбой: «Он (Иешуа) прочитал сочинение Мастера… и просит тебя, чтобы взял с
собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?
Мне ничего не трудно сделать, ответил Воланд, и это тебе хорошо известно…
Он помолчал и добавил: А что же вы не берете его к себе в свет?
Он не заслужил света, он заслужил покой, печальным голосом проговорил Левий.
Работа в парах.
Какие вопросы возникают перед читателем. Сформулируйте их. (записать в
тетрадь):
Почему Мастер не заслужил света?
Почему его ждёт лишь покой?
Покой – это плохо или хорошо?
Что значит «покой» и как он соотносится со «светом» и «тьмой» в романе?
5. Работа по теме урока. Беседа исследование.
1) Когда впервые появляется на страницах романа Мастер ? (Слайд 5) (в 13 главе «Явление героя»).
Все предшествующие главы готовят нас к появлению героя, создают загадочную,
таинственную атмосферу в романе.
Вспомните, как он перед нами появляется. (Мастер через балкон приходит в комнату
Ивана Бездомного в психиатрической больнице).
Найдите детали портрета, характеризующие внутреннее состояние героя?
( встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца»).
Не дается подробного портрета Мастера. Какая деталь портрета отмечена Булгаковым?
Почему? ( глаза героя (зеркало души), передающие его внутреннее беспокойство).
2) Комментированное чтение начала диалога Ивана Бездомного и Мастера. (Анализ
эпизода) (Слайд 6)
Почему Мастер оказался в лечебнице? Как он это объясняет? (« У меня нет больше
фамилии, с мрачным презрением ответил странный гость, я отказался от неё, как и
вообще от всего в жизни. Забудем о ней.») (Слайд 7)
Почему в устах героя резко противопоставлены слова «писатель» и «мастер»? Нам
предстоит с вами ответить сегодня на проблемный вопрос: «Почему Булгаков называет
героя Мастером и что вкладывает в это понятие?»
Работа со словарём. (Слайд 8,9)
3)Работа с понятиями «писатель» и «мастер». Как вы понимаете, в чём разница?
аа
Пис тель (реже литератор)
— человек, который занимается созданием словесных
произведений, предназначенных так или иначе для общественного потребления (а не
только для непосредственного адресата) .
Аа
М СТЕР,
а,
мн.
ч.
а,
ов,
м.
1. Квалифицированный работник в какойн. производственной области. Часовых дел м.
Скрипичный
м.
2. чего. Специалист, достигший высокого искусства в своём деле. Мастера искусств. М.
спорта (спортивное звание) . М. пчеловодства. Мастера высоких урожаев. М. золотые
руки.
3. Руководитель отдельной специальной отрасли какогон. производства, цеха.
Сменный
сборочного
Работать
М.
м.
цеха.
~ом.
4. в чём, на что и с неопред. Человек, крый умеет хорошо, ловко делать чтон. ,
мастак.
рассказывать.
выдумки.
М.
М.
на
• Дело ~а боится посл. о том, что дело ладится в умелых руках. Можно ли назвать эти слова антонимами ? (нет)
А у Булгакова? (да) Почему? Кто себя в романе называет писателями? Обратимся к
тексту.
Это слово скомпрометировано теми, кто без всяких прав называет себя писателями:
обладателями членских билетов МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский
мир изображен на страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и
другие опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе как
возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества. Они мечтали о
дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов».
Так почему слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому герою? Чем он
отличается от перечисленных выше литераторов? Чтобы понять это, вспомним историю
мастера и его произведения.
СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА «ИСТОРИЯ ЖИЗНИ МАСТЕРА».(индивидуальное публичное
выступление)
Что помогло ему написать роман? (Образование историка, выигрыш, жизнь в подвале,
встреча с Маргаритой)
Видим ли мы, как Мастер работает над романом, муки творчества? (нет, его роман
пассивно изливается через перо на бумагу, он не совершает усилий, не размышляет)
Как вы понимаете последние строки рассказа Мастера о создании романа: «И я вышел в
жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась»?
Как литературный мир встретил версию библейской истории? ( Роман не был принят к
печати, все, кто его читал, обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными
статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский. В одной из статей «автор
предлагал ударить, и крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал
протащить ее в печать»).
Чем не устраивал «писателей», литераторов роман мастера? (они сами были людьми
бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть,
недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом).
Назовите ,что стало внешней причиной того, что Мастер сжёг свой роман?
(Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман. Мастер,
написавший о распятии Иисуса Христа, оказывается чужаком в писательской среде. Его
современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера).
Ответим на проблемный вопрос: Почему же Булгаков называет своего героя мастером и
что вкладывает писатель в это понятие? ( талант, его прозрение. Он описал события
далекого прошлого так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все
угадал!» восклицает он. Главное его назначение – творчество). Вывод: Мастер лучше писателей, у него есть дар, его назначение – творчество. Его роман –
талантливая вещь.
А теперь ответим на вопросы: «Почему же он не заслужил света?», «Почему он
приговорён к покою»?
Вспомните, как он оказался в клинике для душевнобольных?
( Сбежал от жизни, пришёл сам. Мастеру не удалось остаться бойцом до конца. Если
внутренней темой романа является непрерывность человеческой борьбы за
совершенствование жизни, если в этом и состоит «тысячелетний план, помогающий
управлять собою и всем на Земле, то Мастер сам вышел из этой цепи преемственности,
отступил от памяти, ответственности перед людьми. Он слаб. Он обрёк себя на
бездействие духа, на вторичную литературную работу, он –не творец, он всего лишь
Мастер, не знающий бурь духа. Ему дарован «покой». В какойто момент испугался жизни:
отказался от борьбы и даже от любви).
Вывод: Свет – это высшая награда. Свет – это вера до конца, преданность своим
убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение. Мастер не заслужил Света.
Многие критики романа проводили параллель между судьбой М. Булгакова и судьбой
Мастера. Правомерно ли это, на ваш взгляд? Почему? (Слайд 10)
(Мастеру присущи черты самого писателя, образ был автопортретным, много совпадений
в судьбе героя и Булгакова.Но Мастер сломлен напором, сжигает роман. Булгаков творит,
борется).
А какому герою романа Булгакова близок Мастер? Чем? В чём их разница? Кто из них
достоин «света»?
( в нем есть сходство с Иешуа. Оба непоняты окружающими, обоих преследуют, травят за
убеждения. Убивают (Иешуа – физическая расправа, мастер сломлен морально), оба
одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алоизий
Могарыч).
6. Подведение итогов.
Обсуждение (слайды 11,12).
Заканчивая наш урок, хочется сказать, что в романе есть нота трагизма: покой и
независимость дарованы героям там, в ином мире, роман мастера не оценили
современники, его прозрение оказалось им ненужным, он сам им не нужен; так же оказался
отвергнутым своим временем и современниками Иешуа, сам Булгаков. Но есть и «свет» в
романе: Иван Николаевич Понырёв, который перестал быть Бездомным и нашёл себя в
этом мире. Он отказался от существования под нелепым и оскорбительным псевдонимом,
от писания нелепых и невежественных – как он сам понял стихов. У него появилось своё
имя и своё дело. Он идёт теперь своим путём, управляет своей жизнью. И причина этому –
встреча героя с мастером.
Вернёмся к эпиграфам. Какой из них может стать для вас основной идеей нашего урока?
Почему? (Ответы учащихся и их объяснения) (Слайд 13) 7. Рефлексия.
8. Домашнее задание. (Слайд 14)
Задание по группам :
1. «Встреча Берлиоза и И.Бездомного с загадочным иностранцем на Патриарших». (Ч
1 гл.1)
2. «Дом Грибоедова» (Ч 1 гл.5)
3. « Посещение квартиры покойного Берлиоза Никанором Ивановичем Босым» (Ч 1
гл.9)
4. «Фокусы в Варьете» (Ч 1 гл.12)
Индивидуальные сообщения о Лиходееве, Семплеярове, Римском (по 2 минуты).
Урок по литературе 11 класс "Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)
Урок по литературе 11 класс "Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)
Урок по литературе 11 класс "Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)
Урок по литературе 11 класс "Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)
Урок по литературе 11 класс "Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)
Урок по литературе 11 класс "Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)
Урок по литературе 11 класс "Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.