Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова
Оценка 5

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
06.05.2017
Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова
Урок внеклассного чтения по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова проводится по программе В.Я Коровина в пятом классе.к данному уроку учащиеся готовятся заранее. они читают разные сказы Бажова и затем на уроке рассказывают о прочитанном. на уроке используется викторина и кроссворд.
технологическая карта литература 5 класс.docx
Предмет Тема урока Тип урока Цели ­Технологическая карта Литература  «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова Класс 5 Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности Планируемые образовательные результаты Метапредметные Предметные Знать биографию писателя,  различать   понятия   «сказ»   и   «сказка» знать,   знать   содержание   прочитанных произведений, , анализировать   новую   информацию,   узнавать прочитанных произведений словесной характеристике, давать характеристику героям Основные понятия, изучаемые на уроке Сказ — жанр   эпоса,   опирающийся   на   народные   предания   и   легенды, умение самостоятельно определять цели  своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении; умение   подбирать аргументы для подтверждения  собственной позиции, выделять причинно­ следственные связи в высказываниях,  формулировать выводы   Личностные виды новые Осваивать   нравственные деятельности,     распознание ориентации   на истинных   и   ложных   ценностей, участвовать   в   творческом   и созидательном процессе героев воспринимать         по   повествование, ведущееся от лица рассказчика. Методы и приемы обучения Основные виды деятельности учителя.                                                                            ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА Формирование конкретного образовательн ого результата Этап 1. Организация урока – 2 мин. Способность формулирован ия цели и задач урока. Умение организовать эмоциональный настрой детей на урок. ­ Доброе утро, ребята!  Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок   принесёт   нам   всем   радость   общения   друг   с другом.   А   для   того   чтобы   все   сегодня   получили пятёрки,   мы   должны   зарядиться   только положительной энергией. Приветствие детей, проверка готовности к уроку, свою деятельность. Виды и формы организации деятельности учащихся Приветствуют учителя, товарищей по парте, настраиваются на урок. Создание атмосферы сотрудничества Этап 2. Актуализация знаний – 10 мин. Способность участвовать в ­   К   какому   слову   очень   близко   по   звучанию   и содержанию слово сказ (сказка). Действительно, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница. ­ Сказ ­ дети читают определения общении, правильно излагать свои мысли в устной форме, владеть приёмами анализа и систематизации материала. Прочитайте определение сказки.  Сказка  необыкновенных, приключениях. ­   занимательный   рассказ     о   вымышленных   событиях   и ­ А что такое сказ? Как его определял сам Бажов? Прочитайте. Формируемые УУД Личностные: формирование внутренней позиции школьника Познавательные: Владеть приёмами  анализа и  систематизации  материала. Познавательные: Самостоятельно делать  выводы, выбирать  решение, обосновывать  выбор. ­В сказке вымысел, в сказе – быль ­Есть элемент фантастики ­ дети подбирают однокоренные слова Сказ – это быль с элементами сказочного. сказ – народный фольклор, особый вид  повествования, ведущийся от лица рассказчика в своеобразной манере (бытовой, разговорной). От  сказки он отличается конкретно­историческим  содержанием, но содержит в себе  фантастические элементы. ­ Итак, в чем разница между сказкой и сказом? (В сказке вымысел, в сказе – быль) ­ А что у них общего? (Есть элемент фантастики). ­   Подберите   однокоренные   слова   к   слову   “сказ” (сказывать, сказительница, рассказывать). Значит,   П.П.   Бажов   –   не   просто   сказочник,   но   и сказитель,   неторопливо,   обстоятельно   ведущий рассказ о своих земляках, мастеровых людях Урала, живших и работавших в середине 19 века, В уральской деревне, что близ Полевского завода, жил   себе   поживал   парнишечка   Павлушка   Бажов, Петров   сын.   Отец   работал   мастером   на   заводе,   а мать была искусной кружевницей. А уж красив уральский край, так что и не описать: озера синие, леса сосновые светлые, горы высокие, Познавательные: Определение основной и  второстепенной  информации Регулятивные: Высказывать  предположения на  основе наблюдений. Усвоение знаний о  Том как создавался сборник П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка» Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Ребята по очереди называют приставки от земли воспарение и дух легкий. Сказочный край.  Живу я в глубине России, В краю озёр и рудных скал. Здесь реки – сини, горы – сини И в синих отсветах металл. Милы и дороги до боли,  Да так, что глаз не оторвать, Мне брови лиственниц собольи И сосен царственная стать.                       ( Людмила Татьяничева) Несметные богатства хранятся в Уральских горах. Есть   там   золото   и   серебро,   есть   драгоценные самоцветные   камни.   Есть   медная   руда,   зеленый камень малахит. Так­то   он   невзрачный,   а   если   отшлифуешь   и отполируешь,   пойдет   по   малахиту   затейливые узоры,   точно   художник   какой   разрисовал   этот камень или даже волшебник. ­ Богатый край! А народ на Урале жил бедно. С давних   пор   стояли   тут   заводы.   Хозяева   заводов были богатыми людьми, а простой народ от зари до зари трудился в шахтах, у плавильных печей да в гранильных   мастерских,   где   наводили   красоту   на дикий уральский камень. Малахитовая шкатулка ­   Бывало,   под   вечер   соберутся   старики   и   давай байки   рассказывать:   про   каменный   цветок,   что   в самых глубинных шахтах цветет, про Малахитницу да   её   чудеса.   А   уж   про   Медную   гору,   где   завод медеплавильный   Гумешки   стоит,   и   вовсе   чего только не рассказывали. ­   Слушал   Павлуша   тайные   сказы,   запоминал.   А когда вырос собрал эти сказы в один сборник.  ­ Который назвал… ­ Сборник объединил 14 произведений. Этап 3. Работа с выставкой  книг – 2  мин. Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных  ­ Посмотрите на выставку книг П.П. Бажова. ­ Все ли книги соответствуют теме урока? Нет ли лишних книг? ­Как   вы   думаете   почему   я   подобрала   к   нашему уроку  все эти книги ­Все ­ Потому, что они входят в сборник    «Малахитовая шкатулка» Регулятивные:  самостоятельное  планирование  необходимых действий,  операций, . Зтап 4 Проверка домашнего задания Познавательные:  выполнение учебно­ познавательных  действий в  материализированной и  умственной  форме;  осуществление для  решения задач операции  анаиза, синтеза,  сравнения,  классификации,  формулировка общих  выводов, обобщения способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующ их природу изучаемой проблемы..  ­  Почему сказы получили такое название? Вот как об этом говорит сам писатель: “Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно,   из   года   в   год,   чтоб   хранить   в   ней сокровища”. ­Мы   с   вами   на   уроках   познакомились   со   сказом «Медной горы хозяйка» ­ Кто главные герои сказа? ­Можете описать Степана ­А теперь Хозяйку Медной горы. Этап 5   Объяснение нового материала – 10 мин. ­ Хозяйка медной горы есть и в другом  произведении, а в каком вы узнаете, если отгадаете  из какого сказа эти слова? ­«Ну и принялся  Данилушка  за тот камень. Ни дня, ни ночи не знает. А  Прокопыч  помалкивает. может угоманится парень, как охотку спешит. Работа   ходко идет. Низ камня отделал.  Листья  широкие   кучкой,  зубчики, прожилки ­ все пришлось  лучше  нельзя.» ­Этот сказ читала  Вика   нам  сейчас о нем и  расскажет ­Степан и Хозяйка медной горы ­ Дети описывают ­ Каменный цветок ­ Вика кратко пересказывает  сказ  «Каменный цветок» ­ О каком  следующем сказе идёт речь? ­ Голубая змейка «Открыли глаза, видят – сидят на том же месте,  только примятая трава поднялась, а кругом два широких обруча, один золотой, другой  чернокаменный. Видно, женщина обошла их кругом  да из рукавов и насыпала. Ребята кинулись бежать,  да золотой обруч не пускает…» ­ Об этом сказе нам расскажет Марха ­Следующая загадка: «Так и стали жить вместе  дед  Кокованя,  сиротка  Даренка, да кошка Муренка,  жили – поживали добра много не наживали, а на  житье  не  плакались  и  у  всякого  было  дело» ­ Об этом сказе нам расскажет  Самира ­ Молодцы  девочки! Марха  кратко пересказывает  сказ  «Голубая змейка» ­ Серебряное копытце Самира  кратко пересказывает  сказ  Серебряное копытце Этап 6. Закрепление – 5 мин. Умение структуировать знание ­ Итак мы с вами познакомились с еще тремя  сказами П.П.Бажова. В закреплении давайте  отгадаем кроссворд  – Как назывался сундучок, в  который вошли сказы П.П. Бажова? Дети отгадывают кроссворд Познавательные:  контроль и оценка  процессов деятельности. Регулятивные: умение  реалистично оценивать  свои образовательные  достижения По горизонтали – название сборника сказов  П.П.Бажова: 1. Сундучок, в который вошли сказы П.П.Бажова По вертикали – герои сказов П.П. Бажова: 2. Герой сказа «Медной горы Хозяйка» 3. Как называли в народе Медной горы  Хозяйку? 4. Имя деда в сказе «Серебряное копытце» Этап 6.  Умение структуировать знание 5. Он стал мастером у старика Прокопьича 6. Имя девочки в сказе «Серебряное копытце» 7. Имя мастера чугунного литья в сказе  «Чугунная бабушка» 8. Как звали старушонку из сказа «Синюшкин  колодец»?  ­О чем мы с вами говорили сегодня на уроке? C какими сказами познакомились?  Сегодня на уроке мы обратились лишь к немногим  сказам П.Бажова. Волшебная книга Сказов ещё таит  в себе много нового и неизведанного. И она  особенно дорога для нас, потому что эта книга о  нашей родине – прекрасном и величественном  Урале! (чтение стихотворения учеником) С Данилой вместе ухожу я в гору К Хозяйке, посмотреть её цветок. Хочу взглянуть я на цветок, в котором Огнём сияет каждый лепесток. В который раз, склонясь над этой книжкой, Я впитываю мудрость этих слов. Мне не забыть рассказов деда Слышко… Спасибо, добрый дедушка Бажов! Познавательные:  контроль и оценка  процессов деятельности. Регулятивные: умение  реалистично оценивать  свои образовательные  достижения

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок по литературе «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2017