Урок по литературе на тему "Добрый волшебник" (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)
Оценка 4.9

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник" (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл
07.03.2018
Урок по литературе на тему "Добрый волшебник"        (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)
Урок построен в форме устного журнала. Весь материал распределен на 4 страницы: "Библиографическая канва", "Творческий багаж", "Певец башкирского края", "Аксаковские места на карте России". Урок - знакомство с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова. На отрывках из произведений писателя продолжить воспитывать у учащихся любовь и бережное отношение к родной природе.урок "Добрый волшебник"
добрый волшебник.doc
Тема: Добрый волшебник                          (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова) Цель   урока:   познакомить   учащихся   с   жизнью   и   творчеством   С.Т.   Аксакова;   на примерах   произведений   писателя   воспитывать   любовь   и   бережное   отношение   к природе; продолжить работу над анализом произведений.                                                           Ход урока. Организационный момент. Учитель. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодня в нашей школе необычный день. Мы встречаем учителей района на очередной Аксаковский праздник. То ли такой уж у нас характер, то ли на роду написано, но осень в России – не только просто время года. Необыкновенная «унылая пора, очей очарованье», с ней связаны   многие   лучшие   страницы   русской   культуры.   То,   что   зародилось   в Башкортостане несколько лет назад,   вошло в наши души как Аксаковская осень – праздник, приуроченный ко дню рождения С.Т. Аксакова.  Актуализация знаний.               Беседа с учащимися. ­   Что   вы   знаете   о   С.Т.   Аксакове?   Кто   знаком   с   некоторыми   страницами   его биографии? ­ Кто знаком с его творчеством? ­ Какие произведения вы читали?              (ответы учащихся)                                            Объяснение нового материала. Учитель.  Как   вы   уже   догадались,   речь   сегодня   на   уроке   пойдет   о   жизненном   и творческом пути С.Т. Аксакова. Откроем первую  страничку нашего устного журнала.    I страница          Библиографическая канва Ученик. Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1 октября н. с.) 1791 года в   Уфе.     Отец   его,   Тимофей   Степанович,   чиновник   уфимского   земского   суда, принадлежал к небогатой, но старинной дворянской семье, мать, Мария Николаевна, дочь     наместника   Уфимского   края.  Отец  ­  влюбленный   в   природу,  слабовольный, тихий,   застенчивый,   малообразованный   человек.   Мать   ­   губернская   красавица, властная, умная, начитанная женщина. Детские годы Аксаков провел в Уфе и дедовском имении Ново­Аксаково, в широком раздолье степных просторов Заволжья.   Девяти лет от роду Аксакова привозят в Казань и отдают в гимназию. Оторванный от привычной   обстановки   родительского   дома,   от   привольного   деревенского   житья, тяжело   переживая   разлуку   с   матерью,   мальчик   заболел   острым   нервным расстройством. Родные вынуждены были его забрать из гимназии, и лишь год спустя снова он был зачислен в гимназию.  Осенью   1804   года   Аксаков   стал   студентом   Казанского   университета,   ему   шел четырнадцатый год. В 1811 году Аксаков оставил службу в Петербурге и вскоре переехал в Москву. Еще в гимназические годы Аксаков оказался в центре кружка молодых людей,     проявлявших живой интерес к искусству ­ театру и литературе.  В начале 1807 года Аксаков уволился из университета и после короткого путешествия с   родными   в   Оренбургскую   губернию,   полугодичного   пребывания   в   Москве обосновался, наконец, в Петербурге, началась его "государственная служба".      С 1816­1826 гг. Аксаков прожил в деревенской тиши Оренбургского края. Но   влечение   к   собственному   литературному   творчеству   становится   все   более сильным. Он печатает стихи, переводы драматических произведений. Он ищет себя в самых различных жанрах.  Получив   еще   в   1821   году   часть   отцовского   имения,   Аксаков   отныне   считался самостоятельным помещиком, душевладельцем. В течение нескольких лет он пытался энергично заниматься хозяйством. Но, убедившись в своей "неспособности", он в 1826 году покидает оренбургское поместье и со всем своим к этому времени уже довольно разросшимся семейством обосновывается в Москве. Поступает на службу в середине 1827 года цензором Московского цензурного комитета, а затем председателем этого комитета.  В 1843 году Аксаковы купили под Москвой имение Абрамцево, на живописном берегу Вори, оно служило Аксакову местом отдыха и труда.  В это время Аксаков уже слыл известным литератором, давно обладал репутацией человека с тонким художественным вкусом. Знакомства с ним ищут видные писатели, актеры. Человек большой души, мягкий, добрый, отзывчивый, Аксаков привлекал к себе людей порой самых различных политических убеждений; в вопросах житейских, литературных он неизменно служил нравственным авторитетом.        В середине 40­х годов начало ослабевать здоровье Аксакова. Заболел глаз, потом ­ другой.   Все   труднее   становилось   писать   самому.   Приходилось   обращаться   за помощью к домашним, писавшим под его диктовку. И чем сильнее давал о себе знать недуг, тем с большим самозабвением предавался литературной работе Аксаков.  Сергей Тимофеевич Аксаков умер в 1859году. Похоронен в Москве.              II страница                              Творческий багаж Учитель. На нашем уроке демонстрируется выставка произведений писателя. С ней нас познакомит наш экскурсовод. Экскурсовод.  Творческий багаж С.Т. Аксакова в объеме не велик. Всего несколько повестей: «Буран», «Наташа», ряд очерков, воспоминаний и 2 трилогии: охотничья: «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах»;  автобиографическая:   «Семейная   хроника»,   «Детские   годы   Багрова   внука», «Воспоминания», но этот багаж ценный. ­   В   чем   же   его   ценность   и   уникальность?   Ответ   прост.   Все   его   произведения посвящены большой любви к природе, бережному вниманию к ней, к ее полям и лугам, лесам   и   паркам,   к   рекам   и   озерам.   Мастерство   Аксакова   ценили   Белинский, Чернышевский,   Добролюбов.   Знали   и   восхищались   им   Толстой,   Гоголь,   Тургенев. Тургенев так писал об Аксакове: "...Всякий, кто только любит природу во всем ее разнообразии,   во   всей   ее   красоте   и   силе,   всякий,   кому   дорого   проявление   жизни всеобщей,   среди   которой   сам   человек…   не   оторвется   от   сочинений   господина Аксакова ...". Его произведения стали  классикой и вошли в «золотой фонд» литературы.   В   рассказе   экскурсовода   встретились   слова:   классика   и   трилогии. Учитель. Объясните значение этих слов. (слово учащимся) Словарная работа: трилогия, классика. Слово  «классика»  ­   от   латинского  classicus  (образцовый).   Классика   –   та   часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для всех поколений и всегда составляет «золотой фонд» литературы.                         Трилогия?  Трил гияоо искусства, объединенных преемственностью сюжета либо общей идее.   (фр. trilogia) — совокупность трёх произведений                                                               III страница                                                 Певец башкирского края Чтец 1. Стихотворение «Вот родина моя» (чтение   стихотворения   сопровождается   показом   слайдов   о   природе Башкортостана) Учитель. Обратимся непосредственно к прозаическим произведениям писателя, к его трилогиям. Посмотрим, как в них отразилась природа родного края. Свои чувства к башкирской земле С.Т. Аксаков  обобщил эпитетом «чудесный край благословенный». Тесно стало деду С.Т. Аксакова  жить в Симбирской губернии, в родовой отчине. Прослышал он о том, что в Башкирии за бесценок можно купить землю и отправился за покупкою. Вот как описывает купленное дедовское угодье писатель.  (работа в группах) 1 группа. «Семейная хроника» (стр. 60­61)  Что за угодье, что за приволье было тогда на этих берегах!  Вода  такая  чистая,..! Местами росла густая урема из березы, осины, рябины, калины, черемухи и чернотала, вся переплетенная зелеными гирляндами хмеля и обвешанная палевыми кистями его шишек;   местами   росла  тучная   высокая   трава  с  бесчисленным   множеством   цветов, Река Бугуруслан   течет по долине; по обеим сторонам его тянутся,  то теснясь, то отступая,   отлогие,   а  иногда  и  крутые  горы;  по  скатам  и отрогам их изобильно рос  всякий  черный   лес;   поднимешься   на   гору   —   там   равнина,  непочатая   степь, чернозем в аршин     глубиною.   По  реке   и  окружающим   ее     болотам  все породы уток   и   куликов,     гуси,     бекася,     дупели     и   курахтаны   вили     свои     гнезда     и разнообразным   криком   и     писком   наполняли     воздух;   на   горах   же,     сейчас превращавшихся   в равнины,  покрытые тучною травою, воздух оглашался другими особенными   свистами   и  голосами;   там   водилась  во множестве   вся   степная птица:   дрофы,   журавли,   стрепета, кроншнепы и кречетки; по   лесистым отрогам жила бездна тетеревов; река кипела всеми породами рыб, которые могли сносить ее студеную воду; щуки, окуни, голавли, язи, даже  кутема и лох изобильно водились в ней; всякого зверя и в степях и лесах было невероятное множество; словом сказать: это был — да и теперь есть — уголок обетованный. 2 группа. «Семейная хроника», гл. «Оренбургская губерния» Чудесный край! Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера твои — Кандры и Каратабынь. Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отраслями Уральских гор, то   светло   и   тихо   незаметно   катящиеся   по  ковылистым   степям   твоим,   подобно яхонтам,   нанизанным   на   нитку.   Чудны   эти   степные   реки,   все   из   бесчисленных, глубоких водоемин, соединяющихся узкими и мелкими протоками, в которых только и   приметно   течение   воды.   В   твоих   быстрых  родниковых   ручьях,   прозрачных   и холодных, как лед, даже в жары знойного лета, бегущих под тенью дерев  и кустов, живут  все  породы   форелей,   изящных  по  вкусу  и   красивых   по   наружности,   скоро пропадающих, когда человек начнет прикасаться нечистыми руками своими к дев­ ственным   струям   их   светлых   прохладных   жилищ.  Чудесной   растительностью блистают твои  тучные, черноземные, рос  кошные луга и поля, то белеющие весной молочным цветом вишенника, клубничника и дикого персика, то покрытые летом, как красным сукном, ягодами ароматной полевой клубники и мелкою вишнею, зреющею позднее   и   темнеющею  к   осени.   Обильною   жатвой   награждается   ленивый   и   не­ вежественный   труд   пахаря,   кое­как   и   кое­где   всковырявшего   жалкою   сохою   или неуклюжим сабаном твою плодоносную почву! Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные  черные леса, и рои диких пчел шумно населяют нерукотворные борти твои,   занося   их  душистым   липовым  медом.  И   уфимская   куница,   более   всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой! Мирны и тихи патриархальные   первобытные   обитатели   и   хозяева  твои,   кочевые   башкирские племена!    3 группа. «Детские годы Багрова­внука» (описание раннего утра) «Раннее утро. Из­за далекого горизонта показался  сверкающий краешек солнца, и в тот же миг  золотым веером брызнули длинные лучи, разлетелись, зажигая на пути алмазные искры в росинках, зарумянилось розовым светом дремлющий  в утреннем тумане темный лес. Всё заигралось, заискрилось. Теплый луч разбудил жаворонка, он вздрогнул, встрепенулся расправил крылья и взвился в голубую высь. Там остановился маленькой точкой и запел. Полилась на землю, точно бисером, рассыпалась чудесная песня о радости жизни». 4 группа. «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»   Степи  в   Оренбургской   губернии,   в  уездах   Уфимском,   Стерлитамацком, Белебеевском,   Бугульминском,   Бугурусланском   и   Бузулуцком  бывают   чудно хороши весной своею роскошною, свежею расти  тельностью. Сочными, пышными, высокими   травами  и   цветами   покрыта   их  черноземная   почва,   особенно   по долинам и равнинам между перелесками. В благоприятный год степные сенокосы обильнее и лучше заливных лугов. Только по скатам величавых горных хребтов, которые   вдоль   по   рекам,   речкам   и   суходолам   перерезывают   иногда   степные сырты и увалы, попадаются горные породы мелкорослых  трав: особенного вида приземистый,   рассыпчатый   ковыль,   сизый   горный   шалфей,   белая   низенькая полынь, чабер и богородская трава. Особенным ароматом наполняют они воздух, и кто не ночевывал летом в наших степях,  на покатостях горных кряжей, тот не может  иметь  понятия  о  благо  растворенном,  мягком,  живительном их воздухе, который  здоровее   даже  лесного.   Целебные  качества   степных  трав   и  степного воздуха   очевидно   доказываются   удивительным  восстановлением   телесных   сил кочевых башкирцев, которые каждую весну выезжают в свои степные кочи   Учитель.  Мы   благодарны   С.Т.   Аксакову   за   то,   что   в   своих   произведениях   он увековечил красоту нашего края. Истинный талант всегда актуален, а ещё он обладал даром предвидения. Аксаков первым в русской литературе с тревогой и болью сказал об экологическом будущем человечества. Ученик.   И люди набегут толпами, Твоё приволье полюбя… И не узнаешь ты себя Под их нечистыми руками! Сомнут луга, погубят лес, Взмутят и воды – лик небес! Учитель. Не о нас ли это? Если бы не классический слог, можно было подумать, что стихи   написаны   сегодня,   а   не   полтора   века   назад,   когда   природа   была   почти   не тронута. Ещё горькие мысли: «Легенда о несметных сокровищах Урала» не легенда – все в ней правда, кроме одного: что они – эти сокровища неисчерпаемы. Мы   богаты   лесами,   но   богатство   вводит   нас   в   мотовство,   а   с   ним   недалеко   до бедности. Срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит». 2004 год был объявлен годом окружающей среды. Но, оглядываясь вокруг, перечитывая Аксакова, думается   о   том,   что   каждый   год   нами   прожитый   на   земле,   должен   быть   годом бережного отношения к Земле.                        4 страница                                Аксаковские места на карте России. Презентация Учитель. Ребята, как вы думаете, что у меня в руках? (ответы учащихся). Да, это аленький цветочек. Помните? « Собрался купец за море в тридевятое царство, в   тридесятое   государство…»   Батюшка   обещал   привезти   своим   дочерям   гостинцы. Какие они захотят. Старшей нужен был «золотой венец из каменьев самоцветных», средней   –   «тувалет   из   хрусталю   восточного»,   ну   а   младшая   попросила   привести «аленький   цветочек,   которого   не   было   бы   краше   на   белом   свете».   Мерцающий сказочный свет его будет волновать и согревать душу писателя до конца жизни. Заключительное слово. Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? Аленький цветочек ­ символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается ­ становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание ­ самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее. У вас на столах лежат лепестки, на них напишите те напутственные слова молодому поколению,   которые   на   ваш   взгляд   оставил   С.Т.   Аксаков   будущему   поколению. (ребята   пишут   напутствия   и   сдают   лепестки,   из   них   учитель   собирает   аленький цветочек).  Учитель. Пусть наш аленький цветочек всегда нам повторяет: «Да минует нас чаша сия   –   смотреть   на   мир   равнодушными   глазами,   отвечающими   только   на   внешнюю красоту». …Волшебники приходят к людям из разных стран, из самых отдаленных времен. Они  идут, идут, представляясь нам рассеянными на огромном пространстве огнями, идут,  чтобы помочь нам не заблудиться на долгом и таком сложном человеческом пути.     Подведение итогов

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник" (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник"        (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник" (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник"        (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник" (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник"        (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник" (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник"        (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник" (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник"        (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник" (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник"        (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник" (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)

Урок по литературе на тему "Добрый волшебник"        (Устный журнал о жизни и творчестве С.Т. Аксакова)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018