Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Оценка 4.9

Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
16.02.2017
Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Расширить представление учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе; Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии- помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов. Раскрыть значение родной природы для воспитания чувства любви к большой и малой Родине; развивать эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы группы;Методические приемы: Пояснение учителя, подготовленное выразительное чтение стихотворений, аналитическое чтение, беседа; анализ поэтического текста, элементы интерактивного обучения (творческое задание), использование аудио материала, устное рисование, разгадывание кроссворда, сочинение четверостиший по рифмам, взаимооценивание.
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания..doc
Урок . А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Цели урока:   1.  Расширить представление  учащихся о творчестве поэтов XIX века; продолжить знакомство со стихами А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;    Совершенствовать   навыки   анализа   стихотворения;   развивать   интерес   к   поэзии­   помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений, понять настроения, чувства поэтов. 2. 3. Раскрыть   значение   родной   природы   для     воспитания   чувства     любви   к   большой   и   малой Родине;     развивать     эмоционально­чувственную   сферу   учащихся     в   процессе   анализа стихотворений; воспитывать чувство ответственности   и взаимопомощи   в условиях работы группы;  4. Создать в классе творческую обстановку, прививать интерес к предмету, приобщать учащихся к   современным   технологиям;     воспитывать     чувства   прекрасного,   эстетический     вкус, дисциплинированность, внимательное  отношение  к словам товарища. Оборудование урока:  А. А. Фета, А. Н. Майкова;  учебник­хрестоматия по литературе. 8 класс, Часть 2. / Авт­сост. В.Я. Коровина Сборники стихотворений; Фонохрестоматия  к учебнику «Литература. 8 класс»; Презентация; Методические приемы: Пояснение   учителя,   подготовленное   выразительное   чтение     стихотворений,   аналитическое   чтение, беседа;     анализ   поэтического   текста,   элементы   интерактивного   обучения   (творческое   задание), использование аудио материала, устное рисование,  разгадывание кроссворда, сочинение четверостиший по рифмам, взаимооценивание. Ход урока. 1. Организационный момент. Здравствуйте.  Я рада видеть Вас сегодня.  Чтение эпиграфа  Слайд 1 Есть просто храм, Есть храм науки. А есть еще природы храм­ С лесами тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, Будь сердцем чуток. Не оскверняй его святынь. С.Смирнов Эпиграф урока  я выбрала  неслучайно. Что вы видите общего между эпиграфом   и нашим уроком? Ответы ребят.  Объявление темы и целей урока. ( Слайд 2) Учитель:  Сегодня на уроке мы с вами   Продолжить знакомство  со стихами А. А. Фета, А. Н. Майкова о русской природе;   Совершенствовать навыки анализа стихотворения; развивать интерес к поэзии­ помочь вызвать зрительные   образы   при   чтении   стихотворений,   понять   настроения,   чувства   поэтов   и   узнаем каковы же будут ваши чувства после данного урока. 1  Будем   работать   в   группах     и   учиться   оценивать   себя   и   своего   одноклассника,   воспитывать чувства прекрасного, дисциплинированность, внимательное  отношение  к словам товарища. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Итак, тема урока  ( Слайд 3) 2. Вступительное слово учителя. 19 век – золотой век русской литературы.  Именно тогда творили А.Пушкин, М.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Я.Полонский, И.Никитин, А.Майков, И.Суриков, и др. Именно в это время были написаны  непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов.  Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по – новому, волнует и  удивляет нас. Но только ли о природе говорят их стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга  поэт передает настроение, чувства, мысли человека? Как  вы думаете?  (ответы учащихся). Русских   поэтов   всегда   привлекала   родная   природа,   лишенная   ярких,   броских,   экзотических красок. Со стихами о природе поэтов первой половины XIX  века А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова,  Ф. И. Тютчева вы уже хорошо знакомы, а вот стихи  А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX века) вы сегодня узнаете на уроке. ­ Что привлекало поэтов в русской природе? Предполагаемый ответ: Милая прелесть и скромная простота, внутренняя красота, спокойствие, величие, степенность. ­  Согласны   ли   вы   с   тем,   что   природа   выступает   искусным   «врачом»,   укрепляющим   дух, вносящим успокоение и гармонию. Предполагаемый ответ: Согласны. Одни поэты черпают в ней силы для борьбы и веры в лучшее будущее народа, других природа побуждает проникнуться светлым оптимизмом.    ­  Какую еще роль играет природа в жизни человека?  Предполагаемый  ответ: Природа изображалась в лирике не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но и неотъемлемой частью его души. Природа неотделима от чувства родной земли,  связана с «малым домом» родного края и с «большим домом» ­ Отчизной, но у каждого поэта свое видение и отношение к русской природе. ­ .Как оживает природа весной? Как это отражается на настроении человека? Просмотр видео Весна ­ Одним из певцов весны поправу можно считать Ф.Ф.Фета  Слайд 5 ­ Давайте поработаем с его стихотворением,  сейчас каждый выскажет своё мнение о его стихотворении. ­Работа с вопросами: 1.Какие сравнения использует А.Фет при описании первого ландыша? 2..Какие   интонации   воспламеняющей весны, избыток  жизни молодой?   сопровождают   слова   и   словосочетания:   девственная   нега,   первый   луч, Прекрасен мир в лирике А. А. Фета. Но поэт не стремится к изображению целостного и завершенного образа природы. Его интересуют «поэтические события» в жизни природы: розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике, раскидывает ветви пушистая весенняя верба, и «первый ландыш» «из под снега просит солнечных лучей». Конечно, самой богатой на такие события может быть опять же весна с ее стремлением к жизни, радости. Поэтому в стихотворении «Первый ландыш» так много   восклицательных   предложений.   Фету   важно   не   фотографически   точно   изобразить   явления природы, а передать свои впечатления от них. И ландыш в его стихотворении становится не просто образом, а образом переживанием: О первый ландыш! Из под снега Ты просишь солнечных лучей; 2 Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Такие стихи обращены не к уму, а к чувствам человека с его склонностью к неожиданным связям и ассоциациям: Так дева в первый раз вздыхает О чём – неясно ей самой, – И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой. У Фета «воздух, свет и думы заодно»: его поэтическое чувство проникает за грани обычных вещей и явлений в запредельную тайну мироздания: Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Этим   объясняются   и   нарушение   у   поэта   традиционной   условности   метафорического   языка,   всякие границы между человеком и природой устранены: речь в стихотворении идет сразу и о ландыше, и о деве. Еще одна особенность фетовской лирики состоит в музыкальности, которая проявляется в озвучивании предметов и явлений окружающего мира. Песенное начало есть и в стихотворении «Первый ландыш». Его создают, во первых, лексические повторы: «первый», «весна – весенний», «дева – девственный», «вздыхает   –   вздох»,   а   также   анафоры:   «как»,   «какие»,   синонимы:   «душистой   –   благоухает». А. Н. Майков к тому же был еще и хорошим художником, поэтому любил поэтически отображать яркое, солнечное состояние природы в своих стихах ( слайд № 6) ­ Давайте прочитаем его стихотворение в ваших учебниках.  ­Выразительное чтение стихотворения «Поле зыблется цветами»  ­ по желанию. ­Работа с вопросами:     1. С какой порой связано это стихотворения? (Весна) 2.Каким чувством пронизаны строки? 3. Как оживает природа весной у Майкова? Как это отражается на настроении человека? 4.Какие выразительные средства  использует Майков?(метафоры,  эпитеты) 5. Какая мысль  поэта воплощена  в стихотворении? (Мнение каждого) Что может быть ярче и солнечнее поющего весеннего или летнего дня? Проснувшаяся, входящая в силу после холодов земля радует глаз буйством красок, «теплит сердце» надеждами и приветом, заставляет беспричинно улыбаться, как это описывается в стихотворении А. Н. Майкова «После зыблется цветами». Поэтическое пространство здесь лишено образов, оно все залито светом, даже пение жаворонков словно растворяется в «блеске полдня». И внутрь этой картины поэт помещает себя, не нарушая ее гармонии, а наоборот, передавая состояние счастливого единения человеческой души и окружающего мира в минуту восторга: О, откуда раздаются Голоса их, я не знаю… Но, им внемля, взоры к небу, Улыбаясь, обращаю. 3 Возвышенное, торжественное настроение стихотворению придает лексика: «зыблется», «бездны», «взор», «тешат», «внемли». Эти   слова   высокой   стилистической   окраски   как   бы   увлекают   читателя   в   голубые   бездны,   куда устремляет свой взор и поэт. Вывод: Вот вы все высказались высказались. Какой можно сделать вывод? А. Н. Майкова и А. А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В пейзажной лирике они  достигли блистательных художественных высот, подлинной глубины. Их поэзия привлекает остротой  зрения, тонкостью изображения, любовным вниманием к мельчайшим подробностям жизни родной  природы. Чтение таких стихов, как «Поле зыблется цветами», «Первый ландыш» доставляет настоящее  наслаждение, позволяя окунуться в прекрасный мир поэзии и весны. ­  Что объединяет все  эти стихи? Как называется описание природы?  Ответ: Описание природы  и чувства, вызванные описанием таких разных времен года. Пейзаж­ (франц. paysage, от pays — "местность, страна"; лат. pagus — "село, деревня") — жанр или  предметом  которого   является   изображение  природы,   её отдельное  произведение   искусства, преображение и выражение отношения художника к окружающей его среде.  Поэты рисуют словами, художники изображают пейзаж с помощью красок.( Слайд 7) ­ Вот  мы  с вами   сами  прочитали   стихи,  поговорили   о них,  а  теперь немного  отдохнем,  послушаем великий композитор Федерик Шопен чувствует весну. ( Слайд 8) ­ Красивая музыка?  Что вы представляли , когда слушали её ? 4 Домашнее задание на выбор:  1. Стихотворение наизусть (по выбору) 2. Эссе  «Красота спасет мир», «А душу можно ль  рассказать?» 3. Сочинить своё стихотворение, посвященное любому времени года.    9.Рефлексия. Оценивание  Заполните листочки, которые лежат у вас на столах и  каждая группа зачитает свой ответ. 1. Я сегодня на уроке сделал (не) сделал открытие? 2. Мне больше всего понравилось на уроке? 3. Я могу похвалить себя  за…? ­ А может, ребята, кто­то лично от себя хотел бы высказаться? Мне было бы очень приятно слышать ваше мнение о нашем уроке? 10. Подведение итогов.  Заключительное слово учителя.  Мы рассмотрели сегодня   лишь некоторые стороны мира родной   природы   и поняли, что природа ­ неотъемлемая часть души русского человека в стихах поэтов  XIX века.  Мы  увидели,  с  какой   любовью,  наблюдательностью,  мастерством  писали   поэты   19  века, какие точные, красочные слова использовали.   Стихи   помогают   открывать   красоту   родного   края,   призывают   охранять   все   живое,   учат понимать язык природы. Поэзия ­ великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко   не   всякому,   а   только   человеку   умному   и   доброму,   чуткому   и   внимательному. Постарайтесь быть именно такими! Есть просто храм, Есть храм науки. А есть еще природы храм­ С лесами тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, Будь сердцем чуток. Не оскверняй его святынь.                                                                                                                    С.Смирнов Ребята, читайте стихи! Ведь языком стихов говорят наши души. Они облагораживают нас,  делают чище наши помыслы. 5

Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Урок по литературе в 8 классе ( по ФГОС) по теме А.А.Фет « Первый ландыш», А.П.Майков « « Поле зыблется цветами». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017