Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
Оценка 4.9

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
математика
5 кл
03.11.2017
Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"
Урок по математике в 5 классе в рамках недели естественно - математического цикла по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" Цели урока: построить алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию Тип урока: урок изучения нового материала. Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный
2.Урок по математике в 5 классе в рамках недели естественно.doc
Урок по математике в 5 классе в рамках  недели естественно ­ математического цикла по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями" Введенская С.П., учитель математики Цели урока: построить алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми  знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию. Задачи урока:    Образовательные:    обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях;  познакомить алгоритмом сложения и вычитания дробей с одинаковыми  знаменателями;  формировать навыки работы с обыкновенными дробями;  Развивающие:     развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности;  развивать сообразительность, стремление к преодолению трудностей, познавательный  интерес к предмету; развивать интеллектуальные навыки (мыслительные операции: анализ, синтез,  сравнение, обобщение). Воспитывающие:    выработать самооценку в выборе пути, критерии оценки своей работы, формировать положительный мотив учения,  чувство ответственности за качество и результат выполняемой работы;  культуру общения, коммуникабельность (умение слушать друг друга, учителя,  отстаивать свою точку зрения). Тип урока: урок изучения нового материала.  Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный Оборудование: учебник, поектор, компьютор, компьютерная презентация, цветные  карандаши, раздаточный материал (карточки). План урока: I. II. III. IV. Организационный момент Актуализация опорных знаний Подготовительная работа и объяснение нового материала Первичное закрепление во внешней речи и вычислительных навыках V. VI. VII. Самостоятельная работа.  Рефлексия Итог урока I. . Организационный момент ХОД УРОКА Цель: включить учащихся в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями Формируемые УУД:  Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавательные: целеполагание Коммуникативные    : планирование учебного сотрудничества – Здравствуйте ребята, садитесь!  ­ Ребята, а какую тему мы с Вами сейчас изучаем? (обыкновенные дроби) ­ А что мы уже умеем выполнять, что знаем по этой теме? (записывать и отмечать на  числовом луче обыкновенные дроби, сравнивать дроби, узнали о правильных и неправильных  дробях, смешанных числах…) Этап актуализации знаний ­ Перед вами лист настроения! Пожалуйста, возьмите ручку и отметьте свое настроение на  начало урока. Спасибо  –. Ребята подготовим тетради к работе. ( Дети записывают число, классная работа в тетрадь.) II. Цель:  1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового  материала: понятие дроби, числителя и знаменателя дроби , правильной и неправильной  дроби, записи смежного числа; 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия  нового материала: сравнение, анализ, обобщение; 3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде  свойств и определения; Формируемые УУД:  Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное  построение речевого высказывания, подведение под понятие Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального  затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных  мнений учащихся ­ А начнём мы как всегда с устной работы, потому что, чтобы узнать что­то новое, необходимо повторить уже изученный материал Устная работа. Иллюстрация к заданию выводится на интерактивную доску. 1. Пирог разрезали на 16 частей. 1) Какую долю пирога составляет 1 часть? 2) Какую часть пирога составят 7 таких долей? 3)  Какую часть пирога составят 2 таких доли? 4) Что показывает знаменатель этих дробей? (Сколько частей взяли). 5) Что будет показывать числитель каждой дроби? (На сколько частей разделили целое). 2. Прочитайте дроби:   , спросить:  Какая дробь называется правильной? (Дробь, в которой числитель меньше  знаменателя, называют правильной дробью).  Какая дробь называется неправильной? (Дробь, в которой числитель больше  знаменателя или равен ему,  называют неправильной дробью)  выпишите правильные дроби (1 вариант) и неправильные дроби (2 вариант), проверка  ответов и оценивание,  3. .Вспомним как сравниваются дроби.  Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше? (Больше та, у которой  числитель больше).  Какая из двух дробей с одинаковыми числителями больше? (Больше та, у которой  знаменатель меньше). Самостоятельно выберите из предложенных  соотношений букву верного неравенства, у вас  должно получится слово: 4 5  < 1 2 5 У 1 <  0 >  8 9 5 6 А О  <  11 11 К  =1           С 8 8 20 20 1   > 1 1000  Е 3 12 17 100 17 3 1 2 2  >   <        Р 1 3 17 1 14 15 17  <  3     П .    Х. Проверить слово и оценить себя.  4. Проверка домашнего задания….. Однажды Винни­Пух и Кристофер Робин решили организовать экспедицию. Кристофер Робин   поручил   Пуху   сообщить   об   этом   Пятачку   и   Кролику   и   через   час   вернуться обратно.   Чтобы   добежать   до   дома   Кролика   и   сообщить   ему   новость   Пуху потребовалось 24 минуты, ещё 10 минут понадобилось, чтобы рассказать об экспедиции Пятачку.  Какую   часть   часа   затратил   Винни­Пух,   чтобы   сообщить   новость   Кролику   и Пятачку?  Сколько времени осталось у Винни­Пуха, чтобы вернуться обратно? 1) 24+10=34(мин) –на путь к Кролику и Пятачку Какую часть часа составляет это время? 2)  34 60  часа. на путь к Кролику и Пятачку 3) 60­34=26(мин) осталось у Винни­Пуха, чтобы вернуться обратно Какую часть часа составляет это время? 4)  26 60  часа осталось у Винни­Пуха, чтобы вернуться обратно ­ Мы решили задачу в натуральных числах и только на последнем этапе записали ответ с  помощью обыкновенных дробей. Ребята эту задачу можно решить вторым способом,  используя сразу дроби. Для этого надо найти способ нахождения суммы и разности дробей. А мы его знаем?  – Сформулируйте цели урока. (Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с  одинаковыми знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму.) – Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь?  (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.) – Запишите тему. (На доске открывается тема урока.). Эпиграфом к уроку будут слова  Цицирона: «Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику!» Подготовительная работа и объяснение нового материала (     мин). Слайд    1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа  III. Цель:   действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. Формируемые УУД:  Личностные: самоопределение, смыслообразование Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и  формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации,  проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их  обоснование, создание способа решения проблемы Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных  мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего  решения. На   данном   этапе   осуществляется   работа   с   использованием   готовых   чертежей, выполненных на карточках и на доске. На рисунке изображены фигуры, разделенные на равные части. (1) (2) (3) (4) 1) Заштрихуйте одну из частей каждой фигуры. Определите, какая часть фигуры закрашена? 2) Сколько ещё частей нужно заштриховать, чтобы: a) На первом рисунке было закрашено   2 3   фигуры? С помощью какого действия можно это записать? b) На втором рисунке было закрашено  3 4  фигуры? c) На третьем рисунке было закрашено   фигуры? d) На четвертом рисунке было закрашено   фигуры?  7 12 5 8 (После выполнения этого задания на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:  1 3  1 3 2 3 ;               1 4  2 4 3 4 ;              1 12  6 12 7 12 ;            1 8  4 8 5 8 . )   Сейчас мы складывали дроби, что получается в ответе. (дробь) А может кто­то догадался как сложить дроби. e) Заштрихуйте   оставшуюся   часть   первого   рисунка.   Определите,   какая   часть рисунка закрашена? Запишите это с помощью математических символов равенство. В тетрадях и на доске появляется запись:  2 3 1 3  .1 3 3 f) На втором рисунке всего закрашено 3доли.  Зеленым  цветом закрашено 1 доля. Какая часть рисунка закрашена другим цветом? . 2 4 1 4  3 4 g) На третьем рисунке закрашено 7 долей. Какая часть рисунка незакрашена? 1  12 12 7 12  7 12 h) На четвертом рисунке закрашено 5 долей. Какая часть рисунка незакрашена? 5 12  . 1  5 8 8 8 5 8 3 8 . Таким образом, мы рассмотрели  примеры на вычитания дробей с одинаковыми  знаменателями. Ребята попробуйте сформулировать правило вычитания дробей. Правила дописываем в рабочей тетради с.86.  Давайте попробуем составить алгоритм сложения и вычитания (по шагам):  1.Суммой (или разностью) дробей является дробь   2.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или  разности) 3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или  разности) Проблемный   вопрос:  Всегда   ли   выполнимо   вычитание?   Когда   можно   найти разность? Добавим в запись формулы  a  .b IV. Физкультммнутка Вы на славу потрудились И немного утомились Потрудились ­ отдохнём,  Встанем, глубоко вздохнём.  Улыбнемся мы друг дружке. Выше­выше подтянулись. Ну­ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. Всем улыбки мы подарим.  И на место тихо сядем. V. Первичное закрепление во внешней речи и вычислительных навыках Цель:   зафиксировать   изученное   учебное   содержание   во   внешней   речи   и   вычислительных навыках.  Формируемые УУД:  Личностные: осознание ответственности за общее дело Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи  рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения  коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения 1. Ввернемся к домашней задаче: Однажды   Винни­Пух   и   Кристофер   Робин   решили   организовать   экспедицию. Кристофер Робин поручил Пуху сообщить об этом Пятачку и Кролику и через час вернуться обратно. Чтобы добежать до дома Кролика и сообщить ему новость Пуху потребовалось 24 минуты, ещё 10 минут понадобилось, чтобы рассказать об экспедиции Пятачку.  Какую   часть   часа   затратил   Винни­Пух,   чтобы   сообщить   новость   Кролику   и Пятачку?  Сколько времени осталось у Винни­Пуха, чтобы вернуться обратно? Рассмотрим второй способ решения. ­Какую часть часа составляют 24 мин.? 1) 24 мин. = 24 60 часа. ­Какую часть часа составляют 10 мин.? 2) 10 мин. = 10 60  часа. 3)  4)  24 60 60 60 10 60 34 60 34 60 26 60    (часа) ­ на путь к Кролику и Пятачку (часа) времени осталось у Винни­Пуха, чтобы вернуться обратно Решая   эту   задачу   вторым   способом,   мы   использовали   действия   сложения   и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.   ­ Ученики решают устно, используя алгоритм (обратить внимание на проговаривание) Упр. 2 , с 87 ­ Ученики решают письменно у доски, используя алгоритм (обратить внимание на  проговаривание) Упр. 3,с.87 VI. Самостоятельная работа с целью проверки за усвоением изученного материала Цель: проверить своё умение применять алгоритм сложения и вычитания в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. Формируемые УУД:  Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие,  выполнение действий по алгоритму Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Каждый решает 5 примеров, которые у вас выделены на листе другим цветом в бланке, ответы заносите в таблицу. Переписывать не надо можно решать прямо в бланке. Свои ответы заносим  в таблицу. А за тем проверим все вместе, у нас получится фраза.    Номер примера Вариант ответа 3 ш 4 и 1 р 2 е 5 л Номер примера Вариант ответа 6 п 7 р 8 а 9 в 10 и 11 л 12 ь 13 н 14 о Номер примера 15 16 17 18 19 20 21 Вариант ответа з а п о м н и 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 2  15 7  20 9  16 12  100 1  9 13  19 4  7 5  8 15  16 99  100 13  17 4  5 37  100 13  30 15  19 23  25 11  27 1  21 10  27 18  19 13  16 4 15 1 20 5 16 25 100 6 9 5 19 2 7 4 8 4 16 81 100 4 17 3 5 16 100 11 30 9 19 9 25 5 27 10 21 7 27 15 19 10 16 п) о) ш) я) р) в) р) е) к) л) к) о) м) е) з) о) н) я) м) л) я) 6 30 8 40 14 16 37 200 7 18 18 38 2 7 9 16 11 32 180 100 17 17 1 55 21 200 24 60 6 19 12 50 16 81 11 63 17 27 17 57 26 16 р) е) я) о) л) т) н) и) в) з) а) ь) п) о) и) а) м) и) ш) а) и) 6 15 8 20 4 16 37 10000 7 9 8 19 6 14 1 88 11 16 180 200 9 1717 1 5 53 100 24 30 6 38 12 25 16 54 11 42 17 81 3 57 3 16 с) и) ч) у) с) ф) п) а) т) и) о) я) к) у) ы) и) з) о) н) н) ю) 8 15 71 20 95 1616 13 100 16 99 135 1919 2 14 1 8 11 1616 18 100 9 34 7 5 53 200 2 60 24 19 4 75 32 81 11 21 25 27 3 19 23 16 н) а) к) и) ж) п) к) о) б) ь) л) а) н) а) е) е) п) а) к) и) н) 2 30 6 20 14 32 37 100 5 9 18 19 6 7 1 16 1 16 18 200 9 17 1 10 21 100 2 30 4 19 4 25 16 27 35 21 25 81 17 19 3 48 Проверка самостоятельной работы VII. Рефлексия деятельности на уроке Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм сложения и  вычитания дробей; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; 4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной  деятельности: действия со смешанными числами; 5) обсудить и записать домашнее задание. Формируемые УУД:  Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и  результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества Организация учебного процесса на этапе 7: – Что нового узнали на уроке?  ­ Как сложить (вычесть) дроби с одинаковыми знаменателями?   – Как вы можете оценить свою работу? .    А сейчас, ребята, перед вами снова лист настроения. Оцените свое настроение на конец  урока.   Оценки за урок Постановка домашнего задания с комментированием:  VIII. –  Урока время подошло Я вам, ребята, благодарна За то, что встретили тепло И поработали ударно. А вот домашнее задание: алгоритм учить (раздать каждому), №  1041   дополнительно задание на смекалку 1071 – Спасибо за урок! И за любовь к дробям! Урок окончен. Дроби всякие нужны, Дроби всякие важны. Дробь учи, тогда  сверкнет тебе удача. Если будешь дроби знать, Точно смысл их понимать, Станет легкой даже трудная задача.  О. Севастьянова

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок по математике в 5 классе  по теме: "Сложение и вычитание дробей  с одинаковыми знаменателями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2017