Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
МХК
10 кл
18.12.2017
Разработка урока по Мировой художественной культуре в 10 классе по теме: Театральное искусство и музыка средних веков. Цель урока: Цель урока: Создать условия формирования у учащихся представления о театральном и музыкальном искусстве средневековья, истории его развития и становления. Задание на дом Гл. 15 Составить словарь терминов Миракли, Моралите, Мистерии/ Фарс, Разновидности фарса: Соти, Интерлюдия, Кукольный фарс. Шаривари Григорианский хорал, Разновидности Григорианского хорала: Монодия, Псалмодия
Театральное искусство и музыка средних веков.doc
Разработка урока по МХК в 10 классе
Тема урока: Театральное искусство и музыка средних веков.
Цель урока: Создать условия формирования у учащихся представления о
театральном и музыкальном искусстве средневековья, истории его развития и
становления.
Задачи: Сформировать у учащихся элементарные понятия и представления о
средневековой музыкальной культуре. На основе общетеоретических знаний
показать особенности и разнообразие музыкальных и театральных
направлений. Подвести к мировоззренческому выводу о культуре
средневековья как колыбели современного музыкального искусства.
Развивать эстетическое восприятие театральных представлений учащимися
как средства духовного развития и как одной их форм постижения культуры.
Сформировать приём описания душевного состояния после прослушивания
музыкальных фрагментов. Ввести понятие, приём ассоциации
средневекового музыкального направления с современным.
План урока
1.Организациооный. Проверка готовности к уроку. (учебники, рабочие
тетради)
2.Закрепление изученного материала. Проверка домашнего задания
3. Знакомство с материалами по новой теме.
Средние века время перемен в политической, экономической и
социальной сферах.
Духовная сторона жизни также была подвергнута изменениям. Важную роль
в этих изменениях сыграли музыка и театр.
Средневековый театр не был похож на античные театральные зрелища.
Он появился в недрах церкви и тяготел к пышности и торжественности
обрядов.
В сценах можно было увидеть важнейшие эпизоды христианской истории.
1. Литургическая драма Средних веков
Литургическая драма возникла в 9 веке на основе церковного богослужения
и исполнялась в рамках церковной службы.
Излюбленные эпизоды литургической драмы евангельское повествование о
поклонении пастухов и явлении волхвов с дарами младенцу Иисусу.
Роли (мужские и женские) исполняли священники в костюмах. Позднее к ним
присоединились обычные актёры и даже жонглёры ( роль чертей).
Литургическая драма – это вид средневекового религиозного
представления, входившего в состав пасхальной или рождественской
церковной службы (литургии).
Особенности литургической драмы можно проследить на примере одной из
ранних пьес: «Шествие добродетелей» . Театральное действо разыгрывалось под сводами монастырской церкви.
Символом Бога была икона, помещенная над алтарем. На ступенях под
иконой были расположены шестнадцать Добродетелей, возглавляемых
Смирением. Они представлялись в виде облаков, пронизанных солнцем.
Главная героиня, называемая Душой, шьет себе богатые одежды бессмертия,
но затем, повстречав Дьявола, отбрасывает это одеяние. Основу действа
составляет сложный танец Добродетелей. В конце спектакля зрителей просят
преклонить колени, чтобы БогОтец смог достичь их души. Таким образом,
все зрители становятся актерами.
Во второй половине XII века, представления литургической драмы
выносятся на папертьплощадку перед церковным входом.
Позднее литургическая драма перешла на рыночную площадь города
13 веке возникают новые виды религиозных массовых представлений,
носящие назидательный, поучительный характер.
Миракли (чудо) — средневековые представление, сюжетом которых было
чудо или житие святого, или чудо Богородицы.
Моралите особый вид драматического представления , в котором
действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия
(назидательная аллегорическая драма).
Мистерии (таинство) богослужение, совокупность тайных культовых
мероприятий, посвящённых божествам, к участию в которых допускались
лишь посвящённые.
Наибольшей популярностью пользовались мистерии, посвященные
Страстям Господним.
За несколько дней до показа устраивали смотр, или парад, мистерии —
шествие в костюмах и показ декораций. В дни представления мистерии город
был украшен, а ворота заперты. Мистерия могла продолжаться от трех до
сорока дней.
2. Средневековый фарс
В переводе с латинского farce означает «начинка», «фарш»
Фарс использовали в качестве «начинки» в скучных и малоинтересных
мистериях.
Основные исполнители фарса — участники Дурацких корпораций. В фарсе
появляются конкретные человеческие характеры.
В основу кладутся бытовые истории. Здесь высмеивают солдат
мародеров, монахов — торговцев индульгенциями, чванливых дворян,
скаредных купцов. Фарс очень динамичен — в нем все время прыгают, бегают,
дерутся, танцуют, смеются и ругаются.
Во Франции, Италии, Германии, Испании, Швеции играли «Битву Поста
с Карнавалом». Сюжет этого праздника запечатлен Брейгелем. При выборе
Короля, Князя или Папы карнавала устраивали шутовские состязания: кто скорчит самую невероятную гримасу, кто издаст самый неприличный звук;
такие состязания включали традиционный обмен остротами, переругивание.
Князь карнавала ехал на надутом осле. В его костюме сочетались языческие и
Простолюдины сражались на палках, пародируя рыцарские турниры.
Праздник дураков — день первомученика Стефана, покровителя
церковников, и день святого Лазаря (1 мая). Во время этого праздника служат
литургию в масках и женском платье, в шутовских куртках. Пляшут в храме,
поют на хорах непристойные песни, едят на престоле колбасы, играют в кости,
а потом ездят по городу на телегах с навозом, кидают им в проходящих и
бесчинствуют.
Шаривари – шумные развлечения с танцами, переодеваниями и
дурачествами. Франция
Разновидности фарса
Соти (фр. sotie – глупость) — жанр, в котором участвуют шуты и дураки. Со
своими типажи: дурак — солдат, дурак — обманщик, дурак — взяточник.
Расцвет соти — XV–XVI вв.
Интерлюдия — английский фарс. Любимая тема английского фарса —
продажность и распутство папского духовенства, поскольку в Англии
укрепляется реформаторская церковь.
Кукольный фарс выдвигает в главные герои Петрушку (Панча, Полишинеля)
и их родичей. Это бытовые сатирические и фривольные сценки с непременным
сражением со Смертью, Цербером или Чертом.
Во время представления автор мог стоять посреди играющих с книгой,
распоряжаться происходящим и подсказывать текст. Это никого не смущало и
никому не мешало.
Распределение ролей было мудрым: роли, которые хотели играть все,
продавались с аукциона. Все хотели играть хороших героев, одетых в
красивые костюмы, например волхвов. А за те роли, которые никто не хотел
играть, исполнителям платили, поэтому их исполняли площадные забавники и
городские нищие.
Ремесленники готовили оформление: повозки и помосты, декорации, реквизит
и костюмы.
Каждый цех оформлял и ставил
один эпизод.
3. Достижения музыкальной культуры
Музыкальным символом средневековья стал григорианский хорал,
получивший такое название в честь папы Григория 1.
Григорианский хорал исполнялся на латинском языке. Латинский текст,
непонятный основной массе верующих, приводил их в трепет и усиливал
торжественность.
В течении многих веков церковное песнопение передавалось в устной форме,
от певца к певцу. В 11в. появились нотные записи, и григорианский хорал был зафиксирован.
Разновидности:
Монодия одноголосное мужское пение в унисон. Текст преобладал над
мелодией и каждому слогу текста соответствовал один музыкальный звук.
Псалмодия протяжный, в очень узком диапазоне, речитатив латинских
молитвенных текстов.
Из музыкальных церковных инструментов повсеместное признание получил
орган,
наиболее точно выражающий мелодический строй грегорианского хорала.
С середины 12в. широкое распространение получили двух, трёх и
четырёхголосные вокальные произведения.
Многоголосие склад музыки, основанный на одновременном сочетании
нескольких голосов
Главные достижения раннего многоголосия связаны с парижской школой
Нотр – Дам де Пари.
4. Музыкально – песенное творчество трубадуров, труверов и
миннезингеров
Музыкально – поэтическое творчество бродячих музыкантов опиралось на
французские народные традиции.
Поэт – певец трубадур обычно сам писал стихи и музыку.
Трубадуры, труверы, менестрели — представители ранней
гуманистической культуры, которая берет свое начало во Франции, в
Провансе (южнофранц. troubadour – сочинитель, бродячий поэт). В основном
это придворные поэты и музыканты, носители рыцарского куртуазного
идеала. Они помогали неспособным рыцарям сочинять и петь песни для
прекрасной дамы.
На смену трубадурам пришли труверы и миннезингеры – «певцы любви» в
Германии.
Их музыкально – песенное творчество в большей степени было связано с
церковными, духовными традициями. Они как, и трубадуры, прославляли
возвышенную, идеальную любовь.
Задание на дом Гл. 15
Составить словарь терминов Миракли, Моралите, Мистерии/ Фарс,
Разновидности фарса: Соти, Интерлюдия, Кукольный фарс. Шаривари
Григорианский хорал, Разновидности Григорианского хорала: Монодия,
Псалмодия
Многоголосие, Трубадуры, Миннезингеры Аллег рияоо
— художественное представление идей (понятий)
посредством конкретного художественного образа или диалога. Как
троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на
почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в
изобразительном искусстве.
Говоря простым языком алегорияэто сравнение или ассоциация когото или
чегото с кемто или чемто. Это может быть даже сравнение с какими то
любыми явлениями приведу пример
вы говорите своей любимой Ты вишенка на моем тортикеэто алегория
или вы говорите любимойТы клубный шарик на моей дискотекеэто
алегория.
АЛЛЕГОРИЯ это сравнение с кемто или чемто, через
художественные образы
иносказание, передача отвлеченной идеи, мысли через образ.
Назидание — книжн. наставление, поучение.
Мародёр — человек, грабящий убитых и раненых на поле сражения или
в районе военных действий; морально разложившийся солдат, грабящий
население во время войны.
Индульг нция
ео
— в католической церкви освобождение от временного
наказания (кары) за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за
которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от
наложенной Церковью епитимьи.
Торговцы индульгенциями продавали прошение грехов за определенную
плату
Скаредный Избегающий всяких трат, расходов и т.п.; скупой.
фривольное поведение — двусмысленные взгляды...
Волхвыо — древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения,
жертвоприношения и якобы умевшие заклинать стихии и прорицать будущее.
Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"
Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"
Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"
Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"
Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.