Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"
Оценка 5

Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
МХК
10 кл
18.12.2017
Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"
Разработка урока по Мировой художественной культуре в 10 классе по теме: Театральное искусство и музыка средних веков. Цель урока: Цель урока: Создать условия формирования у учащихся представления о театральном и музыкальном искусстве средневековья, истории его развития и становления. Задание на дом Гл. 15 Составить словарь терминов Миракли, Моралите, Мистерии/ Фарс, Разновидности фарса: Соти, Интерлюдия, Кукольный фарс. Шаривари Григорианский хорал, Разновидности Григорианского хорала: Монодия, Псалмодия
Театральное искусство и музыка средних веков.doc
Разработка урока по МХК в 10 классе Тема урока: Театральное искусство и музыка средних веков. Цель урока: Создать условия  формирования у учащихся представления о  театральном и музыкальном искусстве средневековья, истории  его развития и становления. Задачи: Сформировать у учащихся элементарные понятия и представления о  средневековой музыкальной культуре. На основе общетеоретических знаний  показать особенности и разнообразие музыкальных и театральных  направлений. Подвести к мировоззренческому выводу о культуре  средневековья  как колыбели современного музыкального искусства.  Развивать эстетическое восприятие театральных представлений учащимися  как средства духовного развития и как одной их форм постижения культуры. Сформировать приём описания душевного  состояния после прослушивания  музыкальных фрагментов. Ввести понятие, приём ­ ассоциации  средневекового  музыкального направления с современным. План урока 1.Организациооный. Проверка готовности к уроку. (учебники, рабочие  тетради) 2.Закрепление изученного материала. Проверка домашнего задания 3. Знакомство с материалами по новой теме.  Средние века ­ время перемен в политической, экономической и  социальной сферах.  Духовная сторона жизни также была подвергнута изменениям. Важную роль  в этих изменениях сыграли музыка и театр. Средневековый театр не был похож на античные театральные зрелища.  Он появился в недрах церкви и тяготел к пышности и торжественности  обрядов. В сценах можно было увидеть важнейшие эпизоды христианской истории. 1. Литургическая драма Средних веков Литургическая драма  возникла в 9 веке на основе церковного богослужения  и исполнялась в рамках церковной службы. Излюбленные эпизоды литургической драмы ­ евангельское повествование о  поклонении пастухов и явлении волхвов с дарами младенцу Иисусу.  Роли (мужские и женские)  исполняли священники в костюмах. Позднее к ним присоединились обычные актёры и даже жонглёры ( роль чертей). Литургическая драма – это вид средневекового религиозного  представления, входившего в состав пасхальной или рождественской  церковной службы (литургии).  Особенности литургической драмы можно проследить на примере одной из  ранних пьес: «Шествие добродетелей» . Театральное действо разыгрывалось под сводами монастырской церкви.  Символом Бога была икона, помещенная над алтарем. На ступенях под  иконой были расположены шестнадцать Добродетелей, возглавляемых  Смирением. Они представлялись в виде облаков, пронизанных солнцем.  Главная героиня, называемая Душой, шьет себе богатые одежды бессмертия,  но затем, повстречав Дьявола, отбрасывает это одеяние. Основу действа  составляет сложный танец Добродетелей. В конце спектакля зрителей просят  преклонить колени, чтобы Бог­Отец смог достичь их души. Таким образом,  все зрители становятся актерами.  Во второй половине XII века, представления литургической драмы  выносятся на паперть­площадку перед церковным входом. Позднее литургическая драма перешла на рыночную площадь города  13 веке возникают новые виды религиозных массовых представлений,  носящие назидательный, поучительный характер.  Миракли (чудо) — средневековые представление, сюжетом которых было  чудо или житие святого, или чудо Богородицы.   Моралите  ­  особый вид драматического представления , в котором  действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия  (назидательная аллегорическая драма).  Мистерии (таинство)­ богослужение, совокупность тайных культовых  мероприятий,  посвящённых божествам, к участию в которых допускались  лишь посвящённые.   Наибольшей популярностью пользовались мистерии, посвященные  Страстям Господним. За несколько дней до показа устраивали смотр, или парад, мистерии —  шествие в костюмах и показ декораций. В дни представления мистерии город  был украшен, а ворота заперты. Мистерия могла продолжаться от трех до  сорока дней. 2. Средневековый фарс В переводе с латинского farce означает «начинка», «фарш» Фарс использовали в качестве «начинки» в скучных и малоинтересных  мистериях. Основные исполнители фарса — участники Дурацких корпораций. В фарсе  появляются конкретные человеческие характеры.  В основу кладутся бытовые истории. Здесь высмеивают солдат­ мародеров, монахов — торговцев индульгенциями, чванливых дворян,  скаредных купцов. Фарс очень динамичен — в нем все время прыгают, бегают, дерутся, танцуют, смеются и ругаются. Во Франции, Италии, Германии, Испании, Швеции играли «Битву Поста  с Карнавалом». Сюжет этого праздника запечатлен Брейгелем. При выборе  Короля, Князя или Папы карнавала устраивали шутовские состязания: кто скорчит самую невероятную гримасу, кто издаст самый неприличный звук;  такие состязания включали традиционный обмен остротами, переругивание.  Князь карнавала ехал на надутом осле. В его костюме сочетались языческие и  Простолюдины сражались на палках, пародируя рыцарские турниры.  Праздник дураков — день первомученика Стефана, покровителя  церковников, и день святого Лазаря (1 мая). Во время этого праздника служат литургию в масках и женском платье, в шутовских куртках. Пляшут в храме,  поют на хорах непристойные песни, едят на престоле колбасы, играют в кости, а потом ездят по городу на телегах с навозом, кидают им в проходящих и  бесчинствуют.  Шаривари – шумные развлечения с танцами, переодеваниями и  дурачествами. Франция Разновидности фарса Соти (фр. sotie – глупость) — жанр, в котором участвуют шуты и дураки. Со  своими типажи: дурак — солдат, дурак — обманщик, дурак — взяточник.  Расцвет соти — XV–XVI вв.  Интерлюдия — английский фарс. Любимая тема английского фарса —  продажность и распутство папского духовенства, поскольку в Англии  укрепляется реформаторская церковь.  Кукольный фарс выдвигает в главные герои Петрушку (Панча, Полишинеля) и их родичей. Это бытовые сатирические и фривольные сценки с непременным сражением со Смертью, Цербером или Чертом.  Во время представления автор мог стоять посреди играющих с книгой,  распоряжаться происходящим и подсказывать текст. Это никого не смущало и никому не мешало.  Распределение ролей было мудрым: роли, которые хотели играть все,  продавались с аукциона. Все хотели играть хороших героев, одетых в  красивые костюмы, например волхвов. А за те роли, которые никто не хотел  играть, исполнителям платили, поэтому их исполняли площадные забавники и городские нищие.  Ремесленники готовили оформление: повозки и помосты, декорации, реквизит и костюмы.  Каждый цех оформлял и ставил  один эпизод.  3. Достижения музыкальной культуры Музыкальным символом средневековья стал григорианский хорал,  получивший такое название в честь папы Григория 1. Григорианский хорал исполнялся на латинском языке. Латинский текст,  непонятный основной массе верующих, приводил их в трепет  и усиливал  торжественность. В течении многих веков церковное песнопение передавалось в устной форме,  от певца к певцу. В 11в. появились нотные записи, и григорианский хорал был зафиксирован.  Разновидности: Монодия ­  одноголосное мужское пение в унисон. Текст преобладал над  мелодией и каждому слогу текста соответствовал один музыкальный звук. Псалмодия ­  протяжный, в очень узком диапазоне, речитатив латинских  молитвенных текстов. Из музыкальных церковных инструментов повсеместное признание получил  орган,  наиболее точно выражающий мелодический строй грегорианского хорала.  С середины 12в. широкое распространение получили двух­, трёх­ и  четырёхголосные вокальные произведения. Многоголосие ­ склад музыки, основанный на одновременном сочетании  нескольких голосов  Главные достижения раннего многоголосия связаны с парижской школой  Нотр – Дам де Пари. 4. Музыкально – песенное творчество трубадуров, труверов и  миннезингеров Музыкально – поэтическое творчество бродячих музыкантов опиралось на  французские народные традиции.  Поэт – певец трубадур обычно сам писал стихи и музыку. Трубадуры, труверы, менестрели — представители ранней  гуманистической культуры, которая берет свое начало во Франции, в  Провансе (южнофранц. troubadour – сочинитель, бродячий поэт). В основном  это придворные поэты и музыканты, носители рыцарского куртуазного  идеала. Они помогали неспособным рыцарям сочинять и петь песни для  прекрасной дамы.  На смену трубадурам пришли труверы и миннезингеры – «певцы любви»­ в  Германии. Их музыкально – песенное творчество в большей степени было связано с  церковными, духовными традициями. Они как, и трубадуры, прославляли  возвышенную, идеальную любовь.  Задание на дом   Гл. 15 Составить словарь терминов Миракли, Моралите, Мистерии/ Фарс,  Разновидности фарса: Соти, Интерлюдия, Кукольный фарс. Шаривари Григорианский хорал,  Разновидности Григорианского хорала: Монодия,  Псалмодия Многоголосие, Трубадуры, Миннезингеры Аллег рияоо  — художественное представление идей (понятий)  посредством конкретного художественного образа или диалога. Как  троп аллегория используется в стихах, притчах, моралите. Она возникла на  почве мифологии, нашла отражение в фольклоре и получила своё развитие в  изобразительном искусстве. Говоря простым языком алегория­­это сравнение или ассоциация когото или  чегото с кемто или чемто. Это может быть даже сравнение с какими то  любыми явлениями приведу пример­­­ вы говорите своей любимой ­­­Ты вишенка на моем тортике­­­это алегория или вы говорите любимой­­Ты клубный шарик на моей дискотеке­­­это  алегория. АЛЛЕГОРИЯ это сравнение с кем­то или чем­то, через  художественные образы ­ иносказание, передача отвлеченной идеи, мысли через образ. Назидание — книжн. наставление, поучение.  Мародёр — человек, грабящий убитых и раненых на поле сражения или в районе военных действий; морально разложившийся солдат, грабящий  население во время войны. Индульг нция ео  — в католической церкви освобождение от временного  наказания (кары) за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за  которые уже прощена в таинстве исповеди, в частности разрешение от  наложенной Церковью епитимьи.  Торговцы индульгенциями продавали прошение грехов за определенную  плату Скаредный ­ Избегающий всяких трат, расходов и т.п.; скупой. фривольное поведение — двусмысленные взгляды... Волхвыо  — древнерусские языческие жрецы, осуществлявшие богослужения, жертвоприношения и якобы умевшие заклинать стихии и прорицать будущее.

Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"

Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"

Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"

Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"

Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"

Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"

Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"

Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"

Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"

Урок по МХК в 10 классе по теме: "Театральное искусство и музыка средних веков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2017