Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)
Оценка 4.9

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
13.09.2018
Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)
Презентация к уроку по музыкальному искусству.
Конспект урока музыкального искусства 4 класса.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №4 ГОРОДА ДЕБАЛЬЦЕВО» «РУССКАЯ ДУХОВНАЯ  КУЛЬТУРА. МУЗЫКА СВЯТЫХ ХРАМОВ» ( урок музыкального  искусства в 4 классе)                                                                 Кононченко Н. Л.                                                                          учитель музыкального искусства 2018 Цель: приобщить учащихся к духовным ценностям посредством                углубления знаний о духовной православной музыке. Задачи:  Образовательные:  ­  познакомить с православными храмами;  ­  дать понятия: «храм», «духовная музыка», «молитва», «a  capella» Развивающие: ­  развивать у учащихся навык практического слушания, учить анализировать    музыкальный материал; ­  развивать умение и навыки работать с иллюстративным материалом; ­  выражать художественно ­ образное содержание произведений в      исполнительской деятельности  Воспитательные:      ­ воспитывать ценностные отношения к  духовному, историческому,     культурному наследию. Тип урока: урок расширения знаний Методы и приемы:  интерактивный (учитель – ученик)  объяснительно – иллюстративный  наглядно­ слуховой  словесный  метод контроля и самоконтроля Планируемые   результаты:   учащиеся   смогут   дать   определение   «духовная музыка», раскрыть особенности стиля, передать свои впечатления в устной и творческой форме. Оборудование:  карточки,   трафарет   соборов,   таблицы,   раздаточный   материал   для самостоятельной работы,  памятка девочке, мальчику, доска, проектор, экран.   фонохрестоматия,   иллюстрации,   учебник,   сигнальные Этапы урока: 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие    2. Постановка и формулировка проблемы   3. Определение целей урока   4.       Мотивация         5.         Введение         ­ слушание музыкальных фрагментов       ­ работа по карточкам  6.Физкультминутка   7. Вокально ­ хоровая работа       учебной   деятельности в ­     тему   знакомство урока        Работа над песней «Молитва»  8. Закрепление знаний и умений  по пройденному материалу   9. Памятка для учащихся   (заранее выполненное задание, самостоятельная  работа детей)  10. Заключительный этап урока.      Рефлексия, оценивание  11. Домашнее задание  ­ подберите пословицу, поговорку о храме, колокольном звоне; ­ нарисовать храм,  используя предложенный на уроке трафарет  Ход 1. Организационный момент Музыкальное приветствие Учитель: «Добрый день вам дети                   Рада видеть вас!» Ученики: «Здравствуйте учитель,                   добрый день наш класс» 2. Постановка и формулировка проблемы. Тема нашего урока очень серьезная, но актуальная, она заставит вас нам   музыка. задуматься.   Определить поможет     её   Слушание: праздничный колокольный звон  ­ Какие ассоциации у вас возникли во время слушания? прием «Кластер» (выбрать слова ­  ассоциации из предложенных слов). Слова­карточки: церковь, священник, собор, храм, икона,  колокол,                                 молитва Задание:  Запишите на листе бумаги слова, которые ассоциируются у вас                                с   музыкой,     назовите   эти   слова. Уч – ль:  Какие  слова  встречалось чаще всего в  ваших ответах?  Уч ­ ся:  Храм, молитва, колокольный звон 3. Постановка цели урока          Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой православных   храмов, приобщимся к духовным ценностям,   историческому наследию русского народа, определим значение музыки в церковных богослужениях. 4. Мотивация учебной деятельности           Храм,   молитва,   библия,   иконы.   Вдумайтесь   в   эти   слова!   Можно   ли представить себе современный город или крупное село без храма?     5.  Введение в тему урока       Эпиграфом нашего урока есть слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земле.                                                         Храмы нужны людям».    Уч – ль: Как вы понимаете эти слова?                    Нужны ли человеку храмы?  Задание: Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:  Я считаю, что человеку нужно храмы…  Я считаю, что человеку храмы не нужны…  Уч ­ ся: Нам нужны знания о православных храмах, где ­ бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Уч – ль: Ребята, у нас в городе есть храм? Уч ­ ся: Да  Уч – ль: А чье имя носит наш храм? Уч ­ ся: Александра Невского Уч – ль: Попробуйте дать определение слову «храм».   В этом вам помогут иллюстрации.  (анализ, сравнение) Словарь: храм – это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечи.  В храме проходят обряды венчания, крещения, отпевания.  Уч – ль: Зачем люди посещают храмы? Уч ­ ся: В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о     чём­то.                             Уч – ль:  Какую роль играет музыка во время богослужения? Уч ­ ся: Приносит спокойствие, умиротворение, учит делать добро Уч – ль: Ребята, вы наверное, были в храме?  Уч ­ ся: Да Уч – ль: Слышали вы там инструментальную музыку?  Уч ­ ся: Нет Уч – ль: А пение слышали? Уч ­ ся: Да, хор. Певчие пели без музыки.  Словарь: а капелла – хоровое пение без сопровождения      6.Основная часть Чтобы   понять,  разобраться   какую   же   музыку   исполняют   в  храме,  мы проведем урок по теме: «Русская духовная музыка. Песни святых храмов» (запишем тему урока в тетрадь)   Уч – ль: А кто мне может ответить на вопрос, что значит духовная музыка? Музыкальное   произведение   на   тексты   религиозного   содержания,   которое исполняется во время богослужения.   Откройте учебники на стр.45, еще раз прочитайте это понятие, запомните, запишите в тетрадь (работа в тетрадях)           История   русского   церковного   пения   начинается   со   времени   распространения Христианства на Руси, еще задолго до крещения русских при   святом   князе   Владимире.   Обряд   крещения   проходил   в   водах   Днепра. Прежде чем избрать веру князь Владимир отправил в русские страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, потрясла их. В 988 году Русь приняла   христианство   и   святой   князь   Владимир,   после   своего   крещения привёз   в   свою   столицу   вместе   с   духовенством   певцов   по   происхождению славян. В  то  же  время  их  Греции  был  привезен   полный  церковный  хор,  в котором были певцы­греки. Церковное пение в древности было одноголосное, унисонное,   мужское,   без   сопровождения   –   а   капелла.   Человеческий   голос признавался   единственным   музыкальным   инструментом,   в   котором   можно воплотить слово о Боге в музыкальных звуках.      7. Слушание:  Церковный духовный хор с молитвой «Благослови Душе Моя, Господа.» Задание:  ­  определить о чём рассказывается в этом произведении? ­  как можно назвать его?  ­ кто исполнял?  ­ какие голоса слышали?  Уч ­ ся: Молитва, обращение верующего к Богу или святым Уч   –   ль:   Какая   музыка   по   характеру,   определить   средство   музыкальной выразительности церковного пения. Работа с карточками: Мелодия Веселая Плавная Грустная Сдержанная Темп Быстрый + Медленный Очень быстрый + Умеренный Спокойная Радостная Лёгкая Величественная Ритмичная Бодрая Волевая + Не очень быстрый + + Дикция Чёткая Понятная Не чёткая Динамика Тихо + + Очень тихо Громко Не   громко Не очень тихо очень + + + + Зачитывают свои ответы, анализируют.      8. Физкультминутка  Дружно станем возле парты Чтобы выполнить зарядку (выполняем движение) У: Чтоб не бегать к докторам Д: Чисти зубки по утрам У: Чтоб не ныл животик твой Д: Руки мой перед едой У: Кончив кушать или пить Д: Надо поблагодарить У: Если хочешь добрым быть Д: Никому нельзя грубить У: Если где­то насорил Д: За собою убери У: Чтобы утром бодрым стать Д: Нужно во  время лечь спать 9. Вокально­хоровая работа   Уч – ль: К теме духовной музыки обращались композиторы и писали свои произведения.   Предлагаю   послушать   вам   музыкальное   произведение, определить   содержание,   характер   и   постарайтесь   дать   ему   название (исполняю, слушают)  Уч ­ ся: Музыка по характеру величественная, строгая. Дети просят у Бога, чтобы он им дал счастья, здоровья, чтобы они росли умными, достойными, были чисты душой и сердцем вольным.   Уч – ль: Как бы вы назвали это музыкальное произведение?  Уч ­ ся: «Молитва» Разучиваем   первый   куплет   песни   (пение   на   гласный   звук   –   протяжно, мелодично, со словами, исполнение песни­  а капелла)      10. Сегодня на уроке мы познакомились с русской духовной музыкой и церковным пением. Уч – ль: Какова роль церковного пения? Что она даёт? Уч ­ ся: Спокойствие, умиротворение, снимает стресс, учит делать добро Уч – ль: Напоследок я хотела, чтобы вы прослушали памятку о том, как правильно себя вести в храме. Памятки приготовили ученики вашего класса.  Памятка мальчику:  Прежде чем зайти в собор,  Головной сними убор,  Злые мысли отгони: Не нужны тебе они. Памятка девочке:  Скромную надень одежду В брюках в храм идёт невежда Голову платком покрой И тихонько в храме стой. Уч – ль: Запомнили? О чём нужно помнить мальчику? Как должна выглядеть  девочка? (о правилах поведения) Правила  поведение в храме 1. Одежда для посещения храма должна быть скромной, не броской. 2. Мужчина при входе в храм снимает головной убор, а женщина должна в храме быть с покрытой головой 3. Во   время   богослужения   не   следует   разговаривать,   озираться   по сторонам     11.Подведение итогов.  Блиц­опрос ­ Что такое храм? ­ Зачем люди ходят в храм? ­ Какая музыка звучит в храме? ­ Что такое молитва? ­ Пение без музыкального сопровождения называется…? 12. Рефлексия      Урок наш подходит к концу, вы все замечательно поработали. А сейчас я хотела бы, чтобы вы сами оценили наш урок. Если урок вам понравился, то поднимите красную карточку, жёлтую вам понравилось больше петь, зелёную если больше понравилось слушать музыку, а если урок совсем не понравился, у   вас   испортилось   настроение   –   поднимите  синюю.  Своим   настроением поделитесь с нами.       На доске написаны фразы – прошу каждого из вас дополнить её:  Сегодня на уроке я узнал…. Своей работой на уроке я…. Урок заставил меня задуматься о…. Я понял, что…. Мне показалось важным…. Вы замечательно поработали, спасибо за урок. (В конце урока каждому из учащихся раздаю трафареты храма)  13. Домашнее задание: ­  подобрать пословицу, поговорку о храме, колокольном звоне;  ­ разукрасить рисунок, используя предложенный на уроке трафарет

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)

Урок по музыкальному искусству на тему "Русская духовная культура. Музыка святых храмов" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2018