Урок по музыке 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"
Оценка 4.7

Урок по музыке 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"

Оценка 4.7
Карточки-задания +5
docx
музыка
5 кл
29.01.2017
Урок по музыке 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"
мультимедийное сопровождение урока
Публикация является частью публикации:
Урок Небесное и земное в звуках и красках.docx

УРОК МУЗЫКИ 5 класс (по ФГОС. С использованием кейс-метода)

Небесное и земное в звуках и красках.

Учитель: Здравствуйте ребята!

Ученики Здра - вствуй –те!

Учитель: Как ваше настроение ?

Ученики: О-чень хо-ро-шо.

Учитель: Готовы заниматься?

Ученики : Да-да-да

Учитель: Мы будем все стараться?

Ученики : Так же как все-гда.

Мне очень приятно что вместе с вами мы сегодня отправимся в удивительный мир- мир музыки. Я уверена нас ждут новые открытия и знакомства.

Урок начинается  с музыки Рахманинова Концерт 3

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Я не случайно начала наш урок со стихотворения М.Ю Лермонтова «Молитва»

Т.К  сегодня мы с вами будем говорить о прекрасных и возвышенных понятиях, о вечных и незыблемых темах в искусстве:

 

А что это за вечные темы в искусстве?

Ответы детей

жизнь, любовь к Родине, материнство, вера.

Очень часто слушая музыкальные произведения, всякий раз мы представляем зримые образы, рисуем в нашем воображении представляемые картины. В тоже время мы встречаем множество картин, изображающих различных музыкантов-исполнителей, исходя из этого, мы можем сделать вывод, что музыку и живопись едины. 

Ребята посмотрите на картину Илья Семёнович Остроухова «Сиверко» (Третьяковка. Передвижник. прохладный северный ветер)

Величественная река, которая бежит куда-то вдаль небо с низкими хмурыми тучами левый песчаный пологий берег и правый берег –обрыв. Низко над рекой парят две одинокие чайки. А вдали тёмный лес.

Эта картина вызывает смешанные чувства: с одной стороны — тревога, ожидание перемен, состояние поиска, которые появ­ляются за счёт тёмных тонов и мрачности.
С другой стороны, возникает чувство восхище­ния — нельзя не любоваться бескрайними просторами русской природы: её могуществом, широтой, силой и суровостью.  Сюжет картины часто сравнивают с жизнью человека,  порой тяжёлая, безжалостная, но в то же время  данная нам на добрые дела во благо близких, общества,  Родины

1.       

 

 

Открывают папки 1.

Давайте сейчас вместе с вами охарактеризуем картину «Сиверко»


И.С. Остроухов «Сиверко»

Образ (что изображено) _____________________________

Тон (светлый, тёмный) ______________________________

Колорит (тёмный светлый) __________________________

Настроение (восторг грусть, радость, задумчивость, целеустремлённость, отчаяние…)

_______________________________________________________________________

 

А сейчас давайте обратимся  к музыкальному произведению

http://trikky.ru/germix/files/2013/06/preview.jpg Слушаем фрагмент произведение Рахманинова концерт 3 (Денис Мацуев) (Задание что  представляем:  Какой образ? Сюжет?)

 

Ученики отвечают:  

 

С.В. Рахманинов «Концерт № 3»  

Образ _______________________________________________

Лад (мажор, минор) ___________________________________

Ритм (плавный, отрывистый) ___________________________

Темп (быстрый, медленный, умеренный) __________________

Динамика (громко, не очень громко, очень громко, тихо. Не очень тихо , очень тихо)

________________________________________________________

 

Образ человека, который неразрывно связан с родным домом, неземной красотой природы

«От тяжёлых дум к радости бытия»

 

Концерт состоит из трех частей:

1.      Allegro ma non tanto (ре-минор)

2.      Intermezzo: Adagio (фа-диез минорре-бемоль мажор)

3.      Finale: Alla breve (ре-минорре-мажор)

 

В Ивановке Рахманинов освобождался от той напряженности, к которой обязывала его жизнь в столице. Он становился там более открытым. Почти все написанное Рахманиновым в последние 17 лет жизни в России прошло через Ивановку. В Ивановке С.В. Рахманинов работал над симфоническими пьесами «Утес», «Остров мертвых», «Цыганское каприччио», над Первой и Второй симфониями, операми «Монна Ванна», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», «Литургией Святого Иоанна Златоуста», поэмой «Колокола», Первым, Вторым, Третьим, Четвертым концертами для фортепиано с оркестром. В Ивановке Сергей Васильевич написал 24 прелюдии, 9 этюдов-картин, 2 сонаты, 49 романсов.

 

 

Тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так „написалось"!.. Я хотел „спеть" мелодию на фортепиано, как ее поют певцы.

Поэтому главная черта концерта Рахманинова это песенность.

Песенность - напевность, мелодичность.                                     2.

 

А как вы думаете Почему тему концерта Рахманинова сравнивают с церковным искусством?

(обращение к возвышенному (небесному),  вызывает у человека (слушателя) мысли о прекрасном -вечном)

 

Ответы детей

 

Папка 2 (информация)

 

 

 

 

 

2

 

3

 

 

 

и

з

6

к

н

 

4

 

5

 

п

о

а

у

к

е

1.

з

н

а

м

е

н

н

ы

й

 

р

а

с

п

е

в

 

а

 

я

 

и

 

ю

 

н

 

 

с

к

о

 

7

м

о

л

и

т

в

а

п

 

н

 

е

 

н

и

е

 

 

1.       Основной вид древнерусского церковного пения.

2.       Священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

3.       Знак-это название происходит от старославянского слова… Какого?

4.       Напевы, которые звучат одноголосно.

5.       Как назывались знаки которыми без линеек записывались напевы (но не знамена)

6.       Слушание чего вызывало у человека мысли о прекрасном

7.       Обращение человеческой души к богу

 

 

Проверяем.

 

Выводим на экран кроссворд с ответами

http://trikky.ru/germix/files/2013/06/preview.jpgА сейчас мы с вами послушаем знаменный распев.

Скажите ребята о ком это произведение?

Ответ детей – О БОГОРОДИЦЕ

Две тысячи лет назад, во времена правления римского императора Августа, Назарет был маленьким селением. В одном из белых домиков, похожем на те, что сейчас разбросаны по Назаретским склонам, жила юная гамелеянка по имени Мария. Родители Марии умерли рано. В три года девочку отдали в Иерусалимский храм. Мария растет и воспитывается в храме, служа его святыням, и занимаясь рукоделием. Достигнув совершеннолетия, она уже не может оставаться в Храме. Поэтому ей подыскивают опекуна - известного своей праведной жизнью старца - плотника Иосифа. Пока он готовился принять Марию в свой дом, она проводила дни в тишине за работой, в молитве и чтении священного писания. Сердце Ее всегда обращено к небесному Отцу. Однажды Мария сидела погруженная в глубокие размышления, перед ней лежала книга пророка Исайя, где говорилось о рождении Мессии.

Мария: Кто бы не была эта счастливая женщина, которой суждено стать Его Матерью, Я готова быть у Нее последней из служанок.

Рассказчик: Внезапно бедная женщина озарилась ослепительным светом и Мария услышала голос небесного вестника - Ангела.

Ангел: Радуйся Благодатная! Господь с Тобой! Благословенная Ты между женами!

Рассказчик: В трепете страхе Мария Молчала.

Ангел: Не бойся Мария!

Ибо ты обрела благодать у Бога!

Ты родишь Сына и наречешь Его Иисус!

Он будет великим и Сыном Всевышнего назван!»

И Царству Его не будет конца!

Рассказчик: Смутилась Пречистая. Ведь Она не имела мужа и не хотела принадлежать никому, кроме Бога, но Вестник сказал Ей, что чудесное дитя, которое родится у нее, не будет иметь земного отца в знак того, что явление Его и есть пришествие сына Божья.

Учитель: Этот великий день в жизни Девы Марии и в истории всего мира церковь вспоминает как праздник Благовещения.

Рассказчик: В то время император Август приказал провести перепись населения в стране. Люди, покинувшие родные города обязаны были явиться в них, чтобы отметиться в списках. Иосиф родился в Вифлееме, поэтому должен был идти в этот город. Марию он взял с собой. В город по случаю переписи стеклось много народа, все гостиницы были полны, и усталым путникам не нашлось места.

Тем временем пришел час Марии родить ребенка. Тогда один человек сжалился над молодой женщиной и предложил Ей и Иосифу остаться в пещере, куда он загонял овец и коз.

Эта было самая великая ночь в истории рода человеческого.

 

 Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, композиторы, поэты. Недаром среди многих обращений к Богородице «Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна»

Картина Рафаэля Мадонна

- Известный итальянский художник Рафаэль Санти жил и писал свои картины боле 500 лет назад. Почему же до нашего времени люди не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем не руках.

Сикстинская Мадонна – самое известное произведение Рафаэля.

Как вы думаете, это икона или живописное полотно?

Это картина, может находится в церкви.

Расскажите, что вы видите?

Какие чувства вложил художник в эту картину?

В фигуре мадонны есть и величие и простота, обратите внимание на босые ноги! Она идёт навстречу людям. Вот как описывает лицо Мадонны В. Жуковский. Страница 87.

Назовите слова из текста наиболее полно передающие настроение картины.

- Какую музыку надо было бы сочинить, чтобы выразить всю силу материнской любви и то чувство очарования его, которое передает художник?

http://trikky.ru/germix/files/2013/06/preview.jpgДавайте вслушаемся в звучание музыки австрийского композитора Ф. Шуберта!

 

 

 

4.

И.-С Бах, Дж. Каччини, Ф Шуберт  «Аве Мария»

Какие чувства передаёт эта музыка?

Записывают в  папка 3 (характер мелодии)

 

Общее ищут. Скажите ребята музыка и картина схожи? Плавные линии - ритм Дирижируют.  (легато).

 

А сейчас давайте с вами посмотрим на  нотный рисунок (стр 89) . Пропеть.

 

В нашем русском иконописном искусстве тоже есть множество прекрасных произведений .  Дева Мария –самый почитаемый и любимый  образ на Руси. Русские люди обращались к ней за помощью в самые трудные и грозные времена для нашего государства. Даже во время Великой Отечественной войны, когда немецкие полчища стояли практически в одном шаге от Москвы и рассматривали купола кремлёвских соборов в бинокли, был совершён облёт вокруг столицы на самолёте с иконой Казанской Божьей Матери.

 

Давайте посмотрим с вами иконы с образами Богоматери. (нежные, трепетные, чистые, благородные).

Под музыку слайд шоу.

Скажите ребята вам понравились эти образы?

Образ богоматери – это неземная красота и неземная любовь к своему  младенцев. И мы видим что эту красоту воспевали художники, композиторы, поэты, скульпторы

Папка 4

Красота родной природы

Образ Богоматери.

Церковные песнопения

Небесное и земное в звуках и красках

1 подтема

2 подтема

3 подтема

Тема урока:

Д . з  папка  5

 

Рисунок «Неземная красота»

 

Рефлексия (дерево эмоций)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№1

 

И.С. Остроухов «Сиверко»

Образ (что изображено) _____________________________

Тон (светлый, тёмный) ______________________________

Колорит (тёмный светлый) __________________________

Настроение (восторг грусть, радость, задумчивость, целеустремлённость, отчаяние…)

_______________________________________________________________________

 

 

С.В. Рахманинов «Концерт № 3»  

Образ _______________________________________________

Лад (мажор, минор) ___________________________________

Ритм (плавный, отрывистый) ___________________________

Темп (быстрый, медленный, умеренный) __________________

Динамика (громко, не очень громко, очень громко, тихо. Не очень тихо , очень тихо)

________________________________________________________

 

 

№2

 

 

2

 

3

 

 

 

 

 

6

 

 

 

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.       Основной вид древнерусского церковного пения.

9.       Священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.

10.   Знак-это название происходит от старославянского слова… Какого?

11.   Напевы, которые звучат одноголосно.

12.   Как назывались знаки которыми без линеек записывались напевы (но не знамена)

13.   Слушание чего вызывало у человека мысли о прекрасном

14.   Обращение человеческой души к богу

 

Материал для кейса (поиск ответов для кроссворда)

http://sdsmp.ru/upload/iblock/94a/94a2c86119126bbf8c55690f4634101c.jpg

№ 3

 

И.-С Бах «Ave Maria»

Дж. Каччини «Ave Maria»

Ф Шуберт «Ave Maria»

Ø  

Ø   

Ø   

Ø  

Ø   

Ø   

Ø  

Ø   

Ø   

Ø  

Ø   

Ø   

Ø  

Ø   

Ø   

 

№ 4

Тема: ______________________________________

Подтема: __________________________________

Подтема: __________________________________

Подтема:___________________________________

Красота родной природы
Небесное и земное в звуках и красках
Церковные песнопения
Образ Богоматери
 

 

 

 

 

 

 


№ 5 «Неземная красота»

Рисунок ученика (цы) 5 класса ________________________

https://avatanplus.com/files/resources/mid/56dd7064d720615350ff0a11.png

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

УРОК МУЗЫКИ 5 класс (по ФГОС. С использованием кейс-метода)

УРОК МУЗЫКИ 5 класс (по ФГОС. С использованием кейс-метода)

Родины 1. Открывают папки 1

Родины 1. Открывают папки 1

Поэтому главная черта концерта

Поэтому главная черта концерта

Иосифа. Пока он готовился принять

Иосифа. Пока он готовился принять

И.-С Бах, Дж. Каччини, Ф Шуберт «

И.-С Бах, Дж. Каччини, Ф Шуберт «

И.С. Остроухов «Сиверко» Образ (что изображено) _____________________________

И.С. Остроухов «Сиверко» Образ (что изображено) _____________________________

И .- С Бах « Ave Maria»

И .- С Бах « Ave Maria»

Урок по музыке 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"

Урок по музыке 5 класс "Небесное и земное в звуках и красках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017