Приложение 1
Сравнительная характеристика традиционного и современного
уроков
Традиционный урок
Целевые установки урока
Накопление ЗУНов
Содержание учебного материала
Учебный материал почти в полном
объеме скопирован из типового
учебника
Методы обучения
Преобладание объяснительно-
иллюстративных методов обучения
Преобладающая деятельность
Учитель – субъект, ученик – объект,
он в большей мере пассивен –
слушает, наблюдает, выполняет
указания учителя или его инструкцию
Современный урок
Развитие личности в целом
Учебный материал структурирован и
ориентирован на усвоение учащимися
проблемы по основным ее
составляющим, включает обязательно
дополнительный развивающий
материал
Методы развивающего характера –
проблемное изложение, частично-
поисковый, исследовательский и т.д.
Ученик – субъект, как и учитель, он
сам добывает знания, перерабатывает
их, используя для решения
теоретических и практических задач,
выполняет разнообразные
самостоятельные работы, делает
выводы и обобщения.
Интеллектуальная направленность урока
Урок направлен на развитие
внимания, памяти (преимущественно
механической).
Развиваются мыслительные
способности в целом. Повсеместно
востребованы приемы мыслительной
деятельности (анализ, синтез,
выдвижение гипотезы,
доказательства, обоснованные
выводы ...).
Психологическая атмосфера урока
Обучение большей частью
принудительное с использованием
таких прием воздействия, как приказ,
наставление, инструкция; стиль
отношений – авторитарный. Учитель
отчужден от ученика. Высокая
утомляемость ученика в следствии
большой информационной нагрузки.
Атмосфера творческого
взаимодействия учителя и учащихся,
основанная на уважении, выдержке,
толерантности. Это стимулирует
активность учащихся, создает
ситуацию успеха в обучении.
Отношения строятся в форме
партнерства, кооперации усилий,
педагогической поддержки,
сотворчества.№п/
п
1
2
3
4
5
6
7
Примерная структура урока формирования знаний
Этапы урока
Краткое содержание этапа
1.Доклад дежурного по классу.
2.Проверка наличия учащихся, осмотр
внешнего вида.
места,
3.Организацию рабочего
психологическая подготовка учащихся к
уроку.
4.Мотивация предстоящей деятельности
учащихся.
1.Проверка домашнего
задания,
имеющихся у учащихся опорных знаний
и умений.
Организационный
Воспроизведение и
коррекция
опорных знаний
Постановка целей
урока.
знаний.
материала.
Актуализация
Введение нового
1.Мотивация предстоящей деятельности
учащихся.
2.Сообщение темы, целей и задач урока.
3.Знакомство с критериями оценивания
деятельности на уроке.
1.Проверка
воспроизведение
имеющихся знаний и умений,
необходимых для освоения нового,
ранее не изучаемого материала.
материала
1.Сообщение
учителем.
2.Восприятие и первичное осознание
нового
учащимися,
осмысление связей и отношений с уже
имеющимися знаниями и умениями.
1.Обобщение, первичное закрепление и
систематизация нового материала
2.Выполнение
тренировочных
упражнений в соответствии с
инструкцией.
Заключительный 1.Анализ и оценка итогов работы в
соответствии с критериями оценивания
деятельности учащихся. 2.Определение
и разъяснение домашнего задания.
нового материала
материала
Закрепление
нового
иПримерная структура урока формирования и
совершенствования знаний
Этапы урока
Краткое содержание этапа
Организационный 1.Доклад дежурного по классу.
№п/
п
1
2
3
4
5
6
Проверка
домашнего
задания.
Постановка целей
урока.
Актуализация
знаний.
Введение новых
знаний.
Воспроизведение и
закрепление
при
2.Проверка наличия учащихся, осмотр
внешнего
3.Организацию
вида.
психологическая
рабочего места,
подготовка учащихся к уроку.
4.Мотивация
предстоящей
деятельности учащихся.
1.Проверка домашнего задания,
2.Выявление имеющихся у учащихся
затруднений
выполнении
домашнего задания.
3.Воспроизведение и корректировка
опорных знаний.
предстоящей
1.Мотивация
деятельности учащихся.
2.Сообщение темы, целей и задач урока.
3.Знакомство с критериями оценивания
деятельности на уроке.
1.Проверка
воспроизведение
имеющихся знаний и умений учащихся,
необходимых
для выполнения
поставленных задач.
материала
1.Сообщение
учителем.
2.Восприятие и первичное осознание
нового
учащимися,
осмысление связей и отношений с уже
имеющимися знаниями и умениями.
1.Воспроизведение знаний и овладение
способами деятельности.
материала
нового
и7
8
9
№п/
п
1
2
3
нового материала
Оперирование
знаниями в новых
условиях
Обобщение и
систематизация
знаний.
Заключительный
упражнений
заданий
1.Выполнение
тренировочных
упражнений
(выполнение
тренировочных
с
использованием инструкций учителя).
1.Выполнение
для
самостоятельной работы учащихся с
использованием дополненных на уроке
знаний, способов деятельности.
1.Анализ,
обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция.
2.Оценка деятельности учащихся в
соответствии с критериями оценивания
деятельности учащихся. 3.Определение
и разъяснение домашнего задания.
Примерная структура комбинированного урока
Этапы урока
Краткое содержание этапа
Организационный
Актуализация
знаний.
Изучение новых
понятий и способов
действий.
1.Доклад дежурного по классу.
2.Проверка наличия учащихся, осмотр
3.Организацию
внешнего вида.
рабочего места,
психологическая
подготовка учащихся к уроку.
4.Постановка целей урока. Мотивация
предстоящей деятельности учащихся.
5.Сообщение темы, целей и задач
урока.
Знакомство с критериями
оценивания деятельности на уроке.
1.Проверка,
воспроизведение и
коррекция имеющихся знаний и умений
учащихся,
для
выполнения поставленных задач.
1.Расширение, дополнение сведений к
ранее изученным понятиям и способам
действий. 2.Восприятие и осознание
нового
учащимися,
осмысление связей и отношений с уже
имеющимися знаниями и умениями.
необходимых
материала4
5
Учебно-
тренировочный
Заключительный
1.Выработка первоначальных умений и
навыков.
и
2.Воспроизведение
корректировка способов действий.
1.Анализ, обсуждение допущенных
ошибок и способах их устранения.
2.Оценка и самооценка деятельности
учащихся в соответствии с критериями
3.Определение
оценивания.
и
разъяснение домашнего задания.