Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"
Оценка 4.7

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
10.04.2017
Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"
Презентация
Публикация является частью публикации:
К звездам.doc
«К звездам!» урок – исследование по окружающему миру  Л.В. Гончарова, учитель начальных классов  МКОУ Петропавловская СОШ Острогожского муниципального района Воронежской области Цели:  1. Развивать   мыслительную   деятельность,   связную   устную   речь,   умение аргументировать свой ответ, творческое воображение школьников, способности к рефлексии, коммуникативности, формировать умение работать в заданном темпе 2. Дать   ученикам   представление   о   том,   что   такое   «космос»;   познакомить     с биографией первого космонавта — Ю. Гагарина.  3. Формировать устойчивый интерес к истории страны и родного края, воспитывать гордость за cвою Родину, национальные достижения и свой народ. Планируемые результаты:  обучающийся научится: определять космос как необъятное пространство со звёздами, планетами и другими телами; объяснять значение Солнца для жизни на Земле;  получит   возможность   научиться:  использовать   на   практике   основные правила познания окружающего мира Оборудование: презентация, карточки, компьютер     Ход занятия I. Эмоциональный настрой. У нас сегодня день особый. Вы к путешествию готовы? По бурным рекам и морям Вперед – навстречу знаниям! II. Введение в тему ­Посмотрите, пожалуйста на карточки.  (На доске: Солнце, звезда, ракета, Земля, космонавт, 12, 56, 1961) ­Как вы думаете, куда мы совершим путешествие? ­А что за числа, по вашему мнению, среди рисунков? Высказывания детей. ­Это ваше мнение. В конце урока мы обязательно вернемся к этим числам.  III. Изучение нового Слайд    ­ Итак, отправляемся в путешествие. Как вы думаете, что такое «космос»?  Высказывания детей.   Помощь в «Космической азбуке»    ( 1. Нажать на управляющую кнопку ­   2. На слайде «Космическая азбука» выбираем нужное слово и нажимаем на него.  ?  ) Открывается определение.    3. Чтобы вернуться назад, нажимаем на слово еще раз, рядом появляется звездочка.    4. Нажимаем на звездочку – и мы снова на исходном слайде)   ­   Нашу   Землю   вместе   с   воздушной   оболочкой   окружает   бесконечно   большое пространство.   Это   космос.   В   нем   находятся   небесные  тела:   Солнце,   звезды, планеты, Луна.  Звезды светятся сами и освещают планеты. Это очень большие небесные тела. Они занимают в небе определенное положение.  С   лайд    ­ Для удобства люди условно делят небо на области­созвездия.     С   лайд   ­ Солнце — это тоже звезда. Оно светит и освещает планеты.     Планеты сами не светятся, а освещаются Солнцем. Они постоянно движутся вокруг Солнца. Планеты, как и звезды, имеют форму шара. Слайд    ­ Земля ­ планета. Она освещается Солнцем. Когда на освещенной стороне Земли день, на другой стороне — ночь. Луна — спутник Земли и движется вокруг нее. Слайд    ­ Кроме Земли, вокруг Солнца вращаются и другие планеты. Посмотрите  на  рисунок  Солнечной   системы       и  прочитайте, как называются планеты.  ­ Плут ноо    ­   небесное тело, обращающееся вокруг  Солнца    Первоначально Плутон классифицировался как планета, однако сейчас он считается одним из крупнейших   объектов   (возможно,   самым   крупным).   Как   и   большинство объектов,   Плутон   состоит   в   основном   из   горных   пород   и   льда   и   он относительно мал: его масса меньше массы Луны в пять раз, а объём — в три раза.  Некоторые   учёные   продолжают   считать,   что   Плутон   должен   быть переклассифицирован обратно в планету  Слайд    ­ Раньше люди считали, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. Но шло время, ученые доказали, что Земля обращается вокруг Солнца.  Слайд    ­ А затем космонавты увидели это собственными глазами из космоса. Слайд    ­   Кто такие космонавты? Высказывания детей.   Помощь в «Космической азбуке»   ­   Когда   первый   человек   полетел   в   космос,   вы   узнаете,   решив   задачу   на смекалку. Известно,   что   год   первого   полета   человека   в   космос   выражается четырехзначным числом. Число десятков на пять больше числа единиц, число сотен на три больше числа десятков, единиц в числе 1. Какой год считать датой первого полета человека в космос? ­  12 апреля 1961г.­ человек полетел в космос. ­   Как зовут первого космонавта? ­  Что вы о нем знаете? (Ответы детей.)  Выступление ученика   Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И  еще он был заботливым человеком. Редко злился, как вспоминает его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил. В 1960 году Юрий Гагарин начал готовиться к полету в космос в  Центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил.   Был   отлично   подготовлен   физически,   внимателен   к   товарищам. Помогал им, а те, в свою очередь — ему. Каждый хотел полететь в космос первым. Но выбор пал на Юрия Гагарина.  И   12   апреля   1961   года   в   момент   старта   прозвучало   его   знаменитое «Поехали!» Совершив на корабле полный оборот вокруг нашей планеты за  108 минут.   Гагарин   в   тот   же   день   благополучно   возвратился   на   Землю. Космическая эра началась. Ликованию   людей   не   было   конца.   Они   восприняли   это   событие  как радостный   праздник.   Родина   отметила   подвиг   космонавта,   присвоив   ему звание Героя Советского Союза. После   полёта   Юрий   Гагарин   оказался   в   центре   мирового   внимания.   Он посетил   многие   страны,   и   всюду   люди   были   покорены   его  обаятельной улыбкой,   юмором,   простотой.  Проложив   дорогу   в   космос   другим,   первый космонавт радовался успехам своих товарищей, мечтал о новых полетах, готовился к ним.     К  несчастью, трагическая гибель во время полета на тренировочном ре­ активном самолете оборвала его короткую яркую жизнь. Но след от  нее остался навсегда — и на Земле, и в космосе.  Выступление ученика   Воспоминания первого Космонавта Все, что видел, чувствовал и ощущал Юрий Гагарин в полете, он  тщательно записывал. «Подошла   пора   облачаться   в   космическое   снаряжение.  Я   надел  на   себя теплый, мягкий и легкий комбинезон. Затем товарищи принялись надевать на меня защитный ярко­оранжевый скафандр. На голову я надел гермошлем. Наконец, доложили, что ракета с кораблем полностью подготовлена к космическому полету. Я вошел в кабину. Меня усадили в кресло и бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами. Наконец руководитель полета скомандовал: «Подъем!» Я ответил: «Поехали, все проходит нормально». Я услышал шум и все нарастающий гул. Почувствовал, как  гигантский корабль задрожал всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвался от стартового устройства. Я  почувствовал, как какая­то сила все больше и больше вдавливает  меня в кресло. Было трудно пошевелить рукой и ногой. Я знал, что состояние это продлится недолго, пока корабль, набирая скорость, выйдет на орбиту. В полете. Космический корабль вышел на орбиту. Что произошло со мной в это время? Я оторвался от кресла и повис между потолком и полом кабины. Все вдруг стало легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы — карандаш, блокнот — как бы плавают. Внизу отчетливо вырисовываются горные хребты, крупные реки, большие леса, пятна островов, береговая кромка морей. Вот он, главный поход моей жизни ­ полет вокруг земного шара!  Я на высоте 300 километров. Я видел облака и легкие тени их на далекой милой земле, совершенно черное небо и на нем яркие звезды. Солнце тоже удивительно яркое. «Восток»   шел   со   скоростью   28000   километров   в   час.   Такую   скорость   трудно представить на Земле... IV. Физкультминутка     V. Как устроен космический корабль  ­   На чем космонавты летают в космос?  Слайд    ­ Что вы знаете о космическом корабле? Высказывания детей.   Помощь в «Космической азбуке»     ­  Космический корабль — это и дом, и научная лаборатория. В нем живут и работают космонавты. История полетов человека в космос невелика. Но уже создано несколько типов космических кораблей. Ю. А. Гагарин поднялся в космос на одноместном корабле «Восток». Затем были созданы корабли «Восход» и «Союз». Американские космонавты поднимались на орбиту на кораблях «Меркурий» и «Джемини». А на Луну и на орбитальную станцию  «Скайлэб» летали корабли «Аполлон». Слайд    ­Как вы думаете, что такое «орбита», «орбитальная станция»?   (Учитель может уточнить значение слов по учебнику) Высказывания детей.   Помощь в «Космической азбуке» ­Итак, космический корабль состоит из нескольких отсеков.  Главный отсек ­это   кабина   космонавтов.   Этот   отсек   полностью  изолирован   от   космической среды,  губительной для  жизни людей.  Специальные приборы в отсеке следят, чтобы   в   нем   было   достаточное   количество   воздуха,   чтобы   были   нормальные влажность и температура. Например, похолодало в кабине ­ и приток тепла внутрь корабля   увеличивается.   Источником   тепла   служит   Солнце.   Дело   в  том,   что освещенная   Солнцем   сторона   корабля   сильно   нагревается,  а   теневая   сторона сильно   охлаждается.   Снаружи   корабль   покрывают   очень   теплой   «шубой»   — теплоизоляцией, а приборы распределяют тепло и холод.   Воздух, которым дышат космонавты, вентиляторы прокачивают через такие химические вещества, которые поглощают вредные  примеси и обогащают его кислородом. В космическом корабле продукты питания хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. В условиях   невесомости   крошки   хлеба,   капельки   жидкости   могут   доставить неприятности   космонавтам.   В  космическом   доме   есть   холодильник   и электрическая плита. В   главном   отсеке   космонавты   стартуют   с   Земли.   Отсюда   управляют кораблем, связываются с Землей по радио. Кабина космонавтов ­ единственная часть   космического   корабля,   которая   возвращается   на   Землю.   Космонавты доставляют   в   ней   результаты   своей  работы:   кино­   и   фотопленку,   бортовые журналы с записями, подопытных животных. Все это будут изучать на Земле. На   корабле   «Союз»   есть   и   другой   жилой   отсек.   Он   называется орбитальным. Из своей кабины космонавты попадают в него через люк­лаз. Здесь космонавты отдыхают, проводят научные эксперименты. Через орбитальный отсек космонавты могут выйти в открытый космос. Слайд    ­   Как вы понимаете слова «открытый космос»? Высказывания детей.   Помощь в «Космической азбуке»     ­ Орбитальный отсек на Землю не возвращается. Есть в космическом корабле и еще   один   отсек.   В   нем   размещается   основное   оборудование   корабля.   Здесь располагаются двигатели, хранится запас топлива. Радио   и   телевизионные  системы   связывают   космический   корабль с Центром управления полетом. Слайд    ­   Как вы думаете, что такое «Центр управления полетами»?  Высказывания детей.   Помощь в «Космической азбуке»       ­  Чтобы   освободить   космонавтов   от   лишней   работы,   кораблем  иногда управляют по радио с Земли. Но космонавты обязательно  контролируют это управление и, если необходимо, берут управление кораблем на себя. Выполнив   все   задания,   космонавты   готовятся   к   возвращению   на  Землю. Космический   кораблю   разворачивается   тормозным   двигателем   вперед,   чтобы затормозить   свой   стремительный   полет   и   начать   спуск   на   Землю.   После выключения тормозного двигателя корабль разделяется на две части. Ненужный теперь орбитальный отсек и отсек с приборами сгорают в атмосфере. Герметичный отсек   с  космонавтами   продолжает   полет   к   Земле.   На   высоте   нескольких километров от Земли раскрывается парашют. В самом конце полета  двигатели мягкой посадки смягчают удар корабля о земную поверхность. Таким образом завершается полет в космос. VI.Упражнения для профилактики нарушений зрения VII Краеведение. ­ А знаете ли вы, что среди космонавтов есть и наши земляки? ­ О них нам расскажут ребят. Выступления ученика                                   АНАТОЛИЙ ФИЛИПЧЕНКО Можно   сказать,   что   дорога   в   космос   началась   для Анатолия Филипченко под Липецком. Именно здесь в военные годы   располагалась   воронежская   спецшкола   ВВС.   В   ней «заболевший»  небом  и  полетами   токарь  из  черноземной   глубинки   получил среднее   образование   и   освоил   пилотирование   самолетов.   Чтобы   через несколько лет стать советским космонавтом, и получить гордый и полностью отвечающий его характеру и темпераменту позывной «Буран».  Анатолий   Филипченко   родился   26   февраля   1928   года   в   деревне Давыдовка   Воронежской   области.       Его   отец   –   участник   гражданской   и Великой Отечественной войн – был на партийной и советской работе. Мать работала   простой   учительницей.   Детство   и   юность   Анатолия   также   были трудовыми.   Работал   в   поле,   помогал   матери   по   хозяйству.   В   1942   году окончил школу № 2  в Острогожске и через год пошел работать токарем на мотороремонтный   завод.   В   1947   году   он   зачислен   курсантом   Чугуевского училища  летчиков,  которое  закончил  с отличием.  В боевых   частях  летчик Филипченко   успешно   осваивал   новые   типы   самолетов,   пройдя   путь   от старшего летчика до старшего инструктора округа. Получил квалификацию «военный летчик 1­го класса», налетал более 1500 часов и поступил в Военно­ воздушную академию. Там Филипченко узнал о полете Гагарина. ­Мы как раз приехали на сборы, и вдруг сообщение ТАСС: в космосе Юрий Гагарин!   ­   вспоминает   Анатолий   Васильевич.   ­   Даже   нам,   летчикам, освоившим   все   типы   скоростных   самолетов,   не   верилось   в   это.   Ну,   20 километров, ну, 25 – это уже были запредельные высоты. А вот чтобы 300…  После полета Гагарина мечты о космосе привели летчика в Звездный городок. В 1963 году его зачисли в отряд космонавтов. Филипченко прошел курс общекосмической подготовки к полетам на космических кораблях типа «Союз». Готовился в составе группы по одной из советских лунных программ. Свой же первый космический полет он совершил с 12 по 17 октября 1969 года вместе с Владиславом Волковым и Виктором Горбатко в качестве командира корабля «Союз­7». Программа полета предусматривала стыковку с кораблем «Союз­8», запущенным на день позже. Из­за технических неисправностей на борту кораблей стыковка не состоялась.  ­Первые   ощущения   в   космосе   были   очень   странными,   ­   рассказывает Анатолий Васильевич. ­ Облака плывут внизу, а не над головой. Спать можно хоть на потолке, как муха, хоть на стенке. В «Союзе» имелось одно спальное место – такой ящик, как сундук. Спали по очереди, привязывая себя, чтобы не уплыть.   После   приземления   Филипченко   продолжил   подготовку   к   новым полетам в космос. Участвовал в реализации программы экспериментального полета «Союз» ­ «Аполлон». Второй космический полет совершил со 2 по 8 декабря   1974   года   вместе   с   Николаем   Рукавишниковым   как   командир корабля «Союз­16». За два космических рейса Филипченко налетал 10 дней 21 час 3 минуты 58 секунд. С   1982   по   1988   год   Анатолий   Филипченко   служил   начальником управления Центра подготовки космонавтов (ЦПК). А после увольнения в запас до июня 1993 года работал замдиректора, а затем директором филиала опытно­конструкторского   бюро,   обеспечивая   учебно­лабораторную   базу ЦПК. В 1993 году генерал­майор авиации Филипченко вышел в отставку.  Все это время дважды Герой СССР активно занимался общественной работой.   Был   председателем   бюро   Федерации   космонавтики   СССР   и правления   Московского   отделения   Фонда   культуры,   председателем Федерации   стендовой   стрельбы.   В   1978   году   увидела   свет   его   книга «Надежная  орбита».  Анатолий  Васильевич   награжден   многими  орденами  и медалями,   в   том   числе   и   иностранных   государств.   Филипченко   –   лауреат Государственной   премии   и   почетный   изобретатель   СССР.   Он   почетный гражданин   Калуги,   Читы,   Острогожска,   Караганды,   городов   Аркалык (Казахстан), Сумы (Украина) и Хьюстон (США). В 1970 году Филипченко удостоился звания «Почетный гражданин города Липецка». Его имя носит одна   из   улиц   областного   центра.   Летчик­космонавт   сегодня   проживает   в подмосковном Звездном городке. Он не потерял вкуса к жизни. В 80 лет такой же   простой,   энергичный,   улыбчивый,   как   и   на   фотографиях   70­х   годов.   ­ Знаете, почему все космонавты любят товарища Сухова из «Белого солнца пустыни»?   –   говорит   Анатолий   Васильевич.   ­   Потому   что   мы,   как   и   он, должны   уметь   выкручиваться   из   любых   ситуаций.   Космонавт   Филипченко умеет это делать достойно. В ситуациях космических и земных. Выступления ученика   премий, Феоктистов   Константин   Петрович  –   лётчик­космонавт, доктор   технических   наук,   профессор,   лауреат   Ленинской   и Государственной член Международной академии астронавтики. Родился 7 февраля 1926 года в городе Воронеже. Летом   1942  года   юный   разведчик   Костя   Феоктистов   не   раз переправлялся через р.Воронеж с левого берега на правый, чтобы раздобыть ценные сведения. Однажды он был схвачен фашистами, ранен, едва остался жив,   но   и   на   этот   раз   выполнил   боевое   задание.   Тогда   школьнику   Косте Феоктистову было всего лишь 16 лет.   Действительный   Космический   полет   совершил   12­13   октября   1964   года   совместно   с Комаровым   В.М.   и   Егоровым   Б.   Б.   в   качестве   научного   сотрудника­ космонавта на многоместном космическом корабле «Восход». Это   был   первый   в  мире   полет   космического   корабля   с   экипажем   из   трех человек. Впервые отработана мягкая посадка корабля на Землю. Программа научных исследований, рассчитанная на одни сутки полета, была   выполнена   полностью.   Получен   ценный   материал   о   пoлeтe   группы космонавтов,   состоящей   из   различных   специалистов.   Впервые   ученые­ исследователи   непосредственно   проводили   наблюдение   и   изучение   косми­ ческого пространства    VIII. Космические загадки   Предлагаю всем загадки.  Но подумайте, ребятки!  Он не летчик, не пилот, Он ведет не самолет, Крыльев нет у этой птицы,  Но нельзя не подивиться:  Лишь распустит птица хвост —  И поднимется до звезд.  (Ракета)  Искры небо прожигают, А до нас не долетают. И дайте мне скорей ответ  На космический секрет: А огромную ракету, Дети, кто, скажите, это?  (Космонавт) За бесчисленной отарой Ночью шел пастух усталый.  А когда пропел петух — Скрылись овцы и пастух (Звезды и месяц) (Метеорит) ­  Что такое «метеорит»?  Слайд    Высказывания детей.   Помощь в «Космической азбуке»   Метеорит   —   металлическое   или   каменное   тело,   падающее   на  Землю   из межпланетного пространства. По небу ходит  Маляр без кистей.  Краской коричневой  Красит людей. (Солнце) ­  Что такое «Млечный Путь»? Высказывания детей.   Помощь в «Космической азбуке»   Если ясной ночью выйдешь,  Над собою ты увидишь  Ту дорогу.  Днем она — не видна. (Млечный Путь) Млечный Путь — звездное скопление в виде неяркой полосы, пресекающей звездное небо. IX. Кроссворд Слайд   ­   Пришло время разгадать «Космический кроссворд».   1. Небесное тело, которое само светится. 2. Звезда, вокруг которой вращается Земля. 3. Небесное тело, которое вращается вокруг звезды. 4. Планета Солнечной системы, следующая после Земли. (Отвечая на этот вопрос, дети могут пользоваться рисунком Солнечной системы.) 5. Крупный космический объект, который долгое время считали планетой. (Отвечая на этот вопрос, дети могут пользоваться рисунком Солнечной системы.) 6. Естественный спутник, обращающийся вокруг Земли. 7. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты. (Ответы: 1. Звезда, 2. Солнце. 3. Планета. 4. Марс. 5. Плутон. 6. Луна. 7. Космос.) ­   Какое слово получилось в выделенной строке? (АСТРОНОМ.) ­   Кто такой астроном?  Высказывания детей.   Помощь в «Космической азбуке»   Астроном   —  это   специалист   по   астрономии,   науке   о   космических   телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. ­ Молодцы. А теперь давайте вернемся к началу урока и снова посмотрим на карточки с картинками и числами. Что же они обозначают?  ­ Кто уже догадался, что обозначает число 50? ­ В этом году исполняется  ровно 56 лет с момента первого полета Ю.А. Гагарина в космос. (В ходе урока даты выставлялись на доску) ( 12 апреля 1961 года 56 лет назад был совершен первый полет в космос) X. Рефлексия ­ Наше путешествие подошло к концу. Расскажите о своих впечатлениях. ­ Какова, по­вашему, была цель нашего путешествия? ­ Что произвело на вас наибольшее впечатление? ­ Что узнали нового? ­ Пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом занятии? XI. Домашнее задание. ­ Дома я предлагаю вам нарисовать рисунки на тему «Полет на другую планету» ­ Спасибо за урок.   Используемая литература и интернет­ресурсы 1. Емельянова Э. «Расскажите детям о космонавтике» наглядно­ дидактическое пособие   Москва, «Мозаика­синтез», 2012 . 2. Нищеева Н. В., «Раз планета, два комета…» Санкт­Петербург, 2008. 3. Паникова Е. В., Инкина В. В. «Беседы о космосе» Москва, «Творческий  центр», 2015. 4. Материала из детского портала «Солнышко» 5. Лунтики. Развиваем и играем. http://luntiki.ru/blog/chtenie/769.html 6. http://astraltravel.ru/ 7. http://ejka.ru/blog/stihi/64.html 8. http://ejka.ru/blog/stihi/64.html 9. Википедия

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"

Урок по окружающему миру, 2 класс. "К звездам"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2017