Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Оценка 4.7

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
окружающий мир
3 кл
08.05.2017
Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО Цели: Ознакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества.Учитель показывает открытки с видами Санкт-Петербурга. – Знаете ли вы, какой город изображён на этих открытках? Кто из вас бывал в нём? Чем вам запомнился этот город? Знаете ли вы, как давно он был построен? (Ответы учеников.) – Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь было только болото, городов не было. На доске появляется запись:Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО.doc
Окружающий мир (3­й класс)  ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО  Урок 17.  РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ. XVIII – начало XX ВЕКА. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО Цели: Ознакомить учеников с переломным моментом в истории нашего государства – становлением России как империи, сопровождающимся коренными преобразованиями во всех сферах жизни общества. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  4 1 3  Учитель показывает открытки с видами Санкт­Петербурга. –  Знаете ли вы, какой город изображён на этих открытках? Кто из вас бывал в нём? Чем вам запомнился этот город? Знаете ли вы, как давно он был построен? (Ответы учеников.) –  Россия владела устьем реки Невы 800 лет. Всё это время здесь было только болото, городов не было.  На доске появляется запись:  До начала XVIII века в устье Невы были дремучие леса и непроходимые болота. –  Но   в   начале   XVIII   века   за   несколько   лет   в   устье   Невы   возникает   Санкт­ Петербург – город­порт, новая столица России. На доске появляется запись:  Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать   информацию из   схем,   иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию   в   виде схемы. 3. Выявлять   сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. © ООО «Баласс», 2013 В начале XVIII века в устье Невы возникает город Санкт­Петербург. – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (До XVIII века города не было, а потом он вдруг возник!)  – Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Зачем нужно было тратить столько сил, чтобы построить город в заболоченном устье Невы?  Проблема урока записывается на доску.  К   ней   необходимо   постоянно   обращаться   по   ходу   занятия,   особенно   на последнем этапе урока.  3 –  Ребята, представьте, что вдруг столицей России станет не Москва, а другой город, например наш. Как вы думаете, это серьёзное событие для государства? (Конечно!) Такое событие может произойти просто так, без значимой причины? (Нет.)   А   вот   при   царе   Петре   Первом,   в   начале   XVIII   века,   такое   событие произошло!   Будем   искать   причины!   Давайте   посмотрим   на   реку   времени Российской истории на с. 26–27. Что вы видите на рубеже XVII–XVIII веков? (Река   ударяется   о   камень   «Преобразования   Петра  I»   и   круто   меняет   своё направление.   Начинается   новый   этап   истории   государства   –   Российская империя.) –  Верно.   Одно   из   таких   преобразований   вы   уже   знаете   –   возведение   новой столицы России. Но мы так и не знаем, зачем царь Пётр это сделал. Посмотрите на карту России XVI–XVII веков (с. 53). К каким морям имела выход Россия в XVI–XVII веках? (Ответы детей.) Река Нева впадает в Балтийское море. Как 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. © ООО «Баласс», 2013 вы   думаете,   зачем   Петру  I  понадобилась   новая   крепость   в   устье   Невы?   Что послужило причиной других преобразований? (Наверное, чтобы завоевать выход к Балтийскому морю?) От проблемы урока провести стрелки, под которыми записать вопросы плана исследования: – Зачем были нужны преобразования? – Какие преобразования проведены? – Был ли завоеван выход к Балтийскому морю? Возможно, возникнут и другие вопросы, их тоже можно записать. По мере того   как   ученики   будут   находить   на   них   ответы,   можно   стирать   знаки вопроса и ключевыми словами записывать основные выводы. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?   2 4 7 3 3 Работа в учебнике. 1. Укрепление Российского государства. Для того чтобы понять, для чего во всех сферах жизни страны понадобились резкие   и   глубокие   изменения,   необходимо   сначала   выяснить,   что представляла собой Россия к концу XVII века. Ученики читают текст на с. 66–67 – от начала текста фрагмента «Морские ворота России» до слов «… отставать от наиболее сильных и развитых государств» – и, опираясь на него, отвечают на вопрос: «Почему Пётр I начинает преобразования в стране?» Под  первым вопросом плана (зачем  были нужны преобразования?) можно записать: чтобы догнать другие страны. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем  . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  Поиск решения  проблемы. © ООО «Баласс», 2013 –  Найдите   в   тексте   (с.   67),   какие   преобразования   были   проведены?   (Можно предложить ученикам поработать в группах по распечатанным текстам из детских   энциклопедий.   Цель   работы   –   понять,   в   каких   сферах   жизни общества были проведены реформы.) Ученики перечисляют реформы, записываем их под вторым вопросом плана. мотивацию к обучению и целенаправленной  познавательной  деятельности.   – В результате реформ государство окрепло? (Да.) Хотели бы вы жить в России времён Петра  I? (!!!  Вопрос провокационный, ответы будут разные. Сделать акцент на положительных ответах.) – Рассмотрите рисунки на с. 67 – Петровские реформы. Как царь Пётр проводил реформы?  Цель работы по этим иллюстрациям – расширение образных представлений детей о значении реформ Петра I для жизни простых людей, предоставление сведений, необходимых для осознания цены реформ. Работу можно построить по основной схеме, изложенной в рекомендациях к уроку 3, несколько переставив этапы работы. Сначала предстоит определить общую цель деятельности – узнать, как изменилась жизнь простых людей за время   преобразований   Петра.   После   этого   ученики   производят   словесное описание каждого рисунка, начиная с чтения его «легенды». Учитель по ходу рассказа может  задавать  дополнительные  вопросы,  с тем чтобы  ученики говорили не только о том, что делают люди, изображённые на рисунках, но и о том, что они при этом чувствуют, переживают. Так, например, к первой картинке   (люди,   насильно   забранные   в   солдаты)   можно   поставить   такие вопросы: «Кем мог быть человек, которому вручают мундир, до того, как его забрали в солдаты? С кем он мог расстаться, когда его забирали на службу?» © ООО «Баласс», 2013 К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ  При   Петре   служба   солдат   была   фактически   пожизненной,   и   человек, которого   отрывали   от   семьи,   мог   вернуться   в   неё   только   инвалидом. Крестьяне   и   горожане,   согнанные   на   заводы   и   строительства,   были приписаны к ним и не могли их покинуть. –  Что вы скажете теперь, хотели бы вы жить в России Петра  I? (Скорее всего, будет больше отрицательных ответов.) Почему? Ученики   с   помощью   учителя   приходят   к   выводу,   что  реформы   были проведены за счет тяжёлого, изнурительного труда тысяч простых русских людей. 2. Выход России к морю. – Вспомните свои версии: для чего Пётр I приказал построить флот и укрепить армию?  Ученики вспоминают свои предположения, проверка версий осуществляется по тексту на с. 68. –  Какому   государству   принадлежали   земли,   интересующие   Петра   I?   Чем закончилась война? Помимо текста используется иллюстрация на с. 68, где показаны некоторые события Северной войны. Иллюстрации носят сопроводительный характер, расширяют   сведения   по   Петровской   эпохе.   Важно,   чтобы   ученики рассмотрели   и   описали   словами   флаги   России   –   флаг   торговых   кораблей (фактически ставший национально­государственным) и военно­морской.  Можно   задать   вопрос:   «Какие   важнейшие   события   войны   со   Швецией изображены на этих иллюстрациях?» © ООО «Баласс», 2013 Учитель должен постараться, чтобы после работы по этому фрагменту урока у учеников сформировалось представление о том, что благодаря Петру I   в   России   произошло   множество   изменений:   появилась   новая   столица государства,   новые   государственные   символы   (торговый   и   военно­морской флаги), укрепилось положение России на международной арене (были созданы сильные армия и флот, велась активная торговля). В Россию пришли новые времена. Около вопроса плана (был ли завоеван выход к Балтийскому морю?) можно поставить знак «+». –  Как   вы   думаете,   за   что   подданные   называли   своего   царя   Петра  I  «Отцом Отечества»?  Выслушиваются   предположения   детей,   повторяется   вывод   предыдущего фрагмента урока. –  Опираясь   на   выделенный   жирным   шрифтом   текст,   найдите   на   с.   69,   как изменилось   название   Российского   государства   после   победы   над   Швецией. (Российская империя.)   – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний.  2 1 4 1 4 6 Работа в группах.  – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?  (Зачем   нужно   было   тратить   столько   сил,  чтобы   построить   город   в заболоченном устье Невы?) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  © ООО «Баласс», 2013 – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что Пётр I переносит столицу в Санкт­Петербург, так как именно на северо­западе   России   во   времена   Петра   происходят   важнейшие государственные события – создание флота, завоевание выхода в Балтику, развитие торговли со странами Западной Европы.  Работа в учебнике.   –  Как ты думаешь, могли ли важные преобразования в государстве проходить легко для народа? При   ответе   на   данный   вопрос   учащимся   предлагается   задуматься   над проблемой выбора средств в государственной политике, над проблемой цены, которую   приходится   заплатить   людям   за   необходимые   перемены.   При разных вариантах обсуждения так или иначе должны прозвучать мысли о том, что многие преобразования Петра I были неизбежны и необходимы, но в то  же   время   народ,  ради   которого  должны   производиться   все   перемены, жестоко пострадал в годы правления Петра I.  Далее можно использовать вопросы в учебнике после темы. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один­два вопроса, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.   Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ © ООО «Баласс», 2013 – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2  Н  (самостоятельно), задание № 1, 2  П  (работа в парах).  Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  VΙ . Домашнее  задание. Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 13, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить   желающим   ученикам   прочитать   тему   целиком,   а   также   выбрать творческое задание:  1. Объясни фразу «Санкт­Петербург – морские ворота России».  2. Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового   города   –   Санкт­Петербурга,   сражаешься   со   шведскими   войсками   (на выбор). Опиши свои впечатления с точки зрения простого ремесленника, солдата, © ООО «Баласс», 2013 V. Итог урока. матроса в виде письма к родным. 3. Найди изображение герба Санкт­Петербурга. Что он символизирует? – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ Борьба   за   престол   наследников   Алексея   Михайловича.  Дети   Алексея   Михайловича   от   первой   жены,   знатной   боярышни   Марии Милославской, не отличались крепким здоровьем. Ставший царём Фёдор Алексеевич (1676–1682) был воспитанником знаменитого поэта Симеона Полоцкого. Он знал латинский язык, хорошо читал и говорил по­польски, писал стихи. Однако из­за частых болезней царь Фёдор не мог уделять много внимания управлению государством. Иным был наследник Алексея Михайловича от второй жены – незнатной дворянки красавицы Натальи Кирилловны Нарышкиной – царевич Пётр Алексеевич. Он родился 30 мая 1672 г., и в тот день Алексей Михайлович был в большой радости, потому что мальчик появился на свет здоровым и крепким в отличие от братьев – Фёдора и Ивана. Родственником и воспитателем Натальи Нарышкиной был глава Посольского приказа Артамон Сергеевич Матвеев. Сын посольского дьяка, он   был   другом   детства   царя   Алексея   Михайловича,   после   женитьбы   которого   на   Нарышкиной   стал   боярином   и   вторым   человеком   в государстве. Сам Матвеев был женат на шотландке, выписывал из Европы технические новинки, книги по медицине, лекарства, и его даже называли «отцом и другом немцев». Стараниями А.С. Матвеева маленький царевич Пётр с детства был окружён иноземными вещами; в двухлетнем   возрасте   его   забавляли   музыкальными   шкатулками   немецкой   работы,   любил   он   также   играть   деревянными   солдатиками, затейливо вырезанными пушками и лошадками. С 6 лет Петр начал учиться и к 10 годам выучил азбуку, прочитал Часослов, Псалтырь, Евангелие, Деяния апостолов. © ООО «Баласс», 2013 Большинство   бояр,   полуслепым   и   даже   не   смог   хорошо   выучиться   читать   и   писать. В 1682 г. царь Фёдор умер, не оставив после себя детей. Согласно обычаю занять престол должен был царевич Иван, но он был юношей болезненным,   собравшись во дворце, решили, что править государством должен здоровый и смышлёный десятилетний Петр, а до его совершеннолетия регентшей (временной правительницей) будет его мать – Наталья Нарышкина. Обиженные Милославские, среди которых выделялась сестра Ивана царевна  Софья, решили  сохранить своё  положение,  прибегнув  к помощи московских  стрелецких  полков.  Среди стрельцов стали распространять слухи, что бояре будто бы задушили царевича Ивана и теперь собираются казнить многих стрельцов. В стрелецкие слободы были доставлены списки «изменников­бояр», над которыми надо было учинить расправу. Первый стрелецкий бунт начался в мае 1682 г. Потрясая бердышами и ружьями, стрельцы столпились у Кремлёвского дворца. Они не успокоились, даже когда Наталья Кирилловна вывела на Царское крыльцо и показала толпе царевичей Ивана и Петра, живых и невредимых. Прямо на их глазах стрельцы убили нескольких бояр, в том   числе   –   А.С.   Матвеева   и   братьев   матери   Петра,   Нарышкиных.   В   память   об   этих   событиях   на   площади   около   Кремля   поставили деревянный столб с прибитыми к нему чугунными досками, где перечислялись имена убитых бояр и дарованные стрельцам «за спасение государства» права и льготы. Милославские добились своего: царями были объявлены сразу два брата – слабоумный Иван и малолетний Пётр. Для них даже сделали специальный двойной трон. Регентшей при братьях стала их сестра царевна Софья. С помощью своего фаворита  Василия  Васильевича  Голицына  Софья попыталась продолжить  реформы Алексея  Михайловича  и сделать Россию великой европейской державой. Именно при Софье и Голицыне в Москве появилась Славяно­греко­латинская академия, увеличилось число полков нового строя, были организованы Крымские походы. Тем временем царица Наталья Кирилловна вместе с сыном вынуждена была покинуть столицу и жить в подмосковных сёлах Преображенском и Семёновском. Вместо того чтобы получать подобающее государю воспитание, мальчик­царь бегал по лесам и полям, играл в войну с крестьянскими   и   дворянскими   детьми.   Из   этих   детей   составили   «потешные   полки»,   сшив   для   них   в   Оружейной   палате   солдатские мундирчики тёмно­зелёного цвета и изготовив маленькие сабли и ружья. Пётр подвергал своё маленькое войско строгой солдатской выучке по уставам нового строя, заставлял штурмовать специально для этого построенные земляные крепости, маршировать. У «потешных» солдат были  свои пушки – сначала  деревянные, стрелявшие  кочанами капусты,  а потом – настоящие. Когда Пётр подрос, из его «потешных» образовались первые полки регулярной армии – Семёновский и Преображенский. Из Преображенской усадьбы  Петр часто бегал в соседнюю Немецкую слободу,  где голландец  Тиммерман  преподавал ему арифметику, геометрию и ратное дело. В сарае царской усадьбы в Измайлове Пётр нашёл старый парусный ботик. Узнав, что он может ходить даже против ветра, Пётр не успокоился до тех пор, пока не научился им управлять. С этого ботика началось увлечение Петра мореходством. Приход Петра к власти и Азовские походы (1689–1696). В 1689 г. мать Петра царица Наталья подыскала своему семнадцатилетнему сыну невесту Евдокию Лопухину – дочь дворянина, друга Нарышкиных. По словам современников, Евдокия была красива, умна и воспитана в строгих нравах «Домостроя». Свадьба вскоре состоялась, и у молодых супругов родился сын Алексей. Но царица не разделяла с мужем его страсть к военным походам и иноземным забавам. Как бы то ни было, но женитьба означала наступление совершеннолетия Петра. Софья © ООО «Баласс», 2013 должна была окончательно передать бразды правления своим братьям, но она не хотела терять власть. В том же 1689 г. царевна решила организовать Второй стрелецкий бунт, чтобы убить Петра. Однако один из стрелецких полковников вовремя предупредил молодого царя о грозящей ему опасности. Ночью, даже не успев как следует одеться, Петр ускакал в Троице­Сергиев монастырь. С тех пор во время сильных переживаний у него нервно подергивалась щека и непроизвольно двигалась голова. Задуманный Софьей бунт не состоялся – в монастырь на охрану   Петра   прибыли   подросшие   солдаты   его   «потешных   полков».   Сюда   же   приехали   патриарх   и   большинство   бояр.   Чувствуя   их поддержку, Петр приказал Софье отправиться в заточение в московский Новодевичий монастырь. Голицын был арестован и сослан, многие стрельцы поплатились жизнью за свою измену. Вплоть до кончины в 1696 г. царя Ивана Пётр официально правил страной вместе с братом. Государственными делами занималась Боярская дума, а также мать Петра – Наталья Нарышкина. Главным другом двадцатилетнего царя стал иностранец Франц Лефорт. Сын швейцарского торговца, он прославился в Европе как отважный офицер и дуэлянт. В 20 лет Лефорт в чине капитана переехал на службу в Россию и поселился в Немецкой слободе. В доме весельчака  и шутника Лефорта собирались  шумные компании иностранцев и русских. На этих пирушках   постоянно   стал   бывать   и   Пётр.   Здесь   он   выучился   говорить   на   иностранных   языках,   приучился   носить   европейский   камзол, танцевать бальные танцы. Ещё одной страстью Петра стало морское дело. Днями и ночами на Плещеевом озере в Переславле­Залесском строилась   целая   флотилия   маленьких   боевых   кораблей,   и   сам   царь,   засучив   рукава,   махал   топором   наравне   со   всеми.   «Потешные» разыгрывали целые морские сражения, однако их сдерживали маленькие размеры озера. Пётр, чтобы приобрести навыки военно­морского дела, отправился в единственный морской порт России – Архангельск. Здесь он впервые сам вышел в море на голландской яхте. Государь захотел во что бы то ни стало получить выход к торговым морям. Он стал готовиться к продолжению войны с Турцией и Крымом за выход к Чёрному морю. Учитывая ошибки Софьи и Голицына, Пётр изменил тактику и, не желая встречаться с неуловимой татарской конницей в степи, где нет воды и провианта, решил по Дону и Волге переправиться к турецкой крепости Азову. Весной 1695 г. русские войска осадили город. Двадцатитрёхлетний Пётр участвовал в 1­м Азовском походе в чине бомбардира (рядового метателя бомб) Преображенского полка. Гарнизон Азова оставался в осаде всё лето, но не собирался сдаваться. Город удалось окружить только с суши, а с моря осаждённые продолжали получать продовольствие и подкрепление, и после неудачных штурмов царь и его военачальники решили отступить. В начале 1696 г. государь и Боярская дума приняли решение: «Морским судам быть», и этот день стал днём рождения российского флота. Вдалеке   от   моря,   в   воронежских   лесах   по   притокам   Дона,   были   выстроены   верфи.   Сюда   стали   собирать   рабочий   люд   и   приглашать иностранных мастеров. Российских подданных обязали платить дополнительный корабельный налог. Каждый землевладелец должен был поставить по одному кораблю с определённого количества крестьянских дворов, а каждый купец – построить на свои средства 12 кораблей. Сам Пётр неустанно, в любую погоду, работал на воронежской верфи. Он решил отправить за границу 50 человек боярских детей для изуче­ ния навигационных наук, но, поскольку они не испытывали большого желания отправляться на учёбу, Пётр приставил к каждому ученику по солдату. Этим «пестунам» вменялось в обязанность не только приглядывать за своими господами, но и изучать наравне с ними морскую © ООО «Баласс», 2013 науку. За год в Воронеже было построено около 30 парусно­гребных галер, которые по Дону переправили к Азову. Появление русских кораблей в море казалось настоящим чудом для современников. В 1696 г. состоялся 2­й Азовский поход. Крепость, блокированная с суши и моря, быстро сдалась. У России появился морской порт, но он стоял на берегах крошечного Азовского моря. Борьбу за южные моря нужно было продолжать. Великое посольство в Европу и первые реформы (1697–1699). Желая привлечь союзников для войны с Турцией, Пётр решил отправиться за границу, узнать расстановку сил в Европе и поучиться морскому и корабельному делу. С этой целью было снаряжено Великое посольство (1697–1698) численностью 250 человек. Сам государь, чтобы не тратить времени на дворцовые церемонии, ехал в посольстве тайно. За взятие Азова петровские генералы присвоили ему младший унтер­офицерский чин. Под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова царь и отправился за границу. Официально же главами посольства считались Франц Лефорт и его русские помощники. Пока в прусском городе Кёнигсберге в честь посольства устраивали фейерверки, царь Пётр осматривал фабрики, библиотеки, слушал лекции учёных. Для знакомства с корабельным делом посольство приехало в Голландию, где Петр остановился в городе Саардаме, в доме бедного кузнеца, знакомого ему ещё по Немецкой слободе. Увидев русского государя в костюме голландского плотника, состоящем из красной фризовой куртки, шаровар и лакированной шляпы, кузнец не поверил своим глазам. Петр устроился рабочим на верфь, где своей сноровкой и смекалкой приводил в изумление голландских мастеров. Но скоро в городе стало известно о прибытии русского государя. Его стали приглашать на обеды в дома знатных горожан. Толпы зевак приходили посмотреть на царя­плотника, который был ростом «без малого трёх аршин, целой головой выше любой толпы», но праздное любопытство вскоре надоело Петру, и он переехал в столицу Голландии – город Амстердам, а оттуда на специально построенном для него корабле переправился в Англию. Всюду в протестантских странах Петра поражала царившая там свобода мысли и предпринимательства. Он восхищался всеми достижениями европейской культуры – от географических карт и токарных станков до обычая носить парики и брить лицо. Однако   путешествие   пришлось   внезапно   прервать:   в   России   распространился   слух   о   гибели   государя   за   границей.   Вспыхнул   Третий стрелецкий бунт 1698 г., который был подавлен ещё до приезда Петра, но он велел провести расследование. Под пытками некоторые стрельцы показали, что на мятеж их подняла царевна Софья, и хотя доказать этого вполне не удалось, царевну насильственно постригли в монахини. Около 2 тысяч стрельцов было казнено на Красной площади: одним рубили головы, других вешали на зубцах кремлёвской стены. Стрелецкие полки были распущены. После «стрелецкой казни», в 1698–1700 гг. Пётр приступил к реформам быта. Для начала государь развёлся с женой Евдокией Лопухиной, заставив  несчастную  женщину постричься в монахини. Когда после  возвращения  царя из­за границы бояре собрались  во дворце, чтобы приветствовать государя по случаю его возвращения, он ласково встретил их, но во время разговора то одному, то другому отрезал бороды. Вскоре последовал указ, запрещавший носить бороды всем сословиям, кроме крестьянства и духовенства. Те, кто упорствовал, должны были заплатить налог государству и получить специальный бородовой знак. © ООО «Баласс», 2013 Сам государь вернулся домой в заграничном немецком костюме и приказал своим подданным носить такие же. Пётр обрезал длинные рукава одежды у бояр, ссылаясь на то, что они мешают работать. В некоторых городах воеводы не впускали в храмы тех, кто был одет в старинное русское платье. На улицах можно было увидеть манекены, на которых демонстрировались образцы европейского платья. За верность Отечеству и проявленную в бою отвагу Пётр стал награждать не шубами с царского плеча, а рыцарскими орденами. Был учреждён первый русский орден Святого апостола Андрея Первозванного – небесного покровителя России. Через два года после возвращения Великого посольства из Европы в России закончился 7208 г. «от сотворения мира». С 1 января по указу Петра надо было считать новый год 1700­м «от Рождества Христова» и, как и в Западной Европе, наряжать по случаю его празднования ёлки. Однако в результате реформы календаря был сохранён юлианский «старый стиль», который к тому времени отставал от григорианского на 11 дней. Дело в том, что в полюбившихся Петру протестантских странах (Голландии и Англии) переход на «новый стиль» летосчисления ещё не произошёл. Тем не менее для России начался новый отсчёт времени. Петровские реформы означали для России резкий поворот к восприятию достижений западной цивилизации. Начало Северной войны (1700–1721). Великое посольство не сумело найти союзников для войны с Турцией за Чёрное море. Зато датский король и Август II, правитель Саксонии и Речи Посполитой, готовы были воевать со Швецией за возвращение своих прибалтийских владений. Теперь главной задачей Петра становится завоевание выхода к Балтийскому морю. Дания, Саксония, Речь Посполитая и Россия составили Северный союз, который в 1700 г. объявил войну шведскому королю Карлу XII. В самом начале Северной войны Дания освободила от власти шведов несколько прибрежных городов, Август II осадил Ригу, а Пётр I – Нарву. Под этой крепостью было собрано 40 тысяч русских воинов: здесь находились дворянское конное ополчение, спешно восстановленные стрелецкие полки, только что набранные в солдаты крестьяне и ремесленники;   сюда  свезли  все   не занятые  в  крепостях  разнокалиберные  пушки.  Во  главе  этой  разношёрстной  армии  были   поставлены наёмные европейские офицеры. Получив  известие  о войне, восемнадцатилетний  Карл  XII не растерялся.  Хорошо обученная шведская  армия неожиданно  высадилась  у столицы   Дании   Копенгагена.   Датский   король   был   вынужден   выйти   из   войны   и   заключить   мир   со   Швецией.   Северный   союз   лишился единственного государства, имевшего флот на Балтике. Не теряя времени, Карл XII перебросил шведскую армию под Нарву. В предутренней темноте, во время ноябрьской метели, 8 тысяч шведов атаковали лагерь русской 40­тысячной армии. Половина полков была застигнута врасплох, солдаты от неожиданности растерялись и побежали. Наёмный иностранец­главнокомандующий в сердцах воскликнул: «Пусть   сам   чёрт   дерётся   с   такими   солдатами!»   и   вместе   со   всем   штабом   сдался   шведам.   Русские   полки   были   оттеснены   к   реке,   а единственный  мост  через  неё  обрушился  под  бегущими   солдатами.   В  панике  многие   воины  пытались   спастись  вплавь  и   гибли.   Только Семёновский и Преображенский полки остались у моста, сдерживая силы противника, и переправились через реку лишь тогда, когда вся остальная армия бежала. По условиям перемирия русские воины сохраняли личное оружие и знамёна, но должны были сдать шведам всю полевую артиллерию (140 пушек). © ООО «Баласс», 2013 После победы под Нарвой шведский король посчитал Петра слишком слабым противником, а русских воинов назвал «неучами». Карл XII увёл армию в Польшу, рассчитывая быстро расправиться со своим третьим врагом. Однако Август II хотя и терпел поражения, сдавая шведам город за городом, но сумел противостоять им в течение нескольких лет. По словам Петра, Карл XII «надолго увяз» в Польше. Северная война приняла затяжной характер. Создание регулярной армии.  Пока Карл XII находился в Польше (1700–1703), Пётр занялся созданием регулярной армии. Дворянское конное ополчение, у которого «клячи худые, сабли тупые», распускалось. Теперь все дворяне должны были начинать службу рядовыми солдатами в гвардейских полках: так после Нарвы именовали бывших «потешных». Другой дворянской обязанностью стала учёба – либо за границей, либо в специально созданных военных школах (артиллерийской и инженерной). Для представителей податных сословий ввели рекрутскую повинность. Крестьянские и посадские общины примерно с 20 дворов обязаны были поставить одного рекрута для пожизненной службы  в армии. На общинных сходах домохозяева старались  отправить в рекруты людей буйных, задир и забияк. Из этих отчаянных молодцов были сформированы солдатские пехотные и драгунские конные полки. Полки делились на батальоны и роты, а объединялись в бригады, дивизии и корпуса. Офицерами в армии служили либо иностранцы, либо русские дворяне, получившие офицерский чин. Рекрутские наборы проводились всю войну, и к концу правления Петра Россия имела регулярные войска численностью до 200 тысяч человек. Солдаты жили в казармах или на постое в домах крестьян и горожан. Практически на всю жизнь они были оторваны от своих семей и  привычных занятий. Целыми днями их учили выполнять оружейные приёмы, ходить в атаку, маршировать. Чтобы научить крестьян­ новобранцев отличать «право» и «лево», к их ногам привязывали сено и солому. Было введено единое вооружение: ружья­мушкеты с ударно­ кремневым замком, пистолеты, сабли­палаши. Для метания ручных гранат создали специальные отряды гренадеров. После поражения под  Нарвой Пётр приказал снимать с колоколен старые колокола и из них отливать новые орудия. Всего за зиму 1700–1701 гг. было изготовлено  300 новых пушек. Всё оружие производилось на построенных по приказу Петра оружейных мануфактурах по единым чертежам и калибрам.  Долгое время единая военная форма была только у гвардейцев, так как тонкое шерстяное сукно для её пошива приходилось ввозить из  Англии, и оно было очень дорогим. Со временем по приказу Петра в России были построены суконные мануфактуры, которые обеспечили всю армию едиными мундирами. Сплотить бойцов и укрепить их боевой дух должны были уставы военной службы.  В соответствии с ними каждый солдат давал присягу верно служить не только государю, но и государству, Родине. В них говорилось, что  воинское дело – «первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего отечества», что «имя солдат» объединяет всех – «от вышнего  генерала до последнего мушкетёра», а для победы требуются «дисциплина» и «храбрые сердца». Над полками, идущими в атаку, теперь  развевался единый военный штандарт – российский флаг. Полотнище штандарта было образовано тремя полосами белого, синего, красного  цветов и украшено изображением золотого двуглавого орла. Передышкой, предоставленной России Карлом XII, Пётр I воспользовался для создания регулярной армии. Первые победы, основание Петербурга и строительство флота.  Первые победы новая русская армия одержала под командованием Бориса Петровича Шереметева. Он был потомственным воеводой из старомосковского боярского рода и многому научился у служивших в © ООО «Баласс», 2013 России   европейских   офицеров.   Шереметев   отдавал   приказы   атаковать   только   тогда,   когда   он   знал,   что   его   войско   имеет   трёхкратное превосходство в силах.  В конце 1701 г. его конница дважды  разгромила шведов на берегах Финского залива. России  были возвращены старинные русские города Ям и Копорье. Осенью 1702 г. войска под командованием самого Петра взяли приступом крепость Нотебург (в старину – русский город Орешек), которая находилась в месте истока реки Невы из Ладожского озера. Государь писал по этому поводу: «Жесток был этот орех, однако, слава Богу, счастливо разгрызен». Вновь приобретённый город назвали Шлиссельбургом (по­немецки – «Ключ­город») за то, что он открывал путь по Неве в Балтийское море. Комендантом крепости стал один из «потешных» товарищей царя – Александр Данилович Меншиков. По рассказам большинства современников, он был сыном булочника и в детстве ходил с лотком по Кремлю, выкрикивая: «Пироги подовые» и привлекая прохожих разными шутками и прибаутками. Молодой Пётр заметил бойкого сверстника, когда того драл за уши обиженный стрелец. Царь взял «Алексашку» в свой «потешный» полк денщиком – личным слугой. Несколько лет Меншиков чистил Петру сапоги, давал распоряжения по уборке дома, мылся с царём в бане, устраивал для него весёлые пирушки и разные развлечения. Одновременно вместе с царём он приобретал навыки матроса, солдата, офицера. Александр научился говорить на иностранных языках, однако «ни по­каковски буквы ни прочитать, ни написать не умел и выучился только подписывать своё имя». Тем не менее Меншиков был незаменим в тех ситуациях, когда для выполнения поручений требовались смелость и хитрость. Царь и его денщик называли друг друга «майн герц» (по­немецки — «мое сердце»). В трудные минуты Пётр часто писал верному товарищу: «Мне нужда видеться с тобой». В выборе коменданта Шлиссельбурга царь не ошибся: стараниями Меншикова на Ладожском озере началось строительство кораблей для будущего Балтийского флота. В апреле 1702 г. русские войска вышли к устью реки Невы и захватили маленькую крепость Ниеншанц. Вскоре ничего не подозревавшие два  небольших шведских корабля встали на якорь в устье Невы. Чтобы ввести шведских моряков в заблуждение, Пётр приказал поднять над  крепостью шведский флаг. Ночью две отборные команды семёновцев и преображенцев на 30 лодках скрытно подошли к кораблям. Одной  группой командовал Меншиков, а другой – сам Пётр, так как других знатоков морских боёв в крепости не было. Гвардейцы забросили на  корабли верёвки с крючьями и поднялись по ним на палубы. Шведы, проснувшись, отчаянно дрались, но через несколько часов их корабли  были захвачены. За этот бой главнокомандующий Шереметев наградил Петра и Меншикова орденами Святого апостола Андрея  Первозванного, а царь получил новое звание капитана­командора.  В память об этом бое выбили медаль с надписью «Небываемое бывает». После выхода к морю необходимо было закрепиться на новых рубежах. Выбрав место для строительства нового города на одном из островов в устье Невы, Пётр своими руками срубил берёзу, сделал крест и, поставив его, сказал: «Здесь будет крепость и церковь во имя святых апостолов Петра и Павла». Так был заложен Санкт­Петербург, т.е. город святого Петра, датой основания которого считается 16 (27) мая 1703 г. Строительство Петербурга началось с возведения деревянной крепости, которую затем перестроили в каменную. Напротив раскинулось Адмиралтейство – верфь для строительства Балтийского флота. Недалеко от неё построили «царский дворец», состоявший из двух комнаток, передней и кухни. Тут же начали возводить другие общественные здания и дома, согнав на строительство тысячи крестьян и мастеровых. © ООО «Баласс», 2013 долго   не   желали   признавать   поражения   Швеции   в   Северной   войне. Через год над новым городом прозвучал праздничный артиллерийский салют в честь прибытия первых иностранных торговых судов. Вскоре в Петербург стали переселяться купцы и бояре. Пётр принимал их очень радушно и разрешал каждому из них самому выбирать место для строительства нового дома. Для защиты Петербурга с моря на острове в Финском заливе возвели крепость Кронштадт. На   Неве   и   Ладожском   озере   быстро   была   налажена   работа   верфей,   парусных   и   канатных   мануфактур.   В   конце   1703   г.   первые   суда Балтийского флота встали на рейде Кронштадта. Европейцы увидели развевающийся над морем русский военно­морской Андреевский флаг с голубым   косым   крестом,   как   на   ордене   Святого  апостола   Андрея   Первозванного.   Все   попытки   шведских   эскадр   и   десантов   захватить Кронштадт и Санкт­Петербург были успешно отбиты. Русские сухопутные войска начали наступление в Ливонии (Эстляндии), где захватили Дерпт и Нарву. По поводу последней победы государь заметил: «Где четыре года назад Господь оскорбил, тут ныне весёлыми победителями учинил, ибо сию преславную крепость шпагою в три четверти часа получили». Россия завоёвала выход к Балтийскому морю и основала город­ порт Санкт­Петербург. Конец Северной войны: рождение Российской империи.  Шведский король Карл XII, а после него и его наследница­сестра, королева Элеонора,   России, Речи Посполитой и Дании изгнали шведов с южного побережья Балтики. Русский флот захватил господство на всём Балтийском море и  нанёс  шведам ещё  несколько  крупных поражений.  Русские  войска  высадились  на территории  самой  Швеции и  дошли  до её столицы Стокгольма. Только после этих побед в 1721 г. в финском городе Ништадте был подписан Ништадтский мир. За Россией закреплялись земли, обеспечивавшие  ей выход в Балтийское  море:  побережье  Финского залива  с Санкт­Петербургом, владения  бывшего Ливонского  ордена Эстляндия и Лифляндия (северная Латвия). Швеции была возвращена вся Финляндия, кроме Выборга. Пётр получил известие о заключении мира, находясь в дороге из Петербурга в Выборг. Он сразу же вернулся в столицу, где после благо­ дарственного молебна, отслуженного в Троицком соборе, обратился к собравшемуся народу с речью: «Здравствуйте и благодарите Бога, пра­ вославные, что такую долгую войну, которая велась 21 год, всесильный Бог прекратил и даровал нам со Швецией счастливый мир». Пётр шумно отпраздновал победу, устроив в Петербурге семидневный карнавал. Сановники не снимали шутовские маски даже во время государ­ ственных заседаний. Осенью 1721 г. высшие вельможи, генералы и адмиралы, отмечая труды государя на пользу Отчества, в результате которых русские люди «из небытия в бытие приведены и в общество образованных народов причислены», провозгласили Петра I Великим императором всероссийским. С этого времени Российское государство стало именоваться империей. Петровские мануфактуры. Северная война заставила российского государя наладить производство различных видов оружия – от сабель до пушек. Изготовлять их удобнее было там, где имелись залежи железной руды. По указам Петра в разных районах страны стали появляться новые металлургические «заводы» (мануфактуры), из которых впоследствии выросли крупные современные города. На Европейском Севере среди сёл карельских кузнецов появился Петрозаводск (1703). В Черноземье на берегах реки Липны – слобода Липецкие Железные заводы (1709), в Приуралье на реке Каме – медеплавильный завод, позднее город Пермь (1723). На самом Урале возникла целая сеть заводов, среди которых в 1721–1723 гг. вырос завод­город Екатеринбург (названный так в честь жены Петра – Екатерины I). Во второй половине правления   Объединённые   силы © ООО «Баласс», 2013 Петра Россия уже не ввозила металл в страну, а продавала его за границу. Особенно охотно его покупала Англия. Для оснащения молодого российского флота в селе Преображенском начали работать мануфактуры: Канатный двор и Парусный двор. Чтобы одеть свою армию, Пётр приказал открыть суконные дворы в Москве, Ярославле, Воронеже, Казани, на Украине. При этом государь сам носил мундир из русского сукна.   Многие   мануфактуры   производили   совершенно   новые   для   России   товары;   возникли   судостроительные   верфи   (в   Петербурге, Архангельске, Воронеже), стекольные и фаянсовые «заводики», бумагоделательные «мельницы», бархатный двор, где изготовляли шёлк даже для царского платья. Первоначально новые мануфактуры были казёнными (государственными). Только после того как предприятия начинали давать прибыль, их  стали продавать частным лицам – купцам или представителям дворянской знати. Число мануфактур в стране быстро росло. Если в начале  правления Петра насчитывалось около 30 крупных предприятий, то к концу петровского правления в России было, по разным данным, от 100  до 233 казённых, купеческих и дворянских мануфактур. Организаторами­приказчиками на мануфактурах часто являлись иностранные мастера. У доменных печей и на токарных станках по 13–14  часов в сутки трудились работные люди – мужчины, женщины, подростки. Их набирали из разорившихся горожан, беглых крестьян, бродяг,  разных «гулящих» людей и учили мастерству. Работные люди жили со своими семьями в избах при заводе и получали плату деньгами, но,  чтобы прокормиться, им также приходилось обрабатывать свои огороды, выращивать коз и кур. За провинности приказчики заводов  наказывали работных штрафами и плетьми. Уходить с завода было запрещено, поэтому работные люди фактически являлись крепостными.  Кроме того, требовались люди, чтобы рубить и возить дрова для доменных печей, строить плотины для водяных мельниц, грузить отлитый  металл на ладьи. Для этих, не требующих специальных навыков, работ государство приписывало к заводам целые деревни русских крестьян,  татар, удмуртов и башкир. Приписных крестьян обязывали на несколько месяцев уходить из своих деревень, чтобы выполнять заводские  работы. Для обслуживания государственных нужд в России была создана крупная мануфактурная промышленность. Права и обязанности сословий. Для исполнения своих государственных замыслов царь Петр требовал от всех сословий служения  государству, но главными служилыми людьми оставались дворяне и бояре. По «Указу о единонаследии» 1714 г. дворянские поместья  уравнивались в правах с боярскими вотчинами. Теперь дворянское и боярское сословия окончательно сливались в одно сословие – дворян.  Они были обязаны получать образование (дома или за границей) и служить в армии, на флоте, в государственных канцеляриях. За это за ними  сохранялось право частной собственности на земельные поместья и крепостных крестьян. Передать земельное владение по наследству можно  было только одному сыну, так что всем остальным сыновьям приходилось идти на государеву службу. По новому указу  1721 г., который назывался Табель о рангах, окончательно отменялся древний обычай местничества. Службу следовало проходить  постепенно, от низших чинов к высшим, причём продвижение зависело от личных заслуг, а не от родовитости. Все военные и гражданские  должности разделялись на 14 рангов, или чинов.  В чиновники и офицеры мог поступить любой образованный человек. Выходец из простонародья уже с 14­го ранга получал личное дворянство © ООО «Баласс», 2013 на   ткацкие овец,   чтобы     мануфактуры   – без права передавать его детям. Все одинаково могли дослужиться до высших чинов и занять высокие должности в государстве, армии и  флоте. Человек, достигший 8­го ранга (на военной службе – премьер­майор), получал потомственное дворянство. Родовитых бояр и князей  задевало, что они должны были наравне со всеми проходить службу, начиная служить простыми солдатами (правда, как правило, в  гвардейских полках). Незнатные дворяне, напротив, были рады открывающимся перед ними возможностям сделать карьеру. К тому же в до­ полнение к наследственным княжеским титулам Пётр ввёл в России и графские титулы. За особо выдающиеся заслуги «худородный служака»  (генерал, чиновник) мог получить титул графа, вотчины с крестьянами и превратиться в аристократа. Основная масса населения – крестьяне – служила петровским реформам источником налогов; из неё набирались бесплатная рабочая сила и рекруты. Черносошных переименовали в государственных крестьян, включив в их число «пашенных людей» Сибири и народов Поволжья. Государственные и дворцовые крестьяне стали, по сути, крепостными государства; уход из общины считался бегством от тягла. В петровских указах крестьянам было велено косить сено и хлеб на полях косами, чтобы быстрее собирать урожай, а также выращивать лён и разводить испанских   Государство оберегало не только свою собственность; специальные воинские команды разыскивали беглых крепостных и возвращали их хозяевам   для   уплаты   податей.   Указы   конца   XVII   –   начала   XVIII   века   заставили   платить   подати   и   холопов.   В результате разница между ними и крепостными исчезла, и сложилось единое сословие крепостных крестьян. В начале  Северной войны  для  обеспечения нужд регулярной  армии,  флота  и заводов специальные  «прибыльщики»  придумывали  новые дополнительные поборы. Крестьяне и посадские люди платили за наличие в хозяйстве бань, пчелиных ульев, рыбацких лодок и даже за похороны в дубовом гробу. Бородовой знак для купцов стоил от 60 до 100 рублей, для посадских людей – 30 рублей. Проход в город в старорусском кафтане стоил для всадника 2 рубля, а для пешего – 40 копеек. В середине правления Петра была проведена общая налоговая реформа. Если раньше подать брали с крестьянских дворов независимо от количества жителей в них, то в начале XVIII века была введена подушная подать. С 1718 г. начинается перепись всего мужского населения от грудных детей до дряхлых стариков, которых записывали в «сказки». Через несколько лет решили проверить ранее составленные списки, т.е. провести   ревизию.   С   этого   времени   списки   налогоплательщиков   стали   называться   «ревизскими   сказками»,   а   люди,   попавшие   в   них,   – «ревизскими душами». Все требуемые государству деньги на армию, флот, чиновников были разделены поровну между всеми «душами». С государственных крестьян и посадских людей брали в год 1 рубль 14 копеек, с помещичьих крепостных крестьян – по 74 копейки (считалось, что 40 копеек крепостные платят в виде оброка своим помещикам). С момента введения подушной подати доходы казны выросли в 3 раза, хотя при этом сами чиновники признавали, что из­за подати крестьяне приходят «в непоправимое бедствие».  Чтобы остановить массовое бегство крестьян, правительство решило ввести в России паспортную систему. По новому указу крестьяне не могли уходить на заработки далее 30 вёрст от двора без письменного разрешения помещика – «пропускного письма». Этот паспорт заверяли государственные чиновники, вписывая в него данные о росте, внешнем виде и особых приметах крестьянина. Паспорт выдавался сроком на три года. Человека, пойманного с просроченным паспортом или без него, полицейские и солдаты били плетьми и возвращали хозяину.   шерсти. поступало больше     льна   и © ООО «Баласс», 2013 Реформы Петра привели к перестройке сословий и увеличению их обязанностей; права же при этом увеличились только у дворян. Отношение к реформам в обществе и борьба с недовольными. В петровских указах объяснялось, что новые порядки вводятся для  «всеобщего блага» и «всенародной пользы». Государь искренне верил, что сможет объединить народ идеей всеобщего служения государству.  Даже учреждая в городах полицию, Пётр писал о ней: «Полиция есть душа гражданства и всех добрых порядков и фундаментальный подпор  человеческой безопасности и удобства». Однако в самом народе то и дело слышалось: «Годы­де нынче стали голодные, а подати с нас  великие», «Государь у нас не царского колена, немецкой породы, а великого государя скрали немцы у мамки». У каждого сословия находился свой повод для недовольства. Тяжелее всего Петру было осознавать, что его начинания не находят поддержки у наследника – царевича Алексея, его сына от первого брака с Евдокией Фёдоровной Лопухиной. Царевич Алексей жалел мать, почтительно относился к церковным служителям и обрядам. Его возмущало, что отец ведёт разгульную жизнь и приказывает нарушать тайну исповеди. Недовольная нововведениями Петра знать надеялась, что, став царём, Алексей вернёт столицу в Москву, восстановит порушенные русские обычаи, справится с казнокрадством. Царевич Алексей, ссылаясь на болезнь, не ездил с отцом ни на войну, ни на стройки. Пётр пригрозил сыну лишить его права на престол, заявив: «Я за моё отечество и людей живота своего не жалел, то како могу тебя непотребного пожалеть». Угроза пострижения в монахи заставила Алексея сбежать за границу к австрийскому императору Карлу VI. Если верить сообщениям современников, царевич рассчитывал поднять в России бунт против Петра. Для возвращения царевича в Россию за границу был отправлен опытный дипломат Пётр Андреевич Толстой. К началу петровских реформ сыну неродовитого московского дворянина П.А. Толстому было уже 50 лет. Он служил воеводой в дальнем городе и не владел ни вотчинами, ни поместьями. Мечтая о карьере, Толстой (уже имея внуков!) отправился в Европу изучать военно­морское дело и дипломатию. Пётр оценил старания Толстого и назначил его послом в Турцию. В течение 10 лет Пётр Андреевич удерживал её от войны с Россией, за что впоследствии был назначен сенатором. Занявшись судьбой царевича Алексея, Толстой представил всё дело при австрийском дворе как простую размолвку между родственниками. С помощью взяток он добился встречи с беглым наследником. Толстой пообещал ему полное прощение со стороны отца, хотя в тайных письмах в Россию называл царевича «зверем». Когда же молодой наследник вернулся в Россию, Пётр велел расследовать дело царевича Алексея. Для этого в 1718 г. была создана Тайная канцелярия – ведомство сыска всех государственных преступников, которое возглавил сам П.А. Толстой. Опираясь на законы Соборного уложения, Тайная канцелярия занималась всеми, кто «словом или делом» вредил государю и государству. Пётр I оставил без изменений те статьи Соборного уложения, которые предписывали пытать обвиняемых на дыбе и присуждать их к смертной казни. В деле царевича Алексея признаков заговора против Петра обнаружено не было. Нашли только несколько писем, написанных в поддержку царевича. Начались аресты и пытки.  Пётр отдал  сына  под суд и  на заседании  Сената собственноручно подписался  под его  смертным приговором.  Однако привести приговор в исполнение не удалось: по неизвестной причине (возможно, от пыток) царевич Алексей умер в Петропавловской крепости за несколько дней до казни. В борьбе с врагами реформ Пётр не пощадил даже собственного сына. © ООО «Баласс», 2013 Проблема наследования престола после Петра I. Вскоре после развода с Евдокией Лопухиной Пётр встретил в доме у А.Д. Меншикова необыкновенной красоты женщину. Это была Марта Скавронская – дочь прибалтийского крестьянина, рождённая в подданстве у шведского короля, католичка. Оставшись без отца, она служила прачкой, а потом вышла замуж за шведского драгуна. В начале 1702 г. лифляндская крепость, в которой она жила, была взята русскими войсками. Сначала красавица Марта досталась как военная добыча какому­то русскому солдату, от которого её забрал себе главнокомандующий Шереметев, а уже от него Скавронская попала в дом к Меншикову. Пётр не смог устоять перед чарами красавицы, и вскоре она стала жить с царём как «солдатская жена», сопровождая его во всех походах. Во время Прутского похода Марта пожертвовала свои бриллиантовые украшения для подарков турецкому визирю, что способствовало скорейшему заключению мира. По возвращении из похода Пётр обвенчался со своей «солдатской женой», которой дали православное имя – Екатерина Алексеевна. От брака с ней у Петра I уже было две дочери: Анна и Елизавета. Но в русском обществе не было традиции передавать власть по женской линии. Ища выход из затруднительного положения, Петр в 1722 г. издаёт Указ о престолонаследии. Согласно этому документу государь мог сам  назначать себе преемника, а также изменять выбор, если выяснится, что кандидат на престол не обладает необходимыми качествами. В 1724 г. Петр устроил коронацию своей жены.  В Успенском соборе он сам как глава государства и церкви возложил на неё вместо шапки Мономаха новую корону, усыпанную жемчугами и  бриллиантами. Отныне бывшая прачка стала именоваться императрицей Екатериной I. Вероятно, именно в её пользу император собирался  составить завещание, но вскоре ему донесли, что императрица завела себе среди приближённых любовника. По свидетельству придворной  дамы, Пётр «был бледен как смерть... блуждающие глаза сверкали... он раз двадцать вынул и спрятал свой охотничий нож... тяжело дышал,  стучал руками и ногами, бросал на пол шляпу и всё, что попадалось под руку... наконец, уходя, хлопнул дверью с такой силой, что разбил её». В результате составление завещания было отложено. В результате преобразований Петра I в России была создана абсолютная монархия. При этом одновременно и копировались  западноевропейские образцы, и сохранялись некоторые русские государственные традиции. (См.: Д.Д. Данилов,  Н.С. Павлова, В.А. Рогожкин. Российская история Нового времени. XVI–XVIII вв. 7­й класс. – М.: Баласс, 2002.) © ООО «Баласс», 2013

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Урок по окружающему миру. Тема: ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017