Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»
Оценка 4.6

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
16.05.2018
Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»
Урок "Природные зоны России. Пустыни" - урок изучения нового материала. На данном уроке будет сформировано у учащихся представление о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире, раскрыты ее экологические проблемы. На уроке используется технология развития критического мышления и информационно- коммуникативные технологии. К уроку даны информационные карты для работы в группе.
Урок с ИКТ Биркле Г. В.docx
Муниципальный орган Управления образованием Казачинско­Ленский отдел образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №2» Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России» Составила:  учитель начальных классов Биркле Галина Владимировна МОУ Магистральнинская МСОШ№2 Технологическая карта урока Тема ФИО Место работы Должность  Предмет Класс Тема и номер урока в  разделе  Цель Задачи УУД Природные зоны России. Пустыни Биркле Галина Владимировна МОУ «Магистральнинская  СОШ №2» Учитель начальных классов  Окружающий мир 4  «Природа России» (9 урок) Создать условия для знакомства   с природой пустыни, географическим положением, особенностями растений и  животных данной зоны. Образовательные: сформировать у учащихся представление о природной зоне  пустынь,  ее природных условиях,  влажности, растительном и животном мире, раскрыть ее экологические проблемы  Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом, с географической картой ; развивать  аналитическое и критическое мышление учащихся через приёмы РКМЧП Воспитательные: воспитывать интерес к предмету; формировать  личностные качества, таких  как ответственность; воспитывать бережное отношение к природе;    Предметные: сформировать у учащихся представление о природной зоне  пустынь,  ее природных условиях,  влажности, растительном и животном мире, раскрыть ее экологические проблемы   Метапредметные:   Коммуникативные УУД: донесение своей и понимание чужой позиций, умение общаться и работать в парах,  вести диалог    Познавательные УУД: создать условия для наблюдения, анализа, преобразования информации из одной формы в  другую. Регулятивные УУД: Уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке,  определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту,  дополнительные источники уметь различать способ и результат действия.      Личностные УУД: учиться бережному отношению к природе, развивать эмоциональную сферу, обогащать свой  внутренний мир. Планируемые  результаты (предметные) ­ Углубление знаний учащихся о природных зонах России ­ уметь находить и показывать на карте природную зону пустынь,  знать особенности данной природной зоны,  растительный и животный мир зоны пустынь, взаимосвязь неживой и живой природы пустыни Ресурсы учебник « Окружающий мир» для . 4 кл  общеобразовательных учреждений/ А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. –  Издательство: Москва  «Просвещение»  2014г (УМК «Школа России») ; Электронное приложение к учебнику  А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой «Окружающий мир, 4 класс», географическая карта «Природные зоны»,  раздаточный материал; компьютер, проектор, интерактивная доска Формы урока / методы Технология / приёмы Формы:  индивидуальная, парная, групповая Методы: словесный, наглядный, практический  Технология развития критического мышления, информационно­ коммуникативные технологии Приёмы: «Знаю – Хочу узнать – Узнал новое», «Кластер», «Фишбоун», «Синквейн»                                                                                         Сценарий урока № Этап урока 1 Организационный  момент Цель: создать условия  для обеспечения  позитивной мотивации  обучающихся Деятельность учителя Эмоциональная мотивация ­Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и  думаю, что  сегодняшний урок принесёт всем нам радость  общения. Снова пришел долгожданный миг Деятельность учащихся Приветствуют учителя. Настраиваются  на работу Примечания Данный прием позволяет  учителю оценить  эмоциональное  состояние учащихся в  начале урока. Нам пора в дорогу,  Он зовет нас,  в загадочный мир,      Таинственный мир природы 2. Проверка домашнего  задания Перед тем, как отправиться в следующую природную  зону России, убедимся, что особенности предыдущей природной зоны мы знаем хорошо. О какой  природной зоне идет речь в стихотворении: На все стороны путь: Ни лесочка, ни гор! Необъятная гладь! Необъятный простор! ­Верно, это стихи о степи. Расскажите о степи с  Дети называют природную  зону. Ответ одного ученика, 3 Стадия вызова Цель: актуализация  имеющихся знаний;  пробуждение интереса  к получению новой  информации;  постановка учеником  собственных целей Приём «Знаю­Хочу  узнать­Узнал» географической точки зрения, опираясь на свои  знания и географическую карту. ­ Используя «Ментальную карту», составленную на  прошлом уроке, поделитесь своими научными  открытиями о растениях и животных степи,  особенностями их приспособления к окружающей    среде обитания и экологическими проблемами  степной зоны. ­ Сегодня свои тайны раскроет перед нами ещё одна  природная зона России. О какой природной зоне  говорится в стихотворении? Солнечный, жаркий жёлтый поток Льётся в ….. на жёлтый песок. В воздухе жёлтом и плотном, как мёд, Жёлтая птица неслышно поёт. ­ Верно, это пустыня. Сформулируйте тему урока. ­ Вспомните, что вам известно о пустыне, или вам  кажется, что вы это знаете? Или вы думаете, что вы это  знаете?   Какие ассоциации возникают со словом  «пустыня» и запишите в первую колонку таблицы  «Знаю­Хочу узнать ­Узнал». Учитель на доске делает таблицу: Знаю о пустыне Хочу узнать   Узнал о  пустыне дополнения других. Ответы трех учащихся и  дополнения других. Формулируют тему урока. Дети в тетради пишут первые буквы «З­Х­У» Записывают в левую колонку  «Знаю» . Обмениваются  друг с другом своими  знаниями. ­ Обсудите свои записи в паре.  ­ Поделитесь своими знаниями. (Учитель заполняет 1  колонку  таблицы на доске: Знаю Песок барханы Жарко Палящее  солнце Верблюды Хочу узнать Узнал Данный приём позволяет собрать уже имеющуюся  по теме информацию,  вызвать интерес к теме. Расширить и  систематизировать  знания по изучаемому  вопросу. Ученики демонстрируют  свои начальные знания по данной теме. Формулируют вопросы,  расширяя границы  интереса. Учатся работать в парах,  слушать, доказывать,  соглашаться. При работе с различными источниками информации,   во   время пауз   и   остановок, учащиеся заполняют правую   колонку   «Узнал исходя   из новое», полученной   информации и своих знаний, опыта.     Работают в паре. Заполняют  вторую колонку «Хочу  узнать».  Вместе с учителем  формулируют цели урока Мало растений Мало животных Учитель заполняет 2  Узнал  ­ Составьте вопросы и заполните вторую часть  таблицы, что бы хотели узнать о пустыне.  Поработайте в паре. колонку Знаю Песок Жарко Палящее  солнце Верблюды Мало растений Мало животных Хочу узнать Где находится? Какие  растения? Какие  животные? Экологические  проблемы На основе содержания колонки (хочу узнать)  сформулируйте цели и задачи нашего урока: Цель: ­ Познакомиться с зоной пустыни Задачи: ­ Узнать, где располагается зона пустынь в  России. ­ Как животные и растения приспособились к  обитанию в зоне пустыни. ­Какие экологические проблемы  существуют в  данной зоне. ­Посмотрите небольшой  видеофрагмент о пустыне. ­Расскажите друг другу, что нового вы узнали о  пустыне. ­Запишите в  третью колонку таблицы «Узнал новое» Электронное приложение к учебнику  А.А.Плешакова,  Е.А.Крючковой  «Окружающий мир, 4  класс» Смотрят видеофрагмент.   Работают в паре. Делают  записи в таблице.  4 Физминутка Цель: создать условия для мыслительной и  Солнце глянуло в тетрадку Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.) Все мы делаем зарядку,  Ребята выполняют  физминутку Использование  ИКТ  способствует  совершенствованию и  активизации учебного  процесса, созданию  положительной  мотивации у учащихся      к выполнению  умственных и  практических действий  Снять усталость; создать  условия для мыслительной и физической  разгрузки; физической разгрузки;  сохранения мотивации  учения 5 Этап осмысления Цель: получение новой  информации;  корректировка  учеником поставленных целей Надо нам присесть и встать, (Приседания.) Руки вытянуть пошире,  Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. (Наклоны.) И на месте поскакать. (Прыжки.) На носок, потом на пятку. (Ходьба на месте.)  Все мы делаем зарядку. (Дети садятся на места ­Что узнали о географическом  положении пустыни? – Какое лето и какая  зима в пустыне? ­Какие бывают пустыни?   Продолжение работы по  изучению нового  материала. Приемы «Кластер» и  «Фишбоун» Работа в группах. Исследовательская деятельность. ­ Первая группа ­  ботаники,  вторая ­ зоологи и   третья – экологи. Вам предстоит провести свою  научную  исследовательскую работу. У каждой  группы (в группе у каждого ученика) есть источники  информации – тексты и задания к ним. Сначала  каждый работает с текстом с карандашом в руках,  отмечает нужную информацию. Затем обсуждают в  группе и оформляют результат своей работы. Первая и вторая группы оформляет работу в виде кластера,  третья заполняет фишбоун. (Приложения) Повторим правила работы в группе • Все члены группы равны  сохранения мотивации  учения Ответы детей: –    расположена к югу от  степной зоны по берегам  Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. ­лето в пустыне жаркое:  поверхность нагревается  днем до + 70 С, а ночью  прохладно, потому, что  песок и глина быстро  остывают. Зима суровая –  до минус 12С, длится 2­3  месяца. ­Пустыни бывают не только  песчаные, но и глинистые и  каменистые.     Работают в группах.   Представляют результат на  аудиторию. 1 группа – Приспособления  растений к обитанию в  пустыне. ( Кластер) 2 группа – Приспособления  животных к обитанию в  пустыне.  (Кластер) 3 группа – Экологические  проблемы пустынь  (Фишбоун) Извлекают нужную  информацию и  преобразовывают ее в  графическую форму в  виде кластера и фишбоуна Фишбоун позволяет  проанализировать причины событий более глубоко,  показать внутренние связи между разными частями  проблемы. Голова – • • • • • Группы не соревнуются Дружите, чтобы вместе выполнить задание Будьте уверены в себе В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело Ответственность за результат несёт каждый 6 Этап рефлексии. Цель: целостное  осмысление и  обобщение полученной  информации; выработка собственного   отношения к  изученному материалу  и его повторная  проблематизация Приём «Синквейн» ­Какие ещё знания вы получили на уроке? Допишите в 3 колонку. Учитель оформляет таблицу на доске.  ­ Подумайте и ответьте на вопрос: Пригодна ли  пустыня для жизни? Делаем вывод по уроку.  Совместно составляем синквейн: Пустыня Знойная, песчаная Иссушает, испытывает, приспосабливает Растения и животные могут приспособиться к жизни в  пустыне Природная зона ­ Достигнуты ли те цели, которые мы ставили на урок? Учащиеся участвуют в  обсуждении, дополняют  свои записи; соотносят  «новую» информацию со  «старой», делают записи в  тетрадь 7 Домашнее задание Дома: 1. Прочитать текст учебника стр.118­ 125 2. Составить : А) «ментальную карту»  по теме   или   Б) концептуальную таблицу (сравнить арктическую  пустыню с песчаной) Выбирают задание и  записывают в дневники вопрос темы, верхние  косточки – причины,  нижние косточки –  следствия, хвост – ответ  на вопрос.   Кластер  ­систематизирует материал;исправляет  неверные предположения; устанавливает связь  между блоками Данный прием на стадии  рефлексии  направлен  на целостное  осмысление и присвоение информации; выработку  собственного отношения  к изучаемому материалу; анализ всего процесса  изучения материала. Линии сравнения были  даны ранее, на 3 уроке по теме «Природа России» При подаче домашнего  задания проведена  дифференциация с  учетом интереса  учащихся. На дом  предложена работа в  форме создания  «ментальной карты» или  «концептуальной  таблицы», что является Литература и Интернет­ ресурсы; методическим приемом  технологии критического мышления. 1. Заир­Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.­ М.: Просвещение, 2004 2. Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org 3. http://info­ecology.ru/ 4. http   ­  jenciklopedija    .  polnaja   5. http://zhivotnue.ru/ 6. Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир, 4 класс. А.А. Плешакова, Е.А.Крючковой», Издательство «Просвещение»  .  ru   /  planeta  ://   www     ­  zemlja    /                                                                                                                                                                                                   Приложение 1                                            Информационная карта по теме «Природные зоны России. Пустыня»                                               Задача: Изучить как животные приспособились к жизни в пустыне.           Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их  маскировка. Многие животные ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других  животных. Другие животные, чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться. Сайгаки и джейраны – пробегают в поисках воды  огромные расстояния. Сайгаки способны бегать со скорость до 80 км/ч. Верблюды могут обходиться без воды 4­5 дней.  Скорпионы,  черепахи, тушканчики, песчанки, суслики, ящерицы и змеи никогда не пьют. Влагу получают через пищу.  За десятки километров летают на  водопой пустынные птицы — рябки и голуби.            Некоторые животные впадают в состояние покоя.  Множество животных обитают в подземных пещерах или норах.           Животные, ведущие дневную жизнь, активны лишь в ранние утренние часы, когда почва еще не раскалилась.     Дневные ящерицы —  ящурки, агамы, круглоголовки — забираются в норы грызунов, закапываются в песок или же забираются на ветки кустарников, где  температура заметно ниже, чем в раскаленном приземном слое воздуха. Млекопитающие также скрываются в норах или прячутся в тени  кустов и камней.         У млекопитающих, живущих среди сыпучих песков, лапы густо опушены и на подошвах густая волосяная щетка.  Это спасает их лапы от  ожогов  и их мохнатые ступни не проваливаются в рыхлый песок.  Подошвы   ног у верблюда  мозолистые, плоские и широкие. Ими можно  наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь.                          Составьте кластер «Приспособления животных» Приспособления животных                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Приложение 2                                            Информационная карта по теме «Природные зоны России. Пустыня»                                               Задача: Изучить как растения приспособились к жизни в пустыне.       Не каждое растение способно расти в пустыне. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и  добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды.  Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка. Одни  растения имеют хорошо развитую корневую систему, другие «превратили» свои листья в колючки. Корни верблюжьей колючки проникают  почти на 20 метров в глубину и оттуда добывают воду. Листья у растения в виде колючек, что позволяет воде меньше испаряться.  Это  невысокое растение       Джузгун – небольшой кустарник; у него роль листьев выполняют зелёные веточки.   особыми выростами. Корни у джузгуна длинные,  хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижения.    У некоторых растений вместо листьев крохотные чешуйки. Листья у  колосняка узкие, что позволяет меньше испаряться влаге. А у полыни листья имеют  густое  опушение.                         Составьте кластер «Приспособления растений» листья Приспособления растений Приложение 3                                            Информационная карта по теме «Природные зоны России. Пустыня»                                               Задача: Изучить какие экологические проблемы существуют в  пустынях     К  экологическим проблемам  пустынь и полупустынь  относится  недостаточное количество осадков, что является ограничивающим  фактором для жизни растений.  Одна из главных проблем пустыни, это ее расширение. Ежегодно границы пустыни отодвигаются в среднем на  10 километров. Это приводит опустошению хозяйственных земель и наносит ущерб экономике стран. В пустыне практически отсутствует  почва, но даже тот слой, который присутствует, постоянно повреждается колесами или гусеницами. Восстановлению почва в пустыне  практически не подлежит.                 Территория пустыни с незапамятных времен используется человеком для скотоводства и орошаемого земледелия.  Хозяйственная  деятельность населения этой зоны оказывает огромное влияние на условия обитания, распространение и численность почти всех животных ­  обитателей пустынь.   Численность их сокращена. Исчезают и пресмыкающиеся. Причиной этого явилось уничтожение естественных мест  обитания животных.  Еще одна беда пустыни ­ засоление почв. Неумеренное орошение приводит к тому, что в почвах накапливается много  соли. Земледелие в таких районах становится невозможным  Различные захоронения, военные и ядерные ведут к загрязнению подземных вод. ­ неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли; из­за неумеренного выпаса скота больше стало  подвижных песков ­ животные полностью съедают растения на пастбищах.          Загрязнение подземных вод.   Различные захоронения, военные и ядерные ведут к загрязнению подземных вод. Решение проблемы  состоит в прекращении захоронений в пустыне       Задание: Оформить ответ в виде фишбоуна. В голове: экологические проблемы пустынь. Верхние косточки – причины экологических  проблем. Нижние косточки – последствия, приносимые экологическими проблемами. Хвост­ вывод

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»

Урок по окружающему миру Тема: «Природные зоны России. Пустыня» 4 класс УМК «Школа России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2018