Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»
Оценка 5

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Оценка 5
Работа в классе
doc
окружающий мир
3 кл
08.05.2017
Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»
Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ» Цели: 1. Ознакомить учащихся с обстановкой Смуты, нарушения привычного порядка в Московском государстве XVII в. 2. Помочь ученикам осознать губительные последствия внутренних войн и усобиц, дать возможность самостоятельно оценить деятельность К. Минина и Д. Пожарского.Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»
СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ».doc
Окружающий мир (3­й класс)  ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО  Урок 14.  РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»  Цели:  Ознакомить учащихся с обстановкой Смуты, нарушения привычного порядка в Московском государстве XVII в.  Помочь ученикам осознать губительные последствия внутренних войн и усобиц, дать возможность самостоятельно оценить деятельность К. Минина и Д. Пожарского. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  4 1 3  –  Вспомните, люди каких занятий и профессий жили в Московском государстве? (Ученики перечисляют.)  Проверка осуществляется с помощью схемы­треугольника, построенной на уроке «Земля и люди Московского государства».  –  Как с XVI века стали называть правителя Руси? (Царь.) – Кто стал первым царём Руси? (Иван Грозный.)  –  Кто такие князья, где их место на схеме? (Князья – военные предводители, дворяне.) – Как вы думаете, сколько князей могло служить царю? (Ученики высказывают свои предположения.) Оказывается, к XVII веку их было несколько сотен. Один из таких служилых дворян изображён на рисунке на с. 62.  В самом начале текста Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать   информацию из   схем,   иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию   в   виде схемы. 3. Выявлять   сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа  © ООО «Баласс», 2013 найдите, как звали этого дворянина. (Князь Пожарский.) Кто ещё изображён на памятнике? (Гражданин Минин, торговец.) На доске появляется запись:  Минин и Пожарский – обыкновенные люди. – Где находится этот памятник? (В Москве, на Красной площади.)  –  Что написано на его подножии? (Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия.) Всем обыкновенным людям ставят такие памятники? (Нет.) На доске появляется запись:  Минину и Пожарскому – благодарна вся Россия! – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Минин и Пожарский – самые   обыкновенные,   каких   было   много.   Но   их   до   сих   пор   помнят   и   даже поставили памятник.) –  Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему самым обычным людям – гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарна вся Россия? Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. – Составим план урока. План (примерный) 3 Учитель   вместе   с   детьми   составляет   план   на   основе   второго   столбца таблицы. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. © ООО «Баласс», 2013 Учитель   предлагает   детям   высказать   свои   предположения   по   проблеме урока. Ученики могут предположить, что Минину и Пожарскому удалось спасти Россию от какой­то страшной опасности. Тогда можно задать следующие вопросы: – Предположите, что могло угрожать России? (Захват другим государством.) – Когда это уже происходило с Россией? (Во времена, когда Русь находилась под властью Золотой Орды.) – Почему Русь не смогла вовремя собрать силы и сразу дать отпор захватчикам­ монголам?   (Мешала   раздробленность   Руси,   разобщённость   князей,   не   было единого государства.) –  Возможно, что и в начале  XVII  века сложилась такая же ситуация? Давайте узнаем, кто хотел напасть на Россию в XVII веке и что помешало жителям страны сразу избавиться от захватчиков.    2 4 7 3 3 1. Работа в учебнике. 1. Нарушение порядка в Московском государстве. –  Снова   обратимся   к   схеме   (схема­треугольник).     Опираясь   на   неё,   можно предположить,  каким   себе   представляли   «порядок»  в   государстве   люди   XVII века.  Опишем этот «порядок» в виде таблицы и посмотрим, как он был нарушен. Таблица заполнена заранее, ячейки закрыты листами бумаги. Ученики с помощью учителя рассказывают о «порядке» в государстве, по мере рассказа открываются ячейки первой колонки таблицы. (По схеме видно, что в государстве должен быть правитель. Должны быть люди, которые помогают правителю создавать законы (у Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем  . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  Поиск решения  проблемы. © ООО «Баласс», 2013 боярина в руках свиток). Армия должна защищать страну (дворянин на коне). Крестьяне,   ремесленники,   торговцы   выполняют   свою   работу,   обеспечивают государство всем необходимым.)   мотивацию к обучению и целенаправленной  познавательной  деятельности.  ПОРЯДОК в   государстве   есть   правитель, власть которого передавалась от отца к сыну создаются и выполняются законы армия   защищает   от   внешней опасности   и   не   допускает   бунтов внутри страны все занимаются своими делами – занимаются     выращивают хлеб, ремеслом и торговлей © ООО «Баласс», 2013 БЕСПОРЯДОК (СМУТА)   нет   законного   наследника престола (боярин Годунов, самозванцы) правитель обещания, законам   выполняет   народ   не   подчиняется не   армия не смогла защитить страну от польских и шведских захватчиков, не смогла   удержать   порядок   внутри страны хозяйство   страны   разрушено, всюду голод, грабежи, восстания – Найдите в тексте, как был нарушен порядок в государстве в начале XVII века. Ученики   читают   текст   на   с.   62–63   до   слов   «…на   краю   гибели». Предположите, что написано во второй колонке таблицы. Ученики делают предположения, находя информацию в тексте. Постепенно открывая   ячейки   второй   колонки,   ученики   проверяют   правильность   своих ответов.  Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что в первые годы XVII века Россия   оказалась   на   краю   гибели,   так   как   установившийся   в   государстве порядок был разрушен, иноземные захватчики вторглись в пределы России.  2. Восстановление порядка в стране. – По таблице видно, что порядок нарушился во всех сферах жизни общества. Что в первую очередь необходимо было сделать, чтобы спасти государство от гибели? (Могут   прозвучать   разные   ответы:   надо   выбрать   законного   наследника, освободить   страну   от   захватчиков,   навести   порядок   внутри   страны.  Пусть ученики   попробуют   аргументировать   свой   выбор,   привести   примеры   из прошлого, опираясь на изученный материал.)   –  Рассмотрите   иллюстрацию   на   с.   63.   Что   на   ней   изображено?   (Лагерь самозванцев.) Это восстановление порядка? (Нет.) Рассмотрите иллюстрацию на с.   64,   правую.   Что   на   ней   изображено?   (Изгнание   поляков   из   Кремля.)   Это восстановление порядка? (Частично да, освобождение страны от захватчиков.) Рассмотрите иллюстрации на с. 64, левую и нижнюю. Что на них изображено? (Венчание   на   царство   Михаила   Романова.)     Верно,   вы   видите,   как   россияне приветствуют нового царя. Это восстановление порядка? (Да.) – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня © ООО «Баласс», 2013 выяснить?  (Почему   самым   обычным   людям   –   гражданину   Минину   и   князю Пожарскому благодарна вся Россия?) – Вы уже можете ответить на вопрос? (Нет.) –  Прочитайте текст на с. 63–64 от слов «В те страшные годы…»   до слов «… польский гарнизон сдаётся ополчению Минина и Пожарского». Найдите ответ на вопрос, что сделали эти люди для освобождения страны. Ученики   отмечают   организационную   роль   Минина   и   Пожарского.   Задача учителя   –   донести   до   сознания   учащихся,   насколько   велик   и   важен   был поступок этих людей. В обстановке государственного беспорядка, восстаний, измены бояр и армии мало кому  известный городской староста поднял народ на борьбу. Не умея сам руководить большим войском, Минин призвал встать во главу ополчения князя Пожарского. Подвиг Пожарского в том, что ему удалось  добиться победы с огромным, но голодным и плохо вооружённым войском. Ученики   с   помощью  учителя   приходят   к   выводу,   что   ополчение   Минина   и Пожарского освободило Россию от захватчиков.   –    Рассматривая иллюстрации к уроку, вы уже обратили внимание на то, что после изгнания захватчиков из Москвы произошло венчание на царство Михаила Романова. Найдите в тексте, кто избирал нового царя? (Собрание представителей русского народа: бояр, дворян, священников, купцов, ремесленников, крестьян.) Сравните со схемой (схема­треугольник), все ли группы населения участвовали в избрании царя? (Да.) Кем был Михаил Романов? Можно ли сказать, что он занял престол «по закону»? (Да.) – Что мы сейчас делали? © ООО «Баласс», 2013 ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. – Какие умения формировали?  2 1 4 1 4 6 Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?   (Почему   самым   обычным   людям   –   гражданину   Минину   и   князю Пожарскому – благодарна вся Россия?)   –  Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп  выражают свой  вариант решения проблемы. С помощью учителя и текста таблицы ученики  пытаются выяснить, вернулась ли Россия после Земского собора в состояние  «порядка». Варианты ответов могут быть разные, но главный вывод  очевиден – законная власть восстановилась, и сделано это было только  благодаря тому, что народное ополчение освободило страну от иноземных  захватчиков. Минин и Пожарский заслужили благодарность всей России  исключительным по своему значению поступком – с войском из народа  сделали то, чего не смогла сделать регулярная армия. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Работа в учебнике. –  Откройте учебники. Выберите любой вопрос после текста, обсудите ответ в парах. Учитель   спрашивает   несколько   пар.   Если   остались   неохваченные   вопросы, учитель может задать их на дом. Обратите   внимание   на   вопросы   3   и   4:   «Почему   Минин   и   Пожарский   стали народными   героями?»   и   «Вспомни   имена   великих   полководцев,   которые   во © ООО «Баласс», 2013 времена Древней Руси и Московского государства объединяли вокруг себя народ для защиты страны».  Очень важно, чтобы ребята вспомнили образы Александра Невского и Дмитрия Донского, а также по возможности указали на то, что эти князья были правителями государства, а князь Пожарский и горожанин Минин были выходцами один – из знати и второй – из простого народа. Непрост   вопрос   5:   «Как   ты   думаешь,   из­за   чего   в   стране   могут   наступить “смутные   времена”?»   Это   вопрос,   который   выводит   нас   за   хронологические рамки Смутного времени и предлагает рассмотреть эти события как трагический опыт,   который   должен   предостеречь   новые   поколения   от   повторения исторических ошибок.  ТОУУ  Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  Работа в рабочей тетради. Выполнение задания № 1, 2  Н  (самостоятельно), задание № 1, 2  П  (работа в парах).  Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? © ООО «Баласс», 2013 VΙ . Домашнее  задание. V. Итог урока. – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  Обязательное задание для всех: выполнить одно из заданий   рабочей тетради к теме 12, выбрав из тех, которые не были выполнены в классе. Учитель может предложить   желающим   ученикам   прочитать   тему   целиком,   а   также   выбрать творческое задание:  1.   Придумай   и   запиши   речь,   с   которой   Козьма   Минин   мог   бы   обратиться   к русскому народу, призывая его на борьбу с иноземцами. 2.   От   своего   имени   (от   имени   человека   современной   России)   напиши благодарственное письмо К. Минину и Д. Пожарскому. Отметь, в чём их заслуга перед Россией. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? © ООО «Баласс», 2013 К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ:  Борис Фёдорович Годунов был потомком татарского мурзы Чета, покинувшего Золотую Орду в царствование Ивана Калиты  и поступившего на государеву службу. Получив в крещении имя Захария, он сделался родоначальником фамилии Годуновых. Потомок его – Борис – служил при Иване Грозном и пользовался известностью красивого мужчины, несмотря на свой небольшой рост и плотное сложение. Он обладал величавой осанкой, способностью повелевать и большим даром слова. Великий честолюбец, он никогда не упускал случая выдвинуться вперёд и упрочить своё положение. Медленно и осторожно, но весьма уверенно Борис очищал себе путь к царскому трону, убирая тех, кто ему мог помешать. Царь Фёдор Иоаннович, скончавшись, престола официально никому не передал, однако бояре поспешили присягнуть царице Ирине, сестре Годунова. Ирина отказалась от скипетра и на десятый день после кончины мужа приняла постриг в Новодевичьем монастыре под именем Александры. Теперь во главе государства должен был встать патриарх как первое лицо после царя. Но сам Иов склонился к тому, что царём должен быть Борис Годунов, фактически уже правивший при Фёдоре. Став царём, Борис  с целью укрепления своего    положения щедро начал раздавать   свои милости: выдавал  двойное жалование служилым людям, купцам даровал на два года беспошлинную торговлю, освободил земледельцев на один год от податей, вдовым и сиротам раздал деньги  и съестные припасы, раздавал должности, звания и чины. Вместе с тем необходимо отметить, что такой подъём деятельности был недолгим. В 1601–1603 гг. страну постигли неурожаи, приведшие к страшному голоду: люди дошли до того, что начали есть траву, сено; на рынке  продавалось человеческое мясо. Борис Годунов, пытаясь поправить положение, решил раздать деньги народу в Москве, особенно бедным. Услышав об этом, люди огромной массой повалили в столицу. Скоро казенные запасы истощились, а в народе началась смута. К  голоду   вскоре  присоединились   болезни,  а  затем  различного  рода   разбои,  появились   шайки  воров   и  бандитов.  Их действия приобрели такие размеры, что власти направляли против них военные силы. Голодные бунты поднимались по многим регионам страны. Повстанцы нападали на имения феодалов и грабили их. Вымирали целые деревни и города, развернулась спекуляция хлебом, находящимся в руках помещиков, купцов, монастырей. © ООО «Баласс», 2013 Борис Годунов и его правительство пытались изменить положение в стране, стали выдавать хлеб из казённых житниц, направляли  людей на платные общественные работы, проводились  мероприятия по предупреждению спекуляции. Но этого было недостаточно: хлеба не хватало, воровство процветало повсюду. Постепенно Борис начал терять преданных ему людей и в конечном счёте остался почти один. Поползли слухи, что обрушившиеся на страну несчастья – возмездие за смерть царевича Дмитрия, виновником которой считали Годунова. Один за другим на Руси стали появляться самозванцы, объявлявшие себя  чудесно спасшимся царевичем Дмитрием, который  сумел уйти  в  Польшу  и  теперь  возвращается  в Москву.  Вслед  за  самозванцами  на  Русь  хлынули  полчища интервентов­поляков и донских казаков. Борьба с ними затянулась на годы. Сразу же после изгнания интервентов силами всероссийского ополчения встал вопрос: кого избирать на царский престол? Снова начались волнения. Земский собор, созванный в начале 1613 г. для выборов царя, отверг попытки боярства избрать царём польского королевича или шведского принца и решил, что на русском престоле должен быть русский царь. В итоге царём провозгласили 16­летнего Михаила Романова, который был ближе всех по родству с прежними русскими царями (он являлся внучатым племянником Анастасии Романовны, первой жены Ивана Грозного). © ООО «Баласс», 2013

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ. «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»

Урок по окружающему миру. Тема: СМУТНОЕ ВРЕМЯ.  «ХУЖЕ ГРОЗНОГО ЦАРЯ ТОЛЬКО МЕЖДУЦАРСТВИЕ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017