Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
Оценка 4.9

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
окружающий мир
3 кл
07.05.2017
Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА Цели: 1. Ознакомить учеников с жизнью и бытом людей Московской Руси. 2. Способствовать формированию чувства уважения к своим предкам. К этому уроку необходимо подобрать рисунки представителей разных общественных групп: великий государь, боярин, дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец.Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА.doc
Окружающий мир (3­й класс)  ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО  Урок 12.  РАЗДЕЛ III. ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. XIV–XVII ВЕКА. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА Цели:  Ознакомить учеников с жизнью и бытом людей Московской Руси.  Способствовать формированию чувства уважения к своим предкам.  К этому уроку необходимо подобрать рисунки представителей разных общественных групп: великий государь, боярин,  дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы.  4 1 3  –  Какая   техника   и   приспособления   облегчают   жизнь   современному   человеку? (Быстрый и удобный транспорт – самолёты, метро, автомобили и т.д., бытовая техника, глобальные информационные системы и многое другое.) –  Откуда всё это взялось? (Придумали и сделали люди.) В старину, во времена Московского государства, всё это было? (Не было.) Почему? (Возможно, люди были менее образованны, менее догадливы и т.п., чем современные.) На доске появляется запись:  Люди Московского государства не похожи на нас. –  Посмотрите   на   с.   57   учебника.   Вам   знакомы   эти   пословицы   и   поговорки? Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать   информацию из   схем,   иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию   в   виде схемы. 3. Выявлять   сущность, особенности объектов. © ООО «Баласс», 2013 Объясните,   о   чём   они.   (Ученики   объясняют.)   Такие   пословицы   и   поговорки применяются сегодня? (Да.) Оказывается, все эти мудрые мысли дошли до нас со времён  Московской  Руси.  Их  оставили  нам  в  наследство  наши  очень  далёкие предки, но они сохранили свою ценность и в современном обществе. Что теперь мы можем сказать о людях того времени? (Что они были мудрые, трудолюбивые, ценили ум и знания и т.д.) На доске появляется запись:  Люди Московского государства похожи на нас. –  Посмотрите   на   доску.   Какое   вы   заметили   противоречие?   Какой   возникает вопрос?  Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Похожи   или   нет   люди   Московского   государства   на   нас,   современных людей России?   Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. – Составим план урока. План (примерный) 3 Учитель   вместе   с   детьми   составляет   план   на   основе   второго   столбца таблицы. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали?   Сравнить людей Московской Руси и современных можно с помощью таблицы, куда будут кратко заноситься основные сведения. Учитель вместе с детьми 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами. 3. Оформлять свои  мысли в устной форме. 4. Умение работать в  паре и в группах. © ООО «Баласс», 2013 создают основу для таблицы: –  Мы говорим о Московском государстве. Что такое государство? (Механизм управления обществом в какой­либо стране.) Что должно быть у каждой страны? (Территория   с   границами.)   Значит,   начнём   сравнение   Московской   Руси   с современной Россией с размера территории (записывает в первый столбец). –  Посмотрите   на   карту   Московского   государства   на   с.   53.   Что   обозначают надписи красного цвета? (Из легенды карты видно, что это названия народов.) Значит, нам надо сравнить, какие народы жили в XVI–XVII веках и какие живут сейчас (записывает в первый столбец). – Что необходимо людям для жизни и в старину, и сейчас? (Дома, одежда и т.д.) Откуда   люди   это   берут? (Делают   сами,  покупают.)   Запишем   в  таблицу   такие основания   для   сравнения:   дома,   одежда,   посуда;   занятия   и   профессии; достижения.    2 4 7 3 3 1. Работа в учебнике. Организовать   заполнение   таблицы   можно   по   группам.   Задание   группам выдаётся на карточках: 1­я группа.  – Рассмотрите карту на с. 53 учебника (в новом варианте учебника такой карты нет) и ответьте на вопросы: – – – Какую территорию занимала Россия в XVI–XVII веках? Какие народы жили в России того времени? К каким морям Россия имела выходы? Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой  ситуацией. . Совместное  ΙΙ открытие знаний.  Поиск решения  проблемы. © ООО «Баласс», 2013 –  Сравните карту России XVI–XVII веков с картой современной России (на с. 111): – – – Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строки «Размер территории» и «Народы». Что осталось без изменений? Что изменилось? 3. Формируем  мотивацию к обучению и целенаправленной  познавательной  деятельности.   Чьими руками было сделано всё, что окружало людей того времени? На рисунках на с. 54 рассмотрите, как выглядели дома, одежда, средства 2­я группа.  – передвижения людей периода Московского государства.   – Сравните   дома,   одежду   и   другие   предметы   быта   XVI–XVII   веков   с  тем,   что окружает современного человека. Подумайте, где сейчас производится большая часть вещей, которыми мы пользуемся?  Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Дома, одежда, транспорт». 3­я группа (к заданию следует приложить: 1. Лист с незаполненной схемой в виде   треугольника,   разделённого   по   высоте   на   две   части.   Верхняя   часть подписана   «Знатные»,   нижняя   –   «Незнатные».   2.   Рисунки   на   карточках: великий государь, боярин, дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец). – Прочитайте текст на с. 52–56 от слов «В Московском государстве большинство людей жило в деревнях и селах» до слов «был на Красной площади и книжный ряд». С помощью текста и иллюстраций к нему подберите названия к рисункам на карточках. Поместите   рисунки   в   схему­треугольник,   распределяя   на   «знатных»   и © ООО «Баласс», 2013 «незнатных».  Сравните занятия и профессии людей Московского государства с занятиями и профессиями людей современной России: – – могло быть в Московской Руси. – Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Занятия и профессии людей». Все ли занятия и профессии сохранились до наших времен? Перечислите   несколько   современных   занятий   и   профессий,   которых   не О   каких   достижениях   и   изобретениях   людей   периода   Московского 4­я группа.  – Прочитайте текст на с. 55–56 учебника – от слов «Самым большим городом…» до слов «…географические карты». Внимательно рассмотрите рисунки к тексту. Выполните задания: – государства можно рассказать, пользуясь текстом и рисунками? – Предположите, какими техническими приспособлениями воспользовались бы   современные   люди   для   выполнения   той   же   работы,   что   делали   люди Московского государства? Сделайте   выводы   о   достижениях   и   возможностях   людей   Московского государства  и людей современной России. Кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Достижения». После подготовки представители групп отчитываются по заданиям. Если группам окажется не под силу сформулировать выводы для таблицы, то это делается с помощью всего класса и учителя.   К концу урока должно получиться примерно следующее: © ООО «Баласс», 2013 Россия XVI–XVII веков Россия начала XXI века и её жители и её жители Размер территории По сравнению с  Размер территории  Древней Русью  территория увеличилась в несколько раз. почти не изменился.  Отделилась небольшая  территория на юго­  западе, добавилась на  Дальнем Востоке, есть  выходы к Чёрному и  Балтийскому морям. Народы Россию населялои  Множество народов множество народов. продолжает жить на  территории России.  Дома,   одежда, Предметы быта  Сейчас многое  транспорт изготавливались вручную  – самими крестьянами,  ремесленниками. Дома и  одежда знатных и  незнатных людей сильно  отличались. изготавливается на  фабриках и заводах. Дома и одежда изменились.  Деления на знатных и  незнатных сейчас нет, все  люди могут купить или  © ООО «Баласс», 2013 Великий  государь,  бояре, дворяне стрельцы,  крестьяне  ремесленники,  купцы. Занятия и  профессии людей Достижения построить то, что им  подходит. Многие профессии  и занятия исчезли, но  появилось и много новых.  Деления на знатных и  незнатных сейчас не  существует. Можно отметить  Современные люди  сложные постройки,  изготовление пушек,  книгопечатание, умение  составлять карты.  Возможностей было  немного (низкий уровень  науки и техники), а  достижения значительные. совершают множество  открытий, добиваются  значительных успехов, но  и возможностей сегодня  гораздо больше  (компьютеры,  космические технологии и т.д.). Содержание таблицы может быть несколько иным, поскольку дети могут не заметить какие­то детали или заметить что­то другое. Важно, чтобы в колонке   «Россия   начала  XXI  века   и   её   жители»   просматривались   как сходство, так и различия в жизни людей разных эпох. © ООО «Баласс», 2013 ΙΙΙ .  Самостоятельное  применение  знаний. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали?  2 1 4 1 4 6 Работа в группах. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Похожи или нет люди Московского государства на нас, современных людей России?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп выражают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что во времена Московского государства уровень науки и техники был гораздо   ниже   современного,   но   это   не   мешало   людям   добиваться значительных результатов во всех сферах жизнедеятельности. Современное общество   во   многом   отличается   от   прежнего,   но   в   людях   по­прежнему ценятся мудрость, трудолюбие, преданность и другие достоинства.  Работа в учебнике. –  Откройте учебники. Выберите любой вопрос после текста, обсудите ответ в парах. Учитель   спрашивает   несколько   пар.   Если   остались   неохваченные   вопросы, учитель может задать их на дом.  Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013 – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  ТОУУ Работа в рабочей тетради. Выполнение  задания  № 1, 2  Н  (самостоятельно)  задание  №  1, 2  П  (работа  в парах).  Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.  VΙ . Домашнее  задание. Рабочая тетрадь. Задание № 4.  Творческое задание:   1. Сам или с помощью старших вспомни строчки из песен, стихотворений, в  которых говорится о Москве, Кремле. На альбомных листах запиши эти строки и  сделай изображения того, о чём поётся в  © ООО «Баласс», 2013 V. Итог урока. песне, рассказывается в стихотворении. 2. Постарайся найти альбомы и открытки с видами Москвы. Узнай, что на них  изображено. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? – Что нового узнали? – Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ Схему­треугольник «Занятия и профессии людей» после урока необходимо перерисовать на большой лист (название не писать): эта схема будет использована в дальнейшем.   © ООО «Баласс», 2013 © ООО «Баласс», 2013

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

Урок по окружающему миру. Тема: ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017