Урок по ОРКСЭ (4 класс)
Оценка 4.9

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
04.05.2017
Урок по ОРКСЭ (4 класс)
Цель урока: Первичное знакомство учащихся с устройством, предназначением и архитектурными особенностями священных сооружений (мечети и буддийского храма) Задачи урока: - Формирование знания о священных сооружениях на примере исламского и буддийского храмов; - Развитие представлений о религиозных сооружениях мира; - Содействие формированию интереса к изучению мировых культур и религий; - Развитие умения сравнивать события и явления, извлекать из этого данные для выявления закономерностей; - Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; - Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам людей разных вероисповеданий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Урок по ОРКСЭ .docx
Муниципальное образование «Курумканский район» Курумканское районное Управление образования ________МБОУ «Гаргинская средняя общеобразовательная школа им Н.Г. Дамдинова»______ 671635, с. Арзгун, ул. Комсомольская,1                                                                  тел (факс) 8(301)49­92­115, тел 92­1­97 Методическая  разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»  Модуль «Основы мировых религиозных культур» Тема урока: «Священные сооружения ислама и буддизма» 4 класс Составитель: Бадлуева Сэсэгма Будаевна, учитель начальных классов 2017 г. Тема: «Священные сооружения ислама и буддизма» Цель   урока:  Первичное   знакомство     учащихся     с     устройством,   предназначением   и архитектурными особенностями священных сооружений (мечети  и  буддийского храма) Задачи урока:  ­ Формирование  знания о священных сооружениях на примере исламского и буддийского храмов; ­ Развитие представлений о религиозных сооружениях мира; ­ Содействие формированию интереса к изучению мировых культур и религий; ­ Развитие умения сравнивать события и явления, извлекать из этого данные для выявления закономерностей; ­   Формирование   образа   мира   как   единого   и   целостного   при   разнообразии   культур, национальностей, религий;  ­ Воспитание доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам   людей разных вероисповеданий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; Личностные  результаты:   Научатся уважительно относиться к исламской и буддийской религиям. Коммуникативные результаты:  Овладеют   приёмами   постановки   цели,   ведения   диалога,   обобщения   и сравнения; Регулятивные результаты:  обсуждения.  (проблему).     Самостоятельно   формулировать   цели   урока   после   предварительного Совместно   с   учителем   обнаруживать   и   формулировать   учебную   задачу   Совместно с учителем составлять план решения задачи. Работая   по   плану,   сверять   свои   действия   с   целью   и   при   необходимости исправлять ошибки с помощью учителя, опираясь на полученные знания. Предметные результаты: Учащиеся получат представления о священных сооружениях как духовно­ нравственных ценностях верующих людей.     Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   самостоятельно   предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи.   Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий. Перерабатывать   полученную   информацию:   делать   выводы   на   основе обобщения знаний.  Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.    Материалы и оборудование: учебник, тетрадь, изображения священных сооружений, компьютер,   проектор,   презентация  Power  Point  «Священные   сооружения»,     раздаточный материал. Основные термины и понятия: скиния, Стоунхендж, мечеть, минарет, имам, ступа, пагоды, алтарь.   Тип урока: комбинированный   Педагогические технологии: игровая технология.    Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа со словарём.      Самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Этап урока I. Организационн ый   момент   (1 мин.) II. Актуализация знаний (2мин.) Ход урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося Формируемые способы деятельности ­положительный эмоциональный настрой на урок (Л) Здравствуйте! Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок! Мы   продолжаем   знакомиться с культурой и религией. Активное   слушание учителя ­выдвижение предложений о теме урока (П) Слушание собеседника (К) ­контролируют правильность ответов   учащихся (Р) ­активизация имевшихся   ранее знаний ­активное погружение   в   тему (Л)   Задает вопросы: 1.Что объединяет людей всех религиозных культур? (Предполагаемый   ответ: Обращение   к   Богу   через молитву   объединяет   людей всех религиозных культур.) 2.А   что   такое   молитва? (Предполагаемый   ответ: Молитва – путь для общения с Богом, разговор с ним)     знаете,   где   3.Вы    люди совершают молитву? (Предполагаемый ответ: Церковь (храм), мечеть, дацан (Слайд 2) Для   обращения   к   Богу   люди собираются в разных   местах. Эти   места называют священными.    ­проявление эмоционального отношения   в учебно­ познавательной деятельности (Л) ­выявление   к готовности   к уроку (Р) Формулирование собственных ожиданий (П) ­построение понятных   для собеседника высказываний (К) взаимодействую т с учителем во время   опроса (К) продолжение развития   умения использовать простые   речевые средства   для   пе­ редачи   своего мнения ­умение   полно   и точно   выражать свои мысли (К) умение слушать в соответствии   с целевой установкой ­уметь дополнять, существу уточнять высказанные мнения по   полученного задания (Л) ­   формирование умения   учиться высказывать своё мнение (Р) формирование умения  ­   осуществлять познавательную и   личностную рефлексию (П) ­   самостоятельное определение   темы урок; ­ осознание целей и задач обучения (Р) ­ углубление потребностей и мотивов   учебно­ познавательной деятельности (П)   развитие   и   III.   Постановка проблемы   урока (2 мин)     к Слайд   3.   На   фоне   духовной музыки   учитель   погружает детей   в   историю:   Давным­ давно в  X  веке русский князь Владимир   Святославович выбирал   веру   для   своего народа. И отправил он послов по   разным   странам   по   всем священным   местам.   Теперь послушаем,   как   это   звучит   в «Повести временных лет»: «И созвал   князь   Владимир   бояр своих  и   старцев   и  сказал  им: «Пришли   посланные   нами мужи,   послушаем   же   их».   И обратился послам: «Говорите   дружине».   Они   же сказали: «Ходили к булгарам, смотрели,   как   они   молятся   в храме, то есть в мечети, нет в них веселия, только печаль... И пришли мы к немцам, и видели в храмах многие их службы, а красоты никакой не видели. И пришли   мы   в   Греческую землю,   и   ввели   нас   туда,   где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы:   ибо   нет   на   земле   такого зрелища и красоты такой и не знаем, как рассказать об этом, знаем   мы   только,   что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в иных странах...» Мы сегодня вместе с послами князя   Владимира   продолжим экскурсию   по   священным сооружениям   и   посетим   два священных сооружения. ­ Давайте повторим, что такое священные сооружения? ­Какие священные сооружения вам знакомы? Планиров V. ание деятельности. (2 мин.) VI.Усвоение нового материала   (10 мин)     план появления (Работа со слайдом 2) ­   Что   вы   знаете   об   этих священных сооружениях? ­   Какие   цели   и   задачи   мы поставим  перед собой? Составим   примерный   нашей работы.  На основании предположений детей составляется план: 1.История сооружений. 2.Название   сооружений   в исламе, особенности строения (внутренние   и   внешние); правила поведения в мечети. 4.Название   сооружений   в   буддизме, особенности строения   (внутренние   и внешние) и правила поведения в дацане. Слайд 4 1.  Мы   с   вами   отправимся   в путешествие   во   времени  с целью   познакомиться   со священными   сооружениями   в исламе и буддизме.  Давайте   выясним,   как   они Примерный появились. рассказ учителя (Приложение 3, (слайд 6­10)     формирование умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план) (Р) формирование умения   учиться высказывать   своё предположение на основе   работы   с материалом учебника ­формирование умения   оценивать учебные  действия в   соответствии   с поставленной задачей (Р) ­   формирование умения слушать и понимать других ­формирование умения формулировать свои   мысли   в устной форме (Р) ­   формирование умения   слушать и понимать других (П)     восприятие, ­ осмысление, запоминание учебного материала ­   осмысление   темы нового материала и основных   вопросов, подлежащих к усвоению (Р) ­  развитие   умения получать из информацию   рисунка,   текста, сообщения в устной форме (П) А   теперь   вернемся   в   наше время   и   более   подробно познакомимся  со  священными сооружениями   ислама   и буддизма. В этом нам поможет виртуальная     экскурсия  в священные сооружения ислама и   буддизма.   По   ходу экскурсии мы будем заполнять сравнительную   таблицу   в рабочих листах.  Приложение № 1  Работа с учебником, стр. 32.  3.Итак,  молитвенное  здание  в исламе   –   сложилось   уже   во времена   первых   преемников Мухаммада.  Слайд 11 ­13   и с  Запись   учебником,   стр.   32.   определений в тетрадь    . Мечеть  по   арабски   звучит «аль­масджит»,   переводится как   «место,   где   совершаются земные поклоны», молитвенное  и одновременно  здание   у общественное мусульман.   Большинство мечетей   имеет   один   или несколько – башен,   с   которых   муэдзин призывает на молитву. Первая мечеть в мусульманском мире была   построена   в   622   г. молитвой в мечети руководит имам.  Выступление   учащегося     с докладом   «Как   нужно   вести себя   в   мечети»   (Примерное сообщение   для   учащегося     и Дополнительный материал для учителя. Приложение 4 А теперь мы продолжим наше путешествие   и   отправимся   в буддийский   храм.   Сейчас   мы встанем   и   представим   себе, что мы идем по тропинке, над нами светит яркое солнышко. Трава   маленькая­маленькая. (Делают приседания.) Деревья   высокие­высокие.  минаретов  Физминутка  мин.) (2 2 часть изучения нового материала. (10мин.)         то   назад.   то   налево (Наклоняются (Поднимают руки вверх.) Ветер   деревья   качает­качает. (Описывают поднятыми руками круги над головой.) То   направо, наклоняет.   вправо, влево.) То   вверх, (Потягиваются вверх, назад.) То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.) Птицы летят­улетают. (Машут руками­крыльями). Ученики   тихонько   за   парты садятся. (Садятся за парты.)   4.И   вот   дошли   мы   до буддийского священного сооружения   –   дацана.  Звучит мелодия «молитвы».  Работа с презентацией: Слайд 14 ­ 16,  Запись   в   тетради:   «Дацан   – архитектурное   сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов» Рассмотрите фото на стр. 33: одно древнейших буддийских ступ. Как вы уже знаете,   тело   Будды   было сожжено   на   погребальном костре,   а   его   прах   ученики поместили   в   специальные  ступы. сооружения Первоначально   ступ   было восемь,   и   именно   они   стали предметом поклонения буддистов.   Но   потом   стали строиться   более   сложные ступы,   они   превратились   в высокие многоярусные строения, которые называются пагоды. Перед изображением божеств устанавливается алтарь – обтянутый материей стол, на котором расставлены различные ритуальные предметы.   (учащиеся   работают   с   –   из           . VIII. Решение поставленной проблемы (2 мин.)   мы   Приложением № 1). Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя в храмах? Выступление     учащегося     с докладом   «Как нужно вести себя в дацане».  Приложение 5 Итак, совершили экскурсию по двум священным сооружениям   –   храму   и мечети.   Давайте   теперь посмотрим   на   изображения   и определим,   где   буддийский храм,   а   где   мечеть.   (Слайд 17). ­ Как вы это определили? ­ Правильно   ли описывали храм   князя Владимира? (Слайд 18­19) послы   IX. Применен ие новых знаний (3 мин.) Самостоятельная   работа   с самопроверкой по эталону.  Приложение 2   №   Самооценка учащихся.  Ключи на слайде 20. X. Рефлексия (3 мин.) XI.   Домашнее задание  (3 мин.)  В   своей   тетради       учащиеся должны   нарисовать   один   из символов   (смайлики),     с помощью   которого   они оценивают   свою   работу   на уроке.  Поднимите   руки,   кому понравилась   наша   заочная экскурсия   и   у   кого   возникло желание в настоящем  храме или мечети, чтобы   воочию   полюбоваться их красотой. 1. учебника (учить). 2. стр.33. 3. Отвечать  на вопросы – Провести   для   своих Страница   32­ побывать   33     осуществлять сотрудничество   и с кооперацию   учителем   и сверстниками (К) ­   формирование умения   строить речевое высказывание   в соответствии   с поставленной задачей (К) ­   решение   на практике полученных знаний   последующее повторение и     ­   осмысление темы нового материала и основных   вопросов, подлежащих усвоению ­   применение   на практике и последующее повторение   нового материала (Л) ­осуществлять сотрудничество   и с кооперацию учителем и сверстниками (К) ­проявление волевых   усилий   в учебно­ познавательной деятельности восприятие;  ­осмысление, запоминание учебного материала (Л) ­проявление эмоционального отношения (Л)   Записывают домашнее задание. родителей заочную экскурсию в мечеть или храм, используя иллюстрации учебника и свои знания. Слайд 21 Приложение №1. Таблица «Священные сооружения религий мира» Линии сравнения Культура мусульман Буддийская культура Названия священных сооружений. Внутреннее убранство Внешний вид Особенности   в   поведении   и одежде людей. Приложение № 2 Тест 1. Исламский  «дом собраний» ­ это А) церковь; Б) синагога; В) мечеть. 2. Имам  ­ это А) руководит в мечети; Б) руководит в дацане; В) руководит в синагоге. 3. Ступа – это А) изображение животных; Б) специальное сооружение; В) изображение сказочных героев. 4. Алтарь – это А) стол обтянутый материей; Б) книга; В) комната. Приложение 3. Как появились священные сооружения и какими они были. Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы (Слайд  7). Первые священные места наших предков имели вид палатки, шатра   Слайд 8  (скиния (∙греч.  skene  ­ шатер) по библейскому сказанию ­ переносный храм в шатре, который был у древних евреев до постройки храма в Иерусалиме). Либо были сделаны из камня, уже позднее появились  храмы.   Самое древнее и загадочное религиозное сооружение  находится в Англии и называется Стоунхендж.  Слайд 9 Оно состоит из огромных камней, находящихся под открытым небом. До сих пор неизвестно их истинное назначение.  Позднее люди стали строить храмы, посвященные богам (Др. Греция, Др. Египет) Слайд 10 Эти храмы были посвящены отдельным богам.  С развитием общества люди стали приходить к единобожию, появились мировые религии и храмы, посвященные им. Слайд 12 Приложение 4. «Как нужно вести себя в мечети» (Примерное сообщение для учащегося.) В мечеть верующие должны входить без обуви, поэтому пол там застлан циновками и коврами.  Прежде всего, человек, собравшийся посетить храм, должен привести свой внешний вид в порядок: это касается и одежды и чистоты тела. «Женщины одеваются так, чтобы были видны только кисти рук, стопы и лицо. При этом одежда должна быть свободной и не очень яркой.   Мужчины   также   стараются   максимально   прикрыть   свое   тело,   на   голову   одевают тюбетейку». В своих изречениях порок Мухаммед говорил, что мусульмане должны быть ритуально чисты, то есть они должны совершить полное омовение. Тахарат  — малое  омовение. Многие  обряды поклонения  Аллаху  нельзя выполнять без ритуального омовения. Например, не допускается совершать  намаз, таваф — обход вокруг Каабы (во время Хаджа и Умры), касаться руками Священного Корана. Во всех мечетях есть комнаты для омовения. Полное омовение, называемое  гусуль, это мытье всего тела вместе с очищением полости рта и носа. Полное омовение совершается в душе или бане. Заходить в мечеть можно только с правой ноги со словами «О Всевышний, открой врата милости своей». Попав в помещение мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся Ас­саляму   алейкум (в   переводе   с   арабского   –   «Мир   вам»).   Поприветствовать   мусульманин должен,   даже   если   не   застанет   никого   в   мечети,   так   как   считается,   что   в   храме   всегда присутствуют ангелы. Дополнительный материал для учителя Как молиться в мечети? Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан — призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Все мечети построены так, что направлены в сторону Мекки.  Внутри   здания   есть   выемка   ­   михраб   (переводится   с   арабского   как   «первая   линия фронта»). Там расположен минбар ­ кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает   пятничную   проповедь.   Минбар   имеет   несколько   ступенек.   Пророк   Мухаммад   читал проповедь с самой верхней из них. В знак его уважения, все имамы становятся на 2­3 ступеньки ниже верхней. Все остальные мусульмане становятся позади него лицом к Мекке. В пятницу в мечетях проходят общие молитвы, ценность которых в 27 раз выше, чем тех, которые совершаются дома. Каждый мусульманин стремится встать за имамом в первые ряды, так как получит за это от Аллаха больше награды. Нельзя   проходить   перед   человеком,   читающим   намаз.   В   этом   случае   его   молитва нарушается и не принимается Аллахом. Поэтому обходите мусульманина сзади. Женщины   и   мужчины   читают   молитву   в   разных   комнатах,   иногда   женская   комната расположена на балконе. Если таковых нет, то женщины встают в ряд за мужчинами. Посещение мечети в туристических целях разрешается, но в этом случае, человек должен выполнить все требования, которых придерживаются верующие. Любой путешественник должен понимать, что заходит в культовое здание. Он должен совершить гусуль, одеться, так как велят нормы шариата. Благо сегодня в храмах есть платки и юбки, для того чтобы женщины могли прикрыть те части тела, которые нельзя показывать. В мечети нельзя шуметь. Также не допускаются люди, от которых исходит резкий запах, которые плохо пахнут. Пророк Мухаммад говорил, что если человек съел лук или чеснок, то он не   должен   появляться   в   мечети   до   тех   пор,   пока   запах   не   исчезнет.   Не   допускается использование духов с резким запахом. Фотографироваться в мечети можно. Но нельзя вешать фотографии и картины, на которых изображены одушевленные предметы, на стену, ставить в рамки. Если вы берете в мечеть ребенка, то ответственность (перед Аллахом) за его поведение лежит на родителях. Мечеть нельзя посещать душевнобольным людям. Женщинам запрещается посещать храм в «критические дни». Не пропустят в здание тех, кто находится в алкогольном или наркотическом опьянении. Из мечети выходят левой ногой. При этом надо сказать «Аллах, прости мои грехи». Всегда придерживайтесь правил этикета в мечетях, независимо оттого, какого вы вероисповедания. Приложение 5. «Как нужно вести себя в дацане» (Примерное сообщение для учащегося.) Эта   инструкция   по   поведению   в   буддийском   храме   (дугане),   или   монастыре   (дацане), которую   опубликовал   в   соцсети   лама   Олег   Намжилов   из   Бурятии,   вызвала   множество благодарных откликов. Раньше люди приходили в дацан пешком или приезжали на лошади. Лошадь оставляли за территорией дацана. Зайдя на территорию, сначала совершали обход дуганов по ходу солнца, что является знаком самого наивысшего уважительного приветствия. Дуганы   и   находящиеся   в   них   изображения   божеств,   статуи   являются   символом   Тела Будды. Священные тексты (сутры), например, Ганжур, являются символом Речи Будды. Ступы­ субурганы символизируют собой Сознание Будды. Приходя на территорию дацана, мы должны думать, что пришли в святую обитель Будды. Поэтому,   сложив   ладони   в   мудре   нераскрывшегося   лотоса   у   груди   –   таким   образом, приветствуем Будду. Количество обходов зависит от цели визита и наличия свободного времени. Желательно делать нечетное количество обходов (гороо, бур.). Во время гороо, при наличии времени, также еще   хорошо   совершить   поклоны­простирания   (мургэл,   бур.).   Хотя   бы   поклоном,   но   нужно проявить уважение святым объектам. Обычно у самых значимых объектов находятся специальные доски для простираний. Если совершаются полные простирания, количество тоже подбирается под себя, также желательно нечетное число. Если  у  алтаря   видите   мандалу,   нехорошо  туда   засовывать   руки.  Достаточно   положить деньги и прикоснуться в поклоне лбом. При входе в дуган нужно снимать головной убор. Внутри дугана все движение совершается также по часовой стрелке. По канону все двери на территории дацана должны открываться вовнутрь, однако из­за современных противопожарных требований теперь они открываются наружу. Нехорошо хлопать ими,   вообще   шуметь,   шуршать,   шаркать,   громко   разговаривать,   тыкать   пальцами,   жевать, держать руки в карманах и т.д. Нужно вести себя тихо, скромно. При выходе из дугана желательно идти, повернувшись лицом к алтарю. Одеваться лучше при визите в дацан в национальную одежду. Если такой возможности нет, достаточно, чтобы она закрывала руки и ноги. В южных странах, где буддизм сильно распространен, с оголенными руками и ногами не пускают на территорию дацанов.  Большинство   молебнов   заканчиваются   ритуалом   призывания   Удачи,   который сопровождается   призывом   «АХРЕЙ!».   На   этом   ритуале   нужно   держать   на   хадаке   свое подношение. После молебна лучше оставить подношение в дацане. Чем дольше подношение находится в дугане, тем больше будет благословения. Потом священнослужители уносят его на свой стол. Если после подношения божествам ламы и хувараки отведают Ваши подношения, это опять будет добродетелью. Если сладостей накапливается много, ламы угощают ими детей и пожилых в различных социальных учреждениях, это опять будет Вашей добродетелью. Главное   при   посещении   дацана   –   быть   искренним   и   относиться   с   уважением   к   почти трехтысячелетнему наследию великого Будды. Дополнительный материал для учителя Главное   здание   дацана — Цогчен­дуган —   «дом   всеобщего   собрания»,   или   Соборный храм.   Вокруг   Цогчена   располагаются   дуганы­сумэ   (иногда   до   двух   десятков),   посвящённые отдельным   божествам   буддийской   веры. Ступы­субурганы связаны   со   значительными событиями в жизни дацана или историческими событиями. Главные ворота дацана — богдойн­халга — располагаются на южной стороне ограды. В западной, восточной и северной стенах имеются калитки. Главные ворота открываются в особо торжественных   случаях.   В   остальное   время   на   территорию   дацана   входят   через   калитки. Мощёная дорожка от главных ворот до крыльца Цогчен­дугана называется «священный путь». Архитектура дацана символизирует божественное тело Будды. Над входом в Цогчен­дуган устанавливается буддийский символ веры — хурдэ или чойж хорол —  медные   золочёные   изваяния   «колеса   вероучения»   и  двух   газелей   по  его   сторонам. По фризу размещаются   блестящие   круглые   золочёные   зеркала —   толи,   имеющие   магический охранный смысл, и мани — тибетские слоги мистической формулы­молитвы. Подзоры в   виде   стилизованных облаков (уулэн).   Украшения   конька   крыши — вазоподобный   остроконечный   ганджир   в   центре   и   цилиндрические   чжалцаны.   Фигурные окончания угловых концов крыши называются на бур. дулэ (пламя). Из китайской архитектуры заимствован Китайский лев. Львов устанавливают на крыльце Цогчен­дугана. Для украшений дацанов характерно многоцветье. А.Л.   Беглов./Основы   мировых   религиозных   культур./   А.Л.   Беглов,   Е.В.Саплина, Мацияк Е. В. /Основы мировых религиозных культур. Рабочая тетрадь.4 класс./ Под Литература. 1. Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов, А.Я.Данилюк – Москва: «Просвещение», 2012.   2. редакцией Г.А. Обернихиной. – Москва: «Просвещение», 2016.   Электронное   приложение   к   учебному   пособию   Основы   религиозных   культур   и 3. светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4­5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)

Урок по ОРКСЭ (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017