Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"
Оценка 4.6

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русская литература
5 кл
17.02.2017
Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"
Публикация является частью публикации:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.doc
ФИО учителя: Коробко Светлана Валерьевна Предмет: Литература  Класс: 5 Технологическая карта урока  Целевой блок Тема Цель УУД «Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца». Смысл названия повести. (по сказке­были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Рабочая тема «Природа как герой сказки­были «Кладовая солнца». Показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М. М. Пришвина как писателя. 1. Самостоятельно формулировать тему и задачи урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Регулятивные: Познавательные: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5.Излагать содержание прочитанного текста подробно. 6. Пользоваться словарём. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно­следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные: 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. 1. Формирование эмоционально­оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. Личностные результаты 1 Инструментальный блок Задачи Тип урока Образовательная:  ­ выяснить основную идею произведения; смысл названия сказки­были. Развивающая:  ­понимать взаимосвязь природы и человека; ­ уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их, выразительно читать прозаический текст; ­ уметь сопоставить литературное и кинематографическое произведение. Воспитывающая: ­ воспитывать чувство любви к родной природе. Комбинированный урок Учебно­методический комплекс:  Оборудование: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Шаг за горизонт. Книга 3. М: БАЛАСС, 2013; ОС «Школа 2100» Компьютер, проектор, презентация по фрагментам текста урока, видеофильм, иллюстрованный сборник произв. М. Пришвина Организационно­деятельностный блок Основные понятия Пейзаж, олицетворение, метафора, эпитет. Межпредметные связи Изобразительное искусство, информатика, биология Этап урока I.  Формул ировани е темы и задач  урока. Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые ­  Сегодня мы вновь говорим о сказке­были М.М.Пришвина «Кладовая   солнца».  На   предыдущих   уроках   мы познакомились с героями этого произведения.  Назовают героев повести: Настя, Митраша,  Травка, Антипыч и др. ­Кого ещё мы можем назвать героями сказки­были? С кем мы ещё встречаемся на страницах произведения?  ­А как всё это мы назовём? ­   Можно   ли   назвать   природу   ещё   одним   героем повести? Читаю   слова   на   доске   «Великая   любовь   Пришвина   к природе родилась из его любви к человеку» Кто сказал?  ­ Волк Серый помещик, Травка, ель и сосна,  Тетерев­Косач, елочки­старушки… Природа. Они относятся к миру природы. Константин Георгиевич Паустовский. методы, приемы, формы, технологии Коммуникат  ивная,  сотрудничес  тва. Коллективная и  индивидуаль  ная формы Планируемые результаты Формулировать устные  высказывания по  заданным вопросам. Анализировать  полученную  информацию. Аргументировать свои  высказывания 2 II.  Работа с текстом, анализ   Формулируем   тему   урока:  Природа,   как   герой   сказки­ были «Кладовая солнца». СЛАЙД ­1 ­ Как вы думаете, какие задачи мы должны решить на этом уроке? Что должны выяснить? Чему научиться? ­ Как называется изображение природы в художественном произведении?  ­   Найдите   в   словаре   литературоведческих   терминов определение пейзажа, прочитайте.  Теперь   посмотрим,   как   изображает   природу   в   своём произведении М. М. Пришвин. Отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором.  Найдите описание в тексте, соответствующее изображению, представленному на слайде. СЛАЙД­2 Ель и сосна  ­ Глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес начинается с описания ели и сосны, растущих вместе.  ­Прослушайте этот отрывок и ответьте на вопрос:   Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?  ­ Какими словами писатель рисует их борьбу? Найдите их в этом отрывке.  ­ Как они ведут себя? (как живые существа.) ­ Как называется это образное средство языка?  ­ Дайте определение олицетворения.  ­   Зачем   писатель   наделяет   явления   природы   признаками живых существ?  ­  Почему   рассказ   о  ели  и   сосне   помещён   в   самом   начале описания пути героев? Каков смысл этого образа? Докажите, что между ссорой детей и страданиями, и стонами сосны и ели существует связь. Формулируют, записывают в тетрадь. Высказывают свои предположения.  Пейзаж Находят, читают. Находят отрывок на стр. 61.  Дектярёва Маша читает его наизусть. Отвечают на вопрос: Большие   деревья   должны   были   бы   расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли   вместе,   но   они   разобщены,   не помогают друг другу, желая самоутвердиться за   счет   другого  Смысл  притчи  в   том,   что люди   должны   помогать   друг   другу, поддерживать друг друга. Автор   рассказывает   о   сосне   и   ели   как   о живых   существах:   они   стремятся   обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей — ветер — прилетает мучить этих несчастных. «Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались сучьями, прокалывали друг друга, стонали и выли.»   Работают   со   словарём,   дают   определение олицетворению.  С   помощью   олицетворения   делает   их действующими   лицами,   которые   принимают активное участие в жизни героев. СЛАЙД­3  читаю  восход   солнца.   «Сюда,   к   Лежачему камню…»   Следят по тексту (с.60),  отвечают на вопросы.  Коллективная и  индивидуаль ная. Знать определение  изученных  литературоведческих  терминов, Умение находить и  извлекать информацию  из словаря. Работать с текстом, анализируя  информацию; строить рассуждения,  делать выводы; уметь находить ответы  на вопросы, используя  свои знания,  наблюдения, жизненный  опыт. 3 Создание  проблемной  ситуации ­ Как автор показывает красоту природы? С чем сравнивает автор восход солнца? СЛАЙД­4 «Тетерев­косач»  После прослушивания ответьте на вопрос:  ­ Как изменяется косач под лучами солнца?  ­ Как вы думаете, что может символизировать эта картина?    Красиво   описано.   Какие   художественные   средства   языка использует автор?  ­ Какую роль в тексте играют сравнения и эпитеты? СЛАЙД­5 «Природа и дети» ­О чём этот эпизод СЛАЙД­6 «Клюква» ­   Обратите   внимание   на  уменьшительно­ласкательные суффиксы, которые использует автор при описании ягоды. С какой целью он это делает? Что даёт такое употребление для восприятия читателя? Что  же за  ягода   такая  –  клюква?  Я,   например,   знаю,   что кислый   сок   клюквы   является   хорошим   средством   против стресса   и  депрессий,   а  кустики   клюквы  живу  100  и  даже больше лет! Следят по тексту (с.60). Отвечают:  Автор   показывает   удивительную   красоту   и силу природы. Под лучами солнца «могучие стволы соснового бора стали, как зажжённые свечи   великого   храма   природы».   Тетерев­ косач тоже стал расцветать. Образ солнца как силы жизни и добра.   помогают   лучше Эпитеты, представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Находят в тексте эпизод (с. 61); Кравцова Таня читает его наизусть. Дети   слились   с   природой,   их   настроения схожи.  Находят в тексте эпизод (с. 70)   сравнения. Лазарева   Ангелина   рассказывает   о   клюкве, представляет свой рисунок.  ­ Прослушайте ещё один фрагмент повести (с. 66 «Ёлочки­ старушки»)   и   найдите   в   нём   известные   вам   средства выразительности. (Показываю картинку из книги, говорю о ней. Выключаю презентацию, подключаю видеофильм) Фасхутдинов   Саша   читает   текст,   учащиеся работают по заданию. Показывает картинку из книги. ­ По мотивам литературных произведений М.М. Пришвина «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща» режиссёр Юрий Егоров   в   1978   году   создал   кинематографическое произведение   –   приключенческий   фильм   «Ветер странствий». Просмотрите фрагмент из этого кинофильма и ответьте на вопрос:   «В   чём   разница   между   изображением   природы режиссёром и писателем?»  Просматривают   фрагмент   кинофильма, отвечают на вопрос:  В   повести   автор   может   передать   чувства героя,   его   восприятие,   описать   природу,   а режиссёр   –   снять   голоса   птиц,   шелест листьев…. Из   обоих   произведений   произвольно   берёт Сопоставление Прогнозирова 4 ­ Почему фильм снят по мотивам? Что это значит?   Кого заинтересовала работа режиссёра, можете посмотреть весь   фильм,   а   мы   вернёмся   к   художественному произведению.   помогает нам представить настроение героя?   В Храме природы между братом и сестрой произошла ссора. О причине ссоры мы говорили на предыдущем уроке, а как пейзаж   ­ Что этим хочет сказать нам автор?  ­Кто же в природе составляет силу добра, а кто, напротив – силу зла? Работаем в тетрадках:  Составляем   двухчастную   таблицу.   В   одну   колонку выписываем друзей человека, в другую – врагов.  А   я   проверю,   как   вы   при   работе   с   текстом   повести использовали приём ИНСЁРТ (что это?) ­А   затем   работаем   в   парах:   обменяйтесь   тетрадками   и обсудите ваши записи. (Одна пара читает вслух) ­   Как   называется   местечко,   где   растёт   много   ягоды? Почему?  ­Почему болото называется Блудовым? ­Что такое Елань?  ­А что это за Слепая Елань?  Прослушайте ещё один текстовой фрагмент и ответьте на вопросы.     ­ Сколько существ приютил большой чёрный пень? ­   Почему   все   эти   существа   оказались   здесь?   Что   их привело? ­ Что имеет в виду автор, говоря о чёрном пне. Что нужно сохранять в себе?  ­Теперь задумаемся над названием сказки­были.  Только   ли  торф  имеется   в  виду?  (Предлагаю  начертить схему)  КЛ СТЕР   (англ.  cluster),   термин,   обозначающий группу объектов с общими признаками. АА эпизоды   и   пишет   сценарий   –   получается новый сюжет.   ние Отвечают на вопрос, анализируя текст  с. 61­62: Единство   человека  и  природы,   неразрывную связь всего существующего на земле. Составляют таблицу. Сопоставление Маркировка текста (чтение с пометами). Обмениваются   тетрадками, записи.    обсуждают Парная Читают (или говорят по памяти) примечания автора на с. 59.  Следят по тексту (с. 65­66), Кузнецова Катя читает наизусть.  Слушают   фрагмент   в   исполнении Парфёнова Кости и отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения, составляют схему­кластер схему.  Синтезирован ие Уметь синтезировать  полученную  информацию в виде  схемы­кластера строить высказывание по построенной схеме. 5 Читаю фрагмент с. 71. ­ О чём говорится в текстовом фрагменте?  ­ Что заканчивается с заходом солнца? ­   Можно   ли   сказать,   что   природа   живёт   в   гармонии? Докажите. ­ Что нарушает эту гармонию? ­ Как ведёт себя природа по отношению к детям? ­ Какие черты выявляет природа в детях? ­Какова основная идея сказки­были М. М. Пришвина, чему он нас хотел научить и почему он своё произведение назвал «Кладовая солнца»?  ­   Как   автор   называет   природу?  Что   он   имеет   в   виду. Согласны ли вы с его формулировкой и почему? Можно   ли   утверждать,   что   природа   в   понимании   М.М. Пришвина   –   это   то,   что   учит   человека   жизни,   то,   чему человек   при   всём   его   могуществе   и   разуме   должен поклоняться?  Согласны ли вы с автором? Почему? Что нового узнал на уроке? Чему научился? Что было сложно, осталось непонятым?  ОТМЕТКИ   выставляются   учениками   самостоятельно: учитывается   работа   в   тетрадях   (таблица,   схема), количество «клюквочек», которые получают ребята во время урока за свою работу (чтение, анализ, ответы на вопросы и т.д.). Написать сочинение­миниатюру на темы:   «О   чём   меня   заставила   задуматься   сказка­быль М.М.Пришвина?»   «Какой предстает перед нами природа в повести     М. М. Пришвина». III. Итог урока. Рефлек­ сия IV.  Домаш  нее  задание Слушают   чтение   учителя,   отвечают   на вопросы.  Высказывают своё мнение. «Великий храм»  Отвечают на вопросы. Очевидно, для писателя весь мир природы и человека – это и есть кладовая солнца, если сущностью   этого   мира   является   жизнь, любовь и добро. Сотрудничес тво Синтезирова ние В дневники записывают задание. Индивидуальн ая Анализировать и  систематизировать  полученную  информацию, уметь  пользоваться  полученными знаниями и строить устное  высказывание. 6

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017