Урок по познанию мира на тему "Простейшие представления о космосе. Звезды. Планеты" (4 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
30.04.2017
Этот урок проводился в 4 классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными понятиями по данной теме, узнают много дополнительной информации. Работа в группе, работа с консультантом, элементы технологии Развития критического мышления через чтение и письмо оживляют урок, способствуют усвоению материала каждым учеником.
познание мира 4 класс.docx
Тема урока: Первоначальное понятие о космосе. Звезды, планеты.
Цели: продолжить формирование представления о Вселенной, Солнечной
системе, ее планетах, о созвездиях и космических телах; развивать
познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы,
развивать умения работать с различными источниками информации;
воспитывать интерес к окружающему миру, стремление работать в группе.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Сообщение целей и задач урока
Сегодня мы продолжаем работу по теме Простейшие представления о
космосе. Звезды. Планеты.
Какие цели и задачи поставим перед собой? (ответы учащихся)
При каком условии эти цели будут достигнуты? (ответы учащихся)
Правила работы в группе повторить
3. Работа по теме урока
Почему космос считают неизведанным и загадочным миром?
Сегодня мы постараемся разгадать некоторые загадки космоса. Начнем с
самых простых
Проверка домашнего задания и актуализация знаний учащихся
У доски письменно отвечают 2 человека, а класс отвечает на листочках (я
читаю высказывание, учащиеся отвечают)
1. Синоним к слову Вселенная (космос)
2. Наука о космических телах (астрономия)
3. За какое время солнечный свет достигает Земли? (8минут)
4. Небесные тела, распространяющие свет и тепло (звезды)
5. Ближайшая к нашей планете звезда (Солнце)
6. Группы звезд на небе (созвездия)
7. В переводе с греческого обозначает «блуждающие звезды» (планеты)
8. Сколько планет входит в Солнечную систему? (8)
9. Ближайшая к Солнцу планета (Мекурий)
10. Планета, у которой есть спутники Фобос и Деймос (Марс)
11. Самая большая планета (Юпитер)
12. Самая далекая от Солнца планета (Нептун)
Проверка
Критерии выведены на монитор 12«5» 119 –«4» 86 «3» меньше 6 –«2»
Выдается звезда той группе, в которой больше положительных отметок
Устно продолжается блицопрос
На чем отправляются в космос? Откуда?
Как называется космодром в нашей стране?
Какие еще знаете космодромы? Байконур (Казахстан, арендован Российской
Федерацией) Мыс Канаверал (США) (Китай) ; Плесецк (Россия) С помощью какого прибора изучают звездное небо?
Давайте попробуем изучить звездное небо при помощи одноклассников
(проецируется слово ЗВЁЗДЫ)
Работа с консультантом. В каждой группе сидит консультант, который
готовил материал по теме «Звезды». Они делятся своими знаниями с
одноклассниками. (текст в течение предыдущей недели будет составлен
самими консультантами)
Вопрос классу Что нового узнали о звездах?
О звездах
Эта таблица будет заполняться постепенно
О планетах
О космосе
Что хочу узнать
Познавательная минутка расшифруйте названия ярчайших звезд
Анрабедьла (Альдебаран) – яркость звезды больше в 150 раз, чем у Солнца
Рисиус (Сириус) – ярче в 22 раза, чем Солнце. Древние римляне называли ее
Каникулой. Сириус появлялся на небе, когда наступало самое жаркое время
года, и в Риме объявлялись дни отдыха – каникулы.
Яполрняа (Полярная) – всегда остается неподвижной. Называется
путеводной.
Наша Солнечная система состоит из единственной звезды –Солнца – и всего
того, что вокруг него вращается : планет, их спутников, комет, астероидов,
межпланетного газа и пыли. Эти объекты движутся в одной плоскости,
образуя нечто вроде космического диска, центром которого является Солнце.
Сила притяжения Солнца не дает им разлететься в космосе в разные стороны.
В Солнечной системе существует два типа планет. Четыре внутренние
планеты земного типа: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они состоят в
основном из камня и металла. Четыре внешние планеты – Юпитер, Сатур,
Уран, Нептун. Это газовые гиганты
Проецируется слово ПЛАНЕТЫ
Задание группам: на листе расположить планеты в правильном порядке и
подписать их названия
Проверка
Познавательная минутка Дополнительные сведения о планетах (рассказывают
подготовленные учащиеся)
Меркурий самая близкая к Солнцу планета. Их разделяет всего 58 миллионов
километров. На этой планете почти нет атмосферы, поэтому на стороне,
обращенной к Солнцу, температура достигает +430 градусов, а на темной
стороне в это время невероятно холодно 180 градусов.
Венера – самая горячая планета. Температура на ней достигает +470
градусов. В отличие от других планет , Солнце на Венере восходит на западе и заходит на востоке. Это происходит потому, что Венера вращается по часовой
стрелке (а другие планеты – против часовой стрелки).
Земля не совсем круглая. Она немного приплюснута с полюсов. Поэтому «в
высоту» она на 43 километра меньше, чем в ширину. Земля единственная
планета Солнечной системы, на которой существует жизнь.
Марс активно изучается землянами. Три спускаемых аппарата и три
марсохода успешно достигли поверхности планеты. Их исследования
подтвердили, что на Марсе прежде имелась вода. В 2008 году марсоход
«Феникс» обнаружил на Марсе лёд.
Юпитер делает один оборот вокруг Солнца за 12 земных лет. На Юпитере
могло бы разместиться 1300 планет величиной с нашу Землю.
Сатурн отличается от других планет по внешнему виду. У него есть семь
огромных вращающихся колец, которые как пояс окружают планету, но не
касаются её. Кольца состоят из сотен тысяч ледяных и каменных осколков
разных размеров. Вполне возможно, что эти осколки – остатки спутников,
разрушенных миллионы лет назад.
Уран находится так далеко от Солнца, что на ней царит страшный холод.
Минимальная температура 220 градусов. Поверхность Урана покрыта
льдами и скалами.
Нептун – самая далекая от Солнца планета Солнечной системы. Пока Нептун
совершает один оборот вокруг Солнца, на Земле проходит 165 лет.
Выдается звезда той группе, которая правильно расположила все планеты
Известны ли вам эти имена Циолковский, Королев?
Именно с них началась эпоха освоения космического пространства.
Константин Эдуардович Циолковский— русский и советский учёный
самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник
теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в
космос.
Сергей Павлович Королёв советский учёный, инженерконструктор,
является создателем советской ракетнокосмической техники. По его
инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого
искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия
Гагарина.
Показать портреты Циолковского и Королева
Показать портреты космонавтов Гагарина, Пацаева, Терешковой, Савицкой,
Титова, Мусабаева, Аубакирова, Лончакова. Выяснить, кого учащиеся знают
Задание группам: Как и с какой целью осваивают космос?
Обсуждение в группе
Ответы
Заполнение таблицы Что хотели бы узнать об освоении космоса? 4. Обобщение пройденного
Устное тестирование:
1Какое из слов не является названием планеты
1 Юпитер 2 Солнце 3 Земля
2.Чем звезда отличается от планеты
1. размером 2 весом 3 звезда излучает свет и тепло, а планета отражает
3. Где находится космодром Байконур
1. в Казахстане 2 в России 3 в Армении
4. Кто был создателем советской ракетнокосмической техники.
1. К. Э. Циолковский 2 С.П. Королев 3 Ю. А. Гагарин
5 Первый казахстанский гражданин, побывавший в космосе
1. Т.Аубакиров 2 Т.Мусабаев 3 Ю. Гагарин
5. Домашнее задание 1 группа готовит дополнительный материал о созвездиях
2 группа материал о планетах
3 группа материал об искусственных спутниках
4 группа материал о космонавтах
6. Итог урока
Подсчет звезд
Что понравилось на уроке?
Что хотели бы изменить?
Как оцениваете свою работу? Почему?
Как оцениваете работу группы?
Достигли ли именно вы целей урока? А класс в целом? Звезды – это огромные раскаленные газовые шары, которые во много раз
больше Земли. Изза высокой температуры эти шары излучают свет и тепло,
которые распространяются далеко в космос. Звезды начинаются с газовых
облаков. Гравитация, или сила притяжения, заставляет частицы газа
стремиться к центру облака. Здесь частицы слипаются друг с другом и
начинают разогреваться. К ним добавляются все новые и новые миллиарды
частиц. Плотность в центре газового облака продолжает расти, и наконец
образуется и вспыхивает новая звезда. Все могли видеть, как звезды мерцают.
Это происходит потому, что мы смотрим на них через толстые слои
атмосферы. На самом деле звезды светят ровным светом, но изза колебаний
воздуха кажется, что они мерцают. Все звезды разные. Есть звезды молодые и
старые. Есть звезды – гиганты и звезды – карлики. Звезды – гиганты – это
звезды больших размеров. Они во много раз больше Солнца и светят гораздо
ярче него. Самая большая звезда, обнаруженная в 2010 году, в 320 раз
тяжелее Солнца, а есть звезда, которая в 2000 раз его шире. Звезд – карликов
очень много. Солнце считается карликом. Все звезды отличаются друг от
друга не только размером, но и цветом. Цвет зависит от температуры. Самые
горячие звезды светят белым или голубым светом. Они раскалены до 30000
градусов. Меньшая температура у желтых звезд. Их температура 5500
градусов. А самые холодные – оранжевые и красные звезды (3000 градусов).
Голубые звезды – самые яркие, но и умирают они быстрее всех. Желтые и
белые горят около 10 миллиардов лет, а больше всех проживут красные,
холодные звезды. Звезды горят, пока в них не заканчиваются запасы энергии.
Тогда они начинают остывать. Голубые звезды становятся холоднее, их цвет
изменяется на желтый, а затем – на красный. Старея и остывая, звезда
раздувается, увеличивается в размерах. Звезды – карлики превращаются в
звезд – гигантов. В конце жизни звезда становится красным гигантов.
Проходит время, и красный гигант взрывается.
Урок по познанию мира на тему "Простейшие представления о космосе. Звезды. Планеты" (4 класс)
Урок по познанию мира на тему "Простейшие представления о космосе. Звезды. Планеты" (4 класс)
Урок по познанию мира на тему "Простейшие представления о космосе. Звезды. Планеты" (4 класс)
Урок по познанию мира на тему "Простейшие представления о космосе. Звезды. Планеты" (4 класс)
Урок по познанию мира на тему "Простейшие представления о космосе. Звезды. Планеты" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.