Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие и рудные полезные ископаемые" (3 класс)
Оценка 4.8

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие и рудные полезные ископаемые" (3 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
21.09.2017
Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие  и  рудные  полезные ископаемые" (3 класс)
Урок нацелен на закрепление знаний учащихся по классификации полезных ископаемых; знакомство детей с горючими и рудными полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, основными месторождениями; привитие интереса к истории родного города, развитие умений ориентирования на физической карте Казахстана; формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.Урок по познанию мира.3 класс
Виды полезных ископаемых.Горючие и рудные полезные ископаемые.docx
Открытый урок по познанию мира.  3  класс Тема: Виды полезных ископаемых. Горючие  и  рудные  полезные ископаемые. Цель: сформировать понятие о горючих и рудных полезных ископаемых. Задачи: 1. закрепить знания учащихся по классификации полезных ископаемых; 2. познакомить детей с горючими и рудными полезными ископаемыми, их  применением, свойствами, способами добычи, основными  месторождениями. 3. прививать  интерес к истории родного города.  4. развивать умения ориентирования на физической карте Казахстана; 5. формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться,  распределять работу, оценивать свой вклад в общий  результат деятельности;  развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения  учащихся в  исследовательскую работу. Оборудование: коллекция минералов, презентация Power Point, карточки с названием  полезных ископаемых, названия, стаканы, камушки для рефлексии, таблицы для  заполнения, контурные и физические карты, листы самооценивания. Ход урока: I.Психологический настрой. ­ Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на  весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.  II.Актуализация знаний: ­ Казахстан богатая страна. Я предлагаю  вам отгадать загадки и узнать, что за  богатства таятся в недрах нашей земли. На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком  Расцветает от спички. (Газ)  Камни, почву раздробил Специальный бур ­ Из земли фонтан забил, Маслянист и бур. Та, что есть в фонтане этом, Всем нужна зимой и летом. В ней потом найдут бензин, И мазут, и керосин.      (Нефть)  Не зря она варилась  В доменной печи,  На славу получились  Ножницы, ключи.   (руда)  Он чёрный, блестящий, Людям помощник настоящий. От него кругом тепло,  Помогает плавить стали, Делать краски и эмали. (Уголь).  Ни огня,  Ни света,           А огнем блестит. (Золото)   Он очень нужен детворе.  Он на дорожках во дворе,  Он и на стройке, и на пляже,           И он в стекле расплавлен даже. (Песок)  Если встретишь по дороге,  То увязнут сильно ноги.  А сделать миску или вазу,  Она понадобится сразу. (Глина)  Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг. Дома. Ступени, постаменты Красивы будут и заметны.  (гранит)  Этот мастер белый­белый В школе не лежит без дела. Пробегает по доске, Оставляет белый след (мел) ­ Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные  ископаемые) ­ Что такое полезные ископаемые? (это горные породы, которые человек добывает  из­под земли и использует для своих нужд) Групповая работа. Предлагаю в группах ответить на следующие вопросы: Время на обдумывание 5  мин. 1.Мозговой штурм. ­ На какие три группы делят все полезные ископаемые по способу применения? ­ Какие полезные ископаемые относятся к горючим? ­ К каким полезным ископаемым относятся горные породы, в составе которых есть      металл? ­Какое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»?  Почему? ­ Что называют «месторождением полезных ископаемых»? ­ Какие бывают способы  добычи полезных ископаемых? ­ С чем связано название нашего города ? Откройте учебник на стр. 91. Найдите ответ на 1 вопрос. Совпадает он с вашим ответом? (если да, старший в группе поднимает зелёную  карточку, нет  ­  красную) 2. Классификация полезных ископаемых. ­ Разделите на три группы названия полезных ископаемых.   У детей на столах набор карточек с названием полезных ископаемых.  Дети располагают их в три столбика  ­ По какому принципу  распределили? (горючие, рудные и нерудные)  ­ Поверьте правильность выполнения работы. Оцените этот вид работы в оценочных       листах.   Горючие      рудные             нерудные    газ                 железо              мрамор   нефть            золото               песок   уголь             медь                  глина   торф              алюминий        известняк                                                    гранит                                                    мел 3.Соотнесение полезных ископаемых с условным знаком ­ Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте.     Соотнеси условный знак и  название ископаемого.  нефть газ каменный уголь                                      золото железные руды марганцевые руды Проверка. Оценка в оценочном листе. ­ Какие полезные ископаемые мы называем горючими? (Они хорошо горят, выделяют  тепло – их основное качество) ­ К каким полезным ископаемым относятся горные породы, в составе которых есть       металл? ( к рудным) ( Спросить у 2 –х групп) Ответ на слайде  III.Сообщение темы урока. ­ Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим  разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на  горючих  и  рудных полезных ископаемых. Что мы можем сегодня узнать нового на уроке об этих ископаемых? 1.Свойства. 2. Где используются. 3. Способы добычи. 4. Месторождения. ­ Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое полезное ископаемое        самое важное для человека?  IV. Физминутка. V. Работа над темой урока. 1.Практическая работа по исследованию полезных ископаемых. ­ Работать мы будем в группах.  Каждая группа – это маленькая исследовательская  лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это  ископаемое самое важное. Время на практическую работу, работу с  информацией,  заполнение таблицы (10мин). Не забываем правила работы в группе. Старшие, распределите работу в группе, начинаем работать. Время пошло. 1,2 группы « Каменный уголь» 3,4 группы «Нефть» 5,6 группы «Железные  руды» 2.Защита работ.( 10мин.) Молодцы ребята, вы хорошо поработали и много нового узнали. Теперь посовещайтесь и ответьте на вопрос: Какое полезное ископаемое самое важное. Вывод: все  полезные ископаемые необходимы человеку. 3.Исторические данные  Вы сейчас прослушали защиту групп, ответьте мне на такой вопрос: С добычей какого полезного  ископаемого  связано  название нашего города? ­ Что вы знаете из истории открытия месторождения железных руд? ( ответы детей) Ответы детей. Молодцы! Сейчас мы ещё раз вспомним,  с чего всё начиналось!   Расскажут нам об этом Ивахно Андрей и Баянбаева Сабина.     Что вы запомнили и узнали нового об истории нашего города ? Если останется время(5 мин): 4.Работа с картой. Что мы называем  «месторождением»  полезных ископаемых?  ( Ответы детей и на слайде) ­ Места залегания полезных ископаемых называют месторождением. Обозначьте на контурной карте те места, где располагаются месторождения данных  полезных ископаемых. В  этом вам поможет физическая карта Казахстана. VI. Подведение итогов.       Оценивание: Наш урок подходит к концу. Оцените  свою работу в группе.                                             Таблица оценок на экране.  Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы, ребята!!!! VII.Домашнее задание: Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных  ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом. Прочитайте текст  на стр. 91­ 94, ответьте на вопросы. VIII.Рефлексия:  Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано "Переверни и ты узнаешь что­то новое” Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же  перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне "Зачем ты ищешь новые знания,  если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что  ты знаешь, ты не обращаешь в действие".  ­ Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в  дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.    Подойдите и опустите камень в один из стаканов : В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о  полезных ископаемых; Во второй стакан – вам не очень интересно,  В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и  неинтересно на уроке.     Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для  себя что­то новое. В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия  и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы! ПРИЛОЖЕНИЕ. 1,2 группы. Каменный уголь. Практическая работа: Выполните работу и заполните таблицу. 1.Определи цвет каменного угля. 2.Положите кусочек каменного угля на железную плитку и ударьте по нему молотком.    Что произойдёт с углем? 3.Опустите кусочек угля в стакан, что вы наблюдаете? Прочитайте дополнительно  информацию  и заполните таблицу. Каменный уголь  имеет чёрный цвет, тонет в воде, он твёрдый, но хрупкий, его можно  разбить на мелкие кусочки. Основное свойство его горючесть. Каменный уголь идёт на отопление жилых помещений, используется как топливо на  фабриках, заводах и железных дорогах, Применяется при выплавке стали и чугуна. Из каменноугольной смолы получают  краски, лекарства. И много других полезных веществ. Каменный уголь залегает в земле пластами. Для его добычи строят шахты. Роют глубокие колодцы, стволы шахт. В них  устанавливают подъёмные машины. От ствола шахты по направлению  пласта роют  подземные коридоры. По ним прокладывают рельсы. Добытый Каменный уголь перевозят в особых  вагонетках до ствола шахты. Здесь подъёмные машины поднимают уголь на  поверхность земли, где его грузят в вагоны, и отправляют туда, куда он нужен. Есть места, где уголь добывают открытым способом. Огромные экскаваторы черпают  уголь со дна котлованов и сразу грузят в вагоны. Запасы каменного угля в Казахстане велики, разведано свыше 400 месторождений. Крупнейшими  угольными месторождениями являются Экибастузское месторождение,  отличающееся большой мощностью буроугольных пластов, и Карагандинский угольный  бассейн. Название Основные  свойства (цвет, прочный, хрупкий ) Способы  добычи Использование Название  месторождений 3,4 Нефть. Практическая работа. 1.Перед вами бутылочка, наполненная нефтью.    Рассмотрите её, чем нефть отличается от других полезных ископаемых? 2.Какого цвета нефть в бутылочке? 3. Возьмите ватку, пропитайте её и понюхайте. Какое свойство нефти вы обнаружили?     Налейте в стакан с водой несколько капель нефти. Что вы наблюдаете? 4. Сделайте вывод из этого наблюдения. Каковы основные свойства нефти? Прочитайте дополнительно  информацию  и заполните таблицу. Нефть­ маслянистая жидкость. Легче воды, тёмного цвета, с резким запахом. Главное свойство нефти ­ горючесть. При сгорании нефть даёт больше тепла, чем каменный уголь. Нефть залегает глубоко в  земле. Чтобы её достать, пробуривают  глубокие скважины, в которые опускают трубы.  По этим скважинам нефть выкачивают огромными насосами и вываливают в  специальные нефтехранилища. Из нефти получают бензин ,керосин, машинное масло. Нефть не зря называют  черным золотом. Без нее не получится сделать каучук, моющие  средства, пластмассы, красители, удобрения и целый ряд другой продукции, а без  бензина и керосина не смогут ездить автомобили и летать самолеты.  Самые богатые месторождения нефти в Казахстане  выявлены на Прикаспийской  низменности, Предуральском плато и полуострове Мангышлак. Заполните таблицу. Название Основные  свойства (цвет, прочный, хрупкий ) Способы  добычи Использование Название  месторождений 5,6 группы Железная руда. Ножи, ножницы,  отдельные детали машин, железнодорожные рельсы, всё изготовлено  из стали, сталь выплавляют из железной руды. Практическая работа. 1.Возьмите кусочек железной руды и определите его цвет. 2.Поднесите  магнит к мелким кусочкам железной руды.  3.Что вы наблюдаете? Какое свойство обнаружили? 4.Возьмите примерно одинаковые по размеру  кусочки железной руды и гранита.       Взвесьте их. Какой кусочек тяжелее? Прочитайте дополнительно  информацию  и заполните таблицу. Ножи, ножницы,  отдельные детали машин, железнодорожные рельсы, всё  изготовлено из стали, сталь выплавляют из железной руды. Железная руда ­ твёрдое, мелкозернистое вещество, бурого или красноватого цвета. Мелкие кусочки её притягиваются к магниту. Железная руда тяжёлая, она тяжелее  гранита. Она состоит из мелких зёрен, плотно соединённых между собой.          В некоторых местах железная руда залегает неглубоко. В таких месторождениях  её добывают открытым способом. Сначала пласт  взрывают. В образовавшемся карьере  огромные экскаваторы черпают руду и грузят её в машины или железнодорожные  вагоны, которые перевозят руду в разные районы нашей страны. В других местах руда залегает глубоко. Тогда для её добычи роют глубокие шахты. ­ Важное свойство железной руды ­ плавкость. Из руды в доменных печах выплавляют  чугун и  сталь , из которых изготавливают предметы быта, станки, транспорт и т.д. Железорудные  месторождения расположены преимущественно в Северном Казахстане. Наибольшее значение имеют Качарское, Соколовское и Сарбайское месторождения  магнетитовых руд в Костанайской области. Руды в этих месторождениях высокого качества и содержат до 40­45 процентов  чистого железа.  В Кустанайской области есть такие руды осадочного происхождения. Наиболее  крупные месторождения ­ Аятское и Лисаковское. Содержание железа в руде около 3  процентов.  Руда в них добывается открытым способом.  Название Основные  свойства (цвет, прочный, хрупкий ) Способы  добычи Использование Название  месторождений История города.    18 февраля 1949 года летчик Аятской геолого­развездочной экспедиции Михаил  Сургутанов, пролетая над урочищем "Сарбай" заметил, что стрелка компаса резко  отклонилась к югу. Спустя три месяца на месте обнаружения Сургутановым магнитной  аномалии прибыли геологи и географы. Они установили, что в Сарбайском урочище  залегает мощное рудное тело.                 Весной 1949 года В. П. Носиков открыл Соколовское месторождение железных  руд. Летом 1954г. правительство дало указание о начале строительства комбината.  Началось одновременно и строительство города.                В мае 1955г. прибыли первые строители, прежде всего управляющий трестом Я.  М. Гиммельмарш и главный инженер В. Ш. Буреш. Горняки к этому времени приняли  от геологов поселок Комсомольск и смогли поделиться со строителями своим  скромным жильем.            В полдень 13 января 1955г. над степью прогрохотал первый взрыв. Взрывники  подняли на воздух большой мерзлый пласт грунта, а опытный машинист дизельного  экскаватора Александр Попов и его сменщики машинисты Павел Милютин, Григорий  Киселев погрузили первые ковши породы в автомашины. Шоферы вывезли в отвал ее  первые десятки кубометров. Этим было положено начало строительства Соколовско ­  Сарбайского горно­обогатительного комбината и города Рудного! Фамилия, имя Оценочный лист работы в группе. Мозгово й штурм Классифика ция полезных ископаемых Практическ ая работа Заполнен ие таблицы Защит а проек та Активно работал над выполнение м задания Иногда предлагал свои идеи Все «+» «5» 2 «-» - Более 2 «4» «-» - «3»

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие и рудные полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие  и  рудные  полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие и рудные полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие  и  рудные  полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие и рудные полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие  и  рудные  полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие и рудные полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие  и  рудные  полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие и рудные полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие  и  рудные  полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие и рудные полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие  и  рудные  полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие и рудные полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие  и  рудные  полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие и рудные полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие  и  рудные  полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие и рудные полезные ископаемые" (3 класс)

Урок по познанию мира на тему "Виды полезных ископаемых. Горючие  и  рудные  полезные ископаемые" (3 класс)