Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Оценка 5

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
искусство +2
10 кл—11 кл +1
29.01.2017
Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Уроки 25-26 Беседы о слове.doc
Тема: Стилистическое использование местоимений. Уроки 25­26. Цель:   рассмотреть   случаи   использования   местоимений   в   текстах   разных стилей. Ход урока I.  Местоимения   выделяются   только   на   основе   их   функционально­ семантических   признаков,   т.е.   по   той   основной   функции,   которую   они выполняют в языке. 1. Личные Их функция ­ указывать на участников речевого акта, поэтому личные местоимения вовлечены в круг глагольных категорий. Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они    При склонении личных местоимений я и мы наблюдается изменение основ в косвенных падежах (супплетивность): я – меня, мне и т.д.; мы – нас, нами и т.д. Местоимения   третьего   лица   имеют   категорию   рода   и   числа.   При склонении также наблюдается изменение основы в косвенных падежах. В научной, деловой, публицистической речи и в языке художественной литературы местоимение  мы иногда употребляется в значении местоимения я, например, как авторское «я» (На станции, в доме смотрителя, о коем мы уже упоминали). Раньше встречалось употребление мы вместо я для придания речи   особой   торжественности   (например,   в   царских   манифестах). Местоимение мы употребляется   и   при   обращении   ко   второму   лицу, например, в разговорной речи: «Ну, как мы себя сегодня чувствуем?». Иногда это   местоимение   употребляется   с   целью   придания   речи   иронического оттенка: «Как, мы уже и рассуждать начали?» Местоимение вы  как   форма   вежливости   употребляется   и   при отнесении к одному лицу. 2. Возвратное. 1 Себя Которое указывает на отношение субъекта к самому себе. Не   имеет   форм   рода   и   числа.   Не   имеет   формы   именительного   падежа.   В предложении это местоимение всегда выступает в роли дополнения. 3. Притяжательные Которые   указывают   на   признак   принадлежности   производителю действия. Мой, твой наш, ваш (синонимический заменитель – свой);  Склоняются, имеют формы рода и числа его, её, их  ­ Имеют только числовую и родовую парадигму!!! 4. Указательные Определяют   предметы,   признаки   и   количества   с   точки   зрения   их расположения в пространстве и перерастают в оценочную функцию. Этот, тот, такой, таков, столько (сей, оный, экий, эдакий – устар.) Имеют формы рода и числа. Склоняются. Местоимение таков употребляется   сравнительно   редко   и   только   в функции сказуемого. Оно сохранилось в таком устойчивом словосочетании и был таков. Местоимения   сей,   оный,   эдакий   в   современном   русском   языке практически   не   употребляются.   В   начале   19   в.   они   ещё   широко   были распространены в книжной речи. Сохранились они в отдельных устойчивых словосочетаниях: во время оно, до сих пор, сию минуту. 5. Вопросительно­относительные местоимения 1)вопросительные  –  это  местоимения, содержащие  вопрос  о  предмете, его признаках, принадлежности или количестве: Кто, что, какой, каков, чей, который, сколько 2 (Кто это сделал?) 2) относительные – это перечисленные выше местоимения в функции союзных слов,   соединяющих   главную   часть   сложноподчинённого   предложения   с придаточной. (Кто не может взять лаской, тот не возьмёт и строгостью) Местоимения кто и что не имеют форм рода и числа!!! Местоимение чей в роли относительного употребляется преимущественно в книжном   языке   (в  поэтической   речи).  («О   ты,   чей   памятью   кровавой   мир долго, долго будет полн!») Местоимение сколько в восклицательном предложении употребляется чаще всего в книжной речи. («У скольких поэтов легкость руки!») 6. Определительные местоимения   самый Сам, каждый(отдельно взятый предмет)  (уточнение),   весь(собирательное   значение),   всякий, 7. Отрицательные Выполняют функцию отрицания и не существования предметов, признаков, количества. Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. Некого и нечего не имеют форм именительного падежа!!! 8. Неопределённые Указывают   на   неизвестные,   неопределённые   предметы,   признаки   или количества. Некто, нечто, какой­то, некий, некоторый, кто­то, что­либо Некто и нечто имеют только формы именительного падежа!!! II. При функционально­стилевой характеристике местоимений прежде всего обращает на себя внимание их особая употребительность в разговорной речи. Именно   здесь   они   выступают   как   категориальные   единицы,   выработанные 3 языком для целей указания. Не случайно исследователи разговорного стиля утверждают:   «Разговорный   язык...   местоименен   по   своей   сути».   Это объясняется   тем,   что   для   устной   формы   общения   требование   абсолютной точности не является столь обязательным, как для письменной. Неопределённые   местоимения   образуются   от   вопросительно­относительных местоимений   при   помощи   частицы­приставки не и   неопределённых   частиц­ постфиксов (­то, ­либо, ­нибудь) и частицы­префикса (кое­). Местоимение   1­го   лица   единственного   числа   Я   указывает   на   то,   что говорящий сообщает о себе. Употребление этого местоимения  придает речи подчеркнуто   личностный   характер.   Оно   наиболее   уместно   в   тех   текстах, которые   предполагают   повествование   от  1­го   лица.   Прежде   всего   это   худ литература,   в   публицистике­   очерк,   репортаж,   интервью   и   т   д.   Не употребляется   в   жанрах:   газетная   информация,   обзор   печати,   учебная литература, научные статьи и д. т Проанализируем выразительные возможности некоторых местоимений. По богатству экспрессивных красок на первом месте среди них стоят личные местоимения. Употребление личных и притяжательных  местоимений я, мы, мой,   наш приводит   к   субьективации   авторского   повествования.   Этот стилистический   прием   широко   используют   писатели   и   публицисты.   Так, журналист,   выступая   в   очерке   от   первого   лица,   создает   впечатление достоверности описываемых событий, как бы «приближая» их к читателю: Я вхожу в комнату, где живет режиссер Алексей Герман... и будто попадаю в знакомый по экрану мир. Личные местоимения в прямой речи, которая тоже является   сильным   источником   экспрессии,  создают  «эффект   присутствия» читателя в описываемой ситуации: Узнаю, что многие вещи германовской квартиры переселялись в павильон и снимались в фильме. Зачем? ­ Мне это было очень важно. Висел портрет отца, портрет матери... Соврать под их взглядом было немыслимо. На   читателя   воздействует   неожиданное   введение   в   текст   личных местоимений ты, мы, это создает иллюзию причастности, соучастия: 4 Германа собирались увольнять со студии. И тут он своими руками изрезал «Лапшина»,   думал,   что   спасает.   Друзья,   увидев   новый   вариант,   пришли   в ужас:   «Что ты наделал?»   Хорошо,   что   ему   удалось   восстановить картину. Мы так ликовали! Прыгали от счастья. Фильм ожил. В поэтической речи особенно заметна экспрессивная окраска личных  местоимений: они незаменимы в текстах, где в центре внимания оказывается  сам автор или его лирический герой. Вспомним пушкинские строки: Я знаю, век уж мой измерен; Но чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я. Употребление личных и притяжательных местоимений придает речи оттенок  искренности, поэтому нередко самые задушевные и взволнованные  лирические строки обязаны своей выразительностью таким местоимениям;  например у А. Блока: О да, любовь вольна, как птица, Да, все равно ­ я твой! Да, все равно мне будет сниться Твой стан, твой огневой!.. Я буду петь тебя, я небу Твой голос передам! Как иерей, свершу я требу За твой огонь ­ звездам! Ты встанешь бурною волною В реке моих стихов, И я с руки моей не смою, Кармен, твоих духов... 5 Пристрастие   поэтов   к   личным   и   притяжательным   местоимениям отражает их склонность к самоанализу, углубленность в мир переживаний (не случайно и критики, анализируя поэзию, оперируют понятием «лирическое я»);   лирическая   окраска   речи   во   многом   зависит   от   частотности   этих местоимений. В разговорном стиле, лишенном лиризма, употребление местоимений я, мой, и  в особенности  их  навязчивое  повторение,  создают  неблагоприятное впечатление:   отражают   нескромность   говорящего,   его   стремление подчеркнуть   свой   вес,   влияние.   Вспомним   в   «Ревизоре»   Гоголя   сцену хвастовства Хлестакова: Я принимаю должность... только уж у меня: ни, ни, ни! Уж у меня ухо востро! Уж я... О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку... Я такой! я не посмотрю ни на кого... Подобное   же   гипертрофированное   употребление   личных   и притяжательных местоимений негативно оценивается и в письменной речи. В связи   с   этим   в   книжных   стилях   широкое   распространение   получило   так называемое «авторское мы»: форма множественного числа употребляется в значении единственного для указания авторства: мы отметили; мы доказали. Обращение публицистов, писателей к местоимению мы, объединяющему в своем значении автора и его единомышленников, слушателей, читателей, подчеркивает единство взглядов, общность убеждений людей, живущих в одну эпоху, принадлежащих одному поколению. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего. Мы ­ дети страшных лет России ­ Забыть не в силах ничего. (А.А. Блок. Скифы) На   основе   рассмотренного   значения   этих   местоимений   строится своеобразный   стилистический   прием   «обманутого   ожидания»,   когда местоимение с иным значением употребляется в препозиции по отношению к замещаемому существительному. Например: 6 Моя «она» Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня   в   моей   жизни,   когда   бы   я   не   принадлежал ей и   не   чувствовал   над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения   удрать   от нее,   ­   связь,   стало   быть,   крепкая,   прочная... За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными   чернилами.   Все,   все   пожирает она,   ненасытная!   Я   ненавижу ее, презираю... Давно бы пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи... Детей у нас пока нет... Хотите знать ее имя? Извольте... Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли... Ее зовут ­ Лень. (А.П. Чехов) Местоимение   выделяется   из   всех   частей   речи   богатством стилистических   вариантов   в   словообразовании.   Наиболее   характерно стилистическое   противопоставление   литературных   и   разговорных   или просторечных   ­ каковский (прост.), ничей ­ ничейный (разг.), какой ­ экий, экой (разг.), такой ­ такой­сякой (разг.), этакий (разг.), эдакий (прост.), их (в значении притяжательного местоимения) ­ ихний (прост.), и т.д. всяческий (разг.), какой   вариантов: всякий   ­       неизменно Разговорные и отчасти просторечные варианты, имеющие наибольшую экспрессию, внимание художников слова: Ненавижувсяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь! (Маяк.); Там   был   приют   суждений   ярых   о   недалекой   старине,   о   прежних выдумщиках­барах, обихней пище и вине (Твард.). привлекают         Некоторые варианты местоимений представляются грубым искажением литературной нормы: ентот, кажинный, евонный, ихний, составители словарей их   не   приводят   даже   с   ограничительными   пометами.   Однако   писатели   не могут   отказаться   от   употребления   таких   просторечных   форм,   настолько колоритны   эти   варианты   местоимений   как   средство   речевой характеристики: Ну, дядюшка, дядюшка, спасибо! Отец­покойник в ноги бы тебе поклонился, ежели бы с войны вернулся. Ведь он­то думал, сын евонный, 7 сирота горемычная, под крылом у дяди, а меня ворона своим крылом больше грела, чем дядя... (Абр.) Рассмотрим несколько примеров стилистической правки предложений, в  которых причиной речевых ошибок стали местоимения. 1. Выросло целое поколение, для которых война-история. 2. Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем им поднять культуру земледелия. 3. Это сцена последнего свидания влюбленных, молча признавшихся в этом в последний момент перед всеми бойцами. 1. ...поколение, для которого война- история. 2. Поле соседа для нас не чужое, и мы поможем колхозникам «Восхода» поднять культуру земледелия. 3. Это сцена последнего свидания героев, которые молча признались в любви в минуты прощания перед всеми бойцами. . ...Сок, выпитый во время еды, может усиливать брожение в кишечнике. 4. Пить сок желательно между приемами пищи (за 30-40 минут до еды). Выпитые во время еды, онимогут усиливать брожение в кишечнике. Как видим, наиболее универсальный способ стилистической правки в подобных   случаях   ­   замена   местоимения   соответствующим   именем существительным. В  результате   авторской   небрежности   порой   возникает   неоправданная замена   одного   местоимения   другим: Мы   провели   это   время без   никакой пользы (следовало: без всякой пользы); Создается впечатление таково, что вы ждете   помощи   со   стороны (вместо такое впечатление); Не   могли   бы   вы нам что­то посоветовать?   (лучше: что­либо,   что­нибудь посоветовать); Ни о какой­либо внезапности   не   может   быть   и   речи (ни   о   какой внезапности...); Петров со всеми своими медалями (его медалями).   Джека прогулку вывел     на     Употребление   местоимений   в   тексте   нередко   создает   речевую избыточность: Перед   своей   смертью   преступник   покаялся (уточнение своей излишне).   Подобные   конструкции   требуют   устранения плеоназма: Николая Лукьяновича   сердечно   поздравили   с его 80­летним   юбилеем(местоимение следует   исключить); Признание   и   успех   не   помешали   Владимиру в своем выступлении благодарность выразить свою большую     8 своему учителю (в   этом   предложении   только   последнее   местоимение   свой может   быть   оправдано); Я   решил   остаться   работать   в   родной для   меня деревне (правка ­ сокращение сводится к исключению выделенных нами слов). Таким образом, небольшая группа слов, выступающих в русском языке в роли   местоимений,   может   стать   причиной   досадных   речевых   ошибок, устранение которых требует пристального внимания автора и редактора. 9

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.

Урок по предмету Беседы о слове, тема: Стилистическое использование местоимений. 10-11 классы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017