Урок по предмету Беседы об истории русской культуры, тема: Скульпторы Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 7.doc
Урок 7. Тема: Скульпторы Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос. Цель: познакомить учащихся  с русской  скульптурой XVIII века. Ход урока оо Фед т   I. Ш бинуо значительный русский скульптор XVIII века, представитель классицизма.  (17 (28) мая 1740 года — 12 (24) мая 1805 года) —   ао Ив нович   наиболее Родился   в   деревне   волости [2] Архангелогородской   губернии. Тючковская   Куроостровской   Сын   крестьянина   Ивана Афанасьевича Шубного (1704—1759). Имеет поморские корни. Приехал   учиться   в Петербург.   Закончил Академию   художеств по классу Жилле с большой золотой медалью.  В 1774 году ему присвоено звание академика. В   1803   году   по   указу Александра   I Шубина   назначили   адъюнкт­ профессором с жалованием по штату. Умер   Ф.   И.   Шубин   12   (24)   мая   1805   года   в   Петербурге,   не   дожив нескольких дней до своего 65­летия[3]. Пенсию   его   вдове   Академия   не   дала  «по   причине   кратковременного служения её покойного мужа». Был   похоронен   на Смоленском   православном   кладбище  [4].   В   октябре 1931 года останки Ф.И. Шубина были перенесены в мемориальный некрополь   XVIII века (Лазаревское кладбище) Александро­Невской лавры. Шубин   работал   в   основном   с   мрамором,   очень   редко   обращался   к бронзе. Его работы относят к жанру классицизма. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Это   бюсты   вице­канцлера  А. М. Голицына,   графа П. А. Румянцева­ 1Задунайского, Потёмкина­Таврического, М. В. Ломоносова, Павла I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины II­законодательницы и другие. Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор, создав 58 мраморных   исторических   портретов   для Чесменского   дворца (1771— 1775), 42 скульптуры для Мраморного дворца (1775—1785) и пр. Являлся мастером­косторезом холмогорской резной кости. Работа с презентацией: слайды 2­11 В бюсте Павла I смелая правдивость граничит с гротеском. Бюст Павла I   –   шедевр,   потрясающий   равно   силой   проникновения   в   сложнейший, противоречивейший,   внутренний   мир   личности   и   творческим   бесстрашием художника.   Он   разглядел   бешеный,   нелепый,   непростой   внутренний   мир августейшей  своей   модели.  Отразил  до  дна  словно   бы   раздерганную  душу властителя­урода. Страшного императора. Несчастного человека. Сменяются на неподвижном «каменном лике» будто соскальзывающие незаметно одно в другое живые выражения. Чуть   изменишь   точку,   с   которой   глядел   на   бюст,   как   черты императорского   лица   кажутся   то   сведенными   в   судороге   истерического бешенства, то застывшими в спокойном, исполненном достоинства величии! Шубин находит ту эталонную меру, чтобы тактично и сдержанно, не затмевая характеристики   человека,   подчеркивалось   величие   торжественным облачением.  В 1801 году от пожара погибла скромная шубинская мастерская, «в коей истреблены купно и изделия и орудия, к произведению художества служащие, в которой единственно состояла вся моя подпора и имущество», —   горько   скорбит   окончательно   сломленный   Шубин   в   прошении   на высочайшее имя уже Александра I. В том же пожаре сгорел, верно, и тот 2«небольшой   дом   деревянный»,   который   только   и   «успел   он   стяжать, питаясь лет двадцать одними трудами своего художества». Всепобеждающая   сила   таланта,   захватывающая   жизненность созданных образов, ярко выраженный новаторский характер деятельности Шубина   позволяют   отнести   произведения   этого   великого   русского скульптора   к   числу   высочайших   достижений   русской   художественной культуры XVIII столетия. II.  Миха л   Ив нович   Козл вский  (26 октября [6 ноября] 1753, Санкт­ ио ао оо Петербург — 18 [30] сентября 1802,Санкт­Петербург) — русский скульптор. Родился   в 1753 году в семье   флотского   трубача.   Получил   воспитание в Санкт­Петербургской   Академии   художеств,   в   которой   его   ближайшими наставниками   были   профессора Н. Ф. Жилле и А. П. Лосенко.   По окончании курса   в 1772 году,   став пенсионером   академии, в Рим (с 1774 по 1779 год) и в Париж (с 1779 по 1780 год).   был   отправлен Вернувшись в Россию в 1782 году, за скульптурную группу «Юпитер с   был   признан   назначенным   вылепленную   за границей, Ганимедом», в академики.   C 1788 по 1797 год находился   снова   в Париже,   где   ему   было поручено   надзирать   за пенсионерами,   отправленными   туда   академией художеств.   В 1794 году возведён   в звание   академика,   как   художник,   уже доказавший   свою   талантливость   и   познания   предшествовавшими   трудами, а вслед   за тем   повышен   и  в звание   профессора.   С 1794 года до конца   своей жизни преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году. Работа с презентацией: слайды 11­ 16 III.  Ив н   Петр вич   М ртос  (1754—   5   (17)   апреля 1835) —   русский оо ао ао скульптор­монументалист. Иван   Мартос   родился   в   1754 г.   в   городке Ичня Полтавской губернии (ныне Черниговская   область Украины)   в   семье   мелкопоместного 3украинского   дворянина.   Был   принят   в   воспитанники Императорской академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764 г., окончил курс в 1773 г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию, в качестве пенсионера   Академии.   В Риме усердно   занимался   своей   отраслью искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П. Баттони   и   с   антиков,   под   руководством Р.   Менгса.   Вернулся   в Санкт­ Петербург.   в 1779 г.   и   тотчас   же   был   определён   преподавателем   ваяния   в Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. — ректором и наконец в 1831 г. — заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел I, Александр I[ и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных скульптурных   предприятий;   многочисленными   работами   Мартос   составил себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях. Умер   Мартос   в   Петербурге   17апреля   1835   г.   Был   похоронен на Смоленском   православном   кладбище.   В   1930­х   годах   захоронение   было перенесено на Лазаревское кладбище. Работа с презентацией: слайды 17­ 24 4