Урок 7.
Тема: Скульпторы Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос.
Цель: познакомить учащихся с русской скульптурой XVIII века.
Ход урока
оо
Фед т
I.
Ш бинуо
значительный русский скульптор XVIII века, представитель классицизма.
(17 (28) мая 1740 года — 12 (24) мая 1805 года) —
ао
Ив нович
наиболее
Родился
в
деревне
волости [2] Архангелогородской губернии.
Тючковская
Куроостровской
Сын крестьянина Ивана
Афанасьевича Шубного (1704—1759). Имеет поморские корни.
Приехал учиться в Петербург. Закончил Академию художеств по
классу Жилле с большой золотой медалью.
В 1774 году ему присвоено звание академика.
В 1803 году по указу Александра I Шубина назначили адъюнкт
профессором с жалованием по штату.
Умер Ф. И. Шубин 12 (24) мая 1805 года в Петербурге, не дожив
нескольких дней до своего 65летия[3].
Пенсию его вдове Академия не дала «по причине кратковременного
служения её покойного мужа».
Был похоронен на Смоленском православном кладбище
[4]. В октябре
1931 года останки Ф.И. Шубина были перенесены в мемориальный некрополь
XVIII века (Лазаревское кладбище) АлександроНевской лавры.
Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к
бронзе. Его работы относят к жанру классицизма.
Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов.
Это бюсты вицеканцлера
А. М. Голицына,
графа П. А. Румянцева
1Задунайского, ПотёмкинаТаврического, М. В. Ломоносова, Павла
I, П. В. Завадовского, статуя Екатерины IIзаконодательницы и другие.
Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор, создав
58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771—
1775), 42 скульптуры для Мраморного дворца (1775—1785) и пр.
Являлся мастеромкосторезом холмогорской резной кости.
Работа с презентацией: слайды 211
В бюсте Павла I смелая правдивость граничит с гротеском. Бюст Павла
I – шедевр, потрясающий равно силой проникновения в сложнейший,
противоречивейший, внутренний мир личности и творческим бесстрашием
художника. Он разглядел бешеный, нелепый, непростой внутренний мир
августейшей своей модели. Отразил до дна словно бы раздерганную душу
властителяурода. Страшного императора. Несчастного человека. Сменяются
на неподвижном «каменном лике» будто соскальзывающие незаметно одно в
другое живые выражения.
Чуть изменишь точку, с которой глядел на бюст, как черты
императорского лица кажутся то сведенными в судороге истерического
бешенства, то застывшими в спокойном, исполненном достоинства величии!
Шубин находит ту эталонную меру, чтобы тактично и сдержанно, не затмевая
характеристики человека,
подчеркивалось величие торжественным
облачением.
В 1801 году от пожара погибла скромная шубинская мастерская, «в
коей истреблены купно и изделия и орудия, к произведению художества
служащие, в которой единственно состояла вся моя подпора и имущество»,
— горько скорбит окончательно сломленный Шубин в прошении на
высочайшее имя уже Александра I. В том же пожаре сгорел, верно, и тот
2«небольшой дом деревянный», который только и «успел он стяжать,
питаясь лет двадцать одними трудами своего художества».
Всепобеждающая сила таланта,
захватывающая жизненность
созданных образов, ярко выраженный новаторский характер деятельности
Шубина позволяют отнести произведения этого великого русского
скульптора к числу высочайших достижений русской художественной
культуры XVIII столетия.
II.
Миха л Ив нович Козл вский
(26 октября [6 ноября] 1753, Санкт
ио
ао
оо
Петербург — 18 [30] сентября 1802,СанктПетербург) — русский скульптор.
Родился в 1753 году в семье флотского трубача. Получил воспитание
в СанктПетербургской Академии художеств, в которой его ближайшими
наставниками были профессора Н. Ф. Жилле и А. П. Лосенко. По окончании
курса в 1772 году,
став пенсионером академии,
в Рим (с 1774 по 1779 год) и в Париж (с 1779 по 1780 год).
был отправлен
Вернувшись в Россию в 1782 году, за скульптурную группу «Юпитер с
был признан назначенным
вылепленную за границей,
Ганимедом»,
в академики. C 1788 по 1797 год находился снова в Париже, где ему было
поручено надзирать за пенсионерами, отправленными туда академией
художеств. В 1794 году возведён в звание академика, как художник, уже
доказавший свою талантливость и познания предшествовавшими трудами,
а вслед за тем повышен и в звание профессора. С 1794 года до конца своей
жизни преподавал скульптуру в академии. Умер в 1802 году.
Работа с презентацией: слайды 11 16
III.
Ив н Петр вич М ртос
(1754— 5 (17) апреля 1835) — русский
оо
ао
ао
скульптормонументалист.
Иван Мартос родился в 1754 г. в городке Ичня Полтавской
губернии (ныне Черниговская область Украины) в семье мелкопоместного
3украинского дворянина. Был принят в воспитанники Императорской
академии в первом году по её учреждению (в 1761), начал учёбу в 1764 г.,
окончил курс в 1773 г. с малой золотой медалью. Был отправлен в Италию, в
качестве пенсионера Академии. В Риме усердно занимался своей отраслью
искусства, упражняясь, кроме того, в рисовании с натуры в мастерской П.
Баттони и с антиков, под руководством Р. Менгса. Вернулся в Санкт
Петербург. в 1779 г. и тотчас же был определён преподавателем ваяния в
Академии, а в 1794 г. был уже старшим профессором, в 1814 г. — ректором и
наконец в 1831 г. — заслуженным ректором скульптуры. Императоры Павел
I, Александр I[ и Николай I постоянно поручали ему осуществление важных
скульптурных предприятий; многочисленными работами Мартос составил
себе громкую известность не только в России, но и в чужих краях.
Умер Мартос в Петербурге 17апреля 1835 г. Был похоронен
на Смоленском православном кладбище. В 1930х годах захоронение было
перенесено на Лазаревское кладбище.
Работа с презентацией: слайды 17 24
4