Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"
Оценка 4.8

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"

Оценка 4.8
Презентации учебные
docx
русский язык
10 кл
31.01.2017
Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"
презентация к уроку развития речи "Комплексный анализ текста "Орел и воробьи"
Комплексный анализ текста Орел и воробьи.docx
Урок по развитию речи в 10­м классе  Тема: Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи». Подготовка к  выполнению творческой части ГВЭ Тип урока:    систематизация и обобщение знаний и умений Цель урока: отработать навыки самостоятельного анализа текста Задачи:  1) Обобщить и актуализировать знания о художественном тексте и его особенностях. 2) Создать условия для коммуникативной деятельности учащихся. 3)   Научить   на   основе   найденных   средств   художественной   выразительности   создавать текстуальный комментарий к сформулированной проблеме текста 4) Организовать рефлексивную деятельность обучающихся. Ожидаемый результат:  1)  Учащиеся находят и формулируют проблему и авторскую позицию в тексте. 2) Учащиеся знают средства художественной выразительности и находят их в тесте. 3) Учащиеся создают текстуальный комментарий к сформулированной проблеме текста. 6) Учащиеся принимают решение, озвучивают и аргументируют его. 7) Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности. Методы обучения: Репродуктивный, частично­поисковый, исследовательский, проектный Оборудование: Проектор, ЭОР (презентация), текст притчи, опорная таблица, карточки с заданиями для самостоятельной работы ХОД УРОКА Оргмомент. Сообщение темы и цели урока I. Вступительное слово учителя. В 12 классе, ребята, нам предстоит нелёгкое испытание: итоговая аттестация по русскому языку. И уже в 10 классе мы с вами должны совместно приложить немалые усилия, чтобы на  экзамене вы смогли в полной мере проявить свои знания, умения, навыки, свои творческие  способности. ­ Итак, чему будет посвящён сегодняшний урок? (анализу текста) Слайд 1.     Запишем тему урока и подумаем над её формулировкой. ­ Чем мы сегодня будем заниматься? (Совершенствовать навык анализа текста) ­Что нам сегодня нужно повторить и узнать? (Повторить сведения о художественном  стиле речи и узнать способ действий для анализа текста) Это и будет целью нашего урока. Слайд 2                                                                            (эпиграф к уроку) запись в тетради 1 Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем. Т.Уайлдер Слайд 3               Торнтон Найвен Уайлдер (1897—1975) — американский прозаик, драматург и эссеист,  лауреат Пулитцеровской премии (1928, 1938 и 1943). (за достижения в США в области литературы,  журналистики, музыки и театра)                                                                          II. Первоначальная работа с текстом Выразительное чтение текста учителем. Орёл и воробьи. Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной  жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал: – Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как  протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни  – нам это близко и понятно. Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой  толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в  ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга,  ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И  ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И  было неприятным это зрелище.  И сказал тогда Орел воробьям: – Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым  высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где­ нибудь и как­нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах  необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе  подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих  кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их  взоре, в их сердце. Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его.  Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до  земли: – Короткое крыло – низкий полет... 2 А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах. Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше  взгляда человеческого он не устремляется. III. Актуализация опорных знаний по речеведению – Определите стиль и жанр этого текста. (Это текст художественного стиля,  следовательно, главная задача – воздействовать на чувства и воображения читателя с  целью эмоционального восприятия его. Жанр – сказка. «Сказка – ложь, да в ней намек,  добрым молодцам урок».)  – Автор определила жанр как сказка­притча. Вспомните определение притчи. Слайд 4  (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.) – В каких строках, по вашему мнению, заключена мораль? Зачитайте.  Слайд 5  Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят.  Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется. IV. Самостоятельная работа учащихся в группах (cодержательный и композиционный  анализ текста) ­ Итак, сейчас вы будете работать в группах, выполняя свое задание. Время для  выполнения – 5 мин. Слайд 6 (задание группам для самостоятельной работы) Слайд 7 (Показывать изображение птиц, пока ребята выполняют задание) Задания для групп. Группа А Какова композиция притчи? Какие микротемы можно выделить в тексте? Подтвердите цитатами. 1. 2. Группа В 1. Что вы можете сказать о героях притчи? Авторская характеристика Орла и воробьев. 2. Группа С 1. 2. Какие изобразительно­выразительные средства использует автор? Их роль в тексте. Примерные ответы на предложенные вопросы. Группа А. Слайд 8 3 Основной композиционный прием, использованный автором, – контраст. Обличительная  речь Орла – центр притчи. Конфликт – столкновение разных жизненных позиций. Завязка – реакция воробьев на рассказ Орла. Кульминация – полные горечи слова Орла. Развязка – ответ Орла на действия воробьев. Условно в тексте можно выделить 5 микротем: Запись в тетради. Слайд 9 1. Рассказ Орла и реакция  «И стал рассказывать Орел о других  воробьев Слайд 10 мирах и иной жизни... Слушали, слушали  воробьи...» 2. Осмотр Орлом фермы и его  «Окинул Орел своим зорким оком  обличительная речь окрестность...но нашел я не птиц, а существ с  крыльями...» Слайд 11 3. Возмущение воробьев и ответ  «...возмутились такими речами  Орла Слайд 12 воробьи...» «короткое крыло – низкий полет» 4. Возвращение воробьев к  «...снова вернулись воробьи к своим  прежнему существованию гнездам... и снова защебетали...» Слайд 13 5. Мораль «Даны человеку глаза, но дальше  желаний тела они не видят. Дан человеку  разум, но дальше взгляда человеческого он не  устремляется». Группа В В притче прослеживается аллегория. Герои притчи  «Орел и воробьи» наделены человеческими свойствами. Образ Орла не  соответствует первичному представлению об этой птице. Орел оказался на скотном дворе  случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные.                                 Слайд 14 4 Орел Воробьи Стремленье к жизни настоящей,  Летают они в загонах, нет устремления в  наполненной высоким смыслом Слайд 15 их крыльях, в их взоре, в их сердце Проповедник, мудрец V. Обобщение композиционно­смыслового анализа текста Психология обывателя – Сформулируйте тему и идею текста. (Тема – смысл жизни. Идея заключена в  морали) (зачитать). Слайды 16­17 – Каждому человеку дан разум, но не всякий устремляет его к высоким целям. – Соотнесите идею притчи и эпиграф к сегодняшнему уроку.                – Как вы понимаете его смысл?  (В притче слово должно быть понятным и действенным. А значит, определенную  роль в стилистическом оформлении играют изобразительно­выразительные средства). Группа С   Слайд 18                  Тропы Метафора: «растворился в небе» – подчеркивает органичность Орла среди облаков, в  небесных высях. Перифраза: – «царь птиц» (Орел), «Божий дар» (жизнь) – помогает устранить однообразие; – «существа с крыльями» (воробьи), «прекрасные места» (фермы и свинарники) – передает  авторскую иронию по отношению к жизненной позиции воробьев. Эпитеты: неведомые дали, непостижимые высоты, жадно поедали, неприятное зрелище,  хрюкали ужасно. Стилистические фигуры Притча представляет собой развернутую антитезу «Орел – воробьи». Она реализуется  через систему антонимических пар: один – стая, рассказать – слушать, птицы – свиньи, просторы – загоны, дары природы – объедки, высота – низкий полет, чудесные миры – свинарники. Говоря о синтаксисе текста, следует отметить инверсию. Обратный порядок слов создает  некоторую напевность: «стал рассказывать орел», «слушали воробьи», «нашел я», «летают они»,  «видят они», «протекает жизнь», «сказываешь ты». Для создания определенного эмоционального эффекта автор использует явление однородности:  «о других мирах и иной жизни», «о неведомой дали, к непостижимым высотам», «утаптывали  грязь и валялись в ней», «хрюкали и визжали», «поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной  5 жизни». Однородные члены образуют такую фигуру, как градация: «толстые, грязные, дурно пахнущие»  (расширение отрицательных качеств), «нет устремления в их крыльях, в их взоре, и в их сердце». Многосоюзие замедляет речь с целью дать возможность задуматься о смысле (зачитать от слов  «Я считал воробьев...»).  Заканчивается монолог Орла афоризмом, в конце его многоточие (умолчание), т.е. автор  приглашает нас к размышлению. ­ О чем нас заставляет задуматься автор? VI. Заключительное слово учителя – Думаю, что у каждого из вас есть своя точка зрения. Она может совпадать или не  совпадать с позицией автора, потому что … Слайд 19 В жизни по­разному можно жить: В горе можно и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так:  На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженною солнце достать, И подарить его людям. (С. Островой) Каждый человек делает свой выбор: как пройти свой жизненный путь. И перед каждым из вас этот выбор тоже встанет. Я желаю вам сделать его правильно. Слайд 20 (Звучит песня в исполнении Сергея Никитина «Каждый выбирает для себя»  сл.Юрий Левитанский              муз. Виктор Берковский) VII. Итоги урока. Оценки. PS: Ольга Безымянная – учитель, автор сборника «Жемчуга мудрости», куда включены  стихотворения, притчи, сказки. 6

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"

Урок по развитию речи "Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017