Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
04.08.2018
Урок по русскому языку на тему "Имена существительные мужского, женского и среднего рода.", для 3 класса "УМК "Школа России", составлен в технологической таблице в соответствии с требованиями ФГОС и включает в себя конспект урока, карточки с раздаточным материалом, материал для рефлексии.
Урок русского языка 3 класс.docx
Учитель: Лыкова Людмила Юpьeвнa
Предмет: русский язык
Класс: 3 «Школа России»
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: Имена существительные мужского, женского и среднего рода.
( 3 класс)
Цель урока: Создание условий для формирования навыка определения рода имён существительных.
Задачи обучения: познакомить с приёмом определения рода имён существительных в единственном числе; применять
полученные знания;
Задачи развития: развивать мыслительные операции: анализ и синтез, внимание, логическое мышление, продолжать
формирование умений самостоятельно ставить цели урока , умение оценивать свою деятельность;
Задачи воспитания: воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, готовность к взаимовыручке.
Оборудование: карточка со словарными словами, карточки для определения рода имён существительных,
стихотворение, карточки с дидактической игрой.. Структура урока
№
п\п
1
Этапы урока
Мотивирование
учебной
деятельности (1
мин)
Цель: Создание
условий для
положительного
психологического,
эмоционального
настроя учащихся
на предстоящую
работу на уроке
Деятельность
учителя
Приветствие учащихся.
Настрой учеников на
учебную деятельность.
Давайте улыбнемся друг
другу. Пусть сегодняшний
урок принесет нам всем
радость общения. Сегодня
на уроке, ребята, вас
ожидает много интересных
заданий, новых открытий, а
помощниками вам будут:
внимание, находчивость,
смекалка.
Сядьте за парты
правильно, спину держите
прямо. Расположите
полученную тетрадь на
столе так, чтобы руки при
письме не свешивались.
Итак, мы настроились на
Примечание
Метод:
стимулирование
и мотивация
учащихся
Планируемые
результаты
Личностные УУД:
самоопределение к
учебной
деятельности
Деятельность
учеников
Приветствие учителя
Настрой на учебную
деятельность.
Дети желают друг
другу удачной
работы.
правильно садятся
за парту и
располагают с
наклоном тетрадь 2
Чистописание
Цель: отработка
каллиграфического
написания букв и
их соединений
5 мин.
работу на уроке.
Откройте тетради,
запишите дату .
Начнём урок с минутки
чистописания.
Сегодня на чистописании
мы поработаем над буквами,
которые очень похожи в
написании. Вы сможете их
узнать, если найдете
одинаковые звуки в словах
каждой строки.
Мир, нитка, лицо.
Шар, шалаш, чашка.
Верно, это буквы И и Ш.
Спишите.
И шиш Ш иши
Прочитайте пословицу.
Объясните ее смысл.
Поспешишь – людей
насмешишь.
Найдите орфограммы.
Оцените свою работу на
полях: всё красиво
написано +, если есть
неточное написание букв то
записывают дату
буквы и и ш
наклон,
параллельность,
размер
дети отмечают
красиво написанные
буквы
оценивают свою
работу на полях
Метод:
словесный,
наглядный,
частично
поисковый
Познавательные
УУД:
умение
структурировать
знания, осознанно и
произвольно
строить
высказывания
Личностные УУД:
Оценка, самооценка
собственной
деятельности 3
Словарная
работа.
Цель: закрепить
умение правильно
писать словарные
слова, наблюдать
за словами:
находить общее и
отличие
5мин.
половина плюса, ну а если
совсем буквы не получились
то .
В ходе работы на уроке
обращайте внимание на
написание этих букв,
контролируйте
правильность.
Давайте вспомним
словарные слова –
существительные,
обозначающие явления
природы:
Погода, облако, ветер,
мороз, иней, месяц.
– Укажите общие признаки
данных существительных
(нарицательное,
неодушевленное, отвечает
на вопрос что?
– А вы знаете, что слово
«месяц» произошло от
слова «мес.» так в старину
называли Луну. А когда
Луна уменьшалась к
слову «мес.»добавляли
суффикс – яц, т.е.
маленькая луна.
словарные слова
записывают в
тетрадь, ставят
ударение и
подчёркивают
орфограмму
проверяют
правильность
написания
оценивают свою
работу на полях
существительные
Метод:
практико –
ориентированный
частично
поисковый
Личностные УУД:
Способность к
самооценке
Познавательные
УУД:
умение
структурировать
знания, осознанно и
произвольно
строить
высказывания об имени
существительном
Оцените свою работу на
полях: всё правильно
написано +, если есть 1
2ошибки, то половина
плюса, ну а если больше, то
.
А ещё что можно сказать об
этих словах?
Кто догадался ,о какой
части речи мы сегодня
будем говорить на уроке?
Давайте проверим, какие
знания у вас имеются на
данный момент по этой
теме.
1. Сможешь ли ты
безошибочно найти в тексте
имя существительное?
Всегда, не всегда.
2. Уверен (а) ли ты в том,
4
Актуализация
знаний
Цель: наблюдать
за словами:
находить общее и
отличие 10 мин.
Методы:
репродуктивный:
наглядно
индуктивный
Развитие
слухового
восприятия,
опора на
жизненный опыт.
устные ответы
детей что всегда правильно
определишь число имени
существительного?
Всегда. Не всегда.
3. Испытываешь ли ты
трудности в написании имен
собственных и
нарицательных?
Да. Нет.
4. Понимаешь ли ты
различия между
одушевленными и
неодушевленными
предметами.
Да. Нет.
Далее предлагаю вам
задания трёх уровней.
Выберите вариант, где вы
почувствовали бы
уверенность в своих силах.
Вариант 1 (стартовый,
минимально допустимый)
1. Подчеркни только имена
существительные.
Чайник, кричать, хороший,
Маша, нора, большая,
летал..
2. Подчеркни имена
дети работают на
карточках самопроверка по
образцу на экране
собственные.
Река Волга, город Нальчик,
мальчик Миша, гора
Эльбрус.
3. Вставь пропущенное
существительное.
Вчера мы ходили в
________. Вечером ребята
играли на __________.
Вариант 2 (базовый уровень)
1. Образуй
существительные.
Храбрый
Мудрый
Бедный
2. Подбери к данным
существительным антонимы.
Радость
Добро
3. Подбери к данным
существительным
подходящее по смыслу
существительное.
Кусок __________, конец
____________, килограмм
___________, обложка
_____________.
4. Составь из данных слов предложения и подчеркни
имена собственные.
Бурёнка, на, паслась,
корова, лугу. Петров,
живёт, Миша, деревне, в.
Вариант 3 ( продвинутый,
творческий)
1. Подбери к данным словам
антонимы .
Правда _________ , ночь
__________ , шум
__________ , доброта
_________ .
2. Подбери к данным словам
синонимы.
Врач –
Неправда –
Булка –
3. Укажи число
нарицательных
существительных.
Россия огромная страна.
На юге цветут пальмы.
Есть в России реки, моря,
горы, озёра. В горах –
металл, руда, уголь, газ.
4. Подбери подходящие по
смыслу существительные.
Душный – ,стая – . Метод:
проблемно
поисковый,
словесный,
практический
5
Изучение нового
материала
Цель:
умение
делить слова на
разные группы по
разным признакам,
создать
проблемную
ситуацию для
подведения к теме
урока.
организовать
постановку цели
урока
установить
тематические
рамки;
4мин.
Субботний ,красное .
В русском языке очень
много «тайн», в том числе
об имени существительном.
Сегодня мы постараемся
разгадать ещё одну.
А чем будем заниматься
отгадайте ребус.
Домик на доске.
шаР+зОнт+Душ=? Род
Сформулируйте тему урока
А чему научимся?
А что такое род?
Родгруппа,коллектив
людей связанных кровным
родством.
Родэто семья,родня.
Какая же родня у имени
существительного?
Вернёмся к словарным словам.
_Попробуйте объединить
эти слова в группы по
родам.
дети пытаются
определить род
существительных
Постановка проблемы
– В чём затруднение?
– Почему же возникло
затруднение?
Построение проекта
выхода из затруднения
– Сформулируйте тему
урока.
– Сформулируйте цель
вашей дальнейшей
деятельности?
определить род
существительных
Род имён
существительных
Узнать способ
определения рода
имён
существительных.
Научиться правильно
определять род имён
существительных.
6
Физминутка
Цель: снятие
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно
дети выполняют
движения, которые
Результаты:
Восстановление психического и
статического
напряжения у
учащихся путём
переключения на
другой вид
деятельности
1 мин.
встали.
Мы проверили осанку
И свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Вправо, влево повертелись
И за парты вновь уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6 мин.
– Давайте составим план
работы:
Реализация построенного
проекта
показывает учитель
физических и
духовных сил
1) Установить, что
такое род имён
существительных.
2) Определить
какого рода бывают
имена
существительные.
3) Вывести способ
определения рода
имён
существительных.
Регулятивные
УУД:
Составление плана
и
последовательности
действий Род – это грамматический
признак имени
существительного.
– Давайте понаблюдаем за
словами.
– Назовите мне слова,
обозначающие предметы,
которые вы видите вокруг
себя.
– К каким из них можно
подставить слова ОН,
МОЙ?
– К каким из них можно
подставить слова ОНА,
МОЯ?
– К каким из них можно
подставить слова ОНО,
МОЁ?
Может кто –то может уже
сказать сколько родов в
русском языке?
– Как вы думаете, какого
рода имена сущ., к которым
можно подставить слова
ОН, МОЙ?
– Как вы думаете, какого
рода имена сущ., к которым
можно подставить слова
ОНА, МОЯ?
– Как вы думаете, какого
называют словарные
слова, подставляют
слова ОН, МОЙ;
ОНА, МОЯ; ОНО,
МОЁ, определяют
род.
дети делают вывод
м.р
ж.р
ср.р рода имена сущ., к которым
можно подставить слова
ОНО, МОЁ?
А где мы можем проверить
свои выводы?)
в учебнике
Стр.25 высказывание
мудрой совы.
– Сделайте вывод.
–Тогда давайте распределим
существительные по родам.
– Что теперь вы можете
делать?
– Какой следующий шаг на
уроке?
читают правило
Мы сделали верное
открытие
Определять род
имён
существительных
Потренироваться в
использовании
способа определения
рода имён сущ.
7
Закрепление
нового материала
Цель:
закрепление
умения
1. Упр. 39
2.
Чтобы лучше запомнить
правило, предлагаю выучить
один ученик
работает у доски определять
рода имени
существительн
ого.
5 мин
2 мин.
стихотворение
Женский род запомню я,
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской,
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно – моё».
Это правило моё!
3. Возьмите карточки с
дидактической игрой.
Прочтите задание.
Дидактическая игра «Найди
лишнее слово»
Из каждой строчки
выпишите лишнее слово и
определите его род.
Деревня, дядя, воля,
земля;
Ладонь, огонь, конь, окунь;
Место, стена, ведро, весло
А теперь сверьте
выполнение задания с
доской и оцените свою
работу на полях: всё
правильно написано +, если
есть 1ошибка, то половина
плюса, ну а если больше, то
.
Какое открытие сделали на
уроке?
читают задание
выполняют
самостоятельно
проверяют по
образцу и оценивают
свою работу
ответы детей 8
Итог урока.
2 мин.
Вернёмся к нашим
целям(Узнать способ
определения рода имён
существительных.
Научиться правильно
определять род имён
существительных.) Удалось
нам их достичь.
Игра «Верю — не верю»
Учащиеся кивком головы
подтверждают или
опровергают высказывания
учителя:
имена
существительные
изменяются по числам
;
имена
существительные
изменяются по родам
имена
существительные
имеют род;
на число и род имен
существительных
указывает приставка ;
да, удалось
да
нет
да
нет
да записывают задание
в дневник
9
Домашнее
задание.
1 мин.
10
Рефлексия
2 мин.
новые знания помогут
мне в дальнейшей
учебе и в жизни ;
Мы хорошо поработали, и
я могу предложить
творческое домашнее
задание — выписать из
словаря по 5 слов
мужского, среднего и
женского рода
Дайте оценку своей
деятельности на уроке.
Если у вас все плюсы,
поднимите руки.
Не огорчайтесь, если у вас
сегодня чтото не
получилось, время для
исправления ещё есть.
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Урок по русскому языку на тему: "Имена существительные мужского, женского и среднего рода." ( 3 класс УМК "Школа России")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.