Урок по русскому языку на тему "Текст. Признаки и структура текста. Функционально-смысловые типы речи" (10 класс)
Оценка 4.9

Урок по русскому языку на тему "Текст. Признаки и структура текста. Функционально-смысловые типы речи" (10 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
Взрослым
07.01.2017
Урок по русскому языку на тему "Текст. Признаки и структура текста. Функционально-смысловые типы речи" (10 класс)
Данный урок направлен на повторение и углубление знаний по данной теме. Это поможет обучающимся при написании изложений и сочинений. Также работа с текстами на занятии позволит совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки и умение связно излагать свои мысли в устной и письменной формах.
Текст.doc

Тема занятия: Текст. Признаки и структура текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Цель занятия: Совершенствовать речь учащихся, их способность рассуждать по заданной теме, умение конструировать текст и анализировать его, определяя тему, главную мысль, тип и стиль речи, способы связи в тексте; получать представление о широкой теме и микротемах.

Задачи занятия:

1) формировать навыки комплексного анализа текста;

2) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

3) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

Оборудование: тексты для анализа, словари.

Вопросы, на которые студенты должны дать ответы, в конце занятия:

1.                   Что такое текст? Как доказать, что ряд предложений является тестом? Какими по объему бывают тексты? Что такое главная мысль? В каких частях текста она выражается? Что такое абзац и какова его роль в тексте?

2.                   Что такое ключевые слова? Какова их роль в тексте?

3.                   Какие существует типы речи? Какова композиция текстов разных типов речи?

4.                   Какие средства связи используются в текстах разных типов речи?

Ход занятия

I. В нашей речи – устной или письменной – мы чаще всего используем не отдельные слова, а предложения, которые являются главным средством выражения и сообщения мысли. Предложения, соединяясь друг с другом, образуют текст, который может состоять из одного или нескольких предложений.

Однако, можем ли мы любой набор предложений назвать текстом? ( Конечно, нет)

Текст обладает определёнными, характерными признаками. Так что же такое текст и каковы его признаки?

Текст относится к продукту речевой деятельности. Он возникает и существует в процессе общения людей. Слово «текст» латинского происхождения в переводе – соединение, сплетение, связь.

Отличительные черты текста – это:

1.                    Тематическое единство;

2.                    Смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли;

3.                    Грамматическая связь между предложениями.

4.                    Наличие или возможность заголовка.

5.                    Использование языковых средств связи между предложениями (местоимения, синонимы, повторяющиеся слова, союзы)

Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора. Текст должен быть посвящён одной теме, т.е. обладать содержательной целостностью.

То, ради чего создаётся текст, - это идея, основная мысль, смысл. Текст должен нести в себе какой-то определённый смысл, т.е. обладать смысловой целостностью.

Тема и основная мысль могут быть выражены в названии.

В тексте большого объёма ведущая тема распадается на микротемы.

Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста. В тексте ей обычно соответствует абзац.

Обратимся к учебнику под ред. Кузнецовой (стр.329, упр.3 б, в) (3 б – не текст, т.к. здесь нет ни тематического единства, ни смысловой целостности: воображение, минеральный источник, полотна художника. 3 в – текст, в  нём говорится о воображении, которое необходимо художнику для создания великих произведений).

Правильно построенный текст имеет вступление, основную часть и заключение, т.е. обладает структурной целостностью. Запишем предложения.

1.      Сегодня подморозило. На каникулах мы  поедем в Санкт-Петербург. Птицы потянулись в жаркие страны ( отдельные высказывания на разные темы, невозможно выделить структурные части)

2.      Автобус прибывает сегодня вечером. Мне необходимо встретить этот автобус, т.к. на нём приезжает моя сестра.(предложения на одну тему: необходимо встретить сестру; можно выделить структурные части: автобус прибывает – необходимо встретить – приезжает сестра).

Обратите внимание:велика роль первого и последнего предложений в тексте, которые особенно подчеркивают тему или основную мысль, вступление и заключение.

Слова темы или основной мысли, повторяющейся в тексте в одной и той же или в разных формах или замененные синонимами, являются ключевыми.

Учебник Е.Д.Ващенко, упр. 50 (стр.63)

Предложения в тексте могут соединяться с помощью последовательной или параллельной связи. При последовательной (цепной) связи каждое следующее предложение заключает в себе нечто новое по сравнению с предыдущим, но при этом остаётся с ним тесно связанным.Средствами связи выступают повторы, местоимения, синонимы. (стр.329, упр. 4 б)

При параллельной связи первое предложение сообщает нечто общее, а каждое последующее раскрывает и дополняет его смысл. Средствами связи в таких предложениях является сходство в построении предложений.( упр. 4 а)

Организационная диаграмма

 

В русском языке выделяются три типа текста: повествование, описание, рассуждение.

Тип речи зависит от цели высказывания.

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии во временной последовательности: сначала, потом...наконец). Главный вопрос повествования – что произошло?

Описание – изображение предметов, явлений, животных, человека путём перечисления их признаков. Главный вопрос – какой?

 Рассуждение– обоснование, доказательство, объяснение какой-либо мысли. Главный вопрос – почему? Тезис содержит в себе основную мысль и доказывается с помощью аргументов и фактов. Фактами могут быть примеры из жизни, мысли писателей и т.п.

Таблица 1. Типы речи

Тип речи

Разновидность типа речи

Повествование (что произошло?)

·                      изобразительное

·                      информативное

Описание (какой?)

·                      предмета

·                      места

·                      состояние среды

·                      состояние человека

Рассуждение (почему?)

·                      доказательство

·                      объяснение

·                      размышление

 

У каждого типа речи своя композиция.

Описание

(параллельная связь)

Повествование

(цепная связь)

Кульминация

экспозиция-завязка развязка

Рассуждение

(цепная связь)

1. Тезис

2. Доказательство

3. Вывод

 

(Можно поменять предложения местами)

(Необходимо соблюдение логической и временной последовательности. Перестановка предложений разрушит текст.)

(Необходимо соблюдение логической и причинной связи. Перестановка предложений разрушит текст.)

 

После обобщения материала о тексте поработаем с практической частью. (Комплексный анализ текста – эффективное средство развития речи школьников).

Перед вами стихотворение Людмилы Татьяничевой:

Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.

 

    1. Докажите, что это текст.
    2. Какова главная мысль текста?
    3. Назовите ключевые слова.
    4. Какой тип речи?
    5. Какой стиль речи?
    6. Вид связи предложений? (Цепной, параллельный)

 

Броня – в старину:1) металлическая одежда, защищающая туловище война;

2) прочная защитная облицовка из стальных плит.

 

Учащиеся доказывают, что это текст: в нем три предложения, объединенных одной темой – материнской любви. Главная мысль автора заключается в том, что эта любовь делает человека сильнее. В первом предложении мысль о материнской тревоге, во втором

образ тех, с кем как бы спорит женщина-мать, в третьем выражена основная мысль.
Ключевые слова – любви, детям, материнская тревога, любовь, отданная детям. Тип речи повествование: что говорят люди о любви лирического героя; что отвечает женщина – мать. Связь между предложениями цепная: лексические средства связи – текстуальные
синонимы (говорят – ответить); текстуальные антонимы (старит-делает сильнее; я – они).

Выразительное синтаксическое средство связи – вопрос-ответ: вопросительное – повествовательное предложение.

Стиль – художественной литературы, приметами которого являются: ритм, рифма поэтического произведения, образность, эпитеты (материнская тревога, бесстрастным сердцам, любовь, отданная детям), метафоры (тревога старит), сравнение (бесстрастным, как броня), автор - поэтесса Л. Татьяничева.

После анализа учащиеся читают стихотворение с соблюдением пауз, всех интонационных особенностей, выделяя голосом слова, на которых делаем логическое ударение.

II. 70 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но память о ней неподвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она будет жить века… Давно заросли травою и сгладились окопы на полях сражений. Возродились разрушенные города и села, но Родина помнит своих сыновей и дочерей, в час смертельной опасности отстоявших страну. Тысячи памятников народному мужеству воздвигнуты повсеместно.

1. Знакомство с текстом для анализа:

– Давайте обратимся к содержанию текста, лежащего у вас на столах. Прочтите его еще раз и самостоятельно выполните тестовые задания к нему

 (1) Памятники жертвам войны и героям Победы. (2) Их много – у нас в стране, в разных концах мира. (3) Иногда мне кажется, что я слышу, как в тишине ночей каменными и бронзовыми голосами они ведут строгую торжественную беседу между собой, перекличку славы, скорби и горести.

(4) Родина – мать неотрывно смотрит на надгробия павших детей своих в тишине Пискаревского братского кладбища в Санкт– Петербурге.

(5) Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на Волге, словно прорастают сквозь склоны степного Мамаева кургана, там, над ширью великой русской реки.

(6) И за пределами нашей страны есть они. (7) Подняв на могучей руке прильнувшую к нему спасенную им девочку, высится бронзовый воин нашей страны посреди берлинского Трептов-парка.

(8) Я не знаю, сколько монументов славы и победы у нас в стране и за ее пределами. (9) Но сквозь шум и биение торжествующей жизни до чуткого уха доходит хор их голосов, напоминающих о прошлом.

Л.Успенский.

2. Тестовые задания.

А.1. В каком предложении заключена основная мысль текста?

1. 1
2. 3
3. 9
4. 8

А.2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1.                   Памятники посвящаются только героям Победы.

2.                   Памятников много по всему миру.

3.                   Памятники напоминают о прошлом.

4.                   Памятники павшим ведут между собой перекличку славы, скорби и горести.

А.3. Определите стиль и тип речи текста.

1.                   Научный, описание.

2.                   Публицистический, рассуждение.

3.                   Публицистический, повествование.

4.                   Художественный, повествование.

А.4. Укажите средства связи предложений № 1 и № 2.

1.                   Синоним.

2.                   Повтор.

3.                   Однокоренные слова.

4.                   Местоимение.

А.5. Каково значение слова герой, употребленного в тексте?

1.                   Главное действующее лицо литературного произведения.

2.                   Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

3.                   Человек, воплощающий в себе черты эпохи, среды.

4.                   Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление).

3. Выполните следующие задания:

– Подберите заголовок к данному тексту.
– Сформулируйте тему текста.
– Определите позицию автора.
– Согласны ли вы с его точкой зрения?

4. Анализ текста.

1. Организация работы в группах:

Выделите основные микротемы.

(Микротемы: а) перекличка памятников Победы в разных концах мира; б) Пискаревское братское кладбище в Санкт-Петербурге; в) памятник на Мамаевом кургане; г) бронзовый воин в Берлине; д) памятники напоминают о прошлом.

5. Обобщающее слово учителя:

Действительно, памятники жертвам войны и героям Победы есть в любом населенном пункте, в любом местечке, где проживают люди, помнящие и уважающие людей, победивших фашизм и принесших мир нашей стране. Такие памятники есть и на нашей Вологодской земле.

III. Фронтальный опрос (вопросы в начале занятия)

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве. В детстве мечтал о далеких путешествиях, о южных странах, яркой природе. Но прошли годы, и Паустовский нашёл радость во встречах со среднерусскими лесами, озерами, с простыми людьми. Он открывает особую страну Мещеру - местность, расположенную к югу от Москвы, - и показывает красоту её лесов, озёр, болот в таких произведениях, как “Мещерская сторона” и “Повесть о лесах”. По своей манере письма писатель оказался близок к Андерсену: он так же умел увидеть в обыкновенном необычное. В русской прозе он остался певцом природы среднерусской полосы, великолепным знатоком русской речи, неподражаемым мастером слова.

IV. Самостоятельная работа.

Комплексный анализ текста

Мещёра - остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру, - на километры земля покрыта сухим, мягким мхи”.

Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши.

Ночь уже стоит над озером и смотрит в его темную воду... На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь... Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.

1.                   Прочитайте выразительно текст.

2.                   Озаглавьте.

3.                   Основная тема текста.

4.                   Основная идея текста.

5.                   План текста.

6.                   Назовите микротемы текста.

7.                   Роль первого предложения в тексте.

8.                   Назовите средства связи предложений в тексте.

9.                   Определите тип речи.

10.               Определите стиль текста.

11.               Назовите автора текста.

12.               Объясните лексическое значение слова: Мещёра.

13.               Какие предложения преобладают, почему?

14.              Выпишите слова с орфограммой: 1 вариант - Н, НН в прилагательных и причастиях; 2 вариант - НЕ с разными частями речи; 3 вариант - чередующиеся гласные в корне.

V. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Моя малая Родина».


Тема занятия: Текст. Признаки и структура текста

Тема занятия: Текст. Признаки и структура текста

То, ради чего создаётся текст, - это идея, основная мысль, смысл

То, ради чего создаётся текст, - это идея, основная мысль, смысл

Описание – изображение предметов, явлений, животных, человека путём перечисления их признаков

Описание – изображение предметов, явлений, животных, человека путём перечисления их признаков

Любовь, мной отданная детям,

Любовь, мной отданная детям,

Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на

Гигантские лики солдат, переломивших ход войны в сражении на

Определите позицию автора. –

Определите позицию автора. –

Основная идея текста. 2.

Основная идея текста. 2.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017