Урок по русскому языку "Написание слов с большой буквы (повторение)" (1 класс, русский язык)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
24.03.2018
Данный урок представлен в виде интересного урока - игры. На протяжении всего урока ученики в игровой форме повторяют и обобщают употребление большой буквы в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, названиях городов, рек, стран. Ученики с интересом помогают Королеве Грамматике, выполняя её задания, которые представлены в виде цветика - семицветика. В конце урока дети освобождают Королеву от Злодея, который упрятал её в темницу. Также учащиеся в течение урока развивают такие психические качества: память, внимание, мышление, воображение и развивают свою речевую деятельность. Урок помогает детям быть любознательными и воспитывает интерес к родному языку.
урок написание большой буквы в словах.docx
Учитель: Маркова Наталья Геннадьевна
Урок: «Русский язык», 1 класс (14).
Тема: «Повторяем написание большой буквы в словах».
Цели урока:
1) обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в имени,
фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов;
2) развивать психические качества: память, мышление, внимание,
воображение (образовательная программа «ИнтеллекТ»);
3) развивать речевую деятельность: слушание, чтение, говорение, письмо
(образовательная программа «ИнтеллекТ»);
4) воспитывать любознательность и интерес к родному языку.
Форма урока: урок – игра.
Оборудование: цветиксемицветик; сказочные герои (королева, злодей);
игровой материал; телеграмма; задания; медальки для каждого ученика;
стенгазета о русском языке, выполненная в виде воздушного шарика; учебные
пособия по программе «ИнтеллекТ».
Ход урока.
1. Организационный момент.
Сообщение целей и задач урока.
Урок – это работа. А любая работа имеет свою цель. Посмотрим, какие
цели мы будем реализовывать на нашем уроке.
(читаем вслух цели урока и если согласны с данной целью, то прикрепляем её
на доску)
обобщить знания об употреблении большой буквы в имени,
фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран,
городов;
( с этой целью учащиеся согласны, прикрепляем на доску)
развивать психические качества: память, мышление, внимание,
воображение (образовательная программа «ИнтеллекТ»);
( с этой целью учащиеся согласны, прикрепляем на доску)
учиться рисовать автомобиль;
( с этой целью ученики не согласны, на доску не прикрепляем) развивать речевую деятельность: слушание, чтение, говорение,
письмо (образовательная программа «ИнтеллекТ»);
( с этой целью учащиеся согласны, прикрепляем на доску)
воспитывать любознательность и интерес к родному языку
( с этой целью учащиеся согласны, прикрепляем на доску).
Итак, цели мы поставили, значит, наша работа получится. Поднимите
глазки вверх, опустите их вниз, посмотрите влево, вправо. А теперь
послушайте, что я вам расскажу.
Далеко – далеко, за горами, за морями, за высокими лесами есть
страна Грамматика. В ней живут разные звуки, буквы, слова и
предложения. И все они служат Королеве Грамматике (показать
наглядность на доске). Однажды все узнали, что Злодей (показ на доске)
похитил Королеву и заточил её в свою темницу. Он это сделал специально,
чтобы никто не смог больше изучать буквы и знать науку грамматику,
чтобы все в этой стране стали безграмотными.
Жалко вам Королеву? Хотите ей помочь? (ответы детей)
Королева Грамматика надеется на вашу помощь и прислала вам телеграмму.
Давайте её прочитаем.
Телеграмма
(читает ученик): «Дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста,
освободиться из темницы. Выполните все задания, которые я вам прислала
вместе с волшебным цветком. Как только вы выполните все задания, то
волшебный цветиксемицветик распустится, и силы зла исчезнут. И в стране
Грамматике опять будет порядок. Надеюсь на вашу помощь!» Королева
Грамматика.
Поможем Королеве Грамматике? (ответы детей)
Итак, в путь!
Ты расти, расти цветок,
Распускайся лепесток!
Красный, жёлтый, голубой,
Расцветайка! Зло долой!
2. Основная часть урока.
Обобщение и систематизация ранее изученного материала по теме:
«Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных и в географических
названиях». 1 лепесток.
Ребята, давайте вспомним с вами, над какой темой мы сейчас работаем на
уроках русского языка? (тема урока написана на доске, учащиеся хором её
читают).
А когда мы пишем слова с большой, заглавной буквы? (ответы детей)
А почему хотя бы одно слово в предложении, но будет написано с большой
буквы? (это начало предложения)
Посмотрим, какое 1 задание нам приготовила Королева Грамматика (взять с
1 лепестка задание).
Задание №1 (читает ученик).
«Ребята! Я вам предлагаю найти и исправить
ошибки в одной работе школьника. Если исправите
все ошибки, то этот лепесток распустится. Будьте
внимательны!»
Рифмовка с элементами какографии (неправильного написания).
Устная работа (доска).
Я пишу в тетрад_: карова,
А корова – нездорова!
Я пишу: сабака фомка,
А собака лает громко.
Я пишу: белчонок тишка,
А бельчонок целит шышкой
Прямо в лоб мне и кричит:
Лучше правила учи_
(дети работают устно над работой, представленной на доске; находят ошибки,
исправляют их, доказывают и обосновывают свой ответ)
Молодцы! Открывается 1 лепесток волшебного цветка.
2 лепесток.
Выполняем следующее задание. Кто готов? (взять задание со 2 лепестка).
Читаем.
Задание №2 (читает ученик). «Чтобы распустился следующий лепесток – поиграйте
со своим учителем. Все игровые задания у Натальи
Геннадьевны. Весёлой вам игры!»
1) Игра «Имена детей».
Как пишутся имена детей? (ответы учащихся)
Подумайте, как заполнить клетки в таблицах, чтобы получились имена
детей.
плакаты на переносных досках:
Ш А
М И
Л
Ю Д
А
2) Игра «Золотой ключик».
Кто знает сказку «Золотой ключик»?
Давайте вспомним имена и клички персонажей сказки Алексея Толстого
«Золотой ключик».
Деревянный мальчик… Буратино
Девочка с голубыми волосами… Мальвина
Лиса… Алиса
Кот… Базилио
Владелец кукольного театра… Карабас – Барабас
Как написаны все слова? (с большой буквы)
Почему?
Давайте расположим имена и клички в алфавитном порядке.
(дети выходят к доске с табличками в руках в алфавитном порядке: Алиса,
Базилио, Буратино, КарабасБарабас, Мальвина)
Молодцы! Хорошо поиграли! (открывается 2 лепесток цветка).
3 лепесток. Задание №3 (читает ученик).
«Ребята, помогите! Придумайте названия. У нас, в
стране Грамматике, злодей сильно нахулиганил. Теперь
ни у городов, ни у рек нет своих названий. Даже имён
ни у кого нет. Нет фамилий, кличек у животных. Ждём
вашей помощи!»
город… имя…
река… фамилия…
деревня… отчество…
планета… кличка…
(дети придумывают названия по карточкам, которые показывает учитель)
Вывод (делают дети):
Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда!
(открывается 3 лепесток волшебного цветка)
4 лепесток.
Задание №4 (читает ученик).
«Чтобы дальше помогать Королеве Грамматике вы
должны быть сильными, ловкими и здоровыми.
Покажите, как вы следите за своим здоровьем!»
Физкультминутка.
Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх. Если слово
пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете.
(корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Тобик, Простоквашино,
ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня, Тольятти)
«Фиговый листочек» (для осанки).
Молодцы! Хорошо отдохнули. Умеем не только дружно работать, но и
отдыхать и следить за своим здоровьем.
(открывается 4 лепесток волшебного цветка)
5 лепесток. Задание №5 (читает ученик).
«Дорогие, ребята! Помогите разобраться, где писать
большую букву, а где маленькую. Слова одинаковые,
но пишутся по – разному. Почему?»
На доске:
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Вася рыбаков был у рыбаков.
Улетел орёл за город орёл.
(Дети работают самостоятельно по рядам: 1 предложение – 1 ряд,
2 предложение – 2 ряд, 3 предложение – 3 ряд. Анализируют,
обосновывают и доказывают правильный ответ).
Вывод: клички, фамилии, названия городов всегда пишутся с большой буквы.
(открывается 5 лепесток волшебного цветка)
6 лепесток.
Задание №6 (читает ученик).
«Сгруппируйте слова по группам и 6 лепесток
волшебного цветка распустится!»
На доске:
Дружок, Лиза, Дон, Пушкин, Казань, Мурка, Ока, Волга, Маршак,
Бурёнка, Саша, Барто, Аня, Самара, Наташа, Жучка.
1 группа: имена.
2 группа: фамилии.
3 группа: клички.
4 группа: города.
5 группа: реки.
(Учитель показывает карточки с формулировкой определённой группы, а дети
называют подходящие слова, записанные на доске. Доказывают написание
большой буквы в данных словах, делают вывод о правописании большой
буквы.)
Как написаны все эти слова?
Почему? (ответы детей)
(открывается 6 лепесток волшебного цветка) 7 лепесток.
Задание №7 (читает ученик).
«Ребята! Все жители в стране Грамматики знают, что вы
на уроках работаете по программе «ИнтеллекТ».
Попробуйте выполнить задание на стр.17. Если всё
выполните правильно, то последний 7 лепесток
волшебного цветка распустится, и силы зла исчезнут».
Открыли учебное пособие на странице 17. Тема восьмая: «Упражнение в
написании заглавной буквы».
Что будем развивать, выполняя это задание? (мышление, память)
А зачем нам развивать мышление и память? (чтобы лучше учиться,
получать хорошие и отличные оценки; быстрее понимать то, что объясняет
учитель; быстрее и лучше выполнять задания в классе и домашнюю работу
во второй половине дня; на контрольной работе выполнять задания не
только быстро, но и правильно; самостоятельно находить ошибки в
выполненном задании; выполнять и решать сложные задания без помощи и
подсказок учителя; получать хорошие четвертные и годовые оценки;
находить несколько решений одного задания; выигрывать учебные
конкурсы, олимпиады; занимать почётные первые места; приобрести
хорошую профессию, быть успешным в жизни).
А где нам это всё пригодится в жизни? (ответы учащихся).
Работа над данным заданием.
1) чтение и разбор задания на стр.17;
2) рефлексия учащихся
Доска:
Хочу получить: Получил:
«5»__________ «5»______________
«4»__________ «4»______________
«3»__________ «3»______________
«2»__________ «2»______________
«1»__________ «1»______________
(После проведённой рефлексии учитель вносит данные в табличку «Хочу
получить» на доске). 3) Физкультминутка. Упражнения для учащихся подобраны с целью снятия
напряжения и усталости, для формирования правильной осанки детей:
«Чучело», «Рюкзачок».
4) выполнение учащимися разобранного задания (время выполнения – 5
минут);
5) проверка выполненного задания по «ключу» (стр.1011). Самооценка,
самостоятельное выставление итогового балла за выполненную работу;
6) заполнение таблички «Получил» на доске.
(открывается 7 лепесток волшебного цветка)
Молодцы, ребята! Все семь лепестков волшебного цветка распустились.
Осталась серединка. Не устали? Открываем последнее задание.
Задание (читает ученик).
«Ребята! Последнее вам задание. Ответьте на вопросы
Злодея. Закончите предложения, и тогда волшебный
цветок распустится, и все силы зла навсегда исчезнут. И
опять в стране у нас будет мир, все будут дружить и
веселиться! Вперёд к победе!»
1) Начало предложения пишется….
2) Фамилия, имя, отчество людей пишутся….
3) Все географические названия пишутся…
(Дети вслух заканчивают предложения, и весь цветок открывается).
3. Итог урока.
Молодцы! Вы освободили Королеву Грамматику из темницы. Теперь у них в
стране все будут изучать науку грамматику.
А зачем знать эту науку? (ответы детей)
Публичное выступление учащихся (дети читают заранее приготовленные
стихотворения к уроку):
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда берёшь с тревогой! Она трудна, но без неё
Какое было бы житьё?
Ни составить телеграмму,
Ни открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
Ребята, какую тему мы с вами повторяли весь урок? (ответы детей)
Ребята приготовили для вас стихотворения по этой теме. Давайте
послушаем.
Ученики читают подготовленные к уроку стихотворения:
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем буквы – подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело!
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой – уважения знак!
С заглавной буквы, без сомненья,
Начинаем предложение,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке!
Спасибо, ребята, за приготовленные стихотворения. Итак, когда же пишется
большая буква? (ответы детей)
Вы все хорошо работали, отвечали на вопросы, справились со всеми
заданиями Королевы и освободили её от злого Злодея. На память об этом
Королева Грамматика дарит вам всем медальки, желает успехов в учёбе,
радостных дней в школе и хороших, прочных знаний по всем учебным предметам. А также передаёт вам вот этот воздушный шарик, на котором вы
найдёте много интересного и увлекательного о русском языке!
(стенгазета о русском языке с игровыми заданиями выполнена в виде
воздушного шарика)
Урок закончен. Всем большое спасибо за работу, а нашим гостям за
внимание.
Урок по русскому языку "Написание слов с большой буквы (повторение)" (1 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Написание слов с большой буквы (повторение)" (1 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Написание слов с большой буквы (повторение)" (1 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Написание слов с большой буквы (повторение)" (1 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Написание слов с большой буквы (повторение)" (1 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Написание слов с большой буквы (повторение)" (1 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Написание слов с большой буквы (повторение)" (1 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Написание слов с большой буквы (повторение)" (1 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Написание слов с большой буквы (повторение)" (1 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Написание слов с большой буквы (повторение)" (1 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.