Урок по русскому языку "Правописание сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2 класс, русский язык)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
23.06.2018
Урок закрепления и обобщения знаний. Главная цель урока - актуализация знаний учащихся о правописании сочетаний жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу. На уроке есть целеполагание, присутствует сказочный персонаж Незнайка. Используется индивидуальная работа по карточкам, работа в парах, групповая форма работы. Учитель использует игровые приёмы, загадки, есть физминутки (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз). Каждый этап урока связан с предыдущим, есть рефлесия урока.
Урок русского языка во 2 «Д» классе
Урок закрепления и обобщения знаний
Тема: Правописание сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу
Цель: актуализировать знания учащихся о правописании сочетаний жи, ши,
же,ше, ча,ща, чу, щу.
Задачи:
Учебные:
1.повторить и обобщить знания учащихся о правописании сочетаний жи, ши,
же,ше, ча,ща, чу, щу.
2.совершенствовать навык правописания и самоконтроля.
Развивающие:
1. развитие орфографической зоркости;
2. развитие устной и письменной речи учащихся;
3. развитие познавательных интересов у учащихся.
Воспитательные:
1. воспитывать положительное отношение к учению;
2. воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, схема
предложения, сказочный герой Незнайка.
1.Организационный момент.
Ход урока
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подровнялись
Тихо сели за свой стол,
Начинаем мы урок.
2.Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать знания о
правописаниях сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу. Слайд 1 3.Работа над темой урока
а) Проверка домашнего задания.
Начнём урок с проверки домашнего задания. Дома вы выполняли
упражнение 127. Все выполнили задание? Вопросы ко мне есть?
Тогда у меня есть вопросы к вам.
По каким критериям вы оценили свою работу? (Правильность и
аккуратность.)
Встаньте те дети, которые выполнили задание на высоком уровне.
Молодцы. А остальные должны более внимательно выполнять домашнее
упражнение.
Назовите слова с сочетаниями ча, чу из домашнего текста. (Пыхчу, не хочу,
чай.)
Игра «Назови слово»
Ребята, какие ещё слова с этими сочетаниями вы знаете? Я предлагаю вам
сыграть в игру. Я буду бросать мяч, а вы называете мне слово с этими
сочетаниями.
б) Чистописание.
К нам в гости на урок пришёл гость, а кто, вы узнаете, когда отгадаете
загадку:
Он, конечно, самый главный
Озорникшалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка.) Слайд 2
Незнайка пришёл к нам в гости не с пустыми руками. А что он вам принёс, вы
сейчас узнаете из загадки:
Листья жёлтые летят,
падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад?
Это просто….(Листопад) Слайд 2
Он принёс нам букет из осенних листьев. Это не простые листья, а сказочные.
На каждом из них задание для вас. (Открывается листок на доске)
Вот первое задание: послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще
всего встречается в стихотворении.
Чайка, чайник вскипятила,
Чайка чаек пригласила: Какой согласный звук чаще всего встречается? (Звук ч)
Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
Характеристика звука.
Давайте скажем Незнайке, какой это звук? (Согласный, шипящий, непарный
глухой, всегда мягкий).
Какой буквой на письме обозначается звук ч? (Буквой Ч).
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На дверях висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
Пропишите в своих тетрадях заглавную и строчную буквы Ч,ч.(Дети пишут
буквы, чередуя заглавную и строчную, одну строчку).
Обведите карандашом ту букву, которая получилась у вас лучше всего.
Какие ещё шипящие звуки вы знаете? (ж, ш, щ)
Правописание каких сочетаний с этими буквами нужно знать на уроках
русского языка? (Дети называют сочетания парами, и прописывают их в
тетради).На доске появляются опорные схемы.
Ребята сформулируйте цели нашего урока. (Повторять и закреплять
знания о правописании сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу,
совершенствовать навык грамотного письма.)
в) Словарная работа. Слайд 3
На втором листочке нам Незнайка принёс новое словарное слово, а какое,
узнаете из загадки.
а) Отгадайте загадку: Слайд 4
Чтобы я тебя повёз, не нужен мне овес…
Накорми меня бензином, на копытца дай резины.
(машина)
б) Игра «Живые буквы» (Выходят дети, у которых на парте лежат буквы,
и составляют слово «машина», затем выходит ученик с ударением.)
Слайд 4
Запишем это слово.
в) Анализ слова:
Сколько слогов в слове? (3 слога, потому что 3 гласных звука)
На какой слог падает ударение? (ударение падает на второй слог) Какой слог безударный? (в первом слоге безударная гласная а)
Какую букву надо писать? (а)
Найдите шипящий звук в слове? (ш)
Какой это звук? (согласный, всегда твердый, шипящий, парный глухой.)
г) Образование слов от слова машина.
Как называют игрушечную машину? (машинка) Слайд 4
Запишем это слово в тетради
Где стоят новые машины? (машинный двор) Слайд 4
Слайд 5
д) Работа с поговоркой.
Существует поговорка «Машина любит ласку, чистоту и смазку».
Почему так говорят?
(если не ухаживать за машиной, то она поломается, …)
Как вы, мальчики, относитесь к своим игрушечным машинкам?
А девочки к своим игрушкам?
е) Межпредметная связь.
Какие виды машин вы знаете? Слайд 6
(служебные, для перевозки товаров, для личного пользования)
г) Физминутка.
д) Игра «Исправь ошибки»
На доске и на карточках у каждого ребёнка написаны слова с ошибками.
Ребята, Незнайка просит вас помочь ему. Он написал слова, но не уверен,
правильно ли. Давайте прочитаем эти слова и проверим их.
Жэлезо, чудо, роща, чяйник, жывой, щука.
(Дети по одному выходят к доске и исправляют ошибки, а также на местах на
карточках.)
Прочитайте ещё раз слова и подумайте, какое слово лишнее и по какому
признаку.(Живой – это словопризнак; железо – в нём три слога).
«Крылатые слова»
Ребята, существуют такие выражения: «живое слово» и «живая вода».
Давайте запишем их.(На доске запись: Ж..вая вода, ж..вое слово.)
Какие буквы вставим на месте пропусков? (Букву и) Где вы слышали выражение «живая вода»? (Вода, обладающая
определёнными волшебными или сверхъестественными свойствами.
Например, в сказках, живая вода способна оживлять мёртвое тело.)
Кто знает, какое слово живое? (Речь, содержащая свежие, интересные
мысли, волнующая и трогающая слушателя.)
е) Гимнастика для глаз.
Чтоб глаза ваши зоркими были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся — что такое
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно.
Ну, а дальше — будь здоров.
ж) Работа в парах. Игра «Поле чудес» Слайд 7
Следующее задание от Незнайки – это кроссворд. Запишите в ячейки
кроссворда слова, соответственно номерам рисунка. На это задание вам три
минуты.
1
2
3
4
5 1 Ч
У
Ч
Л
О
2 Ч
А
3
Ч
4 С В Е Ч А
Й
Н
И
Ы
5 Ч А Ш К А
Проверим по слайду. Слайд 7
(Дети по очереди называют слова в кроссворде и орфограмму в них.)
з) Работа по учебнику. Упр.
и) Дифференцированная самостоятельная работа по разноуровневым
карточкам.
1-й уровень
Ребята ч..сто бегали в рощ.. . Весной там цветут ландыш.. .
Дети видели ж..вую лису. У неё пуш..стый хвост.
2-й уровень
Ребята ___сто бегали в ро____. Весной там цветут ланды___.
Дети видели ____вую лису. У неё пу_____стый хвост.
3-й уровень. – “Соберите” предложения, используя слова для
справок.
Ребята ___________бегали в _____________. Весной там цветут___________.
Дети видели ___________ лису. У неё _____________хвост.
Слова для справок: рощ.., ландыш.., ч..сто, пуш..стый, ж..вую.
Проверка.
Сколько предложений в тексте? – О чём или о ком текст?
– Как можно озаглавить текст? (предположения учащихся)
Какая орфограмма встречается в этих словах?
3.Подведение итогов урока
Ребята, над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?
4. Домашнее задание.
Дифференцированное задание на карточках.
1 уровень
Дятлы
Трещ..т морозы. В лесу тиш..на. Только дятлы стуч..т по стволам.
Они ищ..т пи.. под корой. Дятлы любят долбить ш..шки. Там они
и..т вкусные семена.
2 уровень
Дятлы
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам.
Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они
и__т вкусные семена.
3 уровень
Дятлы
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам.
Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они
и__т вкусные семена.
Слова для справок: ищ..т, трещ..т, пищ.., ш..шки, тиш..на,
стуч..т.
5. Рефлексия «Волшебное дерево»
Незнайке очень понравилось, как вы справились с его заданиями. Давайте и
вы сделаете ему подарок – нарядите деревце листочками. У вас на партах
лежат листочки, напишите несколько слов с сочетаниями же, ше, жи, ши, ча,
ща, чу, щу. На это вам даётся 1 минута.
(По истечении одой минуты). Кто считает, что он ещё не совсем усвоил
правила написания сочетаний, прикрепите листочек на нижние веточки. Кто думает, что он знает, как надо писать сочетания, прикрепите листочек
на средние веточки
Кто уверен в том, что он не только сам знает как писать сочетания, но и
может помочь товарищу, прикрепите листочек на верхние веточки.
Урок по русскому языку "Правописание сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Правописание сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Правописание сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Правописание сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Правописание сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Правописание сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Правописание сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2 класс, русский язык)
Урок по русскому языку "Правописание сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.