Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."
Оценка 4.8

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
07.04.2017
Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."
• Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. • Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом. • Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста. • Развивать внимание, мышление, речь учащихся. • Воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.• Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. • Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом. • Совершенствовать умение определять тему и основную мысль текста. • Развивать внимание, мышление, речь учащихся. • Воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное отношение к природе.
русский яз.docx
Виды текста. Словарный Дата______________ Урок № 113 Тема урока: Текст и его признаки.   диктант. Цели:  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе  осознания его основных признаков.  Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить  работать с текстом.  Совершенствовать умение определять тему и основную мысль  текста.  Развивать внимание, мышление, речь учащихся.  Воспитывать любовь к русскому языку, любовь и бережное  отношение к природе. ЗАДАЧИ:  1. Обогащение словарного запаса. 2. Формирование навыков, монологической и  диалогической устной и письменной речи учащихся, навыка грамотного, осознанного письма. 3. Повторить признаки текста. 4. Научиться видеть ошибки в построении текста и исправлять их. Ход урока 1. Организационный момент. Разговорная пятиминутка: Учитель: Здравствуйте, ребята! Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. ­Ребята! Сегодня наш урок будет необычным. (Слайд 1) Улыбка — это наше личное солнце, которое даже в темные времена  дает нам тепло и надежду. ­Давайте улыбнёмся друг другу и настроимся на работу. 1. Актуализация знаний учащихся. 1. Минутка чистописания. 2. Словарный диктант: Фамилия, фантазия, фонарь, футбол,  фонтан, хозяйство, хоккей, хорошо, хризантема. 3. Мотивация обучающихся и целеполагание. Создание проблемной ситуации. Учитель: Обратите внимание на  цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка  должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой  цепочке? Дети: В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что  эта самая большая единица языка. Учитель: Давайте найдем ее на схеме. (Слайд 2) Отличается ли она  от других единиц? А какая наука о языке изучает текст? Дети: Да, своими признаками, особенностями. Науку о языке мы не  знаем (или предположение, варианты). Формулировка темы и цели урока обучающимися. Учитель: Итак,  скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке  и какие цели мы должны перед собой поставить? Дети: тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что  такое текст, выявить его основные признаки, узнать, какая наука  изучает текст. 1. Деятельность обучающихся по усвоению новых первичных  знаний и выработке новых умений. Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите число и тему нашего урока. (Слайд 3) Как приятно видеть людей, которые умеют связно и красиво  говорить. Мы любуемся речью, когда не угадываем ее смысл, а  понимаем его сразу. Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем,  слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали  исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений,  абзацы, и целые тексты. Так сложилась наука о тексте. Эта наука  называется текстоведением (текст + ведать, знать). (Слайд 3) Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные  законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у  предложений. Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие  по значению к этому слову. Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение). Как вы это  понимаете? (Слайд 3) Дети: ­Текст мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать. ­Текст это, когда много предложений, соединенных между собой. ­Текст можно заменить словом рассказ или роман, или повесть. Учитель: Молодцы! Посмотрите, сколько у нас получилось мнений.  Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним,  какими признаками он обладает. Для этого проанализируем две записи (раздаточный материал у  каждого на парте) Две записи. Слева набор предложений, а справа текст. (Слайд 4) К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По  телевизору была инт..ресная  передача. А мама пошла в  магазин. Всё хорошо в природе, но в..да —  красота всей природы. Вода  ж..ва, она б..жит или волнуется  ветром, она движется и дает  жизнь и дв..жение всему ее  окружающему. Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По  телевизору была интересная  передача. А мама пошла в  магазин. Всё хорошо в природе, но вода —  красота всей природы. Вода  жива, она бежит или волнуется  ветром, она движется и дает  жизнь и движение всему ее  окружающему. Учитель: Прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу  выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их  написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все  слова. Найди лишнее слово и объясните, почему оно является  таковым? Дети: Самостоятельная работа в тетрадях и устное объяснение по  порядку. Учитель: Поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами?  Почему? Чем правая запись отличается от левой? Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы  понимаем, о ком нам рассказывают. ­Там есть главный герой. ­Из правой записи мы узнаем, что вода – красота всей природы. ­В этой записи все предложения связаны между собой. ­ Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. (1 признак) Учитель: Значит, какой признак имеет текст? Дети: Предложения в тексте связаны между собой по смыслу, т.е.  объединены общей темой. Учитель: Что такое тема текста? Дети: Это то, о чем или о ком говорится в тексте. Учитель: О чем говорится в тексте? Как описана вода? Найдите  слова, которые ее описывают и характеризуют. Какая тема данного  текста? Дети:­В тексте говорится о воде. ­ Вода.­ тема – описание свойств воды. Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Зачем тот или иной текст  создается? Любой текст выражает какую­то мысль, чтобы ее найти,  надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста. Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится  красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь  природу и все, что нас окружает. (Слайд 5) Признаки текста. Первый признак: предложения тесно  связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и  основной мыслью. Учитель: Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен. Вторым признаком текста является как раз завершенность и  смысловая законченность. Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту. Дети: Вода, красота воды …. Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Какой вывод мы  можем сделать? Дети: Заголовок выражает то, о чём говорится в тексте. Третьим признаком текста является то, что у текста может быть  заголовок, который отражает его тему или основную мысль. Учитель: Можно ли поменять местами предложения в тексте?  Почему? Дети: Нельзя, смысл текста будет непонятным. Четвертым признаком текста является логическая связь частей,  определенная их последовательность. Учитель: Как связаны между собой предложения? Только ли по  смыслу? Дети: Нет по смыслу и грамматически. Учитель: Докажите это текстом. Дети: повтор слова вода, замена местоимением она. Пятым признаком текста является смысловая и грамматическая  связь предложений в тексте. Учитель: где вы можете встретить этот текст? К какому стилю он  принадлежит? Дети: в художественном произведении, художественный. Шестым признаком текста является стилевое единство, т.е. текст  всегда оформляется в рамках определенного стиля речи. Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста? Дети: перечисляют. Учитель: теперь можно дать и определение понятию текст, так что  же такое текст? Дети: Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и  грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих  тему и основную мысль.(  Запись в тетрадь) Учитель: где вы встречаетесь с текстом в вашей жизни? зачем вам  нужно знать, что такое текст и как его построить? как вам  понадобятся эти знания в жизни? Дети: ответы. Физминутка Первичная проверка уровня освоенности новых знаний. Тест по русскому языку "Предложение. Текст" 1. Укажи правильную формулировку. Предложение – это: а) слова с одинаковым корнем; б) слова, написанные в один ряд; в) слова, связанные между собой по смыслу. 2. По цели высказывания предложения бывают: а) восклицательные, невосклицательные; б) повествовательные, вопросительные, побудительные. 3. В конце побудительного предложения стоит: а) восклицательный знак;  б) знак вопроса; в) точка. 4. Повествовательным называется предложение, в котором: а) о ком­то или о чём­то спрашивается; б) о ком­то или о чём­то рассказывается. 5. Выбери группы предложений, которые можно назвать текстом: а) Лето удивительно богато запахами. Листья покрывают землю лёгким  ковром. Весеннее солнце светит ярко. б) Голодно осенью перелётным птицам. Только дроздам хорошо. Они  стаями потянулись на ягоды спелой рябины. в) На поляне стояла стройная берёзка. У ручья растут голубые незабудки.  Скоро настанет холодная зима. 6. Укажи грамматическую основу предложения "Кузнечики затянули в траве  свою скрипучую музыку". а) Затянули музыку б) Кузнечики затянули в) Затянули в траве г) Кузнечики в траве 7. В предложении "Вчера в лесу я нашел белый гриб" определи, чем являются  группа слов : "нашёл гриб"... а) главные члены предложения б) словосочетание 8. Прочитай. В каких предложениях знаки препинания поставлены  неправильно: а) И зеленые, и красные, и желтые листья медленно падают на землю. б) Мама поставила на стол пирожки, конфеты, варенье. в) В лесу мы собирали грибы, и ягоды. г) Сегодня я много читал, но не играл в игрушки. 9. Определи, какое утверждение верно: а) однородными могут быть только главные члены предложения  (подлежащие и сказуемые) б) однородными могут быть только второстепенные члены предложения в) однородными могут быть и главные, и второстепенные члены  предложения. 10. Укажи предложения с однородными членами. а) Дедушка с внуками идет на рыбалку. б) Дедушка и внуки идут на рыбалку. Показать результаты 1. Рефлективная деятельность обучающихся и учителя. Учитель: Сегодня мы с вами очень плодотворно поработали и мне  хотелось бы узнать, что нового вы узнали сегодня и чему научились,  для этого вы заполните схему на ваших листочках. Проверив ваш тест и проанализировав вашу деятельность на уроке, я оценю и каждому  поставлю оценки, которые вам объявит ваш учитель на следующем  уроке. 1. Домашнее задание. § 26, упражнение 301 стр 117 (задания  такие же как в классной работе) Давайте, мы снова улыбнёмся и подарим друг другу тепло и надежду!

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Текст и его признаки. Виды текста. Словарный диктант."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017