Распределите предложения на группы.
1.Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи
стало страшно тихо. (Г.)
2.Осыпаются астры в садах, стройный клён под окошком желтеет,
и холодный туман на полях целый день неподвижно белеет.
(А.К.Т.)
3.Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила,
читатель дорогой. (П.)
4. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
(Л.Т.)
5.Мы в песнях для потомства
Сбережём названья тех сгоревших деревень,
Где за последним горьким рубежом
Кончалась ночь и начинался день.(Сурк.)
Распределите предложения на группы
6. Наступил вечер, пошел дождь, с севера прерывисто подул
ветер.
7. Но сад одичал, одряхлел, опустел,
Тем самым сказав, что шабаш, мол, предел. (А.Объед.)
8. Вечерние зори купались в тепле,
И май пролетал по родимой земле. (А.Объед.)
9. Свежий дух берёзовый
Кружит над землёй
Там, где омут розовый
Дышит сизой мглой. (А.Объед.)
10. Я знаю: сердце позабыть не сможет
Дубовый лес, и речку, и луга. (с. 140, А.Объед.)
7. Но сад одичал, одряхлел, опустел,
Тем самым сказав, что шабаш, мол,
предел. (А.Объед.)
3.Дни поздней осени бранят обыкновенно,
но мне она мила, читатель дорогой. (П.)
Анатолий Романович Объедков
8. Вечерние зори купались в тепле,
И май пролетал по родимой земле. (А.Объед.)
Ответы к заданию № 1
• ССП – 2, 3, 8; СПП – 1, 4, 5, 7, 9;
• ? – 6, 10
Тема урока:
• Понятие о бессоюзном сложном
предложении. Интонация в
бессоюзных сложных предложениях.
Бессоюзные сложные
предложения
•Бессоюзное сложное предложение – это
предложение, части которого соединены по смыслу и
с помощью интонации.
Части бессоюзного сложного предложения
находятся между собой в различных смысловых
отношениях, что выражается различными знаками
препинания на письме, а в устной речи – интонацией.
Смысловые отношения в них выражаются менее
четко, чем в союзных.
Перестройте предложения в союзные
предложения. Запишите получившиеся
предложения.
6. Наступил вечер, пошел дождь, с севера
прерывисто подул ветер.
10. Я знаю: сердце позабыть не сможет
Дубовый лес, и речку, и луга. (с. 140, А.Объед.)
Одинаково ли надо читать эти
предложения?
• Стало холодно, подул ветер.
• Стало холодно: подул ветер.
• Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
• Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
• Бабушка сердилась – внучка не слушалась.
Выпишите БСП, подчеркните
грамматические основы, назовите знаки
препинания, разделяющие БСП
• 1.Пожалеешь лычка – отдашь ремешок.
• 2.Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью
этого молодого снега.
• 3.В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
• 4.Дубовые кусты разрослись по скатам оврагов; около родника
зеленеет короткая бархатная трава; солнечные лучи почти никогда
не касаются его холодной, серебристой влаги.
• 5. Ещё молчаливы леса, и в небе звенеть ещё некому, а солнце
творит чудеса, и речки становятся реками.
• 6.Богатому не спится: богатый вора боится.
Какие знаки препинания ставятся в
БСП?
• Запятая
• Точка с запятой
• Двоеточие
• Тире
Готовимся к ОГЭ
• Среди предложений … найдите сложное(
ые) предложение(я) с бессоюзной и
союзной сочинительной связью между
частями. Напишите номер(а) этого(их)
предложения(ий).
Индивидуальная работа по карточкам.
Преобразуйте сложные союзные
предложения в бессоюзные; определите
смысловые отношения. Прочитайте,
соблюдая правильную интонацию
• Скрипняк Кристина – 1 – 2 предложения
• Панфилов Илия – 3 – 4 предложения
• Кузина Валя – 5 предложения
• Половнёва Лена – 6 предложения
• Казначеев Андрей – 7 предложения
Домашнее задание
• §31, 32, упражнение187, 189(устно)