Урок по русскому языку:«Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
Оценка 4.7

Урок по русскому языку:«Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
07.05.2017
Урок по русскому языку:«Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»
План-конспект урока.docx

Тема : «Имя прилагательное.Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Цели и задачи  урока:

К концу урока учащиеся должны уметь :

-Находить имена существительные мужского и среднего рода, выделять окончания имён прилагательных мужского и среднего рода и правильно их писать, склонять  имена существительные мужского и среднего рода;

-Создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, развития коммуникативной компетентности, памяти, воображения;

-Способствовать воспитанию любознательности, доброжелательному отношению к животным.

Форма: урок.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Оборудование: мультимедийная система, индивидуальные карточки с заданиями.

 

 

1.Организациооный этап. Мотивация

-Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались,

Пусть этот урок нас порадует всех

И каждый из нас ощутит свой успех

-Садитесь, пожалуйста.

-Посмотрите, ребята на доску. Давайте прочитаем слова, которые станут девизом нашего урока. Снежинка покажет нам на какие слова падает логическое ударение.

У нас сегодня всё получится!

-Я верю, что у нас всё получится! И я хочу. чтобы вы конечно мне очень помогли.

2. Этап актуализации учащихся.

-А знаете ли вы ,ребята, что 18 января отмечаетсяся Международный день Снеговика?

-А хотите узнать о самом высоком снеговике?

 Он был сделан в 2008 году в Америке. Его высота 37 метров 20 сантиметров, а вес-6000 тонн. (Слайд 2)

И чтобы нам немножко порадоваться этому празднику, я предлагаю вам спеть песню-караоке «Кабы не было зимы…» Но не просто спеть, а посчитать, сколько раз в песне встретится имя прилагательное и запомнить эти слова. Поём все вместе, не стесняемся друг друга, но и не забываем выполнять задание.

_Ребята, сколько имён прилагательных вы встретили в песне?

Правильно, 3 слова, которые являются именем прилагательным. А кто из вас запомнил эти слова? Давайте назовём.( Весёлых, снежной, новогодней).

-Молодцы, ребята! И поёте вы хорошо!

На парте ребята у вас лежат листы самооценки, оценивайте пожалуйста себя на каждом этапе урока.

Лист самооценки_______________________

Задание

 

Самооценка

1. Найти прилагательные в песне

 

2. Стихотворение С.Есенина (найти прилагательные в тексте, ответы на вопросы)

 

3. Чистописание

 

4. Работа с таблицей(по вариантам и в паре)

 

6. Работа в группах

 

7. Проверочный тест

Балл-

 

 

 

 

3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

-Ребята, а сейчас  прослушайте стихи  Сергея Есенина и скажите мне, о какой поре года пишет поэт.

Поет зима - аукает

Сергей Есенин

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

 

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

 

-О какой поре года пишет поэт? Ребята, а что говорится о птицах, найдите и зачитайте. А как мы можем помочь птицам зимой?

-Ребята, снеговики приготовили для вас задание. Найдите в тексте словосочетания имени существительного с именем прилагательным мужского и среднего рода в единственном числе.

Самооценка.

Проблемный вопрос.

-А как вы думаете, почему нас интересуют имена прилагательные мужского и среднего рода?

-Потому что, эта тема нашего урока : «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

-Давайте вместе с вами поставим задачи урока:

уметь находить……(имена прилагательные мужского и среднего рода)

выделять……….(окончания имён прилагательных)

изменять…….(прилагательные по падежам)

правильно писать…..(окончания имён прилагательных)

 

Чистописание

-Посмотрите в окно. Какой порядок зима  навела!

Кругом чисто и красиво! Я надеюсь, что в ваших тетрадях будет так же красиво и аккуратно!

Сегодня мы с вами пропишем заглавную и строчную букву Зз. (Заглавная буква состоит из двух полуовалов, верхний полуовал меньше нижнего полуовала, строчная буква з, состоит из полуовала и петли, которая пересекает рабочую линейку.)

Ребята, посмотрите, а на что похож сегодняшний образец чистописания? (На зимние узоры.)

-Какие слова спрятаны в этих узорах? (мороз, зима). Пропишите эти слова.

А исходя из темы урока теперь образуйте от слов зима и мороз имена прилагательные и согласуйте их со словами утро и день.

 

Запишите словосочетания, выделите окончания имён прилагательных.

Самооценка.

4.Этап первичной проверки понимания изученного.

Ребята, а вот по одной из христианских легенд, снеговики - это ангелы. Ведь снег – это дар неба, значит, снеговик –это ангел, который передаёт Богу просьбы людей.

И наши ангелы, подготовили для вас следующее задание.

Работать будем по вариантам 1 вариант –будет работать со словосочетанием -морозное зимнее утро, 2 вариант- со словосочетанием –морозный зимний день. (Просклоняйте данные словосочетания).

-А теперь в паре с соседом сравните окончания имён прилагательных мужского и среднего рода.

-Какой вывод мы можем сделать? (Имена прилагательные мужского и среднего рода в основном склоняются одинаково, то есть отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые падежные окончания.)

-А как вы думаете, а почему в данную тему не включили имена прилагательные женского рода? (Окончания отличаются. Поэтому их мы будем изучать на следующих уроках.)

_Молодцы, ребята! Самооценка.

Физкультминутка под музыку .

Под музыку мы будем выполнять определенные движения, темп выполнения упражнений будет увеличиваться.

-А, сейчас, когда мы знаем, какие окончания пишутся в именах прилагательных мужского и среднего рода, мы будем учиться их правильно писать.

5.Этап применения изученного.

Работа в группах

--Я прошу вас разделиться на 3 группы. Каждая группа получит от снеговичка задание.

А так как мы будем работать в группах, для этого нам нужны роли. Возьмите команды снежинки, с обратной стороны написано название роли, распределите роли в группе.

Хранитель времени - следит за отведённым временем.

Оратор- тот, кто будет защищать работу группы, выступать.

Оформитель – тот, кто быстро и красиво оформит ваш ответ.

Советчик-это тот, кто предлагает идеи.

Вспомните правила работы в группе. (На доске.)

Время на выполнение заданий,3 минуты. Начинаем работать.

Проверка работы групп.

(Первая группа называет окончания имён прилагательных, которые вы вставили, а вторая группа сразу называет падеж этих имён прилагательных.) Третья группа читает полученный текст.

1 группа

(Вставить и выделить окончания имён прилагательных.)

Пришла зима и преобразила мир морозн…   дыханием. У ребят было весёл… настроение. Айда лепить снеговика! Снеговик состоит из трёх  комов. На голову забавн…    снеговика перевернули стар….   ведро. Из морковки сделали длин…..       нос, воткнули глазки и рот.

Дополнительное задание 1

 Представьте, что нам надо построить дом такой же высоты, как самый высокий снеговик ( 37м). Сколько этажей будет в доме, если один этаж занимает в среднем 3 метра?

Дополнительное задание 2

К какому виду изобразительного искусства можно отнести снеговика?

 

2 группа

(Вставить окончания имён прилагательных, определить падеж имён прилагательных.)

Пришла зима и преобразила мир морозн…   дыханием. У ребят было весёл… настроение. Айда лепить снеговика! Снеговик состоит из трёх  комов. На голову забавн…    снеговика перевернули стар….   ведро. Из морковки сделали длин…..       нос, воткнули глазки и рот.

Дополнительное задание 1

 Представьте, что нам надо построить дом такой же высоты, как самый высокий снеговик ( 37м). Сколько этажей будет в доме, если один этаж занимает в среднем 3 метра?

Дополнительное задание 2

К какому виду изобразительного искусства можно отнести снеговика?

 

3 группа

(Замените имена прилагательные, другими именами прилагательными в той же форме. Зачитать полученный текст.)

Пришла зима и преобразила мир морозным дыханием. У ребят было весёлое настроение. Айда лепить снеговика! Снеговик состоит из трёх комов. На голову забавного снеговика перевернули старое ведро. Из морковки сделали длинный нос, воткнули глазки и рот.

Дополнительное задание 1

 Представьте, что нам надо построить дом такой же высоты, как самый высокий снеговик ( 37м). Сколько этажей будет в доме, если один этаж занимает в среднем 3 метра?

Дополнительное задание 2

К какому виду изобразительного искусства можно отнести снеговика?

 

Оцените ребята свою работу в группах.

 

6.Этап контроля и самоконтроля.

Закрепление изученного.

К концу подходит наш урок-

Пора нам подвести  итог.

-А для этого нам нужно выполнить последнее задание снеговика проверочный тест.

Проверочный тест

1. Имя прилагательное обозначает:
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета;

2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а) с прилагательным; б) с глаголом; в) с существительным.;

3. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) что делает? что сделает?;
б)какой?, какая?, какое?, какие?
в)кто? что?

4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а) волнистой линией;
б) одной чертой;
в) двумя чертами.

5. Имена прилагательные:
а) не изменяются по числам;
б) изменяются по числам ;
в) никак не изменяются.

6.Род имён прилагательных во множественном числе :

а) определяется;

б) не определяется;

7. Какие окончания у имен прилагательных среднего рода?

а) –ой, -ый, -ий;       б) –ая, -яя;       в) –ое, ее.

8. Укажи род прилагательных в тексте.

Небо голубое,

Весело  глядит.

И село большое

Беззаботно спит.

а) М. р.;    б) Ж. р.;     в) Ср. р.

9. В каком из вариантов прилагательные только мужского рода?

а) светлый, осенний, яркий, большой, смешной;

б) длинный, ловкий, синее, новый, утренний;

в) родной, свежая, верный, солнечное, смелый.

10. Определите падеж  имени прилагательного в словосочетании-

    снежным комом;

а)  Т.п.

б)  П.п.

 

Проводится совместная проверка правильности выполнения.(Слайд 3)

Ребята, за каждый правильный ответ, поставьте себе 1  балл, если ответ неверный, ничего не ставьте, сосчитайте количество полученных балов и результат запишите .

Кто получил 10-9? 8-7? 6-5?

-Умницы!

7.Этап подведения итогов учебного занятия.

Рефлексия, информирование о домашнем задании.

Ребята, а теперь посмотрите в свои листы самооценки, как вы справлялись с заданиями. Скажите, может какие-то задания для вас были особо трудными ?

А сейчас я попрошу вас, прикрепить белую снежинку те, кому было интересно и легко работать на уроке, а если не очень интересно  или испытывали трудности в работе -  голубую.

Ребята, если вы крепите голубую снежинку,то берете у первого снеговичка в конверте домашнее задание, если белую-то домашнее задание –во втором конверте. Выходим по рядам.

Наш урок мы начинали словами : «У нас сегодня всё получится!» И, глядя на снеговика, я могу сказать, что у нас действительно всё получилось!

Вы хорошо потрудились. Спасибо Вам! Вы молодцы!!!(Слайд4)

 

 


 

Тема : «Имя прилагательное.Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тема : «Имя прилагательное.Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Этап актуализации учащихся. -А знаете ли вы ,ребята, что 18 января отмечаетсяся

Этап актуализации учащихся. -А знаете ли вы ,ребята, что 18 января отмечаетсяся

Проверочный тест Балл- 3

Проверочный тест Балл- 3

Чистописание -Посмотрите в окно

Чистописание -Посмотрите в окно

А теперь в паре с соседом сравните окончания имён прилагательных мужского и среднего рода

А теперь в паре с соседом сравните окончания имён прилагательных мужского и среднего рода

Первая группа называет окончания имён прилагательных, которые вы вставили, а вторая группа сразу называет падеж этих имён прилагательных

Первая группа называет окончания имён прилагательных, которые вы вставили, а вторая группа сразу называет падеж этих имён прилагательных

Замените имена прилагательные, другими именами прилагательными в той же форме

Замените имена прилагательные, другими именами прилагательными в той же форме

Имена прилагательные подчёркиваем: а) волнистой линией; б) одной чертой; в) двумя чертами

Имена прилагательные подчёркиваем: а) волнистой линией; б) одной чертой; в) двумя чертами

Ребята, а теперь посмотрите в свои листы самооценки, как вы справлялись с заданиями

Ребята, а теперь посмотрите в свои листы самооценки, как вы справлялись с заданиями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017