Урок по теме «Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы».
Оценка 4.6

Урок по теме «Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы».

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
11.11.2018
Урок по теме «Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы».
Урок по теме «Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы» является вторым в системе изучения "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова и знакомит учащихся с Москвой 16 века, выявляет смысл столкновения в поэме Калашникова и Кирибеевича
Лермонтов20.doc
Урок №20.    7­А   15.11.18            7­Б  14.11.18  «Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев  поэмы». Цели урока: 1) Образовательные: ознакомление учащихся  с Москвой 16 века, с её жителями; выявление фольклорных  элементов в поэме; описание картин пира в царских палатах. 2)Воспитательные: выяснение смысла столкновения Калашникова и Кирибеевича; защиты Калашниковым  человеческого достоинства; его готовности стоять за правду до конца. 3)Развивающие: умение определить конфликт между личностью и властью; сопоставить описание царских  палат Ивана Грозного в тексте поэмы и на картине В.Васнецова. Ход урока: 1.Мотивация урока. Постановка проблемной задачи. (Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею  поэмы?) 2.Объяснение нового материала. а) лекция учителя; б) сообщения учащихся. − Быт купцов 16 века и отношения в купеческой семье. − Фольклорные элементы в поэме. −  Ритуал приёма пищи в царских палатах. в) анализ эпизодов поэмы. Выберем те эпизоды, которые помогут нарисовать картины быта 16 века и раскроют смысл столкновения  Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным: Пир в царских палатах. Рассказ Алёны Дмитриевны Калашникову о том, что их семью обесчестил Кирибеевич. Наказ Калашникова братьям. Бой на Москва­ реке. Диалог Ивана Грозного и Калашникова. Анализ эпизода «Пир в царском Дворце» Уточним значение слов «традиция», «быт», «обычай». (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., Русский  язык, 1987, с.700, 57, 378). Значение данных слов поможет учащимся при анализе характеров героев и идеи поэмы. Проанализируем сцену пира во дворце Ивана Грозного.  Обращаясь к анализу данной сцены, будем искать ответы на вопросы: – Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и  поведении его подданных?   – Какие законы нарушает Кирибеевич?  – Что в сцене трапезы при царском дворе раскрывает это явление как традицию?  – Найдите в тексте параллельное сравнение из мира природы с образом царя и царской власти. Какой  дополнительный смысл изображаемым событиям придаёт это сравнение? (Образ неба (тучи и солнце)  символизирует могущество, величие и вечность царской власти.) – Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и  поведении его подданных? Найдите в тексте детали, подчёркивающие в событиях их устойчивую  повторяемость, а в поведении людей – традиционно сложившиеся правила. Обращаем внимание учащихся на обстоятельность в описании внешнего вида царя: он «за трапезой сидит  во златом венце». Отведённые места за столом занимают гости, «позади стоят стольники». По знаку  царскому наливается «вино сладкое» в «золочёный ковш». Это картина устоявшегося придворного быта,  общественного поведения людей, которую оттеняет неторопливая сказовая манера повествования: каждый из присутствующих твёрдо знает свою роль в общем действии. – Проследите по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по  традиции должен наблюдать царь. (Удалой опричник «в золотом ковше не мочил усов», не смотрит в глаза  царю. Он нарушает нормы поведения, вызвав тем самым гнев царя.) – Расскажите, что поведал Кирибеевич царю? – Какую помощь предлагает Иван Грозный Кирибеевичу? Чем руководствуется царь в своём поступке?  (Иван Грозный предлагает посватать девушку, предложив дорогие подарки. Советует положиться  Кирибеевичу на обычай: «полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся».) – Какие нравственные законы и как преступает Кирибеевич? (Преследует замужнюю женщину. Не сказал  царю «правды истинной».) Анализ эпизодов второй части поэмы. Следующая группа вопросов переключит наше внимание на образ Купца Калашникова и на смысл его  столкновения с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Рассказ по плану о быте купцов 16 века (проверка домашнего задания). Купцы – христиане, глубоко верующие люди. Посещают службу.  Купцы – торговые люди. Калашников – процветающий купец. Дверь в лавке дубовая, замок немецкий с  пружиною.  Дома купцов находятся в Замоскворечье. Они высокие. Столы в доме дубовые, накрыты белой скатертью. В домах ­ иконы, горят свечи.  По закону христианскому супруги венчаются в церкви.  Муж – глава семейства. Если умер отец, то он старший в семье. В беде советуется с братьями.  Жена почитает мужа. Хранит ему верность. Строго соблюдает традиции: на улицу не выходит с  непокрытой головой. – Какая лихая беда приключилась в семье Калашникова? (Опозорил семью честную опричник царский.) – Как Калашников защищает честь семьи? (Принимает решение выйти на опричника, биться насмерть.) 1­й вывод. Опозорена честь семьи. Обычаи 16 века требуют, чтобы Калашников встал на защиту  человеческого достоинства, постоял за правду до конца. Анализ эпизодов третьей части поэмы. Бой на Москва­реке. Рассмотрим ещё одну картину быта 16 века: излюбленную забаву русского люда и Ивана Грозного –  кулачный бой. – Как вы думаете, исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен  кулачный бой в поэме? Найдите доказательства правоты суждения в тексте. (Кулачный бой – излюбленная забава царя и москвичей. Все знают, что проходит он на Москва­реке. Ведётся он по правилам.) Сравним характеры героев поэмы – Кирибеевича и Калашникова. Выявим цель участия каждого в  поединке.  – Как раскрываются характеры Кирибеевича и Калашникова в их любви к Алёне Дмитриевне?  (Кирибеевич любит Алёну Дмитриевну так, что становится при виде неё «сам не свой», «опускаются руки  сильные, Помрачаются очи бойкие». Готов уйти « в степи приволжские, На житьё на вольное, на  казацкое», сложить там буйную головушку. Боится «умереть смертью грешною». Калашников любит свою  жену, они венчаны « в церкви Божией» по закону христианскому.) – Сравните поведение Кирибеевича и Калашникова перед боем. (Опричник идёт на бой «потешить царя  нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила боя и отпустить противника  «живого с покаянием». Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть  первым, в его характере проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими. Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. Он знает, что противник силён, но не боится  Кирибеевича. Готов стоять до конца. Это человек сильный, мужественный и решительный.) – Назовите эпические способы изображения Калашникова. (Былинный герой, богатырь. Поединок –  средство раскрытия незаурядной физической силы героя. Использование гипербол в повествовании и  описании. Смелость в поведении с царём.) Предложим ученикам рассмотреть и сравнить репродукции картин художников И. Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева. Цель: уточнить зрительные образы Калашникова и Кирибеевича, созданные в воображении  учеников на основе словесных деталей. «Рассматривание репродукций – это созерцательные виды  деятельности, они требуют внутренней сосредоточенности, а значит, и времени. Такое переключение с  одного вида деятельности на другой вносит необходимую разрядку и разнообразие в урок. В нашей беседе  образуется пауза, завершающаяся обменом впечатлений и мнений». (Из лекции). Рассмотрим иллюстрации к сцене боя. Чем они отличаются? Какая из них кажется вам более  выразительной? Иллюстрации художников выполнены мастерски, живые и выразительные. Иллюстрация Билибина: Калашников свалил ударом Кирибеевича. На переднем плане за пределами  очерченного круга на льду лежит поверженный опричник. Около него хлопочут двое. Один из них, старик,  неприязненно оглядывается на стоящего в круге победителя, рядом с которым валяется шапка  Кирибеевича. Слева гусляр уже готовится сложить об этой победе песню, его товарищи поднимают чарку  за победу купца, но справа, от высокого царского места уже рвётся к купцу царский слуга, готовый  выполнить приказ: «привесть его пред лицо своё». Иллюстрация Васнецова: момент перед началом боя. Спиной к зрителям стоит Кирибеевич, напротив него  – Калашников. Его лицо выражает упорство и решимость. Тщательно выписаны все детали костюма  бойцов, убранство шатра, из которого смотрит царь, башня Московского Кремля вдалеке. Иллюстрация Кустодиева: минимум деталей: просто изображена одежда бойцов, толпа за цепью;  схематично нарисованы башни Кремля. Художник сосредотачивает внимание на динамике картины. Стоящий к нам лицом Кирибеевич слегка  подался назад после удара, который он нанёс Калашникову. Фигура купца, с головы которого упала шапка в тот миг, когда он сумел устоять, получив страшный удар в грудь, исполнена напряжения. Ощущение  движения картине придают силуэты двух всадников за спиной опричника, скачущих внутри круга, чтобы  успеть увидеть ход поединка. После анализа иллюстраций, уточняющих восприятие текста, вернёмся к анализу образов героев поэмы,  подчеркнём противоречивость образа царя. Задачей анализа будет выявление авторского отношения к  Ивану Грозному. – Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил свой указ после поединка? (Убили любимца царя. Он  разгневан.) – Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный приговаривает  Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и  сиротинушек­детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое  место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол. Какие черты характера царя хочет  подчеркнуть М.Ю.Лермонтов? В народной традиции царь предстаёт перед народом справедливым, грозным и милостивым одновременно.  Лермонтов подчёркивает противоречивость образа царя. Проанализируем диалог Калашникова и царя. – Разговора Калашникова и Кирибеевича царь не слышал, для кулачного боя «оцепили место в 25 сажень». Иван Грозный спрашивает:  «Вольной волею или нехотя  Ты убил насмерть мово верного слугу,  Мово лучшего бойца Кирибеевича?» – Как вы думаете, почему Степан Парамонович отвечает:   «Я убил его вольной волею,  А за что, про что – не скажу тебе,   Скажу только Богу единому»? О позоре его семьи известно «соседушкам», а значит, едва ли не всей Москве, но не царю. Глава обесчещенной семьи убил обидчика «вольной волею», это должно быть известно всем, именно это  смоет пятно позора с семьи. Но если царь не знает, то Калашников ему и не скажет. – Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ  подтвердите словами из текста.  «Не мсти, не убий». Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не  может не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью  Калашников говорит братьям:  «Помолитесь сами в церкви Божией Вы за душу мою грешную!». 3.Подведение итогов урока. Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы? В поэме простой человек – купец Калашников ­ выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность  перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной. 4.Релаксация. 5.Домашнее задание и его инструктаж: Ответьте на вопросы:  Почему «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца  Калашникова» следует отнести к лиро­эпическим произведениям? Отметьте элементы лирики и  эпического повествования. Кто из героев «Песни…» выступает носителем авторского отношения к героям и событиям поэмы?  К каким произведениям УНТ близка «Песня…»? Своё мнение обоснуйте примерами из текста.

Урок по теме «Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы».

Урок по теме «Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы».

Урок по теме «Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы».

Урок по теме «Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы».

Урок по теме «Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы».

Урок по теме «Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018