Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.
Оценка 5

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
13.05.2017
Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Задачи урока: Образовательные: обобщить и систематизировать знания об органах цветковых растений, о взаимосвязях органов цветкового растения. Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, способность сравнивать, обобщать делать выводы, применять знания в нестандартной ситуации, развивать познавательный интерес к предмету. Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство коллективизма, ответственности за результаты своего труда, поощрять стремление сильных учащихся помогать отстающим; воспитать бережное отношение к растениям, которые украшают и поддерживают нашу жизнь.
Органы растений.docx
Урок по теме "Органы растения. Организм растения ­ единое целое". 6 класс. Подготовила и провела: учитель биологии, химии первой кв. категории   МБОУ «Русско­Акташская СОШ» Белоногова Ирина Анатольевна Эпиграфы урока:  Корень учения горек, да плод сладок. ( Рабиндранат Тагор)  И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет. (Пословица) Задачи урока: Образовательные: обобщить и систематизировать  знания об органах цветковых   растений, о взаимосвязях органов цветкового растения. Развивающие:  развивать у учащихся логическое мышление, способность  сравнивать, обобщать делать выводы,  применять знания в нестандартной ситуации,  развивать познавательный интерес к предмету. Воспитательные:  воспитывать культуру общения, чувство коллективизма,  ответственности за результаты своего труда, поощрять стремление сильных  учащихся помогать отстающим;  воспитать бережное отношение к растениям, которые украшают и поддерживают  нашу жизнь. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Методы обучения: частично – поисковый; проблемный; эвристический. Форма урока: групповая учебная игра. Оборудование: табло с указанием баллов; таблица для учета результатов команд; комнатные растения; гербарии, муляжи плодов; Компьютер, мультимедийный проектор; Оценочные листы. Темы игры № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 5 5 5 5 5 5 5 Цена вопроса 10 10 10 10 10 10 10 15 15 15 15 15 15 15 20 20 20 20 20 20 20 25 25 25 25 25 25 25                                                                      Ход урока I. Организационный момент. Приветствие учащихся.  Информация об отсутствующих в классе. Настрой учащихся на работу. II.  Игра.  Учитель: Ребята, мы с вами закончили раздел «Органы цветковых растений.  Растительный организм – единое целое».  И сегодня нам предстоит пожинать   «плоды»  наших  знаний. Как говорил Рабиндранат Тагор: «Корень учения горек, да  плод сладок». (Эпиграф га доске)  Насколько «сладкими» окажутся плоды ваших  знаний мы узнаем в конце урока. Проведем сегодняшний урок в форме игры­ соревнования «Своя игра», в которой примут участие три команды. Игра пройдет в  несколько этапов.  Правила игры: Выбор цены вопроса – вопрос – обсуждение – ответ. Результаты каждого этапа заносятся в оценочные листы. ­ Прежде чем начать нашу игру,  давайте познакомимся с командами. У каждой  команды есть   эмблемы, которые несут в себе определенный смысл. Объясните, что означают символы ваших команд? (Команды представляются). В игре принимают участие три команды: «Цветики – семицветики», «Сочные  ягодки», «Крепкие орешки». Команда «Сочные ягодки». Девиз: Ягодка по ягодке – будет кузовок! Команда «Крепкие орешки». Девиз: Мы – «Крепкие орешки» И нас не разобьешь. Мы знаем все на свете, Ничем нас не проймешь. Команда «Цветики – семицветики». Девиз: Мы все дружны, как эти лепестки. Учитель: Для начала проведем с командами небольшую разминку. ­ Что такое орган ? ( Орган (от греч. «органон» ­ орудие, инструмент) – это  часть тела, выполняющая определенную функцию и имеющая определенную  форму,  строение и месторасположение в организме.) ­ Что такое организм? (Организм – это биологическая система, состоящая из  взаимосвязанных между собой элементов, функционирующих как единое целое.) ­ Вспомните, как устроен растительный организм? (Растительный организм  состоит из следующих органов: корневая система, стебель, листья, цветок,  плод с семенами.)   ­ Какие органы представлены на рисунках? (Изображения различных органов  растений, в том числе и видоизмененных на экране.) ­ На какие две группы делятся органы цветковых растений? (Вегетативные:  корень, стебель, лист и генеративные: цветок, плод с семенами.) Учитель:  Чтобы определиться с темой первой игры, отгадайте загадку: И воду сосет, И камень грызет, А сам у вершинки.  Нежнее пушинки. (Корень) ­ Итак, тема первой игры – «Корень». ТЕМА № 1: КОРЕНЬ 5 баллов. Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко,  Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются. Почему осыпались и вянут? Без корней расти, и жить не станут. Как ни тонок, неприметен под землею корешок, Но не может жить на свете без него любой цветок. Каково значение корня в жизни растения ? (Удерживает растение в почве и  обеспечивает поступление в него  воды и минеральных солей.) 10 баллов. Как связано строение корня с выполняемой функцией?  (Боковые корни  удерживают растение в почве; корневые волоски обеспечивают всасывание из  почвы минеральных веществ, растворенных в воде.) 15 балов. Таинственный рисунок. Какие участки корня  показаны на рисунках?  (1 ­ Верхушка корня: корневой чехлик и зона деления; 2 ­ Корневые волоски: зона  20 баллов.  (Работа с гербарием). Из 6 гербарных листов выбрать и разложить в две  стопки  растения, имеющие мочковатую и стержневую корневые систему. Дать им  характеристику. (Стержневые корневые системы( лютик, одуванчик, фасоль –  системы с хорошо развитым главным корнем; мочковатые корневые системы –  пшеница, мятлик, лук ­ системы с недоразвитым или рано отмирающим  корнем.) 25 баллов.  При высадке рассады (капусты, помидоров)  у этих растений  прищипывают главный корень.  Как называется эта процедура и с какой целью ее  проводят ? ( Пикировка или прищипывание  кончика корня – один из приемов  увеличения  роста боковых корней, т.к. при пикировке рост главного корня  прекращается. ) Учитель: Чтобы определить следующую тему, отгадайте вторую загадку. Вверх по стенке крутой, По бетонке литой, Многоножка ползет, С собой листья несет. (Стебель) ТЕМА № 2: СТЕБЕЛЬ 5 баллов. Какое значение стебель имеет для жизни всего растения? (Стебель  выносит листья к свету, на нём располагаются почки, цветки и плоды. Он  служит растению опорой, связывает между собой все части растения, по нему  передвигаются вода, минеральные и органические вещества; выполняет стебель  и запасающие функции.) 10 баллов. По какой части стебля  происходит главная функция стебля ­ транспорт  питательных веществ, растворенных в воде? (По сосудам древесины  передвигаются минеральные вещества, идущие  от корня, а по ситовидным  трубкам луба транспортируются органические вещества, образовавшиеся в  результате фотосинтеза в стебле и в листьях.) 15 баллов. В древние времена береста на Руси выполняла роль бумаги. Какая часть  стебля служила «бумагой»? (Береста — это верхний слой березовой коры.)  Из какой части стебля изготавливают бумагу в настоящее время? (Из древесины.) 20 баллов. Объясните, почему клубни картофеля, находившиеся длительное время  на солнце зеленеют?  Пригоден ли такой картофель для употребления в пищу ?  (Клубни картофеля ­ это видоизмененный побег, поэтому их клетки, содержат  хлоропласты. На свету в стеблях и листьях вырабатывается зеленый пигмент ­ хлорофилл,  идет  процесс фотосинтеза. Но одновременно с позеленением,   в  клубнях картофеля синтезируется  соланин ­ ядовитое вещество, которое,  обладая фунгицидными и инсектицидными свойствами, защищает картофель  от порчи и вредителей. Для человека и животных соланин ядовит, поэтому  употреблять позеленевший картофель в пищу или скармливать скоту не  рекомeндуется.) 25 баллов. Вширь растет Игнашка,  Что ни год – рубашка,  Старую не сменит,  Новую наденет. Сколько лет Игнашке? Посчитай рубашки!  («Игнашка» – стебель, “рубашка” ­ годичные кольца.)  (Работа с природным материалом). Рассмотрите поперечный спил древесного  стебля. Ответьте на следующие вопросы: Сколько лет этому стеблю? Как вы  определили возраст дерева? Что еще можно определить по годичным кольцам ?  (Возраст дерева определяется количеством годичных колец – колец прироста,  образующихся за счет деления клеток камбия. По годичным кольцам можно определить стороны горизонта: с северной стороны они уже, а также  дать  характеристику погодным условиям: холодное было лето или теплое,  засушливый был год или дождливый.) Учитель: Определите тему следующей игры. Из почек появляются, Весною распускаются, Летом шелестят, Осенью летят. (Листья) ТЕМА № 3: ЛИСТ 5 баллов. Назовите части листа. (Листовая пластинка, черешок, могут быть  прилистники – выросты черешка – черешковые листья; Листовая пластинка –  сидячие листья.) 10 баллов. Какие основные функции выполняет лист? (Питание – фотосинтез,  газообмен, испарение воды.) 15 баллов. О каком природном явлении в жизни растений идет речь в строках  стихотворения Е. Трутневой? Под ногой похрустывают  льдинки, Ничего не видно. Темнота. И шуршат листочки ­ невидимки, Облетая с каждого куста. (Листопад) Какое  биологическое значение  имеет  осенний листопад в жизни растений?  (Уменьшение испарения воды и избавление от шлаков.) 20 баллов.  Таинственная шкатулка. В шкатулке находятся листья какого­то  растения.    В Древней Греции  листья  и веточки  растения считались знаком победы, символом славы и величия, поэтому победителей  олимпийских игр венчали венками  из  листьев этого растения.  Древние римляне  такие  венки надевали на  воинов­ победителей, а Юлий Цезарь ­ на все официальные церемонии, как символ  бессмертия. Слово "лауреат"  произошло также от названия этого растения.   В настоящее время листья  этого растения ­ общеизвестная пряность и приправа к  пище и консервам. Что же находится в таинственной шкатулке? (Лавровый лист.) Опишите строение листа по внешним признакам. (Лист лавра – простой,  черешковый, цельнокрайний. Имеет сетчатое жилкование.) 25 баллов. Есть трава с загадкой,  С хищной повадкой: Комара и мушку Заманит в ловушку. (Растение­хищник – росянка) У  данного растения (демонстрирует изображение) листья необычные­ видоизмененные, они  играют роль ловчего аппарата.  А какие видоизменения  листьев вам еще знакомы и с какой целью  они возникли  у некоторых  растений?  (Видоизменение листьев связаны с выполнением ими разнообразных функций. Так лист может быть местом отложения питательных веществ (мясистые  чешуи у луковицы лука); запасать воду (алоэ); экономно расходовать влагу в  условиях пустыни (колючки кактуса); служить защитой от поедания  животными (колючки  крыжовника, барбариса) или прикреплять растения к  опоре (усики гороха).) Учитель: Послушайте следующую загадку и определите тему игры. Есть чашка, Да не разобьешь, Есть венок, Да не разовьешь, Есть тычинки, Да очень хрупки, Есть пестик, Да без ступки. И все это вместе Да на своем месте. (Строение цветка) ТЕМА № 4: ЦВЕТОК. 5 баллов. Для того чтобы как­то разобраться в строении цветка ученые­ботаники  предложили формулу цветка, применив  условные обозначения. Вспомнив, условные обозначения, давайте попробуем составить формулу цветка вишни: цветок  правильный, чашелистиков – 5, сросшихся, лепестков – 5, тычинок много, пестик –  1. (*Ч(5) Л5 Т∞ П1) 10 баллов. Что такое соцветие и каково  биологическое значение соцветий?  (Соцветие ­ это группа цветков, расположенных на одной цветоножке близко  один к другому в определенном порядке. Соцветия привлекают насекомых для  опыления и более успешно опыляются ветром.) 15 баллов. (Работа с рисунками.) Определить типы соцветия по предложенным  схемам и приведите примеры растений с данным видом соцветий. (Кисть –  ландыш, черемуха, смородина; корзинка – ромашка, подсолнечник, одуванчик;    зонтик – вишня, герань, лук; колос ­ подорожник, осока, орхидея; метелка  (сложная кисть) – сирень, виноград,  овес, рис; сложный колос – пшеница, рожь, ячмень; головка – клевер.. ) 20 баллов. Он  всю ночь готовит «мед» ­ Пчелу­сластену в гости ждет, Бери, мол, но как другу, Мне окажи услугу: Пыльцу мучную эту  Перенеси соседу. О каком биологическом  процессе  идет речь в стихотворении? Какое значение  имеет этот процесс в жизни растений?) ( О перекрестном  опылении ­ переносе пыльцы с цветка одного растения на  цветки другого. Если опыление не произойдет, растение не образует плоды и  семена.)  25 баллов. Назовите насекомоопыляемые  и ветроопыляемые  растения, какими  характерными признаками обладают их цветки? ( Насекомоопыляемые  растения: черемуха, сирень, роза, тюльпан, яблоня,  вишня, ночная фиалка, клевер и др. могут иметь  ароматный запах цветов и  соцветий, яркую окраску лепестков,  наличие нектара, относительно крупную,  липкую, шероховатую пыльцу. Ветроопыляемые  растения: береза, дуб, ольха, осина, лещина и др. имеют   очень мелкие   цветки, обилие сухой и легкой пыльцы, длинные свисающиеся  тычиночные нити, пестики, усаженные многочисленными волосками и  щетинкам. Цветки многих ветроопыляемых растений появляются ещё до  распускания листьев.) Учитель. А сейчас физкультминутка! Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Покиваем головой Снова сядем мы за стол. Учитель:  Определите тему следующей игры. Весной повис­ Всё лето кис, А сладок стал – На землю пал. (Плод) ТЕМА № 5: ПЛОДЫ. 5 баллов.  Из какой части цветка образуется плод  и из чего он состоит?  ( Плод развивается  из завязи цветка. Состоит из семян и околоплодника.) 10 баллов. Каково значение плодов в природе? (Плоды обеспечивают защиту и созревание семян; участвуют в расселении  растений; являются продуктами питания для  живых организмов.) 15 баллов. На сегодняшний день  мы считаем его  «вторым хлебом», одним из  основных и любимых продуктов питания. Но первой половине XIX в. посевы этой  культуры беспощадно уничтожали, сжигали. Только в губерниях  Приуралья,   Среднего и Нижнего Поволжья против  принудительной посадки «чертова яблока»  восстало более 500 тыс. крестьян.  О каком растении идет речь и почему оно  подвергалось гонениям со стороны крестьян? (Речь идет о картофеле.  Крестьянские бунты были вызваны насильственным введением посадки  картофеля на крестьянских землях  и  из­за массовых отравлений, связанных  с  употреблением плодов этого растения – ягод, которые ядовиты. ) 20 баллов. Осень в гости к нам пришла, И плоды нам принесла. А вот и лукошко. Осень  в него  сложила  Свой урожай немножко. Ребята, ваша задача – определить вид плодов, находящихся в корзине и убрать  лишнее. (Томат, виноград, перец  и баклажан – ягода; огурец и патисон – тыквина;  яблоко и груша –  яблоко;  персик, вишня  и  слива  – костянка; апельсин и лимон  –  померанец; пшеница – зерновка; подсолнечник –  семянка, лещина – орех.)   Лишними будут корнеплоды свеклы, моркови и репы, т.к  они являются  видоизмененными корнями, в их образовании принимают участие разросшийся  главный корень и нижняя часть стебля.) 25 баллов. Таинственная шкатулка. Лакомство из плодов этого растения у многих народов является  принадлежностью  свадебных пиршеств, так как они издревле  считались  символом брака. В старину их брали с собой мореплаватели, сейчас  паста из этих плодов входит в рацион космонавтов, испытывающих высокие  физические нагрузки.   Ядрышки плода по форме напоминают головной мозг с извилинами. Что находится  в шкатулке? ( Грецкий орех.) А как правильно называется плод грецкого ореха? (Костянка. У незрелых плодов  околоплодник мясистый. При созревании плода он подсыхает и  растрескивается, высвобождая косточку с семенем.) Учитель: Отгадайте следующую загадку:  Во мне есть все: я должен стать красивым, Большим, зеленым, как родитель мой. Пока покой. И я пока счастливый, И мир вокруг хоть тесный, но живой. (Семя) ТЕМА № 6: СЕМЕНА. 5 баллов. Каково значение семян? (Семена участвуют в половом  размножении  растений; семена содержат большой запас питательных веществ; ими  питаются многие  живые организмы.) 10 баллов. Почему семя называют зачаточным растением? (Потому, что в семени  находится зародыш будущего растения, который состоит из зародышевого  корешка, стебелька, почечки  и первых видоизмененных листьев – семядолей. ) 15 баллов. Где находится запас питательных веществ, необходимый  для питания  зародыша? (Запас питательных веществ  сосредоточен  в семядолях или  эндосперме.)  20 баллов. Решите экологическую задачку. Юннаты  собрали семена гороха для  посева их на следующий год. Саша предложил рассыпать семена в целлофановые  пакетики и поплотнее их завязать.  Но ребята с его предложением не согласились.  Как вы думаете, почему? (Семена, даже сухие, дышат. При дыхании выделяется тепло, углекислый газ и пары воды, поэтому в целлофановых мешках семена  могут задохнуться, и зародыш семени погибнет, такие семена  будут   непригодны для посева.) 25 баллов. Как называются продукты, находящиеся в пробирках, из семян каких  растений их получают? (В пробирках находятся крупы: манная – пшеница,  гречневая – гречиха, пшенная – просо, рисовая  – рис, геркулес или  овсяная крупа  – овес, перловая ­ ячмень.) Учитель: Чтобы определить заключительную тему игры, послушайте  отрывки из  басни И.А. Крылова «Листы и корни»  и разрешите спор, возникший между  листьями и корнями растения: кто из органов самый главный?   В прекрасный летний день Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами* шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: "Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? "Примолвить  можно бы спасибо тут и нам", ­ Им голос отвечал из­под земли смиренно. "Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?" ­ Листы, по дереву шумя, залепетали. "Мы те, ­ им снизу отвечали,  Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы ­ Корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас, Что с новою весной лист новый народится: А если корень иссушится, Не станет дерева, ни вас". * Зефир ­ легкий, теплый ветер. ­ Ребята, разрешите спор, возникший между листьями и корнями растения: кто из  органов самый главный?  (Для растения все органы одинаково важны. Они  взаимосвязаны между собой. Именно благодаря этому организм живёт как  единое целое. ) Тема  нашего последнего поединка «Целостность организма». ТЕМА № 7: ЦЕЛОСТНОСТЬ ОРГАНИЗМА. 5 баллов. По  совокупности  ряда признаков все цветковые растения поделили на  два класса: двудольные и однодольные. По каким  признакам растениям можно  отнести к этим класса? (Работа с раздаточным материалом.) (По числу семядолей в зародыше семени, по типу корневой системы и  жилкованию листьев. Как правило,  у двудольных растений – 2 семядоли,  стержневая корневая система и сетчатое жилкование листьев, а у  однодольных – 1 семядоля, мочковатая корневая система и параллельное или  дуговое жилкование листьев.) 10 баллов. От какого процесса, происходящего в листьях, зависит поглощение воды корнями ? Как осуществляется данный процесс?  (От транспирации – испарения  воды листьями. При помощи устьиц – отверстий на нижней стороне листа.) 15 баллов. Его слезами называют ­ Напрасно! Слезы солоны. Береза белая, живая – Отрада здешней стороны. И сразу, как весна приходит, Ребята в рощицы бегут За сладким соком, Что в народе У нас березовым зовут. Что означает «плач» березы весной? Чем опасно повреждение коры деревьев,  особенно весной? Весной происходит  интенсивное  сокодвижение.  Если повредить кору, то через  рану происходит потеря сока, а вместе с ним и  питательных веществ,  необходимых растению для роста и развития. Такие березы часто болеют и  засыхают; Через повреждения на коре могут попасть споры гриба­трутовика, которые в  последствии могут прорасти и  постепенно  разрушить все дерево.) 20 баллов. Объясни смысл пословицы: «Если хочешь плодов – не срывай цветов.» (Цветок ­ это генеративный орган, в завязи его пестика формируется плод. Не  будет цветков – не будет и плодов.) 25 баллов. Зачем бороться с колорадским жуком, если он ест листья картофеля, а  человек клубни? (В листьях происходит фотосинтез – органическое питание  растений, образующиеся органические вещества транспортируются ко всем  органам растения, в том числе и к клубням и питают их.) III.  Итоги. Учитель: Наша игра на этом завершена, осталось сделать выводы, собрать плоды  нашего учения и подвести итоги.  В качестве обобщения материала составьте синквейн – своеобразное  стихотворение из  5 строк: первая строка – существительное, название синквейна (темы), далее идут 2  прилагательных, 3 глагола, одно суждение – обобщающее предложение по теме  синквейна, и, наконец, эмоциональная точка или вывод ( 1­3 слова). Ученики: Пример синквейна, составленного учащимися:         Орган Вегетативный, генеративный Состоят, работают, обеспечивают Часть тела Растение ­ целостная система Учитель: Растение – живой организм, состоящий из определенных компонентов –  органов, которые нужны растению, чтобы осуществлять процессы  жизнедеятельности. Все органы растения тесно связаны между собой:  жизнедеятельность одного органа находится в прямой зависимости от  жизнедеятельности других органов, организм живёт как единое целое. Поэтому,   если какой­то орган перестанет функционировать, погибнет все растение.   Ребята, я надеюсь, что проходя мимо дерева, кустарника, травинки вы десять раз  подумаете, прежде чем сорвать лист, цветок или сломать ветку, а итогом нашей  игры будет заботливое отношение к природе. Как говорится в пословице: «И  стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет».  Подсчет баллов. Выступление капитана с оценкой работы каждого участника  команды. Выставление оценок : 80 ­100 баллов – «5» 65 ­ 79 баллов – «4» 50 ­  64 балла – «3 Сдача  капитанами оценочных листов учителю. Домашнее задание: На выбор: составление рекламы какой­либо органа.  (Приветствуются стихи, речевки, рисунки.); составление ребусов, кроссвордов по  теме «Органы растения».

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.

Урок по теме "Органы растения. Организм растения - единое целое". 6 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017