Урок по теме "Плотность" 7 класс, физика
Оценка 4.6

Урок по теме "Плотность" 7 класс, физика

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
физика
7 кл
07.01.2017
Урок по теме "Плотность" 7 класс, физика
Урок в 7 классе по физике, изучение нового материала с помощью технологий проблемного обучения и исследовательской деятельности. с использованием индивидуальной и групповой форм работы.Вид используемых на уроках средств ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку. Приборы и материалы: тела разного и равного объёма, тела разной и равной массы, тела, изготовленные из разных веществ, весы, разновесы
Урок по теме.docx

Урок по теме: Плотность вещества.

                                                    (7класс)

Задачи урока.

Обучающие:

дать определение плотности, выяснить ее физический смысл ,вывести формулу плотности, обучить учащихся пользоваться таблицами физических величин ,в частности плотности.

 

Развивающие:

развивать способности школьников выдвигать гипотезы, продолжить работу с физическими формулами, развивать умение учащихся читать формулы, анализировать их с целью более глубокого понимания их физического смысла, развивать навыки  преобразования формул;  развивать логическое мышление, монологическую речь, умение работать в группах.

 

Воспитательные:

воспитывать внимательное ,уважительное отношение к  своим одноклассникам; необходимость применения  полученных на уроке знаний к объяснению окружающего нас мира, происходящих вокруг явлений.  

 

Оборудование:

весы с разновесами, набор тел изготовленных из разного вещества, мензурка, деревянный брусок, мультимедийная установка.

 

Дидактическая цель: создать условия для актуализации познавательной деятельности учащихся с помощью технологий проблемного обучения и исследовательской деятельности.

Цель урока: сформировать понятие новой физической величины - плотность, рассмотреть её характеристики (определение, формулу для вычисления, единицы измерения, способы измерения).

Предполагаемые результаты обучения.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Определить, что такое плотность вещества; установить зависимость между массой, объёмом и плотностью вещества

развитие умения наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы; умение работать с табличной информацией.

умение работать в микрогруппах; сформированность культуры общения; Выработка трудолюбия и аккуратности в работе.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Используемые технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность с использованием индивидуальной и групповой форм работы.

Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование.

Оснащение урока.

1. Вид используемых на уроках средств ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

2. Приборы и материалы: тела разного и равного объёма, тела разной и равной массы, тела, изготовленные из разных веществ, весы, разновесы

Ход урока:

Организационный момент Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Прошу вас работать активно, не волноваться. Готовы?

Актуализация знаний. Проверим, как вы готовили домашнее задание.  Ответьте на вопросы теста по вариантам (если ученик правильно ответил на вопросы теста, то у него должно получиться слово "молодец.)Две группы экспериментаторов и третья теоретиков в это время выполняют свои задании:. измеряют массы тел равного объема,  измеряют объемы тел разной массы.   Третья группа теоретиков: находит отношение массы бруска к его объему.

Проверка домашнего задания

Первая группа. Ребята этой группы должны были найти интересные факты, связанные с массой.

Вторая группа побывали в магазинах и других торговых точках.

Третья группа, выясняли в больнице и поликлинике, какое значение для врача и его пациента имеет измерение массы тела.

Ребята четвертой группы побывали  на почте и выяснили, как точно взвешивают на почте посылки и бандероли.

Учитель:

Измерение массы тела, важный момент для специалистов многих профессий.

 

Учитель организует две группы экспериментаторов для выполнения опытов, на результаты которых мы  будем опираться при изучении нового материала. Данные экспериментаторы заносят в таблицы на доске.

Остальные учащиеся  работают с тестом на листочках.

 

 

1 вариант

1. Может ли тело двигаться равномерно, если на него не действуют другие тела?

К) не может
Л) может, но не каждое тело
М) может

2. Пассажир автобуса непроизвольно отклонился назад. Чем это вызвано?

К) автобус повернул влево
М) автобус повернул вправо
Н) автобус резко остановился
О) автобус резко увеличил скорость

3. Какое явление используется при катании детей на скейтбордах?

К) механическое явление
Л) инерция
М) диффузия
Н) трение

4. Изменение скорости тела происходит …

Н) без действия на него другого тела
О) под действием на него другого тела
П) до того, как подействует на него другое тело

5. Два тела массами m1 и m2 взаимодействуют между собой, и первое тело после взаимодействия движется с большей скоростью, то говорят, что …

Г) m1 > m2
Д) m1 < m2
Е) m1 = m2

6. Основной единицей массы в Международной системе является

В) тонна
Г) миллиграмм
Д) грамм
Е) килограмм

7. Два тела массами m1 = 20 г и m2 = 40 г взаимодействуют между собой, и первое тело после взаимодействия движется со скоростью 20 см/с, то втрое тело движется со скоростью …

Ц) 10 см/с
Э) 16000 см/с
Ю) 1см/с

2 вариант

1. Если скорость тела сохраняется при отсутствии действия на него других тел, то такое явление называют

И) покоем
К) механическим движением
Л) диффузией
М) инерцией

2. Может ли тело увеличивать свою скорость, если на него не действуют другие тела?

О) не может
П) может, но не каждое тело
Р) может

3. Пассажир автобуса непроизвольно отклонился влево. Чем это вызвано?

К) автобус повернул влево
Л) автобус повернул вправо
М) автобус резко остановился
Н) автобус увеличил скорость

4. Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел?

Н) может
О) не может
П) иногда может

5. Два тела массами m1 и m2 взаимодействуют между собой, и первое из них после взаимодействия движется с той же скоростью, то говорят, что …

А) m1 > m2
Б) m1 < m 2
Д) m1 = m 2

6. Сколько килограммов в одном грамме?

Д) 1000
Е) 0,001
Ж) 100

7. Два шара после взаимодействия приобрели скорости один шар 60 см/с, а второй – 30 см/с. Какова масса первого шара, если масса второго шара m 2 = 10 г?

Ц) 5 г
Э) 0,2 г
Ю) 18000 г 

 

 

 

Изучение  нового материала. Проблема: определить массу мраморной глыбы объемом 4 м³.

Вспомним, какими способами можно определить массы тел?

- Взвешиванием тел и при взаимодействии.

Сможем ли мы справиться с этой задачей, используя уже известные нам способы определения массы?

- Нет.

Подобные задачи практикой  выдвигаются довольно часто и мы должны уметь решать их. Например, геологи обнаруживают залежи нефти. Как определить ее массу? Вот сегодня на уроке мы научимся определять массу тел еще одним способом.

начнем с разгадывания кроссворда. В нем мы узнаем тему урока.mhtml:file://\\192.168.137.2\Downloads\books\туц\плотность.mht!img1.gif

1. "Маленькая масса"

2. Быстрота движения.

3. Единица длины.

4.Явление сохранения скорости движения тела или его покоя.

5. Величина, которую можно измерять с помощью мензурки.

6. Величина, которую измеряют в фунтах, каратах, центнерах.

7. Прибор для измерения температуры.

Запишите тему урока. Эпиграфом к уроку я взяла слова немецкого философа Иммануила Канта «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта». Как вы думаете, почему?

Постановка цели и задач урока. Давайте вместе с вами определим цели урока. Что мы хотим узнать на уроке нового? Чему мы хотим научиться?

Итак, сегодня на уроке мы должны познакомиться с физической величиной – плотность, узнать, что она характеризует, узнать, как она обозначается и по какой формуле находится. Ребята, сейчас мы с вами вспомним понятия, которые нам пригодятся сегодня на уроке.

        

Для этого обратимся к результатам наших опытов 

Рассмотрите тела из наборов, которые находятся у вас на столах. Найдите тела равного объёма. Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? Сравните массы Найдите тела, изготовленные из одного вещества. Сравните их объёмы. Сравните их массы с помощью весов. Сделайте вывод. Запишите этот вывод в тетрадь этих тел с помощью весов и сделайте вывод. (Дети делают вывод.). Запишите этот вывод.

Ученик у демонстрационного стола сравнивает массу двух тел, изготовленных из разного материала и имеющих разный объём. Делает вывод. Дети записывают вывод. (Показываю детям вату массой 7 г и скрепки массой 7 г, делают вывод: масса по-разному распределяется по объёму). Молодцы! Это главный вывод и вы его сделали сами.

Итак, в наших опытах получаются такие результаты, потому что масса распределяется по объёму по-разному. Для одного вещества на единицу объёма приходится большая масса, а для другого вещества на единицу объёма приходится меньшая масса. Следовательно, массу единицы объёма вещества можно использовать в качестве характеристики данного вещества. Физики так и сделали: ввели физическую величину, которая показывает, чему равна масса единицы объёма вещества и назвали её плотностью. записывают в тетрадь и проговаривают друг другу.

Итак, мы познакомились с тем, что такое плотность. Она обозначается буквой ρ. А теперь мы с вами выполним очень сложное задание: мы попытаемся получить формулу для вычисления плотности. Используйте подсказку: масса распределяется по объёму. Скажите, в математике какое действие ближе всего слову «распределение»? Тогда немного подумайте и скажите, какая будет формула, если масса распределяется по объёму? Молодцы!

Вот он дом, в нем три квартирки,

Дружно живут в нем

Масса(m ) сверху

Внизу плотность ( ) и объем (V).

        

Равнобедренный треугольник:

                   

                 

            

 

Читают, записывают в тетрадь. Это было буквенное чтение формулы, а теперь прочитаем формулу физически. Только слово «деление» заменим на слово «отношение». Дети проговаривают. Итак, плотность – это физическая величина, равная отношению массы тела к его объёму. Записывают в тетрадь (Так как плотность – это физическая величина, то у неё есть единица измерения. Давайте её определим.

Физкультминутка.

1. Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

2. «Да» – руки вверх, «Нет» – руки в стороны.

Тела, окружающие нас, состоят из различных веществ.

Единицей массы в системе СИ является см³.

Плотность – физическая величина,

Массу тела  измеряют мензуркой

Мы с вами сегодня хорошо поработали. Итак, подведём итоги, что же получили на данный момент:

Назовите тему урока. С какой физической величиной мы познакомились? Что она показывает? Как она обозначается? В каких единицах измеряется?

. Закрепление изученного материала.

Работа с таблицей.

Ребята, откройте учебник на странице 50 и найдите таблицу плотностей. Далее рассказываю о таблицах, по какому принципу они делятся. Показываю один пример. А потом задаю вопросы ученикам:

Чему равна плотность золота? Что показывает данное число?

Плотность вещества 2300 кг/м³. Какое это вещество?

Найдите массу одного кубического метра мрамора.

У какой жидкости самая высокая плотность?

Сравните плотности твёрдых тел, жидкостей и газов. Чем это объясняется?

Найдите по таблице плотность воды, льда и водяного пара. Запишите в тетрадь. Сравните и сделайте вывод.

Существуют приборы, с помощью которых определяют плотность вещества. Один из таких приборов – ареометр  Рассматриваем практическое применение плотности: знания о плотности понадобятся вам в жизни, потому что величина очень важна и для промышленности, и для строительства, и для сельского хозяйства. Использование материалов с малой плотностью в строительстве и машиностроении очень выгодно в экологическом и экономическом плане. Например, раньше корпус самолётов делали из алюминия и стали, а теперь из более легкого титана. Это позволяет экономить горючее и перевозить больше груза. А экономия топлива способствует тому, что уменьшается количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Плотность важна и для сельского хозяйства:

 

В конце урока тест с взаимопроверкой..

 1.  Плотностью называют…

      а)  физическую величину, равную отношению объёма тела к его массе.

      б)  физическую величину, равную отношению массы тела к его объёму.

       в)  физическое явление.

       г) физическое тело       

2.  В системе СИ  плотность измеряется в…

       а)  г/см3.

       б)  г/л.

       в)  кг/м3.

       г) м3/кг

3.  Плотность данного вещества зависит …

      а)  от его массы.

     б) от его объёма.

       в)  от его размеров.

      г) нет правильных ответов

4.  Стакан  с подсолнечным маслом тяжелее…

     а)  такого же стакана со спиртом.

     б) такого же стакана с молоком.

      в)  такого же стакана с чистой водой.

      г) такого же стакана с мёдом

5.  При замерзании воды плотность её вещества…

     а)  может и увеличиваться, и уменьшаться.

     б) уменьшается.

     в) увеличивается.

     г) не меняется

 

Ответы 1б 2в 3г 4 а 5 б

 

 

 Рефлексия.

Оцените, насколько  успешным был урок.

Мне все понравилось

Я узнал много нового

Мне ничего не понятно

Мне было интересно

Мне было скучно

Я не узнал ничего нового

Мне было легко

Мне было трудно

Домашнее задание

Определить плотность мыла.

Узнать массу 0,5 л подсолнечного масла.


 

Урок по теме: Плотность вещества

Урок по теме: Плотность вещества

Используемые технологии : проблемное обучение, исследовательская деятельность с использованием индивидуальной и групповой форм работы

Используемые технологии : проблемное обучение, исследовательская деятельность с использованием индивидуальной и групповой форм работы

Может ли тело двигаться равномерно, если на него не действуют другие тела?

Может ли тело двигаться равномерно, если на него не действуют другие тела?

Если скорость тела сохраняется при отсутствии действия на него других тел, то такое явление называют

Если скорость тела сохраняется при отсутствии действия на него других тел, то такое явление называют

Изучение нового материала.

Изучение нового материала.

Для этого обратимся к результатам наших опытов

Для этого обратимся к результатам наших опытов

Читают, записывают в тетрадь.

Читают, записывают в тетрадь.

Найдите по таблице плотность воды, льда и водяного пара

Найдите по таблице плотность воды, льда и водяного пара

Ответы 1б 2в 3г 4 а 5 б

Ответы 1б 2в 3г 4 а 5 б
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017