Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"
Оценка 4.8

Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
математика
7 кл
09.04.2017
Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"
ТЕМА:РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Цели: повторить и систематизировать ранее изученный материал; вырабатывать навыки в решении задач; развивать логическое мышление учащихся. Ход урока I. Устная работа. 1. Сформулировать свойства прямоугольных треугольников. 2. Сформулировать признаки равенства прямоугольных треугольников. 3. Устно решить задачи по готовым чертежам: 1) На рисунке 1 В = С = 90°; 1 = 2. Докажите, что АВ = СD. 2) На рисунке 2 АВ = СD; ВС = АD, АFВ = СЕD = 90°. Докажите, что BF = ED; АF = EC. 3) На рисунке 3 1 = 2 = 90°, АВ = DС. Докажите, что ВС = АD. 4) На рисунке 4 АН и А1Н1 – высоты треугольников АВС и А1В1С1; АС = А1С1; 1 = 2; АН = А1Н1.
Решение задач по теме Свойства прямоугольных треугольников.doc
У р о к   № ТЕМА:РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ Ц е л и :   повторить   и   систематизировать   ранее   изученный   материал; вырабатывать   навыки   в   решении   задач;   развивать   логическое   мышление учащихся. Х о д   у р о к а I. Устная работа. 1. С ф о р м у л и р о в а т ь   свойства прямоугольных треугольников. 2. С ф о р м у л и р о в а т ь   признаки равенства прямоугольных треугольников. 3. У с т н о   р е ш и т ь   задачи по готовым чертежам: 1) На рисунке 1 В = С = 90°;  1 =  2. Докажите, что АВ = СD. 2) На рисунке 2 АВ = СD; ВС = АD,  АFВ =  СЕD = 90°. Докажите, что BF = ED; АF = EC. 3) На рисунке 3  1 =  2 = 90°, АВ = DС. Докажите, что ВС = АD. 4) На  рисунке  4  АН  и  А1Н1 – высоты  треугольников  АВС и А1В1С1; АС = А1С1;  1 =  2; АН = А1Н1. Докажите, что  АВС =  А1В1С1. Рис. 1                                                                  Рис. 2                   II. Устный опрос учащихся по карточкам. В а р и а н т   I 1. Сформулируйте теорему о сумме углов треугольника. 2. Один из углов при основании равнобедренного треугольника равен 65°. Найдите остальные углы треугольника. 3. В треугольнике АВС  В = 110°; биссектрисы углов А и С пересекаются в точке О. Найдите угол АОС. В а р и а н т   II 1. Сформулируйте свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 30°. 2.   В     прямоугольном     треугольнике    АВС   С   =  90°;   В   =  60°,  АВ  = = 15 см. Найдите ВС. 3. Один из углов прямоугольного треугольника равен 60°, а сумма гипотенузы и меньшего катета равна 42 см. Найдите гипотенузу. В а р и а н т   III 1.   Сформулируйте   признак   равенства   прямоугольных   треугольников   по гипотенузе и катету. 2. В  треугольниках  АВС  и  А1В1С1   В = В1 =  90°;  АВ  =  А1В1, АС = А1С1. Найдите  углы А1 и С1 треугольника  А1В1С1,  если  А = 34°;  С = 54°. 3. На сторонах угла А отмечены точки В и С так, что АВ = АС. Через точки В и С проведены прямые, перпендикулярные соответственно к сторонам АВ и АС данного угла и пересекающиеся в точке М. Докажите, что МВ = МС. В а р и а н т   IV 1.   Сформулируйте   признак   равенства   прямоугольных   треугольников   по гипотенузе и острому углу. 2. В  треугольниках   АВС   и  А1В1С1 углы В и В1 прямые,  А =  А1, АС = А1С1.  Найдите  стороны  В1С1  и  А1В1   треугольника  А1В1С1,  если ВС = 17 см, АВ = 12 см. 3. Даны    два   равных   прямоугольных   треугольника   АВС    и    А1В1С1,  у которых  В = В1 =   90,  А =  А1; ВН и В1Н1 – высоты. Докажите, что ВНС =  В1Н1С1. III. Решение задач.  1. Р е ш и т ь   задачу № 299 на доске и в тетрадях. Р е ш е н и е При решении удобно обозначить  А = х и ввести обозначения цифровые для углов, как показано на рисунке. Итак,   А   =   х,  поэтому   1  =   А   =   х,  2  =  2х  (как внешний угол   АРQ),   4  = =  2 = 2х;  3 = 180° – ( 2 +  4) = 180° – – 4х;   5 = 180  – ( 1 +   3) = 3х;   6  = =  5 = 3х.  х Далее,   7  =   В  –   6, но   В  =   С =   180 2   2 , поэтому   7  =   х   180 2 –  3х  =   7 х =   =  180 .  Так  как  8 =  С,  то  С +  8 +  7 = 2 С +  7  =  180°,  или 180° – х 180 7 х   2 +   = 180°. Отсюда получаем, что х = 20°. Значит,  А = 20°. О т в е т : 20°. 2. Р е ш и т ь   задачу № 311 на доске и в тетрадях. Р е ш е н и е Проведем биссектрисы углов, образованных при пересечении двух прямых, ОА и ОВ.  Возьмем произвольную точку  С  на одной из биссектрис и докажем, что она равноудалена от прямых  ОА  и  ОВ, то есть докажем, что  СD = СЕ. В   самом деле,  прямоугольные  треугольники  ОDС  и  ОЕС  равны  по гипотенузе  (ОС – общая гипотенуза) и острому углу ( 1 =  2), поэтому СD = СЕ. Докажем   теперь,   что   любая   точка  М,   расположенная   внутри   угла  АОВ  и равноудаленная от сторон ОА и ОВ, лежит на биссектрисе этого угла. Для этого проведем   перпендикуляры  MN  и  MP  к   прямым  ОА  и  ОВ  и   рассмотрим прямоугольные треугольники  ONM  и  ОРМ. Они равны по катету и гипотенузе (ОМ – общая гипотенуза, MN = MP, так как по условию точка М равноудалена от сторон ОА и ОВ), поэтому  NOM =  POM, то есть луч ОМ – биссектриса угла  АОВ. Из доказанных утверждений следует, что искомое множество точек состоит   из   двух   прямых,   содержащих   биссектрисы   углов,   образованных   при пересечении данных прямых. . Домашнее задание: повторить пункты 15–33; решить задачи №№ 266, 297; принести циркули и линейки. Самостоятельная работа (проверочного характера) (20 мин). В а р и а н т   I 1.   На   рисунке   5  АD   =   DС;  ЕD   =   DF;   1  =   2  =  90°.   Докажите,   что треугольник АВС равнобедренный. 2. Один   из   углов   прямоугольного   треугольника   равен 60°,   а   сумма гипотенузы и меньшего катета равна 18 см. Найдите гипотенузу и меньший катет. В а р и а н т   II 1.  На  рисунке  6   1  =   2,   3  =   4  =  90°;  ВD  = DС.  Докажите, что треугольник АВС равнобедренный. 2. Один из острых углов прямоугольного треугольника в два раза меньше другого,   а   разность   гипотенузы   и   меньшего   катета   равна   15   см.   Найдите гипотенузу и меньший катет. В а р и а н т   III (для более подготовленных учащихся) 1. Через середину отрезка АВ проведена прямая а. Из точек А и В к прямой а проведены перпендикуляры АС и ВD. Докажите, что АС = ВD. 2. В прямоугольном треугольнике СDЕ с прямым углом Е проведена высота EF. Найдите CF и FD, если СD = 18 см, а  DСЕ = 30°. В а р и а н т   IV (для более подготовленных учащихся) 1.   Из   точки  М  биссектрисы   неразвернутого   угла  О  проведены перпендикуляры МА и МВ к сторонам этого угла. Докажите, что МА = МВ. 2.   В   прямоугольном   треугольнике  АВС  с   гипотенузой  АВ  и   А   =  60° проведена высота СН. Найдите ВН, если АН = 6 см. Рис. 5                                                                   Рис. 6           IV. Итоги урока.   Домашнее задание: повторить пункты 15–33; решить задачи №№ 266, 297; принести циркули и линейки.

Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"

Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"

Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"

Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"

Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"

Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"

Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"

Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"

Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"

Урок по теме "Решение задач по теме Прямоугольный треугольник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017