Урок по теме "Целочисленное деление и деление по модулю в Turbo Pascal", изучаемой в курсе дисциплины "Информатика и ИКТ"
Оценка 4.9

Урок по теме "Целочисленное деление и деление по модулю в Turbo Pascal", изучаемой в курсе дисциплины "Информатика и ИКТ"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
информатика +1
9 кл
05.01.2017
Урок по теме  "Целочисленное деление и деление по модулю в Turbo Pascal", изучаемой в курсе  дисциплины "Информатика и ИКТ"
Урок по теме "Целочисленное деление и деление по модулю в Turbo Pascal", изучаемой в курсе дисциплины "Информатика и ИКТ", 9 класс. Цели: Образовательные: познакомить учащихся с операциями целочисленного деления (div) и деления по модулю (mod) в среде программирования Turbo Pascal. Развивающие: формирование умения анализировать, учить выделять главное, выполнять четкий грамотный просчет по фрагментам программ. Воспитательные: воспитывать познавательную активность, четкость и самостоятельность при принятии решений. Урок составлен с использованием сингапурской методики обучения. В процессе урока использовались следующие сингапурские образовательные технологии: технология RallyCoach, структура Fan-N-Pick и др.
Урок по информатике с использованием сингапурских методик.doc

Урок по информатике с использованием сингапурских методик.

 

Учитель:  Кострина Елена Николаевна

Место работы: ГБОУ «Тетюшская кадетская школа-интернат им. Хапаева В.А.» Республика Татарстан

Тема: Целочисленное деление и деление по модулю в Turbo Pascal.

Класс: 9

Цели урока.

Образовательные: познакомить учащихся с операциями целочисленного деления (div) и деления по модулю (mod) в среде программирования Turbo Pascal.

Развивающие: формирование умения анализировать, учить выделять главное, выполнять четкий грамотный просчет по фрагментам программ.

Воспитательные: воспитывать познавательную активность, четкость и самостоятельность при принятии решений.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование: презентация по теме урока с основными понятиями и для проверки самостоятельной работы учащихся, раздаточный материал с заданиями, компьютеры с ПО Turbo Pascal, проектор, интерактивная доска.

Дидактические методы и методики: беседа, диалог, проблемные ситуации, мозговая атака, передача знаний, конспектирование, анализ, точность, объективность, критический взгляд, обобщение, взаимообучение и взаимоконтроль, алгоритмизация, упражнение.

Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап. Организационный момент.

Цель: Мотивация учащихся на восприятие материала.

Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на уроке информатики. Сегодня у нас урок изучения нового материала. Обратите внимание на экран.

Слайд 2.

На доске записаны два выражения 138:3 и 139:3. Выполните вычисления.

Какие числа у вас получились? Слайды 3-4

Первым ответом я довольна. Для решения второго примера разберем ситуацию.

Слайд 5.

Мама пришла в магазин и купила 139 тетрадей в клетку на весь учебный год. У нее 3 детей школьников. Она должна разделить тетради поровну. Вопрос сколько тетрадей получат школьники?

Время подумать 5 сек. Теперь обсуждаем и записываем решение примера на листочке (10 сек).

 

Попрошу ответить на поставленный вопрос 3 ученик 2 стола. (46 тетрадей) А сколько тетрадей останется? (1).

Слайд 6.

Значит, 139:3=46 (ост.1)

Слайд 7.

Обратим внимание, на примеры 138:3=46 и 139:3=46(ост.1).

– Подумайте 5 сек, что общего у этих примеров и в чем различие. Обсудите 10 сек. Выслушаем номера 2.

 

 

Назовем компоненты, при делении.

 

 

Что появляется в записи второго примера?

 

Как вы думаете, можем ли мы записать первый пример как второй.

Слайд 8.

 

Итак, мы выполнили с вами операцию деление.

Что мы можем получить в результате деления?

 

Слайд 9.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами целочисленного деления и деления по модулю (т.е. получение остатка от целочисленного деления) в Turbo Pascal. Запишите тему урока в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

138:3=46 139:3=46,333…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оба примера на деление

 

 

делимое, делитель, частное

 

остаток

 

 

 

Да,

138:3=46 (ост. 0)

 

 

целую часть и остаток от деления

 

 

записывают

III этап. Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с оператором целочисленного деления и деления по модулю.

Слайд 10

1) Операция целочисленного деления обозначается словом - div.
Данная операция возвращает целую часть числа, а дробную отбрасывает.

Рассмотрим примеры:

Вещественное

(обычное) деление

Целочисленное

деление

11/5=2.2

11 div 5=2

15/5=3.0

15 div 5=3

2/3=0.666666…

2 div 3=0

25/10=2.5

25 div 10=2

37/10=3,7

37 div 10=3

12/10=1,2

12 div 10=1

Характерная особенность операции Div: при делении числа N на 10 она всегда отбрасывает последнюю цифру числа N.

2) Рассмотрим другую операцию: деление по модулю или получение остатка от целочисленного деления. Она обозначается словом -
mod.
Слайд 11.

Данная операция производит целочисленное деление, отбрасывает целую часть этого деления и возвращает остаток от данного деления.

Слайд 12.

Выполним задание, применив технологию RallyCoach
(работа в парах) – приложение 1.
На выполнение данной работы вам отводиться 2 минуты – слайд 13.
Проверим выполненное задание - слайд 14.

Вещественное

(обычное) деление

Целочисленное

деление

Деление по модулю

11/5=2.2

11 div 5=2

11 mod 5=1

15/5=3.0

15 div 5=3

15 mod 5=0

9/4=2,25

9 div 4=2

9 mod 4=1

7/3=2.333333…

7 div 3=2

7 mod 3=1

17/3=5,6666

17 div 3=5

17 mod 3=2

25/10=2.5

25 div 10=2

25 mod 10=5

12/10=1,2

12 div 10=1

12 mod 10=2

37/10=3,7

37 div 10=3

37 mod 10=7

48/10=4,8

48 div 10=4

48 mod 10=8

Характерная особенность операции Mod: при делении числа N на 10 она всегда оставляет последнюю цифру числа N.

За успешную работу поблагодарим друг друга, сказав соседу по плечу «Спасибо за сотрудничество!» - слайд 15.


Запомните!!! Операции Div и Mod работают только с целыми числами!

 

IV этап.  Первичное закрепление новой темы.

Цель: Первичная проверка усвоения теоретического материала.

Слайд 16.

1)    Выполним структуру Fan-N-Pick (веер) – приложение 2.

Слайд 17 – на эту работу вам отводиться 5 минут

Задания:

1.     Определите значение целочисленной переменной с после выполнения следующего фрагмента программы.

a:=11;

b:=a mod 4;

a:=a+24;

c:=a div b;

 

2.     Определите значение выражения x после выполнения фрагмента программы.

x:=7;

z:=3*x+1;

y:=z mod 4;

x:=z div y;

 

3.     Определите значение выражения e после выполнения фрагмента программы.

b:=18;

a:=(b+8) mod 7;

e:=b div a;

4.     Определите значение выражения a после выполнения фрагмента программы.

a:=15;

b:=(a+4) mod 3;

c:=a-b;

a:=c div a;

 

 

А теперь проверим результаты.

Встанут те участники команды, которые находили значение переменной С.

Я прошу пройти к доске участника, у кого день рождение летом.

Встанут те участники команды, которые находили значение переменной Х.

Я прошу пройти к доске участника, кто выше.

Встанут те участники команды, которые находили значение переменной E.

Я прошу пройти к доске участника, кто проснулся сегодня раньше.

Встанут те участники команды, которые находили значение переменной А.

Я прошу пройти к доске участника, у кого день рождения ближе всего к празднику Новый год.

 

Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. Поблагодарим друг друга за работу – поаплодируем – слайд 18.

 

V этап. Формирование умений и навыков.

Слайд 19.

Задача: Дано натуральное двузначное число а. Найти сумму и произведение цифр данного числа, а также вывести новое число, в котором цифры числа а «поменялись» местами. 

 

Исходные данные: a – двузначное число

Искомый результат: S-сумма, P-произведение, n – число, в котором цифры «поменялись» местами.

Промежуточные величины: а1 – первая цифра двузначного числа, а2 – вторая цифра двузначного числа.

Вопрос к учащимся: Какого типа будут все переменные в задаче? Почему?

- Как поменять местами цифры в двузначном числе?

Хорошо.
Какими способами мы можем записать решение данной задачи?

 

 

 

Слайд 20.
Каждый стол будет выполнять один из способов записи. Я даю вам время подумать и записать свое решение (1 минута). Выполняем.

Начиная с участника под номером один, вы начинаете высказывать свои мнения, обсуждаете и выполняете командную работу на альбомном листе – 3 минуты – слайд 21.

Прошу участников под номером четыре с каждого стола записать решение на доске.

Задача остальных – внимательно посмотреть запись других команд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривают примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 минуты

 

 

 

 

Проговаривают примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тип integer

 

 

 

 

 

 

 

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один решает у доски с объяснением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На алгоритмическом языке, в виде блок-схемы, на языке программирования

 

 

 

VI этап. Практическая работа учащихся на компьютере.

Цель: Закрепить полученные знания на практике.

Ввод, отладка, тест программы.

Оказываю индивидуальную консультацию и помощь учащимся.

Выполняют практическую работу за ПК.

 

Один учащийся за моим ноутбуком.

VII этап. Итог урока.

Цель: Проверить степень усвоения теоретического и практического материала.

Подвожу итоги урока, выставляю и комментирую оценки учащихся (по возможности индивидуально).

 

VIII этап. Домашнее задание.

Выучить основные понятия по теме урока из тетради.

 

 


Урок по информатике с использованием сингапурских методик

Урок по информатике с использованием сингапурских методик

У нее 3 детей школьников. Она должна разделить тетради поровну

У нее 3 детей школьников. Она должна разделить тетради поровну

Данная операция возвращает целую часть числа, а дробную отбрасывает

Данная операция возвращает целую часть числа, а дробную отбрасывает

Спасибо за сотрудничество!» - слайд 15

Спасибо за сотрудничество!» - слайд 15

Встанут те участники команды, которые находили значение переменной

Встанут те участники команды, которые находили значение переменной

Прошу участников под номером четыре с каждого стола записать решение на доске

Прошу участников под номером четыре с каждого стола записать решение на доске
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017