Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к экзамену(1 курс)
Оценка 5

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к экзамену(1 курс)

Оценка 5
Контроль знаний
docx
русская литература
Взрослым
18.04.2018
Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к  экзамену(1 курс)
Данный урок представляет собой обобщение материала по лирике великого русского поэта А.С.Пушкина, значение которого в литературе велико. Учащиеся выразительно читают лирические строки, анализируют тексты стихотворений, работают с выразительными средствами языка, сопоставляют тексты стихов разных авторов. Итогом урока является составление кластера.Урок развивающего контроля по лирике А.С.Пушкина.
урок.docx
Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к экзамену. Тема урока: Тайна поэтического текста А.С.Пушкина. Тип урока:   урок закрепления Вид урока:    урок развивающего контроля Педагогическая   цель:      обобщить   знания  учащихся   о   жизни   и   творчестве А.С.Пушкина;   развивать   умения   выразительно   читать стихотворения, передавая интонацией настроение; понимать тему, идею стихотворения и настроение лирического героя. Планируемые результаты (предметные)                   учащиеся   должны   уметь   читать   произведения   вслух   с постепенным   переходом   на   чтение   про   себя;   планировать работу   на   уроке;   выбирать   виды   деятельности;   понимать содержание и высказывать своё отношение к прочитанному. Личностные результаты: выражают готовность в любой ситуации поступить в   соответствии   с   нормами   поведения;   проявляют   в конкретных   ситуациях   доброжелательность,   внимание, помощь. УДД (метапредметные) познавательные:       осуществляют поиск необходимой информации в книге; ориентируются   в   учебной   и   художественной   литературе; выполняют   самостоятельный   и   целенаправленный   выбор книги   на   основе   тематического   каталога;   осуществляют поиск   необходимой   информации   в   произведении   живописи (тема, главная мысль,композиция); наблюдают за словом в художественном тексте. Регулятивные:          организовывают   работу   по   составлению   плана   урока (определение темы, цели и задач урока, оценка выполненных действий) коммуникативные:      принимают   правила   взаимодействия   в   паре   и   группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий) Основное содержание темы,    понятия и термины: лирическое   стихотворение,   лингвистический   анализ,   изобразительно­выразительные средства, сопоставительный анализ, тема, образ, мотив, лирический герой. Вступление (на фоне музыки)   ….но тень мою любя, Храните рукопись, о други, для себя! Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,  И, долго слушая, скажите, это он,  Вот речь его. А я, забыв могильный сон,  Взойду невидимо и сяду между вами, И сам заслушаюсь. И вашими слезами  Упьюсь…и может быть, утешен буду я.  (из «Андрея Шенье») Величайший   поэт   и   писатель,   человек   новой   русской   культуры, родоначальник современного русского, литературного языка Пушкин живёт в веках. Он продолжает жить в национальной памяти, но именно в смены эпох воскресает  к  новой  жизни. Каждая  эпоха  видит  и  ценит  в нём  то, что  ей доступно и нужно,   и потому новая эпоха может открыть в его духовном образе то, что оставалось недоступным прежним.    Мир   пушкинской   поэзии   ­   светлый,   добрый,   радостный   мир   любви, дружбы, творчества, созидания.  Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным   камнем,   внутри   которого   есть   сердцевина,   и   в   ней   заложена основная мысль.   Всю   лирику   Пушкина   можно   представить   как   бесконечный   роман   в стихах,   главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир   лирического   героя   с   его   чувствами,   стремлениями,   будь   то   порыв страсти, предчувствие любви или разочарование в идеале.     Сегодня мы подводим итог изученным темам   творчества Пушкина и проведем   урок     «Тайна   поэтического   текста   А.С.Пушкина»   на   примере основных тем лирики: дружеской, любовной, свободолюбивой, темы поэта и поэзии. С этой целью класс разделен на 4 группы, каждая из которых изучила определенную тему. Кроме образовательной цели сегодня на уроке вы будете развивать  навыки, которые пригодятся вам на предстоящем экзамене. Это навыки  исследовательской деятельности: умение формулировать цель, проводить  исследование, работать со словарями, делать выводы. Сотрудничая друг с  другом в группе, вы будете развивать навыки работы в команде и навыки  самооценки собственной деятельности.  1. Политологи (свободолюбивая лирика) («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» - анализ)  Какие стихи отражают тему свободы? 1817 – «Вольность»                                       1819 – «Деревня» 1818 – «К Чаадаеву»                                      1822 – «Узник» и др. Каков он, лирический герой свободолюбивой лирики Пушкина? Образ   лирического   героя   –   это   духовно   богатая   и   свободолюбивая   личность, преданная делу свободы, ощущая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего   дела,   протестующая   против   деспотизма,   верящая   в   торжество   справедливости, философски осмысляющая проблему свободы. Анализ стихотворения «К Чаадаеву».Чтение наизусть Наша группа анализировала  стихотворение  «К Чаадаеву» (1818). Оно адресовано П.Я.Чаадаеву, с которым Пушкин познакомился, еще участь в Лицее. А Чаадаев в то время закончил   Московский   Университет,   поступил   на   военную   службу;   он   участник Отечественной войны 1812 г. Стихотворение получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало   распространяться   в   списках.   Именно   за   такие   стихи   АСП   постигла   опала   –   он оказался в южной ссылке. Жанр стихотворения: Для   лирики   АСП   характерно   стремление   к   трансформации   (изменению) устоявшихся   жанров.   В   этом   стихотворении   мы   видим   проявление   новаторства   поэта: дружеское   послание,   обращение   к   определенному   человеку,   в   частности,   к   Чаадаеву, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению, которое включает в себя и черты элегии. Таким образом, новое по жанру произведение – гражданское послание. Композиция. Своеобразна композиция стихотворения. Построено по принципу антитезы. Именно так   развивается   поэтическая   мысль:   от   элегическое   начала,   проникнутого   настроением грусти, через противительный союз «но» ( «Но в нас горит еще желанье…») первая часть соединяется со второй. Вторая   часть   совершенно   иная   по   настроению:   здесь   превалирует   гражданская тематика,   обличительный   настрой.   Финал   стихотворения   –   яркий   жизнеутверждающий аккорд: Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Главная идея стихотворения  – призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. В конце стихотворения Пушкин верит, что Отчизну ожидают перемены и в ближайшем будущем                                                   И на обломках самовластия                                                    Напишут наши имена! Темы стихотворения: Соединяя в единый образ понятия «свобода» и « «любовь», АСП   тем   самым   показывает,   что   свободолюбивые   и   гражданские   устремления   также естественны и присущи каждому человеку, как и дружба и любовь. Художественное своеобразие: Послание «К Чаадаеву» написано 4­х стопным ямбом. Оно отличается необычной художественной образностью. Это сравнение стремления к «вольности святой» и любви. Метафорические образы «горения»: Но в нас горит еще желанье… что, в принципе, больше характерно для лирики любви. АСП вносит в мотив огня звучание, связание, связанное с гражданским порывом, протестом против «гнета власти роковой» Эпитеты у поэта романтической окраски «власти роковой», «минуты вольности  святой». Метонимия высоко стиля «России вспрянет ото сна» Хочется   особо   выделить   символический   образ   звезды   –   «звезда   пленительного счастья» Образ звезды олицетворял победу в борьбе за свободу. Вывод:  Поэт отстаивает свое право писать, мыслить и жить вне зависимости от любых социальных заказов общества. Именно так он понимает дар свободы. Таков поэт: как Аквилон, Что хочет, то и носит он. Орлу подобно, он летает - - - - - - - - - - И, не спросясь ни у кого, Как Дездемона, избирает Кумир для сердца своего. 2. Искусствоведы (любовная лирика) Кто они, адресаты любовной лирики Пушкина? Как раскрывается образ возлюбленной в стихотворениях? ­   Во   всех   стихотворениях   этой   темы   мы   видим   раскрытие   поэтом идеального, духовного смысла любви. Адресаты любовной лирики­   Екатерина Бакунина, Анна Оленина, Амалия Ризнич,     Елизавета   Воронцова,   Анна     Керн,   Мария     Раевская,   Наталья Гончарова.  Им   посвящены   удивительные   стихи   ­   «Ее   глаза»,   «Пустое   Вы   сердечным ты…», «Я вас любил…», «Не пой, красавица, при мне…»,«Заклинание», «Для берегов   Отчизны   дальной…»,   «Храни   меня,   мой   талисман»,   «Сожженное письмо», – «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии…», «Мадонна». Работа над стихотворением «Я помню чудное мгновенье…» (Наизусть) 3. Психологи (тема дружбы)  Какие ассоциации возникают у вас к слову «дружба»? Дружба – это  взаимное доверие,  уважение, искренность,  привязанность,  общность интересов, увлечение, искренность,  спонтанно возникающая симпатия,  бескорыстное отношение между людьми,   доверие друг к другу,  братство Преобладающий лирический жанр­послание.   Определите   преобладающий   лирический   жанр   его   стихотворений.   Какие произведения можно отнести к этой теме?   Стихотворения этой темы ­  «Моё завещание друзьям», «К Дельвигу», «Друзьям», «Воспоминание   (К   Пущину)»,   «В   альбом   Илличевскому»,   «Товарищам»,  «Разлука», «И.И. Пущину», «19 октября 1825 г.»               (Наизусть «И.И.Пущину») В послании «И.И. Пущину», отправленном в 1827 году в Сибирь, поэт словно  возвращает другу­декабристу святой долг дружбы. Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.   Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье  Лучом лицейских ясных дней! 4.Литературоведы (тема поэта и поэзии) Что вы можете сказать об этой теме в творчестве Пушкина? Тема поэта и поэзии  была ведущей  в творчестве А.С.Пушкина   на протяжении всей его жизни. Менялись идеалы творчества, свободы, счастья, но постоянной  оставалась тема поэтического призвания и назначения поэта и поэзии в общественной жизни.    К   каким   традиционным   формам   в   своём   творчестве   обращался   поэт?   Назовите стихотворения этой темы. В   своем   творчестве   А.С.Пушкин   обращался   и   к   традиционным   формам   поэзии, (таким, как сонет, элегия, послание, лирическое стихотворение), и к прозе, и к белому стиху.  Стихотворения   этой   темы­   «Арион»,  «Пророк»,   «Памятник»,   «Анчар»,»Поэт   и толпа», «Эхо». Работа  над стихотворением «Пророк».  (Чтение  наизусть) (Сравнительный анализ)  «ЭХО» А. Пушкина и «ПОЭТ» М. Лермонтова  Существует, на мой взгляд, одна тема, которая наиболее ярко определяет духовную  близость поэтов. Это проблема назначения поэта и место поэзии в жизни общества.  По мнению Пушкина, поэзия должна иметь высокое гражданское назначение. В  стихотворении «Эхо» Пушкин сравнивает поэта с этим уникальным явлением природы. Эхо  откликается на любой звук, поэзия должна откликаться на всевозможные изменения  окружающего мира. Как эхо остается без ответа, так и поэзия не всегда находит ответное  понимание у людей. Пушкин считал, что талант — это Божий дар, который не разменивается, не  продается и не покупается. Лермонтов в стихотворении «Поэт» прибегает к сравнению пера поэта с клинком, который когда­ то служил наезднику, а теперь за ненадобностью «игрушкой золотой он блещет на стене».  Аллегорически Лермонтов говорит здесь об утрате поэтом своего предназначения. Но в его  словах присутствует надежда на то, что клинок все­таки вырвется из «золотых ножон» и мастера слова вновь обретут жизненность и силу чувств, которые будут близки читателю. Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Пушкин велик, а потому велико и его слово. И в этом нет ничего удивительного, ведь величие истинных поэтов именно в их слове и проявляется. Могучая, огромная душа Пушкина родила слова необычайные: завораживающие, покоряющие, неповторимые, потрясающие... Потрясающие душу людей обыкновенных, передающие им чувства «несказанные»... Вот в чем — «чудо» пушкинских строк. Вот в чем «тайна» Пушкина. Она — в его Слове. Так нужно ли удивляться тому, что Пушкин стал неотделим от России, а Россия — от него?! Он велик, потому что рожден великим народом. И народ этот просто обязан быть его достойным... Начиная от Пушкина, русские люди не могут иначе мыслить себя, как только великой мировой нацией. Потому и сказал про Пушкина Тютчев: Тебя, как первую-любовь, России сердце не забудет. РЕФЛЕКСИЯ : Любовь, Дружба патриотизм ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЛИРИКА ЦЕННОСТИ свободолюбие гуманизм искренность реализм красота оптимизм ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: анализ и выразительное чтение стихотворения ( по плану)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к  экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к  экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к  экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к  экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к  экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к  экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к  экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к экзамену(1 курс)

Урок по теме:Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий по русскому языку и литературе при подготовке к  экзамену(1 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018