Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)
Оценка 4.6

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
07.04.2017
Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)
Конспект урока по удмуртской литературе в 5 классе по теме "Избранные басни А.В.Лужанина". Это урок-проект. Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях удмуртского писателя Афанасия Лужанина; формировать умение работать с информацией, представленной в электронном варианте; формирование практического навыка поиска информации в сети Интернет.
Урок по удмуртской литературе по теме избранные басни А.В.Лужанина. Шахтина С.С.docx
МБОУ «СОШ с.Средний Кумор» Кукморского муниципального района РТ Урок­презентация  по удмуртской  литературе тема: "Избранные басни А.В.Лужанина " Шахтина Светлана Степановна учитель удмуртского языка и литературы Цели и задачи урока:   обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях  А.В.Лужанина,   углубить знания о жанре басни;  стимулировать познавательный интерес и поисково­исследовательскую  деятельность пятиклассников;   обучение проектной деятельности;  формировать умение работать с информацией, представленной в  электронном варианте; формирование практического навыка поиска  информации в сети Интернет;  развивать умение классифицировать, обобщать, систематизировать  информацию;  формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в  группе;  воспитывать доброту, честность, справедливость. Тип проекта: информационный. Ход урока I. Организационный момент. Объявление целей урока. Слайд 1.Учитель: В 2017 году 12 января исполняется 105­лет  со дня  рождения А.В.Лужанина, великого удмуртского  баснописца. К юбилейной  дате мы подготовили презентацию  «Избранные басни А.В.Лужанина»,  материалы которого можно использовать как на уроке, так и во внеклассной  деятельности. Над созданием электронного пособия работали: группы  «Биографы», «Теоретики­лингвисты», «Шоу­ведущие», «Художники».  Сегодня они готовы представить и защитить свой проект. По ходу урока  будем заполнить таблицу «Три Т»­ тодисько (знаю), тодэм потэ (хочу знать),  тоди (узнал). Актуализация знаний. Представление проекта­презентации. Учитель: Каким человеком был А.В.Лужанин? О чем думал, почему его  волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его  жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут «Биографы». (Группа представляет созданные слайды). Тема 1 проекта «Жизнь и творчество А.В.Лужанина».  Слайд 2­3.Ученик: Лужанин (Корепанов) Афанасий Васильевич –  удмуртский поэт. Родился 12 января 1912 года в деревне Лужан Игринского  района Удмуртии в крестьянской семье. В этом году будем отмечать столетие со дня рождения. Окончил Дебёсскую неполную среднюю школу. Отец,  будучи грамотным, по вечерам устраивал громкие читки (обычно это была  газета "Гудыри"), и поэтому о свежих новостях семья узнавала первой в  деревне.     Учился в Глазовском  педтехникуме, но вскоре умер отец, и будущий поэт  вынужден был бросить учёбу. В дальнейшем учился на краткосрочных курсах  по подготовке учителей для начальных классов в селе Якшур­Бодья, где  начал писать первые заметки и статьи для газет. С 1931 года работал в  редакциях газет «Удмурт коммуна» («Удмуртская коммуна») и «Трактор»  (Дебесский район).     С 1933 года продолжал журналистскую работу в газетах «Егит большевик»  («Молодой большевик»), «Ижевская правда», «Удмурт коммуна» и «Дась  лу!» («Будь готов!»). Все свое свободное время А.В. Лужанин уделял  творчеству. Работал во всех жанрах поэзии. Поэт прославлял родной край,  жизнь, труд, писал о партии, Ленине, многие стихи посвятил любви.    Первый сборник стихов «Тулыс зор» («Весенний дождь») выпустил в 1939  году. Последующие книги: «Салют» (1944), «Зырдась сюлэм» («Пламенное  сердце», 1946), «Кылбуръёс но басняос» («Стихотворения и басни», 1948),  «Зускиос» («Гроздья», 1958) и «Бадяр но кыйбоды» («Клен и чертополох»,  1962). В 1944 году написал поэму­сказку «Тырмостэм кион» («Жадный  волк»), которую отдельной книгой выпустил в 1950 году. А. В. Лужанин  вошел в историю удмуртской литературы как основоположник национальной  басни. В переводе на русский язык стихи А. В. Лужанина вышли в 1954 году в  Ижевске под названием «Весенний дождь».     За 35 лет творческой деятельности А. Лужанин опубликовал 9 сборников  стихов на родном языке и два ­ на русском.  В истории удмуртской  литературы А. Лужанин ­ один из первых удмуртских поэтов­сатириков.     За время своей жизни Лужанин был журналистом,  автором прозаических   произведений, писал стихи,  однако больше стал известен как баснописец.    А.В.Лужанин  написал более 50 басен. В своих произведениях он изображал  жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие  пороки. Учитель: На предыдущем уроке вы узнали, что басня как литературный  жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра?  (Презентация слайдов группой «теоретиков­лингвистов»). Тема 2 проекта «У истоков басенного жанра».  Слайд 4­7. Ученик: Эзоп — родоначальник басни. По древнейшему  преданию, он жил около середины VI века, был рабом и умер насильственной  смертью в Дельфах. Позднее его родиной называли Малую Азию, что вполне  правдоподобно, так как с этим согласуется характер его имени. Его смерть в  Дельфах была украшена легендой, согласно которой Эзоп, находясь в  Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких граждан, и они  решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу из храмовой  утвари, тайно вложили ее в котомку Эзопа и затем забили тревогу. Приказано  было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Эзопа, и он, как святотатец, был побит камнями. Есть основание предполагать, что в эпоху Аристофана  (конец V в.) в Афинах был известен письменный сборник Эзоповых басен, по  которому учили детей в школе: «Ты невежда и лентяй, даже Эзопа не  выучил!» ­ говорит у Аристофана одно действующее лицо.  Ученик: В XVIII веке во Франции при дворе короля Людовика XIV жил  Лафонтен. Он понял, что басни, которые писал Эзоп, остаются важными для  людей, и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Он понимал людей и  природу, воспроизводя нравы общества, он не громил их как проповедник, а  отыскивал в них забавное или трогательное. В противоположность своему  веку, он видел в зверях не механические существа, а живой мир, с богатой и  разнообразной психологией. В его баснях живет вся природа. Под видом  звериного царства он, конечно, рисует человеческое тонко и метко. Басни  Лафонтена написаны уже стихами. Красота поэтических вступлений и  отступлений Лафонтена, его образный язык, свободный стих, особое  искусство передавать ритмом движения и чувства придают его басням особую выразительность Слайд 8­9. Учитель: В России басни также писали М.В. Ломоносов, А.П.  Сумароков, В.И. Майков, И.И. Хемницер.  Слайд 10. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы  считаем И.А. Крылова. Почему же мы так любим басни Крылова? (Крылов  учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и  подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.) Краткий рассказ, чаще  всего в стихах, главным образом сатирического  Тема  3 проекта «Басня как вид устного народного творчества».  Слайд 11. Ученик: Итак, что же такое басня? • характера. ­ Какие характерные черты басни вы запомнили? Аллегория, мораль, главные герои – животные. ­ Что такое мораль? Краткое заключение, в котором разъяснена основная поучительная мысль. Тема 4 проекта «Крылатые выражения  или афоризмы И.А.Крылова и  А.В.Лужанина» «Теоретики­лингвисты»:  Благодаря своей точности, простоте многие строки басен Крылова и Лужанина вошли в разговорную речь, стали пословицами и  поговорками. Вот, например:   «А Васька слушает да ест». Один говорит, стыдит, убеждает, а другой,  не обращая внимания, продолжает делать что­то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда  нужны решительные меры, а не слова.   «Тулыс нунал быдэс арез сюдэ».  Говорится обычно в ситуации, когда  весной надо работать засучив рукава, а не сидеть дома, прохлаждаясь.  Сколько раз говорили, что надо все сделать во время, в срок.  «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума,  оборотиться». «…Сьод кечтака татчы лыктэ!».  Вместо того, чтобы  критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя  самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто­либо  указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Учитель: Вопросы и задания: ­ Сравните басню И.А. Крылова «Ворона и Лисица» с басней А.В.Лужанина  «Кеч така но бакча утись». ­ Что общего и чем различаются басни? ­ В чем смысл морали? Какая ситуация подтверждает эту мораль? ­ Какие качества осуждают и высмеивают баснописцы? ­ Чья басня кажется вам более выразительной? ­ В каких строчках заключена мораль басни? Кого осуждает Лужанин?  Крылов?  Кого высмеивают? ­Как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов? Лужанин? В этих баснях высмеиваются лесть и тщеславие, глупость. Мораль сводится к  тому, что «лесть гнусна, вредна». Ворона­вещунья, теряющая по глупости сыр, ведет себя так, что поддается на уловку плутовки­лисицы. Баснописец  осуждает изворотливость, обман и хитрость. Крылову  и Лужанину важно  было подчеркнуть, как убедительна лесть. Но смысл басни состоит не в том,  чтобы научить ловко льстить и брать пример с Лисицы или с Кечтаки (Козла),  а в том, чтобы невзначай не оказаться Вороной или Бакча утись. Как вы думаете, чем отличаются друг от друга басни Крылова и Лужанина? (Своеобразием   и   самобытностью.   У   Крылова­это   русские   характеры,   у Лужанина герои­ удмурты. И Лужанину, и Крылову удалось привнести в жанр самобытность национального склада характера и интонации.   Крылов жил в 19 веке, а Лужанин­ в 20веке) Учитель: Басни  иллюстрировали многие художники. Наши «художники»  также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен . (Художники защищают свои рисунки).  III. ­Узнай басню по иллюстрации. ­Узнай басню по морали:  «Игра».   «У сильного всегда бессильный виноват…»  «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад».  «Невежи судят точно так: В чем толку не поймут, то всё у них пустяк».  «Избави, бог, и нас от этаких судей». ­Чьи слова?   «Эх, эх!.. Вот то­то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки».  «Укылтэмъес отын ваньмыз, Сои ник улляло зеч муртъесыз…»  «Ты шутишь!.. Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!».   «Сюмъе дыртэ токма гинэ, Уг нодты мон тодьы пыдме, Вуо али, куке шупаз» Правила игры. Класс делится на две команды (по рядам). Побеждает та, которая набирает  наибольшее количество очков. Игра состоит из трех  блоков: в каждом блоке по четыре задания. Выигрывает та команда, которая наберет большее  количество баллов. Команда определяет лучшего знатока басен. Успехов вам! IV. Итог урока. Чему учат басни? Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с  хорошо знакомыми крыловскими и лужанскими персонажами. По­прежнему  среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, горе­музыканты Мартышка,  Осел, Козел, Сюмье ноПадыш , Кечтака но Бакча утись, «Бочы но  Шунды»(Жук и Солнце),   «Бадяр но Кыйбоды»(Клен и Чертополох) , «Учы  но Парсь» (Соловей и Свинья), «Шырчик но Зольгыри» (Скворец и Воробей),  Пужым но Ньылпу» (Сосна и Пихта).И если присмотреться, то какие­то  недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и  сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с  ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что  нравоучения  басен  помогут вам стать лучше.     Мы не прощаемся с баснописцами. В 6­м и 8­м классе мы встретимся с ним  вновь, и тогда проект можно продолжить, дополнив его новыми  произведениями баснописцев Использованные материалы   Литература. 5 класс. Учебник­хрестоматия. Автор­составитель  В.Н.Ившин, Л.П.Федорова, Ижевск: «Удмуртия», 2004. Интернет­ресурсы:  1. http://kostyor.ru

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)

Урок по удмуртской литературе "Избранные басни А.В.Лужанина" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017