Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Оценка 4.6

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
04.08.2018
Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК "Школа России". Разработка данного урока предполагает чтение наизусть и выразительно стихотворений С.Есенина, А. С. Пушкин, И. А. Бунина, анализ прочитанных произведений, нахождение в них средств художественной выразительности.
КРАСКИ ОСЕНИ.docx
Тема урока : «Краски осени в поэзии русских поэтов» Цели : Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир, вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления природы; развивать навыки правильного осознанного, выразительного чтения, учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова, прививать любовь к поэзии и интерес к личности поэта. Оборудование : портреты поэтов, репродукции картин, выставка книг, запись муз. отрывка из романса « Отговорила роща золотая…», тексты стихотворения «Листопад» И.Бунина, тема урока, слова для словарной работы, толковый словарь Ожегова, фамилии поэтов. План урока: 1. Организационный момент. - вступительное слово учителя ; - сообщение темы и целей урока. 2. Вводная беседа-диалог « Путь к слову « настроение» 3. Что такое воображение ? - беседа ; - стихи. 4. Осень в изображении русских поэтов : а) творчество С.Есенина; б)……А.С.Пушкина ; в)……. И.А.Бунина. 5. Беседа по картинам об осени. 6. Анализ творческих работ « Проба пера» 7. Подведение итогов урока. 1. Организационный момент. Осень- это удивительно прозрачный воздух, летающие, блестящие нити паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих к югу. Осень снимает с лесов , с полей, со всей природы густые цвета, омывает дождями зелень, рощи делает сквозными. Темные краски лета сменяются робким золотом, пурпуром и серебром. Изменяется не только цвет земли . но и воздух. Он делается чище, холоднее. Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы. Я предлагаю вам сегодня на уроке внеклассного чтения попытаться остановить это прекрасное мгновение и насладиться поэзией осени. Мы будем читать стихи и представлять в своем воображении картины природы, описанные поэтами, находить в тексте стихотворения образные изобразительные средства ( эпитеты ), определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения, рассказывать о своих впечатлениях. ^ 2. Вводная беседа - диалог «Путь к слову « настроение». - А как определить настроение? Можно ли настроение услышать, потрогать руками? ( нет, настроение это не предмет ) - Так что же такое настроение ? Давайте попытаемся заглянуть в «душу» слова и узнать его тайну. - К какой книге обратимся за помощью ? ( к толковому словарю) В словаре Ожегова значение слова «настроение» объясняется так: « Внутреннее, душевное состояние…» - Изобразите свое настроение мимикой и жестами. - С помощью чего поэты передают свое настроение в произведении? При помощи речи : точной, правильной, выразительной и красивой. Видите, как важно обогащать свою речь. Она поможет вам выразить свои чувства, эмоции, настроение и ваше душевное состояние. ^ 3. Что такое воображение? Да. Поэты и писатели с помощью слов рисуют удивительны картины. Но увидеть вы их сможете, если позовете на помощь свое воображение. Вот как об этом написал поэт Леонид Яхнин: Не поймаешь солнце в сети. Не посадишь в клетку ветер. Не отдаст тебе река Отраженья – облака. Не возьмешь туман в карман, Не нальешь его в стакан. И не сможешь унести Море синее в горсти. Но могу я все на свете – Море, солнце, реку, ветер И речные отраженья Уместить в воображенье. Если позвать на помощь воображение, то вы не только увидите и услышите, но и почувствуете происходящее. ^ 4. Осень в изображении русских поэтов. С. Есенин. Представьте, что мы заходим в библиотеку. На полках рядами стоят книги. На первый взгляд здесь очень тихо, но если прислушаться, книги заговорят с вами. Отговорила роща золотая Берёзовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. - Когда слышишь эти строки невольно представляешь картину загадочного осеннего леса, где все таинственно , завораживающе. Каким нужно быть замечательным человеком, поэтом , чтобы написать эти строки. - А вы знаете, кому принадлежат эти строки? Творчество Сергея Есенина принадлежит к числу самых замечательных явлений русской лирической поэзии 20 века. Стихи Есенин писал с малых лет почти без перерыва, но почувствовал себя поэтом к 16 годам. С этого времени он не представлял себе иного пути, кроме литературного творчества. Поэт очень любил родную природу и воспел её в своих стихах. ( Обратить внимание на выставку книг ) - Кто выбрал для чтения стихи С.Есенина ? Поделитесь с нами своими чувствами и настроением. ( Дети читают стихи. Обсуждение краткое. ) __Оценки.__ Вы сегодня читали стихи наизусть замечательно. Я тоже хочу прочитать вам стихотворение Брауна «Сергей Есенин» В этом имени – слово «осень»: Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен- Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы И синь – рассвет. Что-то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты… Только скажут: «Сергей Есенин»- Всей России встают черты… - Многие стихи Есенина положены на музыку. Послушайте романс «Отговорила роща золотая…» Посмотрим , какие ещё книги стоят на полках. А.С.Пушкин. А как любил осень А.С.Пушкин ! В одном из писем своему другу он писал : « Осень подходит. Это мое любимое время, здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает». Трижды в осеннее, любимое время, посещал Пушкин село Болдино. … Здесь день за днем перед глазами поэта развертывалась картина долгой осени, со всеми её оттенками и переменами, от солнечной и ясной поры сентября до ноябрьской непогоды. В последние годы поэт не раз мечтал о спокойной и независимой жизни в Болдино, об отъезде в эту « обитель дальнюю трудов и чистых нег» , но так и не смог осуществить свое желание… Я предлагаю вам насладиться творчеством великого поэта. ( чтение стихотворений детьми ) И.А.Бунин. Иван Алексеевич Бунин замечательный человек, поэт, писатель. Бунин говорил : «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа…» Таким человеком был и сам Иван Алексеевич. Вот почему он близок и дорог нам, читателям. Поэзия рано пробудилась в душе Бунина. Первое стихотворение он написал в восемь лет. За свою долгую жизнь Иван Алексеевич написал много стихотворений, а так же прозаических произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением, посвященным осени. ( у каждого ученика текст стих-я ) - Прочитайте название стихотворения. - Что означает слово листопад ? ( явление природы, когда осенью листья опадают с деревьев ) Перед чтением, чтобы представить картину, описанную автором, выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении. На доске : терем- высокий дом с расписными ставнями, украшенной крышей. вдова- женщина, оставшаяся без мужа. Лазурь – светло-синий цвет, синева Послушайте стихотворение и попытайтесь понять, какие чувства возникли в вашем сердце ? Чтение стихотворения. ( учителем ) ( Возникло чувство изумления от того, что при помощи обычных слов Есенин написал такое красивое стихотворение.) - ^ Какой вывод можем сделать ? какое это стихотворение? ( Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение) - Каким настроением проникнуто стихотворение ? ( автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая с теремом) Неторопливо прочитайте стихотворение ещё раз. - Обратите внимание , какие поэтические картины изобразил автор ? - Что вы увидели, почувствовали ? ( Расписной терем, сверкающий красками, на лесной поляне, яркое солнышко. Молчание. Спокойствие… Красота необыкновенная! Почувствовали запах осеннего леса ) Повторное чтение. ^ Какие приметы осени открылись вам в бунинских строка��? ( великолепие красок, праздник цвета, торжество природы, просветы в небе, высохший от солнца дуб)) - ^ При помощи каких слов автор передает это? ( «лес , точно терем…», «как вышки елочки…»., просветы, что оконца…», «осень вдовой …») Это эпитеты- образные художественные определения свойств предметов. Употребление эпитетов делает нашу речь более образной, точной, красочной и выразительной) - С какой целью автор написал это стихотворение? ( 1. Чтобы сообщить , что пришла осень. 2. Чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы. 3. Чтобы вызвать взаимное переживание. ) - Какая интонация должна возникнуть при чтении? ( читать нужно медленно, спокойно, так как осенью все явления происходят медленно, но и восхищение картиной надо выразить) (Хоровое чтение ). ^ 5. Беседа по картинам. Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только поэты и писатели. Привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами картина Мешкова «Золотая осень в Карелии». Написана она в 1951 году. - Что вы чувствуете глядя на картину? Лирический пейзаж окрашен светлой грустью об увядании прекрасной природы. В цветовом решении главенствует золотистый тон, в который окрашена осенняя листва. Природа несет в себе взволнованное чувство живописца. Посмотрите на картину Левитана «Осенний день» - Какие ощущения вызывает в вас эта картина? Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой идет , предавшись грустным воспоминаниям молодая женщина в черном, художник наполнил свою картину печальным и каким то тихим чувством поэзии осеннего леса, увядания и человеческого одиночества. ^ В 1895 году Исааком Левитаном написана удивительная картина «Золотая осень» Трудно встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана в русскую природу. По мнению Левитана, чтобы картина удалась , надо писать не лес, а поэзию леса. - Изменилось ли ваше настроение и состояние, глядя на эту картину? Как? Почему? ^ Показ портрета художника. Судьба Исаака Ильича Левитана была печальной и счастливой. Печальной – потому что , как это слишком часто бывает с поэтами и художниками России, ему был отпущен короткий жизненный срок, к тому же он за неполные сорок лет познал тяготы бедности , несправедливость. Счастливой – ибо Левитану как мало кому было дано глубоко постичь счастье разговора с природой, близости с ней. Познал он и радость признания, понимания своих творческих стремлений современниками, дружбы с лучшими из них. ^ Аркадий Александрович Пластов ( показ портрета) Свободно рисует и компонует многофигурные сцены. Ему доступно изображение человека в сложных поворотах. Но, прежде всего он живописец. Цветом он передает красочное многообразие мира, его материальность, усиливает впечатление глубины, пространства в картине. Через цвет и благодаря цвету Пластов наполняет картину живым, трепетным чувством . Вот его картины «Осень», «Дубки. Осень» Как видим, каждый художник подходит к решению образа осени по- своему. ^ 6. Анализ творческих работ «Проба пера» Осень волшебная пора, пора творческих свершений. Дети нашего класса создали свои поэтические сборники, и кто знает, может быть среди нас будущие Пушкины или Есенины. ( выставка детских книжек-малюток, чтение отрывков) Резерв. Творческое задание. К вам на парты упали осенние листья. Представьте, что вы оказались в тихом осеннем лесу. Что вы чувствуете, о чем думаете? Напишите об этом очень коротко. 7. Итог урока. -Лирические стихи каких авторов прозвучали сегодня на уроке? - Какой теме посвящены? Возьмите в библиотеке хрестоматии «Времена года» и вы сможете наблюдать за красотой природы в любое время года. Благодаря поэзии мы учимся понимать, чувствовать и ценить эту неповторимую красоту . Открытый урок по внеклассному чтению на тему : «Краски осени в поэзии русских поэтов» Подготовила и провела: учитель МКОУ «КГ№6» Лыкова Л.Ю. г. Кизляр

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)

Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018