Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
04.08.2018
Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК "Школа России". Разработка данного урока предполагает чтение наизусть и выразительно стихотворений С.Есенина, А. С. Пушкин, И. А. Бунина, анализ прочитанных произведений, нахождение в них средств художественной выразительности.
КРАСКИ ОСЕНИ.docx
Тема урока : «Краски осени в поэзии русских поэтов»
Цели : Эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный
мир, вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления
природы; развивать навыки правильного осознанного, выразительного
чтения, учить чувствовать красоту и музыку поэтического слова,
прививать любовь к поэзии и интерес к личности поэта.
Оборудование : портреты поэтов, репродукции картин, выставка книг,
запись муз. отрывка из романса « Отговорила роща золотая…», тексты
стихотворения «Листопад» И.Бунина, тема урока, слова для словарной
работы, толковый словарь Ожегова, фамилии поэтов.
План урока:
1. Организационный момент.
- вступительное слово учителя ;
- сообщение темы и целей урока.
2. Вводная беседа-диалог « Путь к слову « настроение»
3. Что такое воображение ?
- беседа ;
- стихи.
4. Осень в изображении русских поэтов :
а) творчество С.Есенина;
б)……А.С.Пушкина ;
в)……. И.А.Бунина.
5. Беседа по картинам об осени.
6. Анализ творческих работ « Проба пера»
7. Подведение итогов урока.
1. Организационный момент.
Осень- это удивительно прозрачный воздух, летающие, блестящие нити
паутины, листопад, краснеющие гроздья рябины, стаи птиц, улетающих
к югу.
Осень снимает с лесов , с полей, со всей природы густые цвета,
омывает дождями зелень, рощи делает сквозными. Темные краски лета
сменяются робким золотом, пурпуром и серебром. Изменяется не
только цвет земли . но и воздух. Он делается чище, холоднее.
Осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей
за окном золотой птицы.
Я предлагаю вам сегодня на уроке внеклассного чтения попытаться
остановить это прекрасное мгновение и насладиться поэзией осени.
Мы будем читать стихи и представлять в своем воображении картины
природы, описанные поэтами, находить в тексте стихотворения
образные изобразительные средства ( эпитеты ), определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и
чтении стихотворения, рассказывать о своих впечатлениях.
^ 2. Вводная беседа - диалог «Путь к слову « настроение».
- А как определить настроение? Можно ли настроение услышать,
потрогать руками? ( нет, настроение это не предмет )
- Так что же такое настроение ? Давайте попытаемся заглянуть в
«душу» слова и узнать его тайну.
- К какой книге обратимся за помощью ? ( к толковому словарю)
В словаре Ожегова значение слова «настроение» объясняется так:
« Внутреннее, душевное состояние…»
- Изобразите свое настроение мимикой и жестами.
- С помощью чего поэты передают свое настроение в произведении?
При помощи речи : точной, правильной, выразительной и красивой.
Видите, как важно обогащать свою речь. Она поможет вам выразить
свои чувства, эмоции, настроение и ваше душевное состояние.
^ 3. Что такое воображение?
Да. Поэты и писатели с помощью слов рисуют удивительны картины. Но
увидеть вы их сможете, если позовете на помощь свое воображение.
Вот как об этом написал поэт Леонид Яхнин:
Не поймаешь солнце в сети.
Не посадишь в клетку ветер.
Не отдаст тебе река
Отраженья – облака.
Не возьмешь туман в карман,
Не нальешь его в стакан.
И не сможешь унести
Море синее в горсти.
Но могу я все на свете –
Море, солнце, реку, ветер И речные отраженья
Уместить в воображенье.
Если позвать на помощь воображение, то вы не только увидите и
услышите, но и почувствуете происходящее.
^ 4. Осень в изображении русских поэтов.
С. Есенин.
Представьте, что мы заходим в библиотеку. На полках рядами стоят
книги. На первый взгляд здесь очень тихо, но если прислушаться, книги
заговорят с вами.
Отговорила роща золотая
Берёзовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
- Когда слышишь эти строки невольно представляешь картину
загадочного осеннего леса, где все таинственно , завораживающе.
Каким нужно быть замечательным человеком, поэтом , чтобы написать
эти строки.
- А вы знаете, кому принадлежат эти строки?
Творчество Сергея Есенина принадлежит к числу самых замечательных
явлений русской лирической поэзии 20 века. Стихи Есенин писал с
малых лет почти без перерыва, но почувствовал себя поэтом к 16 годам.
С этого времени он не представлял себе иного пути, кроме
литературного творчества. Поэт очень любил родную природу и воспел
её в своих стихах.
( Обратить внимание на выставку книг )
- Кто выбрал для чтения стихи С.Есенина ? Поделитесь с нами своими
чувствами и настроением.
( Дети читают стихи. Обсуждение краткое. )
__Оценки.__
Вы сегодня читали стихи наизусть замечательно. Я тоже хочу
прочитать вам стихотворение Брауна «Сергей Есенин» В этом имени – слово «осень»:
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут:
«Сергей Есенин»-
Всей России встают черты…
- Многие стихи Есенина положены на музыку. Послушайте романс
«Отговорила роща золотая…»
Посмотрим , какие ещё книги стоят на полках.
А.С.Пушкин.
А как любил осень А.С.Пушкин ! В одном из писем своему другу он
писал :
« Осень подходит. Это мое любимое время, здоровье мое обыкновенно
крепнет, пора моих литературных трудов настает».
Трижды в осеннее, любимое время, посещал Пушкин село Болдино. …
Здесь день за днем перед глазами поэта развертывалась картина
долгой осени, со всеми её оттенками и переменами, от солнечной и
ясной поры сентября до ноябрьской непогоды.
В последние годы поэт не раз мечтал о спокойной и независимой жизни
в Болдино, об отъезде в эту « обитель дальнюю трудов и чистых нег» ,
но так и не смог осуществить свое желание…
Я предлагаю вам насладиться творчеством великого поэта.
( чтение стихотворений детьми ) И.А.Бунин.
Иван Алексеевич Бунин замечательный человек, поэт, писатель. Бунин
говорил : «Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош
тот, у которого есть душа…» Таким человеком был и сам Иван
Алексеевич. Вот почему он близок и дорог нам, читателям. Поэзия рано
пробудилась в душе Бунина. Первое стихотворение он написал в восемь
лет. За свою долгую жизнь Иван Алексеевич написал много
стихотворений, а так же прозаических произведений. Сегодня на уроке
мы познакомимся со стихотворением, посвященным осени.
( у каждого ученика текст стих-я )
- Прочитайте название стихотворения.
- Что означает слово листопад ?
( явление природы, когда осенью листья опадают с деревьев )
Перед чтением, чтобы представить картину, описанную автором,
выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся
нам при чтении.
На доске : терем- высокий дом с расписными ставнями, украшенной
крышей.
вдова- женщина, оставшаяся без мужа.
Лазурь – светло-синий цвет, синева
Послушайте стихотворение и попытайтесь понять, какие чувства
возникли в вашем сердце ?
Чтение стихотворения. ( учителем )
( Возникло чувство изумления от того, что при помощи обычных слов
Есенин написал такое красивое стихотворение.)
- ^ Какой вывод можем сделать ? какое это стихотворение?
( Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание
поэта, его настроение)
- Каким настроением проникнуто стихотворение ? ( автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса,
сравнивая с теремом)
Неторопливо прочитайте стихотворение ещё раз.
- Обратите внимание , какие поэтические картины изобразил
автор ?
- Что вы увидели, почувствовали ?
( Расписной терем, сверкающий красками, на лесной поляне, яркое
солнышко. Молчание. Спокойствие… Красота необыкновенная!
Почувствовали запах осеннего леса )
Повторное чтение.
^ Какие приметы осени открылись вам в бунинских строка��?
( великолепие красок, праздник цвета, торжество природы, просветы в
небе, высохший от солнца дуб))
- ^ При помощи каких слов автор передает это?
( «лес , точно терем…», «как вышки елочки…»., просветы, что
оконца…», «осень вдовой …»)
Это эпитеты- образные художественные определения свойств
предметов. Употребление эпитетов делает нашу речь более образной,
точной, красочной и выразительной)
- С какой целью автор написал это стихотворение?
( 1. Чтобы сообщить , что пришла осень.
2. Чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы.
3. Чтобы вызвать взаимное переживание. )
- Какая интонация должна возникнуть при чтении?
( читать нужно медленно, спокойно, так как осенью все явления
происходят медленно, но и восхищение картиной надо выразить)
(Хоровое чтение ).
^ 5. Беседа по картинам.
Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только
поэты и писатели. Привлекала она и крупных мастеров пейзажной
живописи.
Перед вами картина Мешкова «Золотая осень в Карелии». Написана
она в 1951 году.
- Что вы чувствуете глядя на картину?
Лирический пейзаж окрашен светлой грустью об увядании прекрасной
природы. В цветовом решении главенствует золотистый тон, в который
окрашена осенняя листва. Природа несет в себе взволнованное чувство
живописца.
Посмотрите на картину Левитана «Осенний день» - Какие ощущения вызывает в вас эта картина?
Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по
которой идет , предавшись грустным воспоминаниям молодая женщина
в черном, художник наполнил свою картину печальным и каким то
тихим чувством поэзии осеннего леса, увядания и человеческого
одиночества.
^ В 1895 году Исааком Левитаном написана удивительная
картина «Золотая осень»
Трудно встретить зрителей, которые, подходя к его произведениям с
открытой душой и сердцем, останутся равнодушными, не попадут под
обаятельную, удивительную искренность и влюбленность Левитана в
русскую природу. По мнению Левитана, чтобы картина удалась , надо
писать не лес, а поэзию леса.
- Изменилось ли ваше настроение и состояние, глядя на эту картину?
Как? Почему?
^ Показ портрета художника.
Судьба Исаака Ильича Левитана была печальной и счастливой.
Печальной – потому что , как это слишком часто бывает с поэтами и
художниками России, ему был отпущен короткий жизненный срок, к
тому же он за неполные сорок лет познал тяготы бедности ,
несправедливость.
Счастливой – ибо Левитану как мало кому было дано глубоко постичь
счастье разговора с природой, близости с ней. Познал он и радость
признания, понимания своих творческих стремлений современниками,
дружбы с лучшими из них.
^ Аркадий Александрович Пластов ( показ портрета)
Свободно рисует и компонует многофигурные сцены. Ему доступно
изображение человека в сложных поворотах. Но, прежде всего он
живописец. Цветом он передает красочное многообразие мира, его
материальность, усиливает впечатление глубины, пространства в
картине. Через цвет и благодаря цвету Пластов наполняет картину
живым, трепетным чувством . Вот его картины «Осень», «Дубки.
Осень»
Как видим, каждый художник подходит к решению образа осени по-
своему.
^ 6. Анализ творческих работ «Проба пера»
Осень волшебная пора, пора творческих свершений. Дети нашего
класса создали свои поэтические сборники, и кто знает, может быть среди нас будущие Пушкины или Есенины.
( выставка детских книжек-малюток, чтение отрывков)
Резерв. Творческое задание. К вам на парты упали осенние листья.
Представьте, что вы оказались в тихом осеннем лесу. Что вы
чувствуете, о чем думаете?
Напишите об этом очень коротко.
7. Итог урока.
-Лирические стихи каких авторов прозвучали сегодня на уроке?
- Какой теме посвящены?
Возьмите в библиотеке хрестоматии «Времена года» и вы сможете
наблюдать за красотой природы в любое время года.
Благодаря поэзии мы учимся понимать, чувствовать и ценить эту
неповторимую красоту .
Открытый урок по внеклассному
чтению
на тему :
«Краски осени в поэзии
русских поэтов» Подготовила и провела:
учитель МКОУ «КГ№6» Лыкова Л.Ю.
г. Кизляр
Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Урок по внеклассному чтению на тему: «Краски осени в поэзии русских поэтов» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.