Урок, посвященный 70-летию Великой Победы «Судьба моего родного города в судьбе моей страны»
Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
русский язык
10 кл—11 кл
10.01.2017
Урок в 11 классе предполагает большую предварительную подготовку. Класс делится на группы: «Историки» (2-6 человек), «Филологи» (2-4 человека), «Музееведы» (4-6 человек), «Краеведы» (4-6 человек),"Журналисты» (2 человека). Представляя свои наработки, группы не только усваивают материал по краеведению, но и знакомятся с новыми, незнакомыми сведениями из истории родного края.Конспект урока, посвященного 70-летию Победы
Синягина 70 лет Победе Конспект урока.rtf
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа №6 Тутаевского муниципального района
Урок, посвященный 70летию Великой Победы
«Война – совсем не фейерверк…»
Автор разработки:
С.А. Синягина,
учитель русского языка и литературы МОУ СШ №6
г.Тутаева Ярославской обл. Тутаев, 2015
Урок, посвященный 70летию Великой Победы
«Судьба моего родного города в судьбе моей страны»
Класс: 1011 кл.
Тема: «Судьба моего родного города в судьбе моей страны»
Цель:
создать условия для формирования уважительного отношения к исторической памяти народа
и культурному наследию города, в котором живешь.
Планируемые результаты:
Познавательные: применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме, смысловое чтение поэтического произведения; выдвижение гипотез и их
обоснование: содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез,
обобщение, систематизация; развитие творческого воображения, познавательной активности,
интеллектуальных способностей.
духовнонравственное
Личностные:
стремление к речевому
самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий, поступков; развитие
моральной готовности противостоять войне, встать на защиту свое Отечества; на примере
подвига своих прадедов и героевфронтовиков формирование чувства патриотизма, уважения
к культурному наследию родного края, к памяти о героях войны.
самоопределение,
Регулятивные: целеполагание на основе неизвестного материала по изучению родного края,
составление плана работы в группе и последовательности действий, прогнозирование,
выделение и осознание обучающимися нового сведения о судьбе города во время Великой
Отечественной войны; оценка результатов работы.
Коммуникативные: планирование инициативного
сотрудничества с учителем и
сверстниками в поиске и сборе информации, соблюдение правил речевого поведения, владение
монологической и диалогическими формами речи в соответствии с нормами языка.
Межпредметные связи: литература, история, краеведение, музееведение.
Тип урока: исследование (в группах) Организация работы в классе: групповая
Деятельность учителя: психологический настрой на урок; направляющая роль в процессе
исследования, консультационная помощь в подготовительном этапе к уроку, контролирующая
роль на этапах презентации исследования и рефлексии.
Урок рассчитан на 2 часа, подготовительная работа – на 12 месяца.
Предварительная подготовка к уроку
Задания по группам (5 групп формируются по желанию за 2 месяца до проведения урока с
учетом количества обучающихся в классе):
1 группа «Историки» (26 человек). Задание: создать видеоролики «Письма с фронта»,
«Семейная реликвия», «Победы родное лицо»; время презентации своих работ – 20 минут.
2 группа «Филологи» (24 человека). Задание: найти материал о поэтахфронтовиках, живших
в нашем городе, представить сборники стихов, посвященных подвигу русского солдата во
время Великой Отечественной войны, изданные в школьном кружке «Литературное
краеведение», сделать подборку стихов из газеты «Берега»; время презентации своих работ –
20 минут.
3 группа «Музееведы» (46 человек). Задание: посетить музей «Борисоглебская сторона»,
экспозиция «Этот день мы приближали, ка могли», подготовить презентации: «История
эвакогоспиталя в Тутаеве», «Романовская овца согревала бойца»; время презентации своих
работ – 20 минут.
4 группа «Краеведы» (46 человек). Задание: собрать материал и изготовить буклеты:
«Памятник Ф.И. Толбухину в Тутаеве», «История улицы имени Петра Шитова, героя
Советского Союза», «О ком мне рассказывает аллея Героев на Юбилейной площади»; время
презентации своих работ – 20 минут.
5 группа «Журналисты» (2 человека). Задание: провести собственное исследование темы,
промежуточное интервьюирование одноклассников в течение 2 месяцев подготовки к уроку,
написать статью в школьную газету «Олимп» на тему: «Тутаев на пути к Великой Победе».
Время резюмирования на уроке: 10 минут.
Оформление кабинета, оборудование к уроку
Видеоролики «Письма с фронта», «Семейная реликвия», «Победы родное лицо»
Презентации: «Мой город во время войны», «Романовская овца согревала бойца»
Выставка книг тутаевских поэтовфронтовиков: «Я знаю, что такое войны» Степана
Смирнова, «А наша юность ласк не знала» Федора Копорулина, «Стихотворения» Бориса
Шломовича
Выставка авторских буклетов: «Памятник Ф.И.Толбухину в Тутаеве», «История улицы имени
Петра Шитова, Героя Советского Союза», «О ком мне рассказывает аллея Героев на
Юбилейной площади»
На отдельном столике: фотографии времен войны (из семейных архивов обучающихся),
предметы быта (портсигар, чайница) времен войны. Схема на доске:
Эпиграфы на доске:
Тутаев в годы
Великой
Отечественной
войны
Война – совсем не фейерверк,
А просто очень трудная работа…
М.Кульчицкий
А наша юность ласк не знала,
В лугах ромашки не рвала…
Федор Копорулин, поэтфронтовик
Сценарий урока
1 этап. Создание психологического настроя на восприятие материала о Великой
Отечественной войне в одном городе.
Слово учителя.
70 лет в жизни человека – это целая жизнь, это очень много; 70 лет в жизни великой страны и
великого народа – это лишь частица во времени, но это очень много в памяти народа. Память
поколений неугасима. Пока земля стоит. Пока мы помним о тех, кто жизнь свою отдал ради
нашей жизни.
Наш город Тутаев на Ярославской земле – маленький, провинциальный, один из многих в
России. Такие маленькие и большие города, села, поселки и деревни во времена Великой
Отечественной ковали победу в тылу тогда, когда их сыновья и дочери на передовой уверенно
шли к Победе. Великая Победа! Такая долгожданная, такая весеннерадостная, она наступила
70 лет назад, 9 мая.
Наш урок сегодня – это урок памяти: урокэкскурсия и урокпоиск. Всё, что вами найдено к
нашей встрече, это ваше личное открытие, которым, я надеюсь, вы сегодня поделитесь друг с
другом. Неугасима память поколений.
И подвиги семьи и всей страны –
В копилке памяти великой той войны,
В тех старых письмах на полях сражений,
В тех старых фото, в редких орденах,
В живой истории, неброской и нетленной.
(Екатерина Абрамычева)
2 этап. Представление групповых исследовательских работ (мотивация учебной
деятельности, постановка учебных задач).
1. Группа «Историки» представляет свои работы. Видеоролики «Письма с фронта»,
«Семейная реликвия», «Победы родное лицо».
Схема на доске дополняется записью «историков».
2. Группа «Филологи» представляет сборники стихов, изданные в школьном кружке
«Литературное краеведение»: «Я знаю, что такое войны» С.Смирнова и «А наша юность ласк
не знала» Ф.Копорулина.
Схема на доске дополняется записью «филологов».
3. Группа «Музееведы» представляет исследования: «История эвакогоспиталя в Тутаеве»,
«Романовская овца согревала бойца».
Схема на доске дополняется записью «музееведов».
4. Группа «Краеведы» представляет буклеты: «Памятник Ф.И.Толбухину в Тутаеве»,
«История улицы имени Петра Шитова, Героя Советского Союза», «О ком мне рассказывает
аллея Героев на Юбилейной площади».
Схема на доске дополняется записью «краеведов».
3 этап. Рефлексия. Самооценка и воспроизведение способов действия групп.
Группа «Журналисты». Резюме «Тутаев на пути к Великой Победе». Схема на доске
комментируется «журналистами». Воспроизведение тех действий, которые совершались в
группах исследователями (от этапа планирования до завершения).
ы
д
е
б
о
П
о
ц
и
л
е
н
д
о
о
р
е
о
в
с
–
в
е
ц
в
е
а
т
у
Схема на доске (с дополнениями, внесенными во время урока каждой из групп обучающихся):
ь
м
т
е
е
с
й
о
д
ж
«Мы ковали победу в стихах, как могли…» 3 поэтафронтовика в Тутаеве
а
к
В
Тутаев в годы
Великой
Отечественной
войны 4 эвакогоспиталя в Тутаеве, помощь фронту овчинномеховой фабрики и льнокомбината «Тульма»
Наш земляк Маршал Советского Союза Ф.И.Толбухин;
Именем Героя Советского Союза Петра Шитова названа улица города
Слово учителя.
Неужели для того, чтобы помнить, нужно было нам с вами проделать такую серьезную работу?
Полистать страницы семейного альбома, поговорить с родителями, бабушками и дедушками о
войне, в родном городе, о которой много слышали, но так и не смогли дойти до музея,
прочитать стихи поэтовфронтовиков, о которых даже не знали до сегодняшнего урока?
Наконец, вспомнить своих земляков, хотя так часто, проходя по улице Шитова и приближаясь
к памятнику Ф.И.Толбухину, мы не вспоминаем о героях войны. Думаю, что разговор о
памяти – не праздный, он всегда живет в нас, детях, внуках и правнуках фронтовиков, мы
сегодня живем за них, чувствуем за них и, надеюсь, любим свой город так же, как любили они,
жизнь свою отдавая за счастье своих детей. Помните об этом и гордитесь своими родными
земляками: Тутаев достойно встречает 70летие Великой Победы.
Звучит песня «Я сегодня до зари встану», муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождественского
Источники информации
1. "А наша юность ласк не знала..." [Текст]: Сборник стихов поэтов фронтовиков и
участников военных действий в Афганистане / сост. Г. Н. Литвинова. Тутаев : БНФ
"Творчество", 2005. 88 с.
2. Знаменитые люди Тутаева. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gorodtutaev.ru/
3. Маршал Советского Союза Ф.И.Толбухин. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://milday.ru/
4. Улицы города . [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://demetra.yar.ru/
5. Фотографии из семейных архивов обучающихся.
6. Фотографии поэтовфронтовиков Тутаева.Сайт МОУ СОШ №6. [Электронный ресурс] /
Режим доступа: http://www.76307s006.edusite.ru/ 7. Ярославская область в Великой Отечественной войне. [Электронный ресурс] / Режим
доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Музыкальные файлы
1. «Я сегодня до зари встану» (исп. Л. Лещенко) [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.moskva.fm/
Урок, посвященный 70-летию Великой Победы «Судьба моего родного города в судьбе моей страны»
Урок, посвященный 70-летию Великой Победы «Судьба моего родного города в судьбе моей страны»
Урок, посвященный 70-летию Великой Победы «Судьба моего родного города в судьбе моей страны»
Урок, посвященный 70-летию Великой Победы «Судьба моего родного города в судьбе моей страны»
Урок, посвященный 70-летию Великой Победы «Судьба моего родного города в судьбе моей страны»
Урок, посвященный 70-летию Великой Победы «Судьба моего родного города в судьбе моей страны»
Урок, посвященный 70-летию Великой Победы «Судьба моего родного города в судьбе моей страны»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.