Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"
Оценка 4.8

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
07.04.2017
Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"
Данный урок содержит много занимательного материала по литературе.Все задания даны в игровой форме, что позволяет педагогу повторить учебный материал в ненавязчивой форме. и создает. Учащиеся выполняют задания с большим интересом и интузиазмом. Атмосфера на уроке создается очень благоприятная, в ходе которой учащиеся с интересом систематизируют свои знания по изученным произведениям.
Урок литературы в 4 классе открытый.doc
На протяжении нескольких лет работаю над проблемой : « Развитие творческой и познавательной   деятельности   учащихся.»   Поэтому   ,   на   своих   уроках   использую   такие формы и методы , которые направлены на развитие логического мышления и творческого потенциала   учащихся.Уделяю   большое   внимание   театральному   искусству   и выразительному   чтению   учащихся   ,   использую   репродукции   картин   известных художников , прослушиваю музыкальные произведения русских , казахских и зарубежных композиторов.   Считаю   продуктивной   методику   интерактивного   обучения   .   Активно работаю по внедрению рекомендаций и передового опыта таких педагогов как Шаталов , Лысенкова , Амонашвили , Караев. Активизировать   творческую   деятельность   учащихся   мне   помогают   сочинения   , кроссворды , ребусы , деловые игры , творческие задания .По форме свои уроки я строю в виде путешествий , соревнований , вернисажей , интеллектуально ­ познавательных игр.  Это один из моих уроков построенный по этим принципам. Урок литературы в 4 классе     Тема урока : Обобщение и систематизация знаний по разделам учебника литературы. Цель:     В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных пройденных произведений.     Задачи:     1) Обучающая: Систематизация знаний полученных учащимися по изученным разделам учебника литературы.     2)   Развивающая:   развитие   логического   мышления   учащихся   ,   создание   условий   для творческого развития личности ребенка на уроке.     3) Воспитывающая: воспитывать интерес к чтению и любовь к книге .      Форма урока : «Литературный ринг».   Оборудование   :   плакат   «   Книгу   прочитал   ­   умнее   стал   ,   музыкальные заставки   , секундомер и колокольчик для отсчета времени эмблемы для капитанов команд , книжные выставки, интерактивная доска , электронный учебник. Ход урока:     I. Организационный момент.     1 Построение команд.     2. Выборы капитанов.     II. Разминка команд Игра: «угадай ­ героя»     1 .Всех на свете он добрей,         Лечит он больных зверей.        И однажды бегемота,        Вытащил он из болота.        Он известен, знаменит        Это доктор ...( Айболит).     2. На сметане мешен,         На окошке стужен.         Круглый бок, румяный бок,         Покатился... ( Колобок).     3. Для него прогулка праздник.         И на мед особый нюх, Это плюшевый проказник        Медвежонок... (Вини ­ Пух).     4. Всех он любит неизменно,          Кто б к нему не приходил        Догадались ? Это.        Это Гена... (Крокодил).      III. Вступительное слово учителя.     Наш сегодняшний урок пройдет в виде соревнования , под названием « Литературный ринг».      Так как, он будет состоять из трех раундов ­ как в настоящем соревновании на боксерском ринге . Только соревноваться вам надо не в кулачной силе, а в литературных знаниях и начитанности. Мы с вами побываем в тех местах, где живут добрые и забавные Буратино и Чиполлино, и их враги ­ злые и коварные Карабас ­ Барабас и синьор Помидор. Словом , мы побываем в стране литературных героев в разных ее областях ­ поэзии и детектива, загадок и развлечений.      В   нашей   игре   примут   участие   две   команды,   давайте   дадим   командам   названия. Пусть первая команда называется «Молодцы» , а вторая ­ «Умники».Теперь я попрошу капитанов   команд  пожать   друг   другу   руки   и  дать   обещание   изо   всех   сил   бороться   за победу своей команды. Капитаны, клянетесь ? Тогда получите ваши отличительные знаки­ эмблемы.   Конечно,   для   того   ,   чтобы   судить,   кто   на   нашей   встрече   будет   лучшим, необходимы строгие судьи  ­  жюри.      Сегодня   членами   жюри   согласились   быть   (   представляю   членов   жюри).Сразу предупреждаю,   что   для   обдумывания   ответа   на   каждый   вопрос   командам   будет предоставляться по 30 секунд. Итак, команды готовы. Жюри на своем боевом посту. Наша встреча   начинается.   И   для   его   торжественного   открытия   я   предлагаю   вспомнить пословицы об учении (ответы учащихся из двух команд). А моя самая любимая пословица такая : « Чтение­ вот лучшее учение» А почему это так , вам подскажет плакат , который украшает нашу аудиторию.(чтение пословицы хором: : «Книгу прочитал ­ умнее стал ») Я объявляю первый раунд. В нем три задания. Но сначала давайте послушаем маленький музыкальный отрывок. Звучит Прелюдия № 7 Ф.Шопена . Эта музыка настроила нас на возвышенный   лад   ,   потому   что     первый   раунд   мы   решили   посвятить   области   страны литературии  , которая называется «Поэзия» А вы любите  стихи ? Сейчас я проверю , хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой. Давайте условимся ­ я начну читать стихотворение , а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной. (Читаю вслух по очереди для каждой из команд начала следующих стихотворений.) IV.Основная часть :      1. Раунд «Поэзия ». Тур «а».     1. Попрыгунья Стрекоза …      (И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»)     2. Знайте , вот что не безделка:      Ель в лесу , под елью белка...     (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)     3. Чародейскою зимою      Околдован лес стоит …      (Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою».)     4. Печальная береза         У моего окна…        ( А.А.Фет «Печальная береза».)     5. Tри девицы под окном Я смотрю , вы хорошо знаете поэзию , жюри предстоит нелегкое решение ­ выбирать        Пряли поздно вечерком.      ( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».)     6. Еду.Тихо.Слышны звоны       Под копытом на снегу …     ( С.А.Есенин.» Пороша».)       из сегодняшнего состязания того, кто знает ее лучше. I. Раунд «Поэзия» тур «Б»      Второе задание поэтического раунда ­ кто больше найдет риф к заданному слову. Капитаны возьмите листки бумаги и ручки. Первое слово ­   «урок». Жду 30 секунд, а учащиеся пишут рифмы к этому слову. Второе слово ­ «работа» (Действия прежние) 1. Раунд «Поэзия» тур «В»      Последнее   состязание   поэтического   раунда   ­   надо   вспомнить   и   прочитать стихотворение целиком , угадав его по окончаниям строчек. Я называю вам рифмы , а вы вспоминаете стихи и их автора.     1. сосновых , суровых , моя , меня.      (А.С.Пушкин «Няня»)     2. ручьи , соловьи , весною, листвою.     ( А.Н.Плещеев «Весна»).     З.золотые , речные , затона , небосклона.      (С.Н.Есенин «С добрым утром».)     4. кругом , над лугом ,цветущий , ползущий .      (А.Блок. «Полный месяц встал над лугом»)     5. гуляет, подгоняет , в волнах , парусах .      (А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)     6. моя , края .     ( Плещев «Птичка»)      поэтической литературы.     сообщает итоги начальных соревнований).      «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».      В каком фильме звучит это музыка ? . Вы угадали , но знаете ли вы такое слово ­ детектив   ?   Это   вид   литературы   ,   в   котором   сыщики   находят   человека   по   самым незначительным деталям его внешности или характера. Вот сейчас я предлагаю каждому из вас   побывать   в   роли   детектива.   Второй   наш   раунд   ­   детективный.   И   вам   предстоит определить ,   о каком из героев идет речь , по моему описанию. У каждого уважающего себя сыщика есть специальная картотека , куда он заносил приметы интересующего его гражданина . Вот посмотрите , какие литературные персонажи попали в нашу картотеку, (команды по очереди отвечают на вопросы ведущего )       Можно   ли   попросить   жюри   объявить   нам   результаты   первого   раунда   ?   (жюри Первый раунд завершен. Я убедилась , что вы показали себя настоящими знатоками Звучит   музыкальная   заставка   композитора   В.Дашкевича   к   телефильму 2 раунд. «Детективный « тур «А»     С начала я попрошу узнать имя героя и назвать книжку , в которой он жил прослушав  слова его песенки.     1. Ваша .мама пришла, Молочка принесла.     Коза из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»,     2. Не садись на пенек,      Не ешь пирожок,      Неси бабушке, Неси дедушке.     (Машенька из русской народной сказки «Маша и медведь».     3. Еду , еду в Африку,      В милые края !      Африка, Африка ,     Родина моя !      (Обезьяна Чичи из книги К.Чуковского «Доктор Айболит».)     4. Мишка очень любит мед,      Почему? Кто поймет?     В самом деле почему ?      Мед так нравится ему?     (Винни Пух из книги А.Милна «Винни­пух и все, все, все».)     5. Птичка польку танцевала      На лужайке в ранний час:      Нос налево, хвост направо,      Это полька Карабас.    ( Куклы из сказки А.Толстого «Золотой ключик , или Приключения Буратино».)     6. Эй, бескрылый человек,      У тебя две ножки,      Хоть и очень ты велик ,      Едят тебя мошки !     (Пудик из сказки М.Горького «Воробышко»)       2 раунд. Детективный тур «Б».     Теперь узнайте героя по событию ,которое случилось в его жизни.     1.   Была   младшей   дочерью   морского   царя.   У   нее   была   чистая   и   нежная   кожа   ,   как лепесток розы , с глазами синими и глубокими , как море. Ради любви она пожертвовала своим голосом , а впоследствии обратилась в морскую пену.      «Русалочка».     2. Живя в давние времена , он был добрым и справедливым правителем. Ради спасения голубя пожертвовал куском мяса своего тела.      «Царь Ушинара».     3. Единственный мальчик на свете , который никогда не вырастал.      «Питер Пэн».     4. Она росла у самой канавы , в мягкой зеленой траве и дружила с жаворонком. А затем была выброшена ребятами на пыльную дорогу.      «Ромашка».     5. У него было лицо белое , кудри его были, как лепестки нарцисса , а губы ­как лепестки алой розы , и глаза как фиалки , отраженные в прозрачной воде ручья, И был он строен , как цветок , выросший в густой траве. Но красота его принесла ему только зло, ибо он вырос себялюбивым , гордым и жестоким.Он не узнал в нищенке своей матери , за что был наказан.      «Мальчик звезда».     6. Он был одним из самых любимых героев древней Греции и по велению верховного бога Зевса   ,   он   должен   был   служить   трусливому   царю   Микен   Эврисфею   и   совершить   12 подвигов.  «Геракл».     7. В старой Англии про него сложено немало легенд. Он был вольным стрелком , тех кто обижал простой народ жестоко наказывал.      «Робин Гуд». 2 раунд. Детективный тур «В»     Теперь новое задание. Оно называется «Фоторобот» по некоторым чертам внешности героя назовите его имя.     1. Голова его набита опилками.      «Винни­Пух»     2. У него на голове зеленый хохолок, подергав за которой вдоволь наплачешься.  «Чиполлино»     3.Этот столяр носил прозвище Сизый Нос. Он вырезал из чурбана необычную куклу с длинным носом.  «Джузеппе из сказки «Золотой ключик».      4.Африканское животное , у которого хвост и мех были как у маленькой кошки, а голова и все поводки ­ как у ласочки. Он спас мальчика и всю его семью от кобр, которые жили у них в саду.  «Рики­Тики­Тави».     5.Полосатый свирепый хищник, ненавидевший Маугли . «Тигр Шерхан».      6.Этот сказочный персонаж , всегда носил с собой масленку , чтобы не заржаветь во время дождя.  «Железный дровосек».     7. Был сыном мергена , выделяясь среди своих сверстников невиданной силой : он мог скрутить , как ягненка огромного волка , а спокойствием усмирить свирепого дракона. Сильный и отважный всегда приходил на помощь слабым и обиженным , был добрым и справедливым.  «Ер­Таргын».     8.   Он   был   стройным   и   красивым   мальчиком,   довольно   высоким   для   своих   12   лет. Впоследствии получил прозвище Карлик нос . Как звали этого героя ?   «Якоб».     Жюри   должно   подвести   итоги   детективного   раунда   и   сказать   нам   общий   счет соревнования. А я пока замечу , что вы проявили себя , как настоящие сыщики ­ детективы, успешно справившись с такими нелегкими заданиями.          Жюри сообщает итоги второго раунда.     Последняя , заключительная встреча предстоит вашим капитанам.     Для конкурса капитанов надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок.      3 раунд. «Конкурс капитанов».   Ну как, капитаны, вообразили, что вы в сказочной стране ? Тогда ­ первое задание.     Какие слова надо произнести, чтобы:     1. Вызвать Сивку­Бурку ?      Сивка­бурка,     Вещий каурка.      Встань передо мной ,      Как лист перед травой.     2. Вместе с Али­Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами ?      Симсим, открой дверь !     3. Сварить кашу в волшебном горшочке ?      Раз, два, три , горшочек, вари !     4. Исполнить повеление волшебной щуки ?      По щучьему веленью, по моему хотенью. Переходим ко второму заданию. А теперь я буду называть зверя из литературного  произведения, а ваше задание ­ как можно скорее вспомнить и произнести его имя.     Медведь (Балу)      Пантера (Багира)      Шакал (Табаки)      Питон (Каа)     Вожак волчьей стаи (Акела)      Мангуст (Рики­Тики­Тави)      Черепаха (Сарли)      Последнее задание для капитанов .Оно требует некоторого обьяснения. Помните как в сказке «Золотой ключик» Мальвина обучала Буратино грамоте ? Кто скажет какую фразу она предложила ему для диктанта ? Верно ­ «А роза упала на лапу Азора». Мальвина назвала эту фразу волшебной. Почему ? Потому что эта фраза одинаково читается как слева направо, так и справа налево. Таких фраз в русском языке много. Называются они палиндромы,   или   перевертыши.   Вот   здесь   у   меня   имеются   два   плаката,   на   которых написаны задания для капитанов. Пожалуйста , капитаны внимательно прочитайте каждый свои фразы и найдите, какие предложения ошибочно причислены к перевертышам.     (Капитаны команд читают свои фразы и находят в них исключения).     Фразы для 1­го капитана:      Лев волов вел.     Вор влетел в ров.      Зубы на полку лезут.      Ковал поп поплавок.           Фразы для 2­го капитана:      Около меня не молоко.     Конус и рисунок.      Конфеты есть­не фокус.      Коту тащат уток.     (В каждом наборе фраз исключением ­ не палиндромом­является третья).  V. Подведение итогов «Литературного ринга».     1.Заключительное слово учителя : Я благодарю Вас за честную и интересную игру, и нам осталось   только   предоставить   последнее   слово   жюри.   Но   независимо   от   результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило  олимпиады : главное в олимпиаде ­ не победа, а   участие. Поэтому я думаю, что все вы получите пользу от этой встречи, полюбите   читать   новые   увлекательные   книжки   и   еще   раз   перечитаете   старые,   хорошо знакомые.      VI.Выставление поурочного бала.     Жюри объявляет итоги. Идет награждение победителей.

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"

Урок повторения по разделам учебника литературы."Литературный ринг"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017